1. Полезность (utility of good) – способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
2. Общая полезность (total utility) – совокупная полезность всех потребляемых благ
TU = TU(х1, х2, х3,..., хп).
Предельные полезности дополнительных единиц товара могут быть представлены в виде частных производных общей полезности:
.
3. Предельная полезность (marginal utility) – полезность последней единицы потребляемого блага, или приращение общей полезности при увеличении потребления блага на единицу.
,
где MU (marginal utility) - предельная полезность;
DTU (total utility) - изменение общей полезности;
DQ - изменение количества потребляемой продукции.
4. Закон убывающей предельной полезности – с ростом потребления одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все медленнее.
– Убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщении этим благом;
– убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.
5. Условие потребительского равновесия – в равновесном состоянии (максимально возможного уровня совокупной полезности при данной величине дохода и цен на товары) полезность, полученная из последней денежной единицы, потраченной на приобретение какого-либо товара, одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована
,
где MU - предельная полезность последних порций (единиц) товаров 1, 2, 3,..., n;
Р - цена товаров 1,2,3,..., n.
6. Эффект замещения – выражается в том, что при более низкой цене на определенный товар у покупателя появляется стимул приобрести его вместо других товаров, которые стоят относительно дороже. Иными словами, потребители предпочитают при прочих равных условиях, заменять дорогие товары более дешевыми. При этом объем спроса на товары с низкими ценами возрастает, а на товары с высокими ценами - снижается.
7. Эффект дохода –состоит в том, что покупатель при более низкой цене может приобрести больше данного товара и увеличить объем спроса на него, не сокращая покупки других товаров. В этом случае речь идет о повышении покупательной способности и реального дохода потребителя (в целом на свой номинальный денежный доход он покупает больше товаров), а не о замене одного товара другим.
8. Кривая безразличия – совокупность различных комбинаций потребительских товаров, которые обеспечивают потребителю равную общую полезность, или одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Другими словами, потребителю, с точки зрения удовлетворения потребностей, безразлично, какую из этих комбинаций он приобретет. При этом, как мы ранее предположили, покупатель в состоянии определить, какие из комбинаций дают ему одинаковый уровень общей полезности, а какие комбинации предпочтительнее в потреблении по сравнению с другими.
На основании условных данных построим кривую безразличия потребителя, предположив, что он приобретает только два вида товара - х и у. На этом этапе нас не интересуют денежный доход потребителя и цены товаров х и у, а только его предпочтения и вкусы. Допустим, что для данного потребителя существует несколько комбинаций товаров х и у, которые в равной степени удовлетворяют его потребности, т.е. обладают одинаковой общей полезностью. Другими словами, ему безразлично, какой из этих наборов он выберет. Приведем эти
комбинации в табл., а затем покажем графически в виде кривой безразличия на рис. 2.1.