Заполнить до конца схему, указав в ней четыре группы вредных веществ, содержащихся в табачном дыму.




Ответ.

 


2. Охарактеризовать ряд последствий, связанных с употреблением алко-голя

а) последствия алкоголя на головной мозг - нарушается деятельность моз-жеч­ка, в результате чего утрачиваются точность и целенаправ­ленность движений, согласованная и координированная работа многих мышц и органов равновесия. Изменяются речь и почерк – речь становится медленной, теряет свою плавность; почерк отличается неровными и крупными буквами;

б) последствия алкоголя на печень - когда количество спирта слишком велико, печеночные клетки гибнут, защитная функция печени полностью нару­шается и развивается цирроз печени.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 2,5 балла:

· за правильный ответ на первый вопрос - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на второй вопрос - 1,0 балла (по 0,5 балла за каждую из двух позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

1.2. Методика оценивания выполнения теоретических олимпиадных заданий предметной секции «Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях»

Задание 1. Ежегодно люди на Земле ощущают 300 – 350 тыс. земле­трясений. На территориях, где весьма вероятны землетря­сения интенсивностью 7 и более баллов, проживает полови­на населения Земли. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и определите верные решения.

 

Ситуация 1. В одном из городов России случилось землетрясение, кото-рое составило 8-9 баллов по шкале Рихтера. Это стало причиной человеческих жертв, разрушения жилых домов, производственных зданий, сооружений и дру-гих объектов экономики. Вам необходимо перечислить основные причины гибе-ли людей и несчастных случаев при землетрясении.

Ответ.Основными причинами гибели людей и несчастных случаев при зем-летрясении являются:

· разрушение зданий и сооружений и попадание людей под падающие конст-рукции и в завалы;

· падение кирпичей, дымовых труб, карнизов, балконов, облицовочных плит, рам, осветительных установок, оборудования, отдельных частей здания;

· падение (особенно с верхних этажей) битых стекол;

· зависание и падение на проезжую часть улицы разорванных электропроводов;

· падение тяжелых предметов в квартире;

· пожары, вызванные утечкой газа из поврежденных труб и смыканием электро-линий;

· неконтролируемые действия людей в результате паники.

Ситуация 2. Ваша семья проживает в сейсмически опасном районе. Нахо-дясь в доме, Вы услышали сигналы сирен и транспортных средств. Опреде-лите порядок ваших дальнейших действий и заполните схему:

 
 


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание –3,0 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 1,75 балла (по 0,25 балла за каждую из семи позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на вторую ситуацию - 1,25 балла (по 0,25 балла за каждую из пяти позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 2. Ураганы – одни из самых мощных сил стихии, и в сочетании с сопро-вождающими их явлениями, приносят разрушения и жертвы. Рассмотрите предло-женные Вам ситуации и определите верные решения.

 

Ситуация 1. При помощи стрелок установите соответствие между при-веденными понятиями и их определениями:

Ответ.

 

       
 
Ураган (тайфун)
 
Сильный атмосферный вихрь, обладающий большой раз-руши­тельной силой в котором воздух вращается со ско-ростью до 100 м/с,.


 

 


 

       
 
Смерч
 
Очень сильный (со скоростью свыше 20 м/с) и продолжи-тельный ветер.

 

 


 

 

Ситуация 2. Находясь в доме, Вы услышали крики соседей о прибли-жающемся урагане. Радио и телевидение не работает. Выглянув в окно, опре-делили, что ураган свирепствует в нескольких километрах от дома. Подвала в доме нет. Определите порядок ваших дальнейших действий, заполните схему и укажите относительно безопасные места в доме при урагане.

 
 


Относительно безопасными местами в доме при внезапном возникновении урагана являются: ниши стен, дверные проемы, встроенные шкафы и т.п.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание –2,0 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 0,75 балла (по 0,25 балла за каждую из трех позиций). Если ответ не верен, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на вторую ситуацию - 1,25 балла (по 0,5 балла за каждую из двух позиций, плюс 0,25 балла за правильный ответ на дополнительный вопрос). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 3. Наводнения занимают первое место в мире по числу со­здаваемых ими стихийных бедствий и второе-третье место по числу жертв. Они могут возникать внезапно и продолжаться от нескольких часов до нескольких недель. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и определите верные решения.

Ситуация 1. Район, где Вы проживаете, часто страдает от наводнений. Перечислите, что должно знать население, проживающее в районах, подвер-женных затоплению.

Ответ. Населению, проживающему в районах, подверженных затоплению надлежит изучить и запомнить:

· границы возможного затопления;

· воз­вышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредствен-ной близости от мест проживания, кратчай­шие пути движения к ним.

· пра­вила поведения при организованной и индивидуальной эвакуации, а так-же в случае внезапного и бурно развиваю­щегося наводнения;

· места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготов-ления.

 
Ситуация 2. Произошло внезапное затопление территории, где нахо-дится Ваш дом. Вода быстро прибывает, эвакуация из подтопленных зданий не организована. Определите порядок ваших дальнейших действий и запол-ните схему:

   
 
1. Быстро занять ближайшее возвышенное место    
 
 
2. Оставаться на возвышенном месте до схода воды    
 
 


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание –3,5 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 2,00 балла (по 0,5 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на вторую ситуацию - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из двух позиций, плюс 0,25 балла за правильный ответ на дополнительный вопрос). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 4. При сухой погоде и ветре лесные пожары охватывают большие прос-транства. Основным виновником возникновения лесных пожаров оказывается че-ловек, его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы или отды-ха. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и определите верные решения.

Ситуация 1. Местные средства массовой информации сообщили о нас-туплении пожароопасного сезона в лесах вашей области. Перечислите не менее 4-х запретных мер обеспечивающих безопасность лесов в пожароопасный сезон.

Ответ.В пожароопасный сезон в лесу запрещено:

· пользоваться открытым огнем (бросать горящие спич­ки, окурки и вытряхи-вать из курительных трубок го­рячую золу);

· употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняю­щихся или тлеющих материалов;

· оставлять (кроме специально отведенных мест) про­масленный или пропи-танный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал;

· заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать ма­шины с неисправной системой питания двигателя го­рю-чим, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправля-емых горючим;

· оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бу­тылки или осколки стекла, так как, фокусируя лучи, они способны сработать как зажигательные линзы;

· выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях, распо­ложенных в лесу;

· разводить костры в хвойных молодняках, на торфя­никах, лесосеках с пору-бочными остатками и заготов­ленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев.

Ситуация 2. Во время прогулки в лесу вы увидели впереди себя на рас-стоянии 100-150 м. огонь, который распространяется по кустарникам и деревьям. Определите последовательность ваших дальнейших действий, и заполните схему:

 
Ответ.

   
 
1. Определить направление ветра  
 
 
2. Определить направление распространения огня  
 
 
3. Сориентироваться и уходить в наветренную сторону от огня в безопас-ное место  
 
 
4. Сообщить о пожаре в ближайшем населенном пункте


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание –

4,0 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 2,0 балла (по 0,5 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются. Обратите внимание, что в ответе указано семь пози-ций, в то время как в задании требуется перечислить только четыре;

· за правильный ответ на вторую ситуацию - 2,0 балла (по 0,5 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 5. К наиболее распространенным геологическим опасным природным явлениям, которые могут привести к чрезвычайной ситуации, относятся оползни, сели, обвалы, лавины. Рассмотрите предложенные Вам вопросы и ситуации, и опре-делите верные решения.

 

Вопрос. Перечислите, к каким последствиям могут привести геологи-ческие опасные природные явления.?

Ответ:

· перекрытию русел рек и изменению ландшафта;

· гибели людей и животных;

· разрушению зданий, сооружений и коммуникаций;

· сокрытию горными породами населенных пунктов, объектов экономики, сель-скохозяйственных и лесных угодий.

 

Ситуация. Проживая в селеопасном районе, вы услышали сообщение по радио об угрозе схода селя. У Вас в запасе 30 минут. Определите последова-тельность ваших дальнейших действий и заполните схему:

 
Ответ.

   
 
1. Выйти из здания и направиться в безопасное место  
 
 
2. Предупредить соседей и окружающих об угрозе схода селя  
 
 
3. Выходить на склоны возвышенности или горы, находящейся на селебезопасном направлении.  


Вопрос. Перечислите естественные относительно безопасные места при сходе оползней, селей, обвалов, лавин.

Ответ. При сходе оползней, селей, обвалов, лавин естественными безопас-ными местами являются склоны гор и возвышенностей, не расположенные к опол-зне­вому процессу, и не находящиеся на селеопасных направлениях, и лавиноопас-ных участках.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3,0 балла:

· за правильный ответ на первый вопрос - 1,0 балла (по 0,25 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на второй вопрос (ситуацию) - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из двух позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на третий вопрос - 0,5 балла. Если ответ не верен или не указан, баллы не начисляются

Задание 6. Вам поручили провести в классе беседу об обеспечении безопасности людей при пожарах. При подготовке к беседе вам требуется раскрыть следующие вопросы:

 

Вопрос 1. Объяснить сущность процесса горения открытого в 1756 г. великим русским ученым М. В. Ломоносовым, заполнив схему, характеризу-ющую условия процесса горения.

 

 
 

 


Вопрос 2. Перечислить на схеме основные поражающие факторы пожара, воздействующие на людей находящихся в зоне горения.

Ответ


Вопрос 3. Определить, какой огнетушитель изображен на рисунке, и дать ему следующие характеристики:

а) марка огнетушителя: углекислотный огнету-шитель (ОУ). б) последовательность приведения огнетушителя в действие: · снять огнетушитель и поднес­ти к очагу пожара; · сорвать пломбу и выдернуть чеку; · направить раструб на очаг пожара и нажать на рычаг; · приступить к тушению загорания. в) меры безопасности: При работе с углекислотными огнетушителями не допускается: · держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз;  

 


 

· держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз;

· прикасаться оголенными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности может понижаться до 60 – 70° С;

· при тушении электроустановок, находящихся под напряжением подводить раструб ближе чем на 1 м к электроустановке и пламени.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4,0 балла:

· за правильный ответ на первый вопрос - 0,75 балла (по 0,25 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на второй вопрос (ситуацию) - 1,25 балла (по 0,25 балла за каждую из пяти позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на третий вопрос - 2,0 балла (по п. «а» - 0,25 балла, по п. «б» - 1,0 балла (0,25 балла за каждую из четырех позиций), по п. «в» - 0,75 балла (0,25 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 7. В России ежегодно возникает более 300 тыс. пожаров, при кото­рых погибает более 10 тыс. человек. Свыше 80% пожаров возника­ет в жилых и общест-венных зданиях. С учетом этого, Вам необходимо выбрать правильные действия и решения в следующих ситуациях.

 

Ситуация 1. В здании школы произошел пожар. Как необходимо дейст-вовать в такой ситуации? (Заполните схему, в определенной последователь-ности).

 
Ответ.

   
 
1. Сообщить о пожаре учителю или позвонить в пожарную охрану    
 
 
2. Покинуть класс и эвакуироваться из школы согласно плану эвакуации    
 
 
3. Выполнять указания учителя, оказывать помощь в эвакуации детей младшего возраста  


Ситуация 2. При пожаре в школе произошло сильное задымление. Какие правила безопасности необходимо выполнять, эвакуируясь из задымленного здания?

Ответ.

· защитить глаза и органы дыхания, дышать через влажный носовой платок;

· накрыться плотной влажной тканью и двигаться пригнувшись или ползком;

· не входить туда, где большая концентрация дыма.

Ситуация 3. Во время пожара, на человеке загорелась одежда. Что необ-ходимо предпринять в этом случае? (Заполните схему, в определенной после-довательности).

 
Ответ.

   
 
1. Не давать ему бежать, повалить на пол или на землю  
 
 
2. Быстро погасить одежду водой, снегом, землей или накинуть на него плотную ткань, одежду.  
 
 
3. Эвакуировать из задымленной зоны, оказать первую помощь    


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание –3,75 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на вторую ситуацию - 0,75 балла (по 0,25 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на первую ситуацию - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

 

Задание 8. Предприятия, использующие в производственных процессах опасные химические вещества, потенциально опасны для проживающего рядом с ними насе-ления, т.к. на них могут возникнуть аварийные ситуации с выбросом в атмосферу токсичных веществ. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и примите правильное решение.

 

Ситуация 1. На химическом предприятии произошла авария с выбро-сом хлора. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении ваше-го района. Возможности эвакуироваться из зоны заражения нет. Что Вам необ-ходимо предпринять при отсутствии индивидуальных средств защиты и воз-можности эвакуироваться? Заполните схему.

 
 


Концентрация каких из этих АХОВ: фосген, аммиак, хлор, сероводород, сернистый ангидрид, формальдегид, в летнее время будет наибольшей:

а) на верхних этажах здания: аммиак, сероводород, формальдегид;

б) на нижних этажах здания: хлор, фосген, сернистый ангидрид.

 

Ситуация 2. При аварии на химическом предприятии была получена информация о времени и месте сбора населения для экстренной эвакуации на транспорте. До места сбора Вам пришлось добираться по зараженной мест-ности, используя простейшие средства защиты органов дыхания – ватно-марлевые повязки. Вам необходимо определить действия пред посадкой в транспортное средство после выхода из зоны заражения и заполнить схему.

 
 


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание –2,0 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 1,25 балла (по 0,25 балла за каждую из трех позиций, плюс 0,25 балла за правильные ответы на п.п. «а» и «б» дополнительного вопроса). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на вторую ситуацию - 0,75 балла (по 0,25 балла за каждую из трех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 9. Люди, проживающие в непосредственной близости от радиационно опасных объектов, должны быть готовы в любое время суток принять меры по защите себя и своих близких в случае возникновения опасности. С учетом этого, рассмотрите предложенные Вам ситуации и примите правильное решение.

 

Ситуация 1 Вы проживаете в районе, где расположена атомная элек-тростанция. Какие сведения вы должны знать, чтобы защитить себя и своих близких в случае возникновения аварии на АЭС и где эти сведения можно получить?

Ответ. Население, проживающее вблизи радиационно опасных объектов дол-жно заранее узнать в жилищно-эксплутатационных и специально уполномоченных органах следующие сведения:

· место расположения (адрес) убежища по месту жи­тельства, работы, учебы;

· место получения индивидуальных средств защиты, препаратов йода (адрес) по месту жительства, работы, учебы;

· адрес и телефон эвакуационного пункта;

· район возможной эвакуации (адрес и телефон);

· адреса и телефоны ближайших пунктов: медицин­ского, охраны обществен-ного порядка, радиационного контроля.

Ситуация 2. Произошла авария на атомной электростанции. Ожидается выпадение радиоактивных веществ. По местному радиовещанию объявили об эвакуации жителей района, в котором вы проживаете. Определите последова-тельонсть ваших действий и заполните схему.

 
 


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание –2,75 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 1,25 балла (по 0,25 балла за каждую из пяти позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на вторую ситуацию - 1,5 балла (по 0,25 балла за каждую из шести позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 10. Большую опасность для жизни и здоровья людей представляют взры-вы, радиусы зон пораже­ния которых могут доходить до несколь­ких километров. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и примите правильное решение.

 

Ситуация 1. При помощи стрелок установите соответствие между сте-пенью и последствиями поражения людей при взрыве.

 
 

 


Ситуация 2. Оказавшись после взрыва в завале, вас завалило упавшей перегородкой и мебелью, возможности выбраться из под завала нет. Каковы ваши дальнейшие действия, заполните схему?

Ответ.

 


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание –2,75 балла:

· за правильный ответ на первую ситуацию - 1,0 балла. Если ответ не верен, бал-лы не начисляются;

· за правильный ответ на вторую ситуацию - 1,0 балла (по 0,25 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

 

1.3. Методика оценивания выполнения тестовых олимпиадных заданий теоретического тура

 

Тестовые задания Макс. балл Порядок оценки тестовых заданий
       
Определите один правильный ответ
1. Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что здоровье человека на 50% полностью зависит от: а) образа жизни; б) экологических факторов; в) наследственности; г) социального положения человека в обществе. 0,25 За неправильный ответ выставляется – 0 баллов
2. Чистый и свежий воздух должен содержать: а) не менее 65 % азота и 15 % кислорода; б) не более 65 % азота и 15 % кислорода; в) не менее 78 % азота и 21 % кислорода 0,25 За неправильный ответ выставляется – 0 баллов
3. Причинами переутомления являются: а) неправильная организация режимов труда и отдыха; б) чрезмерное употребление пищи; в) негативные факторы природной среды; г) чрезмерная учебная нагрузка 0,25 За неправильный ответ выставляется – 0 баллов
4. Фактором, способствующим возникновению необратимых явлений в окружающей среде является а) разрушение озонового слоя; б) возникновение эффекта сверхпроводимости; в) возникновение селей 0,25 За неправильный ответ выставляется – 0 баллов
5. Естественным источником ионизирующих излучений является: а) магнитное поле земли; б) излучение солнца; в) цветочная пыльца. 0,25 За неправильный ответ выставляется – 0 баллов
6. Чрезвычайная ситуация представляет собой си-туацию, в результате которой: а) пострадало более 10 человек, возникла угроза деятельности человека, неминуем ущерб природ-ной среде; б) возникает угроза жизни людей без нанесения ущерба имуществу населения; в) происходит нарушение нормальных условий жизни людей без возникновения угрозы их жизни и здоровью; г) возникает угроза жизни и здоровью людей, на-носится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде. 0,25 За неправильный ответ выставляется – 0 баллов
7. Электротравма или электрический удар током могут произойти в результате: а) прикосновения к неисправной отключенной электропроводке; б) соприкосновения друг с другом нескольких электропроводов, находящихся под напряжением; в) прикосновения мокрыми руками к электроро-зетке. 0,25 За неправильный ответ выставляется – 0 баллов
8. Какая ошибка допущена при перечислении за-прещающих действий заложников, при захва-те террористами транспортного средства? Заложникам не рекомендуется: а) вступать в пререкания с террористами; б) провоцировать их к применению оружия; в) что бы ни случилось, пытаться заступиться за членов экипажа; г) заниматься физическими упражнениями и соблюдать правила личной гигиены. 0,25 За неправильный ответ выставляется – 0 баллов
9. Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных си­туаций в районе вашего проживания можно выяснить: а) в местном отделении милиции; б) в местном органе санитарно-экологического надзора; в) в местном органе госпожнадзора; г) в местном органе управления по делам граж-данской оборо­ны и чрезвычайным ситуациям. 0,25 За неправильный ответ выставляется – 0 баллов
10. Единая государственная система предупрежде-ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет уровни: а) местный, территориальный, региональный, федеральный; б) местный, региональный, федеральный; в) региональный и местный; г) объектовый, местный, территориальный, региональный, федеральный 0,25 За неправильный ответ выставляется – 0 баллов
Определите все правильные ответы
11. Из приведенного перечня, определите только причины вынужденного автономного существо-вания в природных условиях: а) выпадение осадков; б) авария транспортных средств (автомашин, са-молетов, реч­ного и морского транспорта); в) потеря части продуктов питания; г) потеря компаса; д) потеря группы в результате отставания или не-своевремен­ного выхода к месту сбора; е) несвоевременная регистрация группы перед выходом на маршрут; ж) потеря ориентировки на местности з) резкое понижение температуры воздуха. 1,5 За каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла. За каждый неправильный ответ начисляется 0 баллов  
12. Найдите ошибки в приведенном перечне безо-пасных естественных укрытий на улице во время возникновения урагана: а) овраг; б) яма; в) ров; г) большие деревья; д) крупные камни; е) легкие деревянные постройки; ж) канава; з) кювет дороги. 1,5 За каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла. За каждый неправильный ответ начисляется 0 баллов  
13. К каким последствиям приводят оползни, се-ли, обвалы и снежные лавины? Выберите правильные ответы: а) перекрытие русел рек и изменение ландшафта; б) изменение климата и погодных условий; в) гибель людей и животных; г) лесные пожары; д) разрушение зданий и сооружений; е) сокрытие толщами пород населенных пунктов, объектов народного хозяйства, сельскохозяйствен-ных и лесных угодий; ж) извержение вулканов. 2,0 За каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла. За каждый неправильный ответ начисляется 0 баллов  
14. Укажите, какие правила из перечисленных надо соблюдать при вынужденной самоэваку-ации во время внезапного навод­нения: а) плыть по течению в сторону, где имеются возвышенности; б) для эвакуации применять плот из подручных средств; в) эвакуироваться в ближайшее безопасное место; г) эвакуироваться тогда, когда уровень воды станет резко подниматься; д) эвакуироваться только тогда, когда уровень воды достиг отметки вашего пребывания; е) самоэвакуацию проводить только в случае реальной угрозы вашей жизни. 2.0 За каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла. За каждый неправильный ответ начисляется 0 баллов  
15. Из перечисленных ниже, определите пути про-никновения радиоактивных веществ в орга­низм человека при внутреннем облучении? а) через одежду и кожные покровы; б) в результате прохождения радиоактивного облака; в) в результате потребления загрязненных продуктов питания; г) в результате вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей; д) в результате радиоактивного загрязнения поверхности зем­ли, зданий и сооружений; е) в результате потребления загрязненной воды. 1,5 За каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла. За каждый неправильный ответ начисляется 0 баллов  
16. Среди перечисленных поражающих факторов выберите те, которые характерны для хими-ческих аварий с выбросом АХОВ: а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражаю-щее людей; б) поражение людей опасными веществами через кожные по­ кровы; в) лучистый поток энергии; г) проникновение опасных веществ через органы дыхания в организм человека; д) выделение из облака зараженного воздуха рас-каленных частиц, вызывающих ожоги. 2.0 За каждый правильный ответ начисляется 1,0 балл. За каждый неправильный ответ начисляется 0 баллов  
17. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процес-са горения: а) бензин + кислород воздуха; б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета; в) гранит + кислород воздуха + пламя костра; г) дерево + кислород воздуха + факел; д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигал-ки. 1,5 За каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла. За каждый неправильный ответ начисляется 0 баллов  
18. Из перечисленных ниже симптомов выберите те, которые являются признаками острого от-равления никотином: а) горечь во рту; б) покраснение глаз; в) покашливание в области грудины; г) кашель и головокружение; д) тошнота; е) отек лица; ж) слабость и недомогание; з) потеря ориентировки; и) увеличение лимфатических узлов; к) бледность лица. 2,5 За каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла. За каждый неправильный ответ начисляется 0 баллов  
19. Алкоголь, растворяясь в крови, оказывает разрушительное влияние на все органы. Из перечисленных ниже ответов, выберите те, которые характеризуют отрицательное влия-ние алкоголя на органы человека: а) нарушается защитная функция печени; б) развитие туберкулеза; в) развитие сахарного диабета; г) наблюдается увеличение мочевого пузыря; д) усиливаются защитные функции организма; е) нарушается деятельность мозжечка. 1,5 За каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла. За каждый неправильный ответ начисляется 0 баллов  
20. Попадая во внутреннюю среду организма, нар-котические ве­щества оказывают сильнейшее воздействие, прежде всего, на головной мозг. С течением времени у человека появляются, нарастают и закрепляются три основных приз-нака нарко­мании и токсикомании. Определите из приведенных ответов эти признаки: а) психическая зависимость; б) вкусовая зависимость; в) зрительная зависимость; г) физическая зависимость; д) изменение чувствительности к наркотику. 1,5 За каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла. За каждый неправильный ответ начисляется 0 баллов  
ИТОГО:   Общий итоговый балл определяется суммой баллов, полученных за каждое тестовое задание

 

Матрица ответов на тестовые задания теоретического тура

для участников средней возрастной группы (9 класс)

 

Номер теста Верный ответ Номер теста Верный ответ Номер теста Верный ответ
  а   в   в; г; е
  в   г   б; г
  а   г   б; г; д
  а   б; д; ж   а; г; д; ж; к
  а   г; д; е   а; б; е
  г   а; в; д; е   а; г; д
  в   б; в; д; е    

 

 

2. МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА

 

Олимпиадные задания практического тура проводятся в специализированных кабинетах ОБЖ, на базе медпункта или учебных лабораторий физиологии, ана-томии и экологии человека, основ медицинских знаний и здорового образа жизни, в рамках предметной секции «Оказание первой медицинской помощи пострадав-шим» по 6 практическим заданиям.

Для проведения второго практического тура «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим» необходимо предусмотреть на одну аудиторию (кабинет):

– робот-тренажер «Гоша» – 1 компл., данный тренажер может быть заменен на манекен (тренажер) другого типа;

– кровоостанавливающий жгут – 1 шт.;

– транспортная шина – 3 шт.;

– косынка – 2 шт.;

– перевязочный материал, в т.ч. бинты широкие, средние и узкие, марлевые салфетки, вата – 2 компл.;

– носилки – 1 шт.;

– гипотермический пакет – 1 шт.;

– таблетки анальгина – 2 упаковки;

– бутылка с водой – 1 шт.;

– грелка круглая – 1 шт.

Задача № 1

Ситуация: Пострадавший – робот-тренажер «Гоша» лежит на спине в бес-сознательном состоянии более 4-х минут.

Задание: Оцените состояние пострадавшего и окажите первую помощь.

Алгоритм выполнения задачи: Пострадавший в состоянии комы в положе-нии на спине может погибнуть до приезда скорой помощи от удушения собствен-ным языком и попадания содержимого полости рта в легкие.

После определения пульса на сонной артерии (у «Гоши» определяется пульс на сонной артерии и реакция зрачка на свет) необходимо немедленно повернуть его на бок или живот с подстраховкой шейного отдела позвоночника, очистить полость рта, приложить холод к голове и вызвать скорую помощь.

Максимальный балл – 6 баллов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: