В) третья секция – тестирование.




Центральная предметно-методическая комиссия Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ


МЕТОДИКА И СИСТЕМА

ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Средней возрастной группы (9 класс)

По основам безопасности жизнедеятельности

 

г. Москва

1. О СРОКАХ ПРОВЕДЕНИЯ И СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ

 

 

Письмом Рособразования от 24 октября 2008 г. № 2319/12-14 «О сроках про-ведения третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2008/2009 учебном году», сроком проведения регионального этапа олимпиады школь-ников по ОБЖ определено 5 февраля 2009 г.

Приказы по итогам проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ должны быть изданы не позднее 15 февраля 2009 года и выс-тавлены на сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.

Списки участников регионального этапа Олимпиады по ОБЖ с указанием ФИО, даты рождения, наименования учебного заведения (по уставу), класса и наб-ранных баллов заверяются руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, и нап-равляются в Рособразование до 15 февраля 2009 года.

В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2007г. № 286, региональный этап олимпиады проводится по заданиям, разработанным Центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по ОБЖ.

Учитывая, что письмом Рособразования от 24 октября 2008 г. № 2319/12-14 региональный этап олимпиады по ОБЖ рекомендовано провести в один день, Цент-ральной предметно-методической комиссией разработаны олимпиадные задания теоретического и практического тура, с учетом реализации указанных рекомендаций. При этом, практический тур регионального этапа рекомендуется провести одновре-менно для средней (9 класс) и старшей (10-11 классы) возрастных групп по практи-ческим заданиям предметной секции «Оказание первой медицинской помощи пос-традавшим».

Обращаем внимание организаторов регионального этапа олимпиады по ОБЖ, что на данном этапе не предусмотрены «Полевой тур» и конкурс творческих про-ектов.

Система и методика оценивания олимпиадных заданий определены Центрально-методической комиссией в зависимости от специфики курса ОБЖ и формата проведения конкурсных мероприятий по предмету. При разработке текстов олим-пиадных заданий, критериев и методики оценки выполненных олимпиадных зада-ний регионального этапа, Центральной предметно-методической комиссией также определены высший балл за каждое задание отдельно, а также общий максималь-ный балл за все задания и туры.

 

 

1. МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА

Теоретический тур проводитсяв кабинетах или аудиториях, число которых должно равняться числу предметных секций, где участники региональной олимпи-ады будут одновременно письменно отвечать на вопросы заданий.

Предметные секции для участников средней возрастной группы (9-й класс):

а) первая предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в повсед-невной жизни». Ответы на задания оценивают не менее трех членов жюри, после чего их оценки суммируются и выводится общий балл;

б) вторая предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в чрезвы-чайных ситуациях». Ответы на задания оценивают не менее трех членов жюри, после чего их оценки суммируются и выводится общий балл;

в) третья секция – тестирование.

В представленной методике даются тексты заданий и ответы на них. Причем, представленные ответы по их содержанию являются основой для оценки знаний участников, т.к. несут только смысловую нагрузку рассматриваемого вопроса или ситуации, и не претендуют на единственно верные по структуре содержания.

1.1. Методика оценивания выполнения теоретических олимпиадных заданий предметной секции «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»

Задание 1. Собираясь на отдых в большой город, где предстоит посетить его достопримечательности, вы приходите к выводу, что большинство экскурсий – пешеходные. Вы понимаете, что большое количество автомобильного транспорта в этом городе является потенциальным источником опасности для вас, в связи с чем, требуется вспомнить основные правила безопасности на улицах и дорогах. С учетом этого ответьте на следующие вопросы:

Вопрос 1. Как необходимо передвигаться по улицам населенного пункта, не создавая опасности пешеходам и водителям транспортных средств?

Ответ. По улице необходимо ходить умеренным шагом и только по троту-ару, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать другим

Вопрос 2. Объясните, каким образом должны передвигаться пешеходы при отсутствии тротуаров?

Ответ. В этом случае пешеходам надо идти по самому краю проезжей части в один ряд, занимая на ней минимальное пространство. В таких случаях наиболее безопасно идти по левой стороне проезжей части - навстречу движению транс-портных средств. При таком движении пешеход видит приближающийся автомо-биль и может своевременно сойти с проезжей части.

Вопрос 3. На улицах и дорогах встречаются перекрестки, где отсутству-ют светофоры. В таких случаях часто требуется помощь регулировщика. Ответьте и опишите, какие сигналы регулировщика соответствуют сигналам светофора?

Ответ. Регулировщик обращен к пешеходам боком, руки опущены – это со-ответствует зеленому сигналу светофора и пешеходам разрешается переходить проез­жую часть.

Регулировщик поднимает вверх руку или жезл, – это соответствует желтому сигналу светофора. Пешеходам в этом случае переход через улицу запрещается. Если же этот сигнал застал пешехода на перекрестке, когда он не прошел середину улицы, то он должен дойти до середины проезжей части, остановиться и ждать разрешающее движение сигнала регулировщика.

Регулировщик обращен к пешеходам грудью или спиной, – это соответству-ет красному сигналу светофора, переходить улицу (проезжую часть) запрещается.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2 балла:

· за правильный ответ на первый вопрос - 0,25 балла;

· за правильный ответ на второй вопрос - 0,25 балла;

· за правильный ответ на третий вопрос - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются.

 

Задание 2. Вы часто пользуетесь услугами транспорта, и прежде всего автомо-бильного, который стал основным видом общественного пассажирского транспорта в большинстве городов и населенных пунктов нашей страны. Рассмотрите предло-женные Вам ситуации и найдите правильное решение.

Ситуация 1. При поездке в автобусе произошло столкновение с другим транспортным средством, вы не можете удержаться в вертикальном положе-нии. Определите алгоритм Ваших действий и заполните схему:

Ответ.

 

 


Ситуация 2. Отъехав от остановки, троллейбус столкнулся с обгоняющим его автомобиль и остановился. Двери заклинило, и они не открываются. Кроме того, в салоне появился запах жженой резины. Ответьте, каким образом необ-ходимо эвакуироваться из троллейбуса в такой ситуации и что нужно сделать, чтобы воспользоваться аварийными выходами?

Ответ.

Для выхода из троллейбуса в случае аварии можно использо­вать двери, окна, вентиляционные люки, но лучше специальные окна, которые служат аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения и выда­вить стекло.

Кроме того, можно выбить любое стекло при помощи твердого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огне­тушителя, тормозного башмака. При этом нужно отбить острые осколки по краям, чтобы не поранить людей при эвакуации. Не за­будьте также отбить острые осколки по краям.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 2,0 балла (по 0,5 балла за каж-дую из четырех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на второй вопрос - 1,0 балла.

Задание 3. Современный дом (квартира), в силу объективных причин не только защищает че­ловека, но и может создать усло­вия для возникновения опасных ситуаций. С учетом, этого, Вам предлагается ответить на следующие вопросы.

 

Вопрос 1. Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире) и како-вы их причины? Заполните до конца таблицу.

Ответ.

Наименование опасных ситуаций Причины опасных ситуаций
1. Пожар   Неосторожное обращение и шалость детей с огнем; нарушение правил пользования элек-тробытовыми и электронагревательными при-борами; нарушение правил хранения и исполь-зования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей; утечка бытового газа; неосторож-ное обращение с пиротехническими изделия-ми и др.
2. Поражение электрическим током Использование неисправных электроприбо-ров и электрооборудования, ремонт не обес-точенных электроприборов, игры детей с ра-ботающими электроприборами, прикоснове-ние открытой частью тела (особенно мокры-ми рукам) к неисправной электропроводке, оголенным или оборванным электропроводам.
5. Отравление препаратами бытовой химии   Нарушение правил пользования и хранения препаратов бытовой химии; использование неизвестных препаратов и препаратов приоб-ретенных не в магазине разлитые или расы-панные препараты.

 

Вопрос 2. Сформулируйте подробно общие правила вызова специаль-ных служб (скорая помощь, милиция, пожарная охрана, спасатели и др.) по телефону при возникновении опасных или аварийных ситуаций в доме, квар-тире:

Ответ. При вызове специальные службы по телефону, необходимо сообщить:

• причину вызова (пожар, несчастный случай, взрыв, нападение, запах газа, захват заложников и т.п.)

• свое имя и фамилию, а также номер телефона, откуда передается сообще-ние;

• точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код) или другие ориентиры.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2,5 балла:

· за правильный ответ на первый вопрос - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются;

· за правильный ответ на второй вопрос - 1,0 балла (первая позиция - 0,3 балла, вторая - 0,3 балла, третья - 0,4 балла). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются

 

Задание 4. Опасные или аварийные ситуации в доме квартире могут произойти в любое время, поэтому жильцы должны знать порядок действий при их возник-новении. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и найдите правильное решение.

 

Ситуация 1. Вы пришли после прогулки домой, разделись и пошли мыть руки. Включив свет в ванной комнате, видите, что из вентиля с горячей водой фонтанирует (вытекает) вода, её уже достаточно много на полу, и она посте-пенно прибывает. Определите алгоритм Ваших действий и заполните схему:

 

 

 


Ситуация 2. Вы спускаетесь по лестнице с 4-го этажа, на котором нахо-дится ваша квартира. На лестничной площадке, между вторым и первым эта-жами чувствуете специфический запах и понимаете, что где-то происходит утечка газа. Примите решение, определив алгоритм Ваших действий, и заполните схему:

 
 

 

 

 


Ответьте на вопрос. Что запрещается делать при обнаружении запаха газа в помещении?

Ответ. При обнаружении запаха газа в помещении не допускается зажигать огонь, курить, включать и выключать электроосвещение и электроприборы, поль-зоваться электроприборами.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются;

· за правильный ответ на вторую ситуацию - 2,5 балла (по 0,5 балла за каждую из четырех позиций, плюс 0,5 баллов за правильный ответ на дополнительный вопрос). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются.

 

Задание 5. Экстремальная ситуация в условиях природной среды обычно воз-никает внезапно и её возникновение не всегда можно прогнозировать. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и найдите правильное решение.

Ситуация 1. Вам предстоит отправиться в недельный турпоход. При подго-товке к нему необходимо подобрать одежду и обувь. Каких требований вы будете придерживаться? Заполните таблицу.

Ответ.

Требования к походной обуви Обувь должна быть удобной, плотно сидеть на ноге, но не сжи-мать стопу.
Требования к походной одежде Одежда должна быть легкой, и иметь небольшой объем. Верхняя одежда должна быть яркой и влагонепроницаемой, а нижнее белье хорошо поглощать выделяющийся при ходьбе пот.

 

Ситуация 2. Группа туристов из 7 человек двигается по маршруту. Нео-жиданно, резко ухудшились погодные условия, начался сильный дождь, под-нялся ветер, местность труднопроходимая. Руководителю группы удалось сооб-щить по мобильному телефону о приблизительном местонахождении группы. Определите, какое решение должен принять руководитель и каков алгоритм действий группы в этой ситуации?

Ответ. Руководитель группы должен принять решение оставаться на месте.

 

 
 

 

 


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 1,0 балла (по 0,5 балла за каждую из двух позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен, баллы не начис-ляются;

· за правильный ответ на вторую ситуацию - 3,0 балла (по 0,5 балла за каждую из шести позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

 

Задание 6 (теоретическое).Водоемы опасны как летом, так и зимой. Ежегодно на них происходят различные несчастные случаи. Поскольку знания безопасного поведения на водоемах помогают предотвратить трагические случайности Вам предлагается ответить на следующие вопросы.

Вопрос 1. Что запрещается делать отдыхающим во время купания на водоемах?

Ответ.

· заплывать за буйки, подплывать к судам (моторным, парусным), весельным лодкам, баржам, плотам и другим плавсредствам;

· прыгать в воду с лодок, катеров, причалов;

· подавать крики ложной тревоги;

· затевать игры в воде, связанные с нырянием и захватом друг друга, а также допускать другие шалости на воде;

· плавать на досках, лежаках, бревнах, камерах автомашин и т.п.

 

Вопрос 2. Большую опасность в воде представляет возникновение судо-роги. Особенно подвержена таким судорогам икроножная мышца. Дайте реко-мендации, как победить судорогу находясь в воде?

Ответ. При появлении боли в ноге рекомендуется немедленно остановиться, перевернуться на спину, разогнуть и напрячь ногу, стопу потянуть на себя, держать ногу в таком положении несколько секунд. Попробовать сильно ущипнуть себя за мышцу несколько раз. При наличии иголки или булавки – уколоть икроножную мышцу иголкой или булавкой.

 

Вопрос 3. Зимой передвижение по льду водоемов очень опасно. Допус-тимая толщина прочного льда при передвижении по нему людей должна сос-тавлять не менее 10 см. Обобщите и перечислите запрещающие правила при передвижении в случае необходимости по льду водоема.

Ответ.

· подходить к кромке льда ближе, чем на 10 м;

· ходить по замерзшему водоему в одиночку;

· переправляться по льду при появлении воды;

· двигаться вдоль предполагаемого течения реки через озеро: ледяной покров в этом месте может оказаться тонким;

· переходить по нависшему над водой льдом любой толщины;

· кататься на коньках в непроверенных и необорудованных для этого местах и при толщине льда менее 20 см.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2,5 балла:

· за правильный ответ на первый вопрос - 1,0 балла (по 0,2 балла за каждую из пяти позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на второй вопрос - 0,3 балла. Если ответ не верен, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на третий вопрос - 1,2 балла (по 0,2 балла за каждую из шести позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 7. Личная безопасность человека является индивидуальной ценностью иопределяется конкретными условиями его жизни. Многих преступлений можно было бы избежать, если бы мы были предусмотрительными, знали и выполняли правила личной безопасности. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и предло-жите верное решение.

 

Ситуация 1. Ваш младший брат собирается на прогулку с подружкой и обращается с просьбой объяснить ему, какие естественные опасные условия могут повлиять на их безопасность, и что такое «виктимное поведение»? Вы подумали и ответили по схеме, в которой нужно дополнить предложения:

Ответ.

Опасное время – это время значительного повышения риска дляличной безопасности.

Примеры опасного времени: ночь, поздний вечер, раннее утро

Опасное место – это место, которое остается одинаково небезопасным в любое время суток.

Примеры опасных мест: лесопарки, пустыри, стройки, стройплощадки, забро-шенные дома, подвалы, чердаки, стройплощадки, вокзалы, рынки, аэропорты, места массовых зрелищ, пустынные вечер­ние улицы и др.

Виктимное поведение – это проявление особого, провоцирующего поведения.

Примеры виктимного поведения:

– демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;

– девушка в короткой юбке и в кофточке с глубоким вырезом, идущая через темный сквер;

– демонстрация дорогих украшений поздним вечером в общественном тран-спорте или на улице;

– выглядывающий из кармана кошелек и др.

 

Ситуация 2. При помощи стрелок установите соответствие между ситуа-циями и правилами безопасного поведения:

 

       
 
Вы слышите, что дверь квартиры пытаются открыть.  
 
Сослаться на занятость, болезнь, необходимость посоветоваться с друзьями, прервать беседу и уйти.


 

 

       
 
Незнакомый человек приглашает поехать к нему на пикник, на дачу.  
 
Убедиться, что дверь надежно заперта; позвонить, в милицию, не выгляды-вать за дверь.  

 


 

 
 

 

 


 

       
 
У стоящего у тротуара автомобиля с работающим двигателем просят пока-зать дорогу.  
 
Не входить в квартиру, вызвать мили-цию по телефону от соседей.  

 


 

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3,5 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 3,0 балла (по 0,5 балла за каждую из шести позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на вторую ситуацию - 0,5 балла. Если ответ не верен, баллы не начисляются.

Задание 8. Рассмотрите ситуации, связанные с угрозой проведения террорис-тического акта и предложите действия по безопасному поведению при их возник-новении.

 

Ситуация 1. Вы сели в автобус, и увидели под задним сидением оставленную кем-то сумку, из которой торчат провода и виден кусок изоленты. Ваши дейс-твия:

Ответ. Опросить пассажиров. Если хозяин не установлен, немедленно сооб-щить об этом водителю. Кроме того:

· не подходить к сумке, не трогать, не вскрывать и не передвигать её;

· запомните время её обнаружения;

· предупредить пассажиров, чтобы они отошли как можно дальше от сумки;

· не предпринимать самостоятельно никаких действий.

 

Ситуация 2. Находясь на улице, вы почувствовали активизацию сотруд-ников правоохранительных органов, прозвучал предупредительный крик «Ложись, взрывное устройство!». Примите решение, определив алгоритм Ваших действий, и заполните схему:

Ответ.

 
 

 


Ситуация 3. Группа людей оказалась заложниками террористов и их удер-живают в здании. Готовится операция спецслужб по их освобождению. Вам необходимо определить действия заложников при их освобождении:

Ответ.

 

   
 
 
 

 

 


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 1,0 балла (по 0,25 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на вторую ситуацию - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на третью ситуацию - 1,5 балла (по 0,75 балла за каждую из двух позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

 

Задание 9 (теоретическое).Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Пос-кольку потребность в здоровом образе жизни является фундаментом хорошего здо-ровья, Вам предлагается:

 

1. Дополнить схему об основных элементах здорового образа жизни

 

 

 
 

 


2. Вписать наименования продуктов питания, которые являются:

а) источниками белков: мясо, рыба, молочные продукты, яйца, орехи, крупы и др.;

б) источниками жиров: сливочное масло, сметана, сливки, сыр, подсолнечное масло, кукурузное масло, орехи, овсяная крупа и др.;

в) источниками углеводов: хлеб, печенье, крупы, овощи, фрукты и др.

 

Основные физические качества, обеспечивающие высокий уровень здоровья  
3. Дополнить схему, характеризующую основные физические качества человека:

               
       


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2,0 балла:

· за правильный ответ на первый вопрос - 1,0 балла (по 0,1 балла за каждую из позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на второй вопрос - 0,6 балла (по 0,2 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на третий вопрос - 0,4 балла (по 0,1 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 10 (теоретическое). Приоритетность здоровья и формирования здоро-вого образа жизни стано­вятся одним из важных факторов отказа от вредных привычек, поскольку они опасны для здоровья от­дельного человека и общества в целом. С учетом этого, Вам предлагается:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: