Теория потребительского выбора




1. Полезность (utility of good) – способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

2. Общая полезность (total utility) – совокупная полезность всех потребляемых благ

TU = TU(х1, х2, х3,..., хп).

Предельные полезности дополнительных единиц товара могут быть пред­ставлены в виде частных производных общей полезности:

.

3. Предельная полезность (marginal utility) – полезность последней единицы потребляемого блага, или приращение общей полезности при увеличении потребления блага на единицу.

,

где MU (marginal utility) - предельная полезность;

DTU (total utility) - изменение общей полезности;

DQ - изменение количества потребляемой продукции.

4. Закон убывающей предельной полезности – с ростом потребления одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все медленнее.

– Убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщении этим благом;

– убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

5. Условие потребительского равновесия – в равновесном состоянии (максимально возможного уровня совокупной полезности при данной величине дохода и цен на товары) полезность, полученная из последней денежной единицы, потраченной на приобретение какого-либо товара, одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована

 

,

где MU - предельная полезность последних порций (единиц) това­ров 1, 2, 3,..., n;

Р - цена товаров 1,2,3,..., n.

6. Эффект замещения – выражается в том, что при более низкой цене на определенный товар у покупателя появляется стимул при­обрести его вместо других товаров, которые стоят относительно дороже. Иными словами, потребители предпочитают при прочих равных условиях, заменять дорогие то­вары более дешевыми. При этом объем спроса на това­ры с низкими ценами возрастает, а на товары с высокими ценами - снижа­ется.

7. Эффект дохода –состоит в том, что покупатель при более низкой це­не может приобрести больше данного товара и увеличить объем спроса на него, не сокращая покупки других товаров. В этом случае речь идет о по­вышении поку­пательной способности и реального дохода потребителя (в целом на свой но­минальный денежный доход он покупает больше товаров), а не о замене одного товара другим.

8. Кривая безразличия – совокуп­ность различных комбинаций потребительских товаров, которые обеспечивают потребителю равную общую полезность, или одинаковый уровень удовлетво­рения потребностей. Другими словами, потребителю, с точки зрения удовле­творения потребностей, безразлично, какую из этих комбинаций он приобретет. При этом, как мы ранее предположили, поку­патель в состоянии определить, ка­кие из комбинаций дают ему одинаковый уровень общей полезности, а какие комбинации предпочтительнее в по­треблении по сравнению с другими.

На основании условных данных построим кривую безразличия по­треби­теля, предположив, что он приобретает только два вида товара - х и у. На этом этапе нас не интересуют денежный доход потребителя и цены то­варов х и у, а только его предпочтения и вкусы. Допустим, что для данного потребителя су­ществует несколько комбинаций товаров х и у, которые в равной степени удов­летворяют его потребности, т.е. обладают одинаковой общей полезностью. Другими словами, ему безразлично, какой из этих на­боров он выберет. Приве­дем эти

комбинации в табл., а затем покажем графически в виде кривой без­различия на рис. 2.1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: