Биографический опросник.




(из Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. - М.: АСТ; СПб: Сова, 2006. – 671 с.)

Назначение. Опросник раскрывает влияние социальной среды, социальной ситуации и биографии, семейной ситуации на жизненный путь. Опросник позволяет получить информацию о биографии, семейных отношениях и актуальном психическом состоянии как важной предпосылке для социально-психологической адаптации личности. Результаты тестирования могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социальной среде.

 

Оборудование, стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходимо текст опросника, бланк для ответов, «ключ» для обработки. Существует лишь одна форма биографического опросника. Опросник состоит из 8 относительно независимых шкал.

 

Инструкция: «Вам будет предложен ряд вопросов и высказываний, касающихся Вашей семьи, здоровья, поведения и т.д. На каждый вопрос или высказывание предлагается 2 варианта ответа «а» и «б». прочитайте внимательно вопросы и высказывания и выберите тот вариант ответа, который Вам наиболее подходит. Выбранный ответ зачеркните в специальном бланке соответственно номеру. Если Вы неверно ответили на вопрос, то обведите его кружком, а другой верный ответ зачеркните.

Приступая к выполнению задания, помните, что:

§ Каждый человек имеет право на собственную точку зрения, на жизненный опыт и поведение, поэтому в опроснике не существует верных или неверных ответов;

§ Необходимо отвечать первым ответом, который приходит Вам в голову, не следует долго задумываться над каждым ответом и высказыванием;

§ Особенное внимание следует обратить на то, что некоторые вопросы и ответы не совсем соответствуют Вашей жизненной ситуации; в этом случае зачеркните тот ответ, который все же характеризует Вас в большей степени;

§ При ответах на некоторые вопросы, необходимо вспомнить Ваших родителей; если Вас вырастили другие люди, например, бабушка с дедушкой, приемные родители, или Вы выросли в детском доме или еще где-нибудь, тогда отвечайте на вопросы так, как будто эти люди были для Вас родителями;

§ Некоторые высказывания, видимо, покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь ответить на них как можно искреннее. Мы гарантируем, что Ваши ответы останутся в тайне!».

 

Время обследования – 20-25 минут. Возможно индивидуальное и групповое обследование

Регистрируемые показатели:

1. неудовлетворенность семейной ситуацией – баллы по шкале «Семейная ситуация»

2. неуверенность в себе, недостаточность силы «Я» - шкала «Сила Я»

3. напряженность в социальных контактах – «Социальное положение»

4. негативный стиль воспитания – «Воспитание (стиль)»

5. нейротизм, общая психическая неустойчивость – «Нейротизм»

6. низкая социальная активность – «Социальная активность»

7. склонность к соматическим нарушениям – «Психофизическая конституция»

8. экстраверсия – «Экстраверсия»

 

Интерпретация основывается на признании того, что причины личностных нарушений часто лежат в предшествующем опыте. Переживаемые личностью конфликты, устойчивые непродуктивные стереотипы поведения обусловлены индивидуальной историей развития и особенно опытом раннего детства. Биографический опросник учитывает детерминационную модель невроза, которая предполагает анализ поведения с точки зрения биологических и психических диспозиций.

Под биологическими диспозициями понимаются актуальные биологические влияния (напр., болезнь) и генетически обусловленные причины, которые вызывают физические страдания.

Психические диспозиции рассматриваются как тенденции к реакциям, которые возникают в индивидуальной истории развития. В реальной жизни стимулы окружающей среды воспринимаются и перерабатываются субъективно, проходят через «фильтры» личности, в которой существуют и те и другие диспозиции.

Авторы исходят из того, что прелагаемая методика описывает респондентов посредством свойств личности, сформированных социальной средой, ситуацией и биографией, раскрывает влияние семейной ситуации на жизненный путь. Стереотипы отклоняющегося поведения могут быть закреплены и проявляться в повседневном поведении. Численное измерение стереотипов отклоняющегося поведения осуществляется при помощи шкал «Семейная ситуация» и «Воспитание (стиль)».

Дальнейший жизненный путь человека во многом опосредован влиянием среды. Она может это влияние закреплять и усиливать, компенсировать, заменять неадекватные стереотипы на столь же неадекватные и т.п. Эти влияния среды измеряются при помощи шкал «Сила Я», «Социальное положение», «Психофизическая конституция», «Социальная активность».

Наряду с этим в актуальной ситуации при описании поведения могут обнаружиться и специфические личностные тенденции поведения. Личностные особенности измеряются шкалами «Нейротизм» и «Экстраверсия».

 

«Семейная ситуация». Это субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности, описание взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим.

Высокие оценки (8-10 стенов). Неудовлетворительные отношения с родителями, неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное внимание со стороны семьи в детстве и юности.

Низкие оценки (1-3 стена). Хорошее взаимодействие между родителями. Позитивное отношение семьи к окружающему миру, благоприятное влияние со стороны семьи в детстве и юности.

«Сила «Я». Самоуверенность, способность добиться своего.

Высокие баллы. Недостаточная сила Я, низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего.

Низкие баллы. Выраженная сила Я, самоуверенность, способность добиваться своего.

«Социальное положение». Влияние факторов внешней среды, вызывающих выраженное напряжение в личных и социальных ситуациях.

Высокие баллы. Частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях. Трудности социальной адаптации.

Низкие баллы. Незначительное ситуационное напряжение в межличностном и социальном взаимодействии, хорошая социальная адаптированность.

«Воспитание (стиль)». Воспитательное воздействие родителей или замещающих их лиц.

Высокие баллы. Негативно воздействующее воспитательное поведение родителей или замещающих их лиц, неврозогенный стиль воспитания, отрицательный характер взаимодействия между родителями.

Низкие баллы. Благоприятное, способствующее дальнейшему развитию воспитательное поведение родителей. Хорошее взаимодействие между родителями.

«Нейротизм». Эмоциональная лабильность, нейротизм (По представлениям Айзенка, при реактивной и лабильной вегетативной нервной системе, особенности работы которой обусловлены лимбической системой и гипоталамусом, повышается эмоциональная восприимчивость и раздражимость. На поведенческом уровне это проявляется в увеличении числа соматических жалоб (боли головы, нарушения сна, склонности к колебаниям настроения, внутреннее беспокойство, переживания и страхи). При этом развиваются эмоциональная неустойчивость, тревога, низкая самооценка. Такой человек внутренне беспокоен, озабочен, склонен пороть горячку.)

Высокие баллы. Эмоциональная лабильность, сильные эмоциональные реакции, общая психическая неустойчивость, чувствительность, тревожность.

Низкие баллы. Психическое здоровье, нормальные эмоциональные реакции, эмоциональная уравновешенность.

«Социальная активность». Социальная активность, контактность.

Высокие баллы. Неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблема раскрытия себя.

Низкие баллы. Хорошая способность устанавливать и поддерживать контакты, отсутствие робости в раскрытии себя другим.

«Психофизическая конституция». Предрасположенность к соматическим нарушениям, склонность реагировать соматически на стрессовые нагрузки.

Высокие баллы. Выраженная склонность к соматическим нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, психическая лабильность.

Низкие баллы. Психическое здоровье отсутствие предрасположенности реагировать на стрессовые нагрузки.

«Экстраверсия». Характеризуется рядом признаков. Среди них - социабельность, импульсивность, активность, оживленность, восприимчивость, возбудимость. Экстраверт любит вечеринки, нуждается в людях, любит каверзные шутки, не лезет за словом в карман, любит перемены. Беззаботен, весел, любит смеяться, вспыльчив, не всегда на него можно положиться. Ориентирован на ощущения и эмоции. (Айзенк) Экстраверт характеризуется как интуитивный, чувствующий, воспринимающий индивид. (Юнг)

Высокие баллы. Социальная активность, общительность, импульсивность.

Низкие баллы. Невысокая социальная активность, уединенный образ жизни, неспособность к социальному реагирования.

 

Биографический опросник

 

Инструкция: «Вам будет предложен ряд вопросов и высказываний, касающихся Вашей семьи, здоровья, поведения и т.д. На каждый вопрос или высказывание предлагается два варианта ответа: «а» и «б». Прочитайте внимательно вопросы и высказывания и выберите тот вариант ответа, который Вам наиболее подходит. Выбранный ответ зачеркните в специальном бланке соответственно номеру. Если Вы неверно ответили на вопрос, то обведите его кружком, а другой верный ответ зачеркните».

 

1. Как Вы относитесь к противоположному полу?
А. скорее сдержанно Б. у меня нет трудностей в контактах
2. Я часто думаю, что мое сердце может остановиться.
А. да Б. нет
3. Если передо мной ставится задача, от результатов которой зависит мое продвижение по службе и уважение ко мне, то
А. я чувствую себя в этой ситуации хуже, чем обычно Б. я чувствую себя как всегда
4. Что Вас характеризует в большей степени?
А. я чрезвычайно нервный Б. я спокоен и безразличен
5. А. я обычно говорю и действую быстро, долго не обдумывая ситуацию Б. прежде чем сказать или сделать что-либо, я обычно подумаю
6. В конце дня я чувствую себя утомленным, вялым и изнуренным
А. да Б. нет
7. Я не люблю выступать перед большой аудиторией
А. верно Б. неверно
8. Мое мнение о моих родителях следующее:
А. они хорошо взаимно дополняют друг друга Б. один из родителей доминирует, в существенной мере задает тон отношениям
9. Моя работа очень однообразна
А. неверно Б. верно
10. Мне неприятны интимные отношения с людьми другого пола, я стараюсь их избежать
А. да Б. нет
11. Что характеризует Вас в большей степени?
А. мои взаимоотношения с коллегами я могу считать в целом хорошими Б. я чувствую себя среди своих коллег как посторонний, которого неправильно понимают
12. А. мой начальник и окружающие считают меня личностью, которая может достичь многого Б. у меня такое чувство, что мои достижения не всегда оцениваются начальником и окружающими соответствующим образом
13. Моя мать (или отец) идеалист. Она (он) имеет завышенные требования к действительности, поэтому часто во многом разочаровывается.
А. верно Б. неверно
14. Если мне что-либо удается не так хорошо, как хотелось бы, то
А. я становлюсь замкнутым, раздражительным и нервным Б. мое настроение не меняется, не смотря ни на что
15. Если Ваш отец или мать часто болели, то он (она) долго переживал (а) по этому поводу?
А. да Б. нет
16. Вам удается расположить к себе других людей?
А. это удается мне хорошо Б. это удается мне не очень хорошо
17. Часто ли Вы чувствуете себя нездоровым?
А. да Б. нет
18. Я не был полностью откровенен со своей матерью; она часто была для меня чужой
А. неверно   Б. верно
19. На экзаменах и при выполнении другой работы на мои результаты
А. влияет нервозность Б. то, что я нервничаю не влияет на результат
20. Если кто-то рассказывает о своих проблемах или интересах
А. я выслушиваю и обсуждаю их Б. мне трудно выслушивать и обсуждать их
21. Мои родители часто имели различное мнение о том, что я должен делать, а что нет
А. верно Б. неверно
22. Какое влияние на Ваших друзей и коллег оказывает то, что Вы открыто хвалите или порицаете их?
А. они понимают это и принимают близко к сердцу Б. это их не трогает, они не обращают на это внимание
23. Как Вы реагируете, если кто-то оценивает Вашу работу или достижения не высоко, несмотря на то, что Вы считаете, что сделали ее хорошо?
А. это меня мало трогает Б. я становлюсь просто больным
24. Что Вам присуще?
А. прежде чем что-либо сделать, я не думаю слишком долго Б. прежде, чем что-либо сделать, мне необходимо время для того, чтобы обдумать сложившееся положение
25. Если кто-то указывает на мои ошибки,
А. это меня раздражает Б. это меня не трогает
26. В сексуальных отношениях я считаю себя хорошим партнером
А. да Б. нет
27. Хотели ли Ваши родители, чтобы Вы дружили с другими детьми?
А. да, они даже требовали этого Б. нет, они скорее хотели оградить меня этих контактов
28. Я часто испытываю зуд и озноб или же чувство тяжести и онемения рук и ног
А. нет Б. да
29. Мой отец или мать часто жаловались на трудности, усталость и физические недуги
А. нет Б. да
30. Если я делал или хотел сделать что-либо против воли моих родителей, чаще всего они реагировали на это жестко и без понимания
А. верно Б. неверно
31. Какое из следующих утверждений характеризует Ваших родителей?
А. мои родители чаще всего были веселыми, жизнерадостными, оживленными Б. мои родители чаще всего были серьезными
32. Мои родители прилагали много усилий для того, чтобы я имел точно такие же эстетические, политические и моральные устои, как и они
А. верно Б. неверно
33. Как бы описали свое поведение по отношению к другим людям?
А. скорее всего, я открытый человек Б. скорее всего, я скрытный человек
34. Находили ли Вы у своих родителей понимание Ваших успехов или Вашего поведения?
А. нет, родители всегда находили во мне недостатки; я редко делал что-либо верно; другие, «лучшие», дети часто ставились мне в пример Б. мои родители понимали меня; они были удовлетворены моими успехами и поведением
35. Когда я мысленно возвращаюсь в свое детство, я должен сказать, что
А. мои родители были оптимистами и воспринимали жизнь с лучшей стороны Б. мои родители часто были настроены пессимистически, многое видели с плохой стороны
36. Я редко делюсь с окружающими своими проблемами
А. верно   Б. неверно
37. А. окружающие воспринимают меня как активного человека Б. окружающие воспринимают меня как пассивного человека
38. В детстве и юности
А. если я самостоятельно выполнял какую-нибудь работу, мои родители хвалили и поддерживали меня Б. родители обращали мало внимания на законченную мною самостоятельную работу
39. Что характеризует Вас в наибольшей степени?
А. меня пугает будущее Б. у меня нет страхов перед будущим
40. А. я часто испытываю чувство внутренней напряженности Б. чаще всего я расслаблен и спокоен
41. Увеличиваются или сохраняются на прежнем уровне Ваши достижения в условиях соревнования с кем-либо?
А. мои успехи, скорее, уменьшаются Б. я могу увеличить свои достижения или сохранить их на том же уровне
42. Если я не мог сделать что-либо тотчас же, то мои родители проявляли терпение
А. верно Б. неверно
43. Мои родители иногда вели себя несдержанно и необдуманно
А. нет Б. да
44. Меня часто мучает чувство вины
А. да, часто Б. нет, редко
45. Я вполне удовлетворен своей сегодняшней профессией
А. нет Б. да
46. Иногда я позволяю себе маленькие розыгрыши над кем-нибудь
А. да Б. нет
47. Меня угнетает мысль, что профессиональные задачи однажды станут мне не по плечу
А. да Б. нет
48. Какие из следующих утверждений характеризуют ваших родителей?
А. мои родители избегали говорить о физиологии (стул, мочеиспускание) или представляли это как нечто «грязное» Б. в нашем доме все, что связано с физиологическими отправлениями, рассматривалось как естественное, об этом можно было говорить
49. Что Вы чувствуете, если Вам не хватает времени для выполнения важной работы?
А. я становлюсь беспокойным, и мои мысли часто путаются Б. я остаюсь по-прежнему настолько спокойным, что могу думать вполне ясно
50. Что Вас характеризует в большей степени?
А. чаще всего я действую в соответствии со спонтанно пришедшими мне в голову мыслями Б. я не руководствуюсь в поведении моментально пришедшими мне в голову мыслями
51. У меня часто бывают головокружения
А. неверно Б. верно
52. Какие из следующих высказываний характеризуют заботу о Вас Ваших родителей?
А. мои родители были заботливы, но при этом они не давали мне постоянных указаний Б. мои родители были заботливы; они очень оберегали меня, руководили мной, направляли и контролировали
53. Я легко выхожу из себя
А. неверно Б. верно
54. Как вели себя Ваши родители в случаях, когда у них возникали с Вами трудности и заботы?
А. в таких случаях родители легко возбуждались, часто были взбешенными, или впадали в уныние и отчаяние   Б. в таких ситуациях мои родители вели себя сдержанно, спокойно, искали выход
55. Если мои родители требовали от меня каких-либо результатов или хотели, чтобы я что-нибудь сделал, то они, как правило, учитывали мой возраст
А. верно Б. неверно
56. Как вели себя Ваши родители, если Вы обращались к ним с каким-либо вопросом?
А. они были очень терпеливы и пытались ответить на все мои вопросы Б. они не слишком охотно отвечали на мои вопросы, у них не было желания и времени отвечать на них
57. Я часто бываю болен и меня часто тошнит
А. да Б. нет
58. Перед Вами поставлена серьезная и сложная профессиональная задача. Как это отражается на Вашем поведении?
А. я становлюсь неуверенным, т.к. в вначале не предполагал, что могут возникнуть такие трудности Б. я иду на работу на работу с уверенностью, т.к. думаю, что смогу сделать то, что от меня требуют
59. Часто ли Вас наказывали Ваши родители?
А. часто Б. нечасто
60. Придавали ли Ваши родители значение тому, чтобы Вы самостоятельно принимали решения?
А. да Б. нет
61. Как Вы оцениваете Вашу способность вступать в контакт с незнакомыми людьми?
А. я думаю, это дается мне нелегко Б. я думаю, что это дается мне легко
62. Какое из следующих высказываний описывает Вашу профессиональную и рабочую ситуацию
А. меня часто мучают мысли, что я могу лишиться работы Б. у меня нет никаких проблем с работой
63. У меня такое чувство, что профессиональные повседневные нагрузки мне больше не по плечу
А. да Б. нет
64. Какое из следующих утверждений описывает Ваше эмоциональное отношение к родителям?
А. я уважаю своих родителей и горжусь ими Б. временами я не могу чувствовать уважение к своим родителям; иногда я их презираю, они меня смешат, мне бывает стыдно за них
65. Я выхожу из себя
А. часто Б. редко
66. Что Вас характеризует в наибольшей степени?
А. я могу обсудить свои личные проблемы с любым человеком Б. мне трудно с кем-либо говорить о своих личных проблемах
67. Как Вы ведете себя в разговоре со своими друзьями и знакомыми?
А. я хочу быть в центре внимания, говорю много Б. я веду себя серьезно, говорю немного
68. Какое из следующих высказываний в наибольшей степени характеризует Ваши взгляды и поступки?
А. я получаю удовольствие, когда испытываю что-нибудь волнующее Б. я предпочел бы жить спокойно, без особых волнений
69. А. я легковозбудимый человек Б. я скорее осторожный и сдержанный человек
70. Как Вы оцениваете, оглядываясь назад, взаимоотношения с Вашими родителями?
А. мои родители были по отношению ко мне чужими Б. взаимоотношения между мной и родителями были хорошими
71. Что Вам соответствует больше?
А. изменение места работы для меня неприятно, т.к. я думаю, что не справляюсь с новой работой Б. я думаю, что на новом месте работы я быстро разберусь с новой проблематикой
72. А. в сексуальных отношениях я чувствую себя свободно Б. в сексуальных отношениях я мечтаю стать более свободным
73. Отец или мать часто били меня
А. верно Б. неверно
74. Когда я защищаю свои профессиональные взгляды, я действую более успешно, чем коллеги
А. верно Б. неверно
75. Что характеризует Вас в наибольшей степени?
А. я часто страдаю от чувства собственной неполноценности Б. я чувствую себя в сравнении с другими людьми уверенно и ощущаю свое признание окружающими
76. А. если я сделаю или скажу что-нибудь не так, я долго размышляю над этим Б. если я сделаю или скажу что-нибудь не так, я долго не думаю над этим
77. Какое из следующих выражений характеризует взаимоотношения Ваших родителей?
А. мои родители чаще выли любящими, милыми и нежными друг с другом, эти отношения сохраняются и сейчас Б. мои родители редко проявляли нежность и любовь друг к другу, они просто жили рядом
78. Что больше характеризует Ваших родителей?
А. союз моих родителей был однажды под угрозой; казалось временами, что возникают неразрешимые противоречия Б. союз между моими родителями был стабильным; изредка возникающие недоразумения быстро разрешались
79. Если погода внезапно изменяется
А. я чувствую себя не очень хорошо Б. я чувствую себя по-прежнему
80. Если кто-нибудь подчеркивает мои слабости,
А. я отношусь к этому спокойно Б. это меня злит
81. Моя мать уделяла мне много времени (в играх, разговорах, делах)
А. верно Б. неверно
82. Мои родители были, с одной стороны, очень снисходительны ко мне, но, с другой стороны, часто наказывали меня по пустякам
А. верно Б. неверно
83. Мои родители нередко преувеличивали значение некоторых вещей. Их чувства часто были наигранными и не совсем подлинными
А. да Б. нет
84. Находил ли отец время для Вас?
А. да, когда он был свободен, он находил его для меня Б. нет, как правило, он хотел отдохнуть, и проявлял мало интереса ко мне
85. Что больше Вам соответствует?
А. я становлюсь больным, когда другие находят какие-либо недостатки во мне или в моей работе Б. я терпеливо сношу, когда критикуют меня или сделанную мной работу
86. Мои родители, имея иные взгляды на мои личные дела (например, выбор друзей, одежды…),
А. предоставляли мне достаточно свободы Б. предоставляли мне мало свободы, они давали указания по любому поводу
87. Считаете ли Вы, что Ваши родители предпочитали Вам Ваших братьев и сестер?
А. да Б. нет
88. Мои родители часто ссорились
А. да Б. нет
89. Что вас характеризует в большей степени?
А. у меня часто меняется настроение Б. у меня чаще ровное настроение
90. А. я охотно предпринимаю что-либо только тогда, когда это можно сделать быстро Б. я занимаюсь любым делом только тогда, когда я предварительно обдумал предмет и спланировал дела
91. А. иногда у меня бывает сердцебиение без видимых причин Б. сердцебиение бывает у меня лишь при физических нагрузках, спорах и т.д.
92. Удается ли Вам легко подготовить и провести какое-либо мероприятие (праздник, экскурсию), организовать совместную работу?
А. нет, для меня это сравнительно трудно Б. да, у меня нет в этом трудностей
93. Если в какой-либо ситуации или в разговоре возникал вопрос о любви или сексе, чувствовали ли себя Ваши родители смущенными?
А. да Б. нет
94. В отличие от других, я могу представить свое мнение в выгодном свете
А. верно Б. неверно
95. Что Вы делаете, если замечаете, что Ваше мнение расходится с мнением окружающих?
А. высказываю свое мнение совершенно откровенно Б. чаще всего я оставляю свое мнение при себе
96. Я часто пугаюсь неизвестно чего
А. неверно Б. верно
97. Любите ли Вы большое общество?
А. да, я очень люблю бывать в большом обществе Б. нет, я не очень люблю большое общество
       

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: