Тема 2. Древние цивилизации на территории Северного Кавказа III тыс. до н.э – III ты. н.э.




История народов

Северного Кавказа

 

Программа

Учебно-методическое пособие

специальность 030400 - История

 

 

Ставрополь 2010

 

 

Печатается по решению

Ученого Совета исторического

факультета Ставропольского

государственного университета

 

 

Авторы - составители: д-р ист. наук, профессор Невская Т.А.

канд. ист. наук, доцент О.И. Шафранова

 

Рецензент: канд. ист. наук, доцент Садченко В.Н.

канд. ист. и юрид. наук, доцент Зозуля И.В.

 

 

История народов Северного Кавказа: Программа. Учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2010.

 

Пособие содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации, рекомендуемые темы рефератов и сообщений, список источников и литературы.

Предназначено для студентов 4 курса исторического факультета Ставропольского государственного университета.

 

 

ИСТОРИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Пояснительная записка

Северо-Кавказский федеральный округ состоит из шести национальных республик и одноного края, учитывая многонациональность и поликонфессиональность региона приоритетной задачей вуза является изучение таких региональных дисциплин как История народов Северного Кавказа.

Программа и учебно-методическое пособие «История народов Северного Кавказа» предназначены для студентов 4 курса исторического факультета, изучающих одноименный курс.

Учебный курс указанной дисциплины является логическим завершением блока региональных дисциплин – Археология Северного Кавказа, Этнология Северного Кавказа читаемые на 3 курсе исторического факультета. «История народов Северного Кавказа» посвящена социально-политической и экономической истории региона.

Дисциплина призвана сориентировать студентов в направлении расширения и углубления знаний по проблемам основных тенденций исторического развития северокавказского региона, формированию осознания общероссийской идентичности. Курс имеет особое значение для научных, музейных и архивных работников, педагогов. Региональный компонент, введенный в школьные и вузовские программы, предполагает глубокие знания будущих преподавателей по местной истории. Кроме того, курс имеет огромное воспитательное значение, помогает формированию чувств толерантности и взаимоуважения.

В основе программы лежит проблемно-хронологический метод, предусматривающий изучение истории региона по периодам, внутри них по проблемам. Программный материал предусматривает последовательное изучение истории народов Северного Кавказа от эпохи к эпохе с древнейших времен до наших дней.

Цель курса - сформировать целостное понимание процессов, закономерностей и особенностей социально-политической, экономической и культурной истории народов Северного Кавказа.

Задачи учебной дисциплины:

- показать общеисторический фон развития региона в контексте истории России и мира;

- помочь студентам разобраться в политико-правовых и социокультурных проблемах, региона;

- через рассмотрение документальных источников выработать у студентов собственное представление об историческом процессе, в регионе, чтобы студенты могли самостоятельно ориентироваться в современных политических и идеологических вопросах;

Немаловажной задачей курса является формирование четких научных представлений по актуальным и острым дискуссионным вопросам региональной истории - этногенезу народов Северного Кавказа, проблемам вхождения состав Российской империи и интеграции региона в её социально-экономическую и политико-правовую систему России, Кавказской войне, установлению Советской власти, проблемам депортации народов Северного Кавказа и пр. Эти темы, вызывающие много споров, в настоящее время активно используются в политической борьбе, муссируются лидерами националистических движений. Не все страницы региональной истории одинаково по объему отражены в программе, более того, ряд сюжетов вынужденно даны весьма кратко. Лаконизм в изложении исторического материала, обусловленный ограниченным количеством часов, позволил осветить лишь главные узловые моменты региональной истории.

Изучение истории северокавказского региона имеет важную социализирующую составляющую, поскольку формирует у студента устойчивое осознание его принадлежности к многонациональной общероссийской культуре.

Как и в других науках, в региональной истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания (культурологии, исторической психологии, социологии). Многие факты, события, явления региональной истории с открытием новых источников, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются иначе, чем десять лет тому назад. В связи с этим была учтена и разнохарактерность оценок, отдельных событий в истории региона советского периода, отраженных в современной научной литературе. Особенностью предлагаемого курса является то, что многие вопросы предлагается освещать с учетом нового исторического материала, что отражено не столько в учебниках, сколько в научных изысканиях современных кавказоведов, публикуемых в научных журналах и сборниках таких как «Отечественная история», Научная мысль Кавказа, «Минаевские чтения», «Вопросы южнороссийской истории» и др. В целях интеграции научных знаний в учебный процесс используется и настоятельно рекомендуется применять при подготовке к семинарским занятиям материалы кандидатских и докторских диссертаций по соответствующей тематике.

В процессе реализации программы предполагается посещение ставропольских архивов (Государственный архив Ставропольского края), местных музеев (Краеведческий музей им. Прозрителева Г.Н. и Праве Г.К., музей изобразительных искусств) и краевой научной универсальной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова.

Предлагаемое пособие включает программу учебного курса «История народов Северного Кавказа», планы семинарских занятий, темы рефератов и сообщений, задания для самостоятельной контролируемой работы, список исторических документов и литературы по каждой теме, методические рекомендации по темам.

Тематика дисциплины имеет определенную связь с такими дисциплинами учебного плана как история России, этнология, археология поэтому программа, не дублируя данные курсы, сформирована таким образом, чтобы расширить научный кругозор студентов и способствовать развитию их самообразования.

 

Учебно-тематический план

Тема лекции семинары СКР всего часов
  Введение. Цель и задачи курса. Источники и историография        
  Древние цивилизации на территории Северного Кавказа III тыс. до н.э – III ты. н.э.        
  Ранние государства на Северном Кавказе IV – XIII в.н.э.        
  Северный Кавказ в составе Золотой Орды XIII – XIV в.        
  Политические реалии и социокультурная жизнь народов Северного Кавказа в XV – XVII вв.        
  Северный Кавказ в международных отношениях. Присоединение народов Северного Кавказа к РоссииXVI – первая половина XIX вв.        
  Политика России на Северном Кавказе. Колонизация региона в XVIII - первой половине XIХ веках.          
  Кавказская война 1817-1864 г.        
  Буржуазные реформы и социально-экономическое развитие региона во второй половине XIX века.        
  Социально-экономическое и политическое развитие региона в начале XX века.        
  Северный Кавказ в годы революций и Гражданской войны.        
  Северный Кавказ в условиях советской модернизации в 20-30 годы XX в.        
  Великая Отечественная война и народы Северного Кавказа.        
  Северокавказский регион во второй половине ХХ века.        
  Северный Кавказ в постсоветский период.        
  Итого        

Программа

Тема 1. Вводная. Предмет и задачи курса. Цели и задачи изучения региональной истории. Структура курса. Источники и историография. Новые концептуальные подходы и методологические основы изучения региональной истории. Формы организации учебного процесса.

Основные проблемы кавказоведения. Природно-географическая характеристика Кавказа. Место народов Северного Кавказа в отечественной истории. Роль России в судьбах народов региона. Классификация народов Кавказа. Этнолингвистический и расовый состав. Языковые семьи и группы. Антропологические типы. Численность и расселение народов.

Тема 2. Древние цивилизации на территории Северного Кавказа III тыс. до н.э – III ты. н.э.

Периодизация древнейшей истории Северного Кавказа. Процесс антропогенеза и социогенеза. Северный Кавказ - один из древнейших очагов человеческой культуры. Каменный век на Северном Кавказе. Палеолит, мезолит, неолит. Хозяйство, культура и общественная жизнь древнейших и древних людей. Родовой строй на Северном Кавказе. Энеолит. Памятники эпохи энеолита на Северном Кавказе. Майкопская культура III тысячелетия до н.э. Кубанские курганы. Н. И. Веселовский.

Бронзовый век. Культуры эпохи бронзы на Северном Кавказе. Железный век. Хозяйство племен, орудия труда. Население Северного Кавказа в железном веке.

Греческие города на Черноморском побережье VII-I вв. до н.э. Племена Северного Причерноморья. Синды. Геродот о населении Северного Кавказа. Скифы и киммерийцы Скифы и сарматы. Сарматские племена. Аланы. Памятники скифской культуры. Влияние греческой колонизации Причерноморья на местные народы. Боспорское царство. Культура древних племен Северного Кавказа. Экономика и хозяйственный строй. Древняя Албания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: