Методы и методики исследования




Методологический аппарат исследования

Цель: выявить влияние копинг-стратегий и саморегуляции на жизнестойкость студентов.

Предмет:

1) показатели частоты использования копинг-стратегий (конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство – избегание, планирование решения проблем, положительная переоценка);

2) показатели и уровни саморегуляции и ее компонентов;

3) показатель и уровень жизнестойкости.

Объект: студенты гуманитарного факультета КФ МГЭИ, психологического и физико-математического факультетов ВятГГУ в возрасте от 19 до 23 лет, средний возраст составил 20,5±1,2 (юноши и девушки – 82 человека).

Гипотеза:

При использовании студентами таких копинг-стратегий, как планирование решения проблемы и положительная переоценка, и высоком уровне саморегуляции уровень жизнестойкости будет высоким.

При использовании студентами таких копинг-стратегий, как поиск социальной поддержки и бегство – избегание, и низком уровне саморегуляции уровень жизнестойкости будет низким.

Задачи:

1. Выявить показатели частоты использования копинг-стратегий у студентов.

2. Определить показатели и уровни саморегуляции и ее компонентов у студентов.

3. Определить показатели и уровни жизнестойкости и ее компонентов у студентов.

4. Определить влияние копинг-стратегий и саморегуляции на жизнестойкость студентов.

Методы и методики исследования

Для решения первой задачи использовалась методика Р. Лазаруса, С. Фолкман «Копинг-стратегии» (Приложение 1) [32]. Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Опросник Ways of Coping Questionnaire (WCQ) был разработан Р. Лазарусом и С. Фолкман в 1988 году, адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Методика состоит из 50 утверждений, каждое из которых предлагает определенный вариант поведения в затруднительной ситуации. Ответ оценивается испытуемым по 4-балльной шкале в зависимости от частоты обращения к стратегии (никогда – 0 баллов, редко – 1 балл, иногда – 2 балла, часто – 3 балла). Пункты методики объединены в 8 шкал, соответствующих копинг – стратегий.

1. Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.

2. Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.

3. Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.

4. Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.

5. Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.

6. Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.

7. Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.

8. Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

 

Для решения второй задачи использовалась методика В.М. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (Приложение 2) [51]. Опросник "Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ) был создан в 1988 году в Психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции. Утверждения опросника построены на типичных жизненных ситуациях и не имеют непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной или учебной деятельности. Цель методики - это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.

Опросник ССПМ состоит из 46 утверждений и работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции», которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения опросника входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой), выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов), а также регуляторно-личностными свойствами (гибкости и самостоятельности). Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал. Это относится к тем утверждениям опросника, которые характеризуют как регуляторный процесс, так и регуляторно-личностное качество.

 

Для решения третьей задачи использовалась методика Д.А. Леонтьева «Тест жизнестойкости» (Приложение 3) [38]. Методика предназначена для выявления уровня жизнестойкости и ее компонентов (вовлеченности, контроля и принятия риска). Тест жизнестойкости включает как общий показатель жизнестойкости, так и три показателя по субшкалам: «вовлеченность», «контроль», «принятие риска». Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника «Hardiness Survey» С. Мадди и включает 45 пунктов, содержащих прямые и обратные вопросы всех трех субшкал опросника (вовлеченность, контроль и принятие риска). Результаты теста жизнестойкости позволяют оценить меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска).

Субшкала «вовлеченность». Прямые пункты: 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41. Обратные пункты: 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42.

Субшкала «контроль». Прямые пункты: 9, 15, 17, 21, 25, 44. Обратные пункты: 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43.

Субшкала «принятие риска». Прямые пункты: 34, 45. Обратные пункты: 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36.

Сумма баллов по субшкалам «вовлеченность», «контроль», «принятие риска» дает общий балл жизнестойкости.

Общий балл жизнестойкости. Прямые пункты: 4, 9, 12, 15, 17, 21, 22, 23, 24, 25, 29, 34, 41, 44, 45. Обратные пункты: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 43.

 

Для решения четвертой задачи использовались методы математической статистики: вычисление числовых характеристик распределений (среднее арифметическое), метод корреляции рангов Спирмена. Статистические расчеты выполнялись с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel и пакета статистического анализа SPSS 12.0 for Windows.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: