Государство и бизнес в России: эволюция модели взаимоотношений
После социализма: «капитализм без капиталистов»
На взаимодействие между бизнесом и государством в России сильный отпечаток отложили: Во-первых, совмещение во времени «тройного перехода» -- к рыночной системе, демократическим политическим институтам, а также интеграция в глобальную сеть экономических и политических связей -- сделало трансформационные процессы особенно сложными и противоречивыми.
В России переход осущ. По модели «капитализм сверху» (трансформация партийной и государственной элиты в предпринимателей)
Результатом стало появление раздробленного, маловлиятельного и тесно связанного с государственными структурами бизнеса.
Время политического патронажа
В период «суперпрезидентской республики» (1991--1995) доминировала административная и политическая элита. В первой половине 1990-х более половины «организаторов» ассоциаций бизнеса составляли бывшие чиновники.
Формирующееся сообщества бизнеса были расколоты на «новых предпринимателей» и «красных директоров».
- Общепризнанный центральный союз отсутствовал,
- между ассоциациями велась активная борьба за лидерство.
- Большинство ранних ассоциаций представляли собой «персоналистские» объединения, основу которых составляли узкие группы бизнесменов, сплотившиеся вокруг конкретного лидера. Многие создавались как инструменты личного влияния своих руководителей, выступавших в роли «политических предпринимателей».
- На базе коммерческих предприятий и ассоциаций бизнеса были созданы «партии интересов» для участия в выборах в Государственную Думу в 1993 году (и почти все они потерпели поражение)
Сближение государства и капитала проходило по линии установления привилегированных связей с наиболее крупными финансовыми структурами, способными взять на себя функцию агентов государства или высшего политического руководства.
патронаж и клиентела -- разновидности иерархических отношений, предполагавшие обмен покровительства политического патрона на лояльность клиентов из бизнеса.
Первое время политические патроны прочно удерживали свои позиции, а сами отношения сохраняли иерархический характер. При этом в разных секторах экономики практиковались различные модели.
В новых секторах деловые сообщества только начали складываться, их корпоративные объединения были слабы, фирмы и предприятия были включены в патронажно-клиентельные связи. Предприниматели из новых секторов экономики не оказывали сколько-нибудь существенного влияния на принятие решений.
Организация старых секторов экономики, унаследованных от государственной экономики, была заметно выше. Через свои корпоративные объединения, такие как Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Лига оборонных предприятий, «красные директора» пытались оказывать влияние на принятие решений.
Возникновение «симбиотических» отношений
Ассоциации «второй волны» отказываются от участия в выборах и переориентируются на лоббизм.
Был взят курс на легитимацию крупного бизнеса в качестве второго субъекта модернизации. Перелом в отношениях бизнеса со своими политическими патронами произошел на президентских выборах 1996 года. В ходе избирательной кампании новая экономическая элита установила прямые связи с высшим политическим руководством страны, а после выборов ее представители были включены в высшие эшелоны исполнительной власти (Владимир Потанин, Борис Березовский).
Обретение узкой группой ведущих предпринимателей мощного влияния после президентских выборов 1996-го нарушило политический баланс в отношениях бизнеса и государства. Патронаж уступил место «симбиотическим» отношениям («сращивание»).
Консолидация оставалась на низком уровне, доминировали ориентация на индивидуалистические стратегии и агрессивная защита автономии от государства и собственного сообщества. Замена патронажа на «симбиотические» отношения с властью - «Ведущий» и «ведомый» постоянно менялись местами, и зачастую было трудно определить, кто от кого зависит.
Сокращение дистанции между политической и экономической элитами стало фактором, побуждающим -- при возникновении такой необходимости -- членов элиты экономической идти на конфликт с властью. Отсутствие институциональных форм наделяло конфликт внутри правящ его слоя свойством быстрой эскалации. Борьба вокруг итогов конкурса по «Связьинвесту» летом 1997 года показала, что изнанкой «сращивания» стал перенос конфликтов из бизнес-среды в верхние эшелоны государственной власти. Смещение Виктора Черномырдина с поста премьера в марте 1998-го привело к дальнейшей эскалации конфликта, а разрушение созданной им неформальной системы взаимоотношений сломало равновесие во взаимоотношениях с бизнес-сообществом. В середине лета 1998 года произошла новая эскалация: спустя всего год после борьбы с молодыми реформаторами бизнес-элита перешла к борьбе с президентом Борисом Ельциным. После августовского дефолта 1998 года коалиция элит, на которую опирался режим, практически распалась.