Анализ программ для художественных школ и студий по теме дипломной работы.




Во время опытно-поисковой работы велось изучение большого количества научной и методической литературы по темам: «художественный образ», «акварель», «пейзаж». Так же при подготовке широко использовались каталоги различных выставок, художников.

С целью выявления тем по созданию художественного образа в пейзаже были рассмотрены программы для детских художественных школ и студий:

1. Программа по предмету «композиция» МАОУ ДОД «ДХШ №1 им. А.П. Митинского»;

2. Модифицированная образовательная программа «Студии художественного творчества» МАОУ ДОД ДЮЦ «Пламя» (автор Зубцова Ольга Владимировна);

3. Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей студии изобразительного искусства «Художник» (составитель Иванова Мария Сергеевна).

Программа по композиции МАОУ ДОД «ДХШ №1 им. А.П. Митинского» предполагает, что для формирования творческой личности необходима систематическая подача теоретической информации по композиции и закрепление полученных знаний на практике. Композиция в рамках данного курса изучается как базовая подготовка для успешной работы по другим предметам.

Курс рассчитан на 4 года. В 1-2 классе даётся много теоретического материала. Так же дети выполняют задания пропидевтического характера.

На протяжении изучения всего курса предполагается тесная взаимосвязь композиции с другими дисциплинами (рисунком, живописью, историей искусств).

Основная цель программы – формирование художественного образа при решении композиционно-пространственных, конструктивно-плоскостных задач художественными средствами, в развитии общей культуры восприятия действительности и её отражения на плоскости.

Понятие художественного образа и стилизации вводится в обращение уже с первого класса, когда дети составляют ритмические пропидевтические композиции на различные темы.

Художественный образ в пейзаже изучается в первом полугодии 6 класса. Дети выполняют тематическую композицию «История Сибири», а так же работают над пейзажем по памяти и представлению (на изучение этих тем отводится 20 и 10 часов, соответственно). На первых занятиях дети собирают натурный материал, составляют эскизы (линейный и в цвете), а затем переходят к выполнению итоговых композиций.

В модифицированной образовательной программе «Студия художественного творчества» (автор Зубцова Ольга Владимировна) утверждается необходимость своевременного обучения детей изобразительному искусству (оптимальным возрастом, в котором необходимо начинать обучение, считается возраст от 7 до 8 лет, т.к. в дальнейшем происходит резкий спад изобразительной деятельности, отход от импровизации, фантазии, стихийности в творчестве, нарушение гармоничности мировосприятия).

Основная задача программы – воспитательная. Предполагается, что художественное воспитание – это один из важнейших способов гармоничного развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности.

Программа рассчитана на 3 года и предназначена для обучения детей 7-13 лет. Уже в первый год обучения дети знакомятся с различными техниками работы акварелью (по-сырому, по-сухому) в ходе выполнения пейзажных зарисовок на тему «Золотая осень». Во втором классе дети так же занимаются пейзажем. Они выполняют триптихи на тему «Лето» и «Золотая осень», где должны не только передать образ летней природы, но и показать плановость, определить линию горизонта и соразмерить масштабы. В живописной работе «Весенняя капель» дети должны с помощью техники по-сырому передать лёгкость, весеннее настроение.

Образовательная программа дополнительного образования детей студии изобразительного искусства «Художник» рассчитана на 2 года и предназначена для обучение детей в возрасте от 7 до 17 лет. Данная программа разработана на основе рабочей программы по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов, созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Основная цель этой программы – нравственное развитие детей, которое осуществляется средствами изобразительного искусства.

В программе чередуются задания предметного, сюжетного, декоративного рисования, выстраивается их последовательность по принципу нарастания степени сложности поставленных задач. В каждой последующей работе дети используют все приобретенные ранее знания, умения и навыки.

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно – прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в систематических искусствах – экранных и театре.

В программе так же предполагается изучение детьми такого понятия как «художественный образ». Оно проходит рефреном через все занятия по рисунку, живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству и скульптуре. В первый год обучения проходит изучение пейзажа. Дети учатся изучать натуру, выделять особые характерные черты пейзажа, раскрывать его характер, передавать свет и тон при различном освещении, видеть особенности колорита в разное время года. Для этого выполняются задания по темам: пейзаж «Осенний лес», «Осенний пейзаж», «Зимний пейзаж», «Конец зимы», «Весенний пейзаж», «Деревья в окне», «Здравствуй, лето, летний пейзаж».

Во втором классе на занятиях по живописи так же происходит обращение к теме пейзажа. Дети учатся видеть красоту природы во все времена года. Для этого предлагается тема «Пейзаж за окном». Так же на теоретических занятиях происходит знакомство с творчеством выдающихся художников-пейзажистов (урок «Родная природа в творчестве художников: Осень, зима, весна, лето», «Природа в разное время суток: утро, полдень, вечер и ночь»). Происходит знакомство с ролью выбора формата. Изучается высота горизонта в картине и его образный смысл, организация перспективного пространства в картине.

 

Таким образом, теме пейзажа на занятиях в детских художественных школах уделяется достаточное количество часов. Кроме того, в названных программах одной из главных задач является развитие художественно-образного мышления, которое, является основой успешной творческой работы, изучение и использование различных технических приёмов работы с художественными материалами. Это в свою очередь ведет к отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Поскольку педагогическая практика проводилась в МАОУ ДОД «ДХШ №1 им. А.П. Митинского», мы использовали программу данной художественной школы как основу для создания блока уроков по теме исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: