МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Преподаватель: Шкурлятьева Надежда Андреевна
Уч.г.
РАЗДЕЛ 1. БИОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫМЕТОДИКИ
(на самостоятельное изучение студентов)
1.1. Совокупность факторов среды как условие существования организмов
Краткая характеристикапланетыЗемля; наличие на ней условий, необходимых для сохранения жизни (оптимальная температура, вода, почва, кислородная атмосфера, пищевые запасы и др.).
Основные группы экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные факторы. Особенности их влияния на существование и географическое распространение живых существ; специфичность действия в разных средах обитания (водной, наземно-воздушной, почве и среде, образуемой самими организмами)
Адаптация организмов к экоклимату природных зон (ледяная зона, тундра, лесотундра, зоны лесов и лесостепей, пустыня, зоны субтропиков и тропиков).
1.2. Особенности приспособления животных к условиям среды
Краткая характеристика наиболеераспространенных биологических классов животных(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Общая характеристика основных экологических групп разных классов животных:
- млекопитающих: обитателей разных сред (животные, жизнь которых частично или полностью связана с водой, почвой, ведущие наземный образ жизни, древесные, лазающие), зверей, различающихся по способу питания (травоядные, хищные) и месту обитания (лесные, обитатели водоемов, степей и пустынь, холодных и жарких стран);
- птиц (обитатели леса и населенных пунктов, болот и побережий водоемов, домашние, декоративные птицы; зерноядные, насекомоядные, хищные, нелетающие птицы);
- пресмыкающихся, живущих в сухих и влажных местах;
- земноводных, в разной степени зависимых от воды;
- рыб, обитающих в водоемах с пресной или соленой водой, разных слоях водной толщи; экологические особенности декоративных аквариумных рыб;
- насекомых, ведущих наземно-воздушный образ жизни, постоянных (временных) обитателей почвы и воды.
1.3. Биоценоз — сообщество живых организмов
Типы экологических взаимодействий организмов в природе: пищевые отношения, конкуренция, мутуализм и симбиоз, комменсализм, нейтральные отношения. Краткая характеристика биоценозов местного края (определение основного перечня обитателей и типов установившихся между ними экологических отношений).
Создание искусственных биоценозов (агроценоз, ботанический сад, экологические тропы, искусственные водоемы и др.), их отличие от естественных.
Формирование биогеоценоза (экологической системы) – структурной и функциональной единицы биосферы.
Подготовить презентацию на одну из тем или опорные конспекты
Сделать экологические знаки
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ПРИРОДЫВ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Развитие в методике проблемы воспитания детей средствами природы
2.1.1. Методика экологического образования (МЭО) как наука
2.1.2. Место МЭО в системе педагогических наук
2.1.3. Положения отечественной педагогики как теоретическая основа
2.1.4. Основные методы исследования процесса использования природы в воспитании детей
Д/З
1) Подготовка к семинару «Педагогическое наследие прогрессивной русской и западной педагогической мысли о значении природы в воспитании детей» (Хрестоматия «История дошкольной педагогики в России» Егорова)
Выступление:
а) автор, годы жизни
б) название статьи, год написания
в) высказывание, его суть
г) собственный взгляд на проблему
На перспективу – собрать природный материал (для дальнейшего изготовления дидактической игры)
Приобрести/найти справочник по комнатным растениям (для последующего изготовления «Паспортов растений»)
2.1.1. Методика экологического образования (МЭО) как наука
МЭО — наука об использовании природы во всестороннем развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста.
Методика — это совокупность методов, позволяющих решить какую-либо задачу.
Предметом изучения МЭО является изучение закономерностей формирования у детей элементов экологического сознания. Т.о. «МЭО» шире, чем «Ознакомление дошкольников с природой».
Чтобы развивать и воспитывать детей, используя природу, необходимо знать:
· Цели и задачи экологического образования (зачем)
· Содержание работы (чему учить)
· Методы обучения и образования (как)
· Средства обучения (при помощи чего)
· Условия, необходимые для экологического образования (предметно-развивающая среда)
Теоретической основой курса является дошкольная педагогика.
Проблемой экологического воспитания занимаются исследователи:
- Фокина Валентина Григорьевна
- Саморукова Полина Григорьевна
- Кондратьева Наталья Николаевна
- Монивцева Лидия Михайловна
- Терентьева Евгения Федоровна
- Каменева Людмила Анатольевна
- Рыжова Наталья Александровна и др.
Психологическое обоснование проблемы дали
- Запорожец Александр Владимирович
- Поддьяков Николай Николаевич
- Выготский Лев Семенович
- Рубенштейн Сергей Леонидович
2.1.2. Место МЭО в системе педагогических наук
- Психология дошкольника
- Дошкольная педагогика
а) методика развития речи
б) методика ИЗО
в) методика физического воспитания
г) методика ознакомления с социальной действительностью
д) методика МУЗО
е) методика математического развития
- Философия
- Естественные науки
МЭО — часть педагогики, один из инструментов развития и воспитания ребенка.
Философия является основой и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания новых педагогических концепций.
Методика как наука не может приобрести статус без филосовского осмысления и обоснования.
Ян Амос Коменский:
«... Необходимо понимать свойство человеческой натуры, ее естественные возможности и потребности, учитывая законы психологического развития и деятельности личности».
При ознакомлении с природой используются основные научные понятия современного естествознания: при разработке программного содержания, определения умений, методов и приемов дошкольного образования.
Положения отечественной педагогики как теоретическая основа
Педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса.
НАУКИ | |
Гуманитарные | естественные |
Педагогика история психология философия литература культурология | Биология естествознание математика физика химия |
Педагогический процесс — это сознательно организованное взаимодействие педагога и воспитанника с целью воспитания и обучения
Обучение — это специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся
Воспитание — это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
Развитие человека — это качественные изменения (н-р, опорно-двигательной системы, нервной системы, массы мозга, эндокринной системы и т.п.)