Тема 7. Буржуазные реформы и социально-экономическое развитие региона во второй половине XIX веке




Методические рекомендации

Данная тема охватывает сложные интересные и противоречивые социально-экономические и культурно-исторические процессы происходившие на Северном Кавказе.

По завершению многочисленных военно-политических конфликтов, итогом которых стало вхождение географической территории Северного Кавказа во второй половине XIX в. стала возможна более интенсивная социально-экономическая интеграция региона в социально-культурное и экономическое поле Российской империи.

В первом вопросе плана необходимо прежде всего осветить общеисторическую картину изучаемого периода, рассказать о цели и причинах реформирования социально-экономической системы империи. Отметить, какие особые задачи были в регионе. В подвопросах плана указаны направления реформирования. Особо подчеркнуть значение проекта Оберлиани Г.П. 1861 г., а также осветить деятельность Кавказского комитета по крестьянским делам. Рассказать о географии и периодизации крестьянской реформы в Терской, Кубанской и Дагестанской областях. В этом вопросе необходимо подчеркнуть особенности крестьянской и земельной реформ в Терском и Кубанском казачьих войсках. Согласно закону «О казачьем населении» 1869 г.

Реформы образования имели целью развития системы бессословного образования. Вводился новый университетский и гимназический устав. Необходимо рассказать, какие виды школ открывались на Северном Кавказе, с какими трудностями столкнулись организаторы проведения реформы. Отметим, что в первой половине XIX в. развитие образования носило слабый неорганизованный характер. Государство не финансировало развитие образования, школы открывались только благодаря отдельным благотворителям – энтузиастам и церкви. Да и само общество по ряду причин было не готово к этому. 17 марта 1803 г. был издан высочайший указ, постановляющий открывать в губернских городах гимназии, а в уездных – училища. На основании этого указа 30 августа 1811 г. в Ставрополе было открыто уездное училище, 26 марта 1818 г. приходское училище в Георгиевске. Общее руководство школами на Кавказе осуществлял Казанский, а после 31 марта 1824 г. – Харьковский учебный округ. В 1829 г. издается «Положение о Закавказских училищах» положившее начало законодательной деятельности правительства в области народного образования в крае». После создания наместничества в январе 1845 г. последовала передача рассмотрения вопроса о развитии образования Кавказскому учебному округу – 18 декабря 1847 г. С помощью специальной литературы охарактеризуйте правительственную политику в области образования на Северном Кавказе в XIX в. В этом же вопросе расскажите об образовательной системе сложившейся в конце XIX – начале XX в.

Судебные преобразования у горских народов логически исходили из реформирования управления краем 1858 г.В этом вопросе необходимо раскрыть суть преобразования местной системы судопроизводства. В 1860-70тг. был проведен ряд преобразований в казачьих войсках, в связи с тем что Кавказская линия упразднялась, были сокращены сроки действительной службы казачества. Расскажите подробно о преобразованиях в Кубанском и Терском казачьих войсках.

Во втором вопросе необходимо раскрыть значение развития городов на Северном Кавказе. Они стали культурными, экономическими, политическими центрами Кавказа. Кроме того, городская культура вносила новые современные тому времени элементы в повседневную жизнь северокавказского общества. Появляется такое понятие как мода. Города Северного Кавказа стали также центрами образования и просвещения. Здесь строились школы, библиотеки, театры.

План семинара

  1. Особенности проведения буржуазных преобразований на Северном Кавказе

а) земельная реформа

б) отмена крепостного права

в) реформа образования

г) судебные преобразования

д) реформы в армии

  1. Развитие городской культуры и её влияние на северокавказское общество в XIX в. Пятигорск, Ставрополь, Владикавказ, Екатеринодар, Кавказские Минеральные воды и др.

 

Задание для самостоятельной работы

Прочитать любое литературное произведение о Кавказе писателя или поэта, дайте характеристику понравившемуся произведению.

 

Темы для рефератов и сообщений:

· Православные монастыри на Северном Кавказе.

· Деятельность общества Восстановления православного христианства на Кавказе.

· Выдающиеся деятели российской культуры на Кавказе (Лорер, А. Бестужев-Марлинский, А. Одоевский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М.И. Глинка, Л.Н.Толстой и др.)

· Горская интеллигенция Северного Кавказа (К.Хетагуров, Ч. Ахриев, А. Колиев, У. Лаудаев, Т. Эльдарханов, братья Мутушевы, братья Шепиповы, Адиль Гирей Кешев, Р. Кочесова и др.

· Развитие науки на Северном Кавказе в XIX в. (Бентковский И, Прозрителев Г.)

· Развитие просвещения и образования во второй половине XIX – начале ХХ в. Школы и гимназии

 

Источники и литература

Основная:

  1. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М., 1993.
  2. Невская Т.А. Столыпинская реформа на Северном Кавказе. СПб., 1997.
  3. Очерки политической и правовой истории Северного Кавказа (XIX – начало XX вв.). Ставрополь-Краснодар, 2006.
  4. Северный Кавказ в составе Российской империи. М., 2007.

Дополнительная:

1. Джаубаева Ф.И. Языкотворчество русских писателей как миросозидающая деятельность на Северном Кавказе. Ставрополь, 2010.

  1. Канукова З.В. Старый Владикавказ. Историко-этнографическое исследование. Владикавказ, 2002.
  2. Невская В.П. Развитие школьного образования на Ставрополье в XIX – начале XX в.// Вестник Ставропольского педагогического института. Социально-гуманитарные науки. 1995. Вып. 1. С.85.
  3. Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии (XVIII-30-е гг. XXв.). Нальчик, 1964.
  4. Кошев М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX – начале XX в. Баку,1991.
  5. Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе. М., 2002.
  6. Невская В.П. Развитие школьного образования на Ставрополье в XIX – начале XX в.// Вестник Ставропольского педагогического института. Социально-гуманитарные науки. 1995. Вып. 1. С.85.
  7. Трехбратов Б.А. История Кубани. Краснодар, 2000. С.382-437.
  8. Хашхохова Р. Адыгские просветители второй половины XIX – нач. ХХ в. Нальчик, 1983.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: