Раздел 6. Методические указания студенту




Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе магистратуры, являются лекции, практические занятия и лабораторные работы.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. Обязанность студентов – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Для закрепления учебных тем курса большое значение имеют практические занятия и лабораторные работы, подготовку к которым студенты осуществляют самостоятельно под руководством преподавателя.

Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в рекомендованной литературе.

Основу самостоятельного изучения научной литературы составляют специальные записи (лучше всего в отдельную тетрадь) для подготовки к практическим занятиям. Это могут быть записи разного рода:

· простой или сложный план ответа (тезисный план ответа по каждому вопросу);

· цитаты авторов, исторических и политических деятелей, мыслителей;

· хронология определенных событий;

· вопросы для обсуждения на занятии с преподавателем;

· неясности – то, что требует уточнения.

Подготовка к практическому занятию требует учета настоящих рекомендаций. Прежде всего, подготовка должна включать два этапа.

Первый этап – чтение рекомендованных к каждому занятию учебных, монографических источников, научных статей и отработка (толкование) нормативного материала. Это особенно актуально при использовании таких инновационно-педагогических технологий, как групповая совместная работа студентов, дискуссия, диспут, доклад (презентация) и др.

Чтобы усвоить материал и хорошо в нем ориентироваться, необходимо привести его в систему. Для этого следует внимательно прочитать весь материал по данной теме и выделить главные проблемы, требующие особого внимания. Первое чтение преследует цель получить общее представление о материале, который составляет содержание данной темы. Это поможет выявить пробелы в знаниях или вопросы, которые непонятны, чтобы впоследствии, слушая лектора, сконцентрировать на них свое внимание. Первый этап преследует также цель систематизации знаний в целом по данной теме.

Второй этап, исходя из тех вопросов, которые выносятся на практическое занятие, имеет предметный характер.

При подготовке того или иного теоретического вопроса рекомендуется делать краткие записи. Такая форма подготовки наиболее продуктивна, поскольку, прежде чем составить тезисы ответа на вопрос, требуется тщательный анализ материала, содержащегося как в нормативных актах, так и в конспекте лекций и учебниках. В случае затруднения при нахождении ответов на тот или иной вопрос следует воспользоваться индивидуальной консультацией преподавателя.

В ответе на практическом занятии особенно ценятся:

· умение выделить главное, показать связи, место данного вопроса в общей структуре дисциплины;

· самостоятельность, способность обобщать материал не только из лекций, но и из других источников;

· наличие собственной точки зрения при изложении содержания вопроса;

· умение использовать способы и приемы толкования тех или иных законов, касающихся организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и других актов;

· умение приводить примеры из практики работы представительных и исполнительных органов публичной власти субъектов Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации по тем или иным вопросам организации и деятельности органов власти субъектов Российской Федерации;

· умение применять знания при ответе на дополнительно поставленные вопросы.

В целях более глубокого усвоения материала на практических занятиях обсуждаются доклады (презентации), которые готовятся студентами по согласованию с преподавателем. Доклад (презентация) – публичное сообщение (не более 20–25 минут), представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса практического занятия. Материалы, используемые для доклада (презентации), студентом предварительно прорабатываются и записываются либо в рабочую тетрадь, либо на отдельных листах.

К автору доклада (презентации) предъявляются следующие требования:

· полно и всесторонне осветить проблему, опираясь на теоретические источники;

· быть готовым ответить на вопросы по теме доклада (презентации);

· проявить высокую степень самостоятельности мышления, анализа и обобщения материала;

· уметь использовать и критически оценивать теоретические положения, содержащиеся в научной и учебной литературе;

· уметь сформулировать личный взгляд на проблему, используя достижения современной юридической науки.

При подготовке к практическому занятию студенту целесообразно:

· проанализировать конспект лекции по данной теме;

· ознакомиться с соответствующими главами учебной литературы;

· прочитать рекомендованные работы из списка дополнительной литературы;

· подготовить письменные планы ответов по каждому вопросу;

· составить список не до конца понятых вопросов.

Обсуждение вопросов, обозначенных в планах практического занятия, проходит под руководством преподавателя. При ответах рекомендуется делать ссылки на соответствующие положения нормативных правовых актов, касающиеся проблематики практического занятия. Студенты могут пользоваться учебными пособиями или дополнительной литературой, но цитирование текста дословно не допускается.

Во всех практических занятиях содержатся контрольные вопросы, задачи и задания. Они представляют собой спорную проблемную ситуацию по применению норм, регулирующих статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Студентам необходимо ответить на поставленные вопросы на основе анализа рекомендуемых нормативных правовых актов. Решение задачи – этот поиск норм права, адекватных описанной фактической ситуации. Приобретенные навыки позволят преодолеть конфликтность, противоречия, которые могут возникнуть впоследствии на практике.

Студент, предлагающий решение задачи, должен обосновывать его теоретическими положениями монографических и учебных источников,
а также путем толкования норм конституционного права.

Изучив фабулу задачи, студент должен в своем конспекте письменно изложить ее решение. При решении задач преподаватель оценивает умение студента толковать норму закона, логически строить доказательства, основываясь на требованиях норм права и теоретических положениях. При этом студент должен не только аргументировать свой ответ, основываясь на правовой базе, но и изложить текст так, чтобы он отвечал требованиям официальных документов.

При подготовке письменного ответа студенты должны акцентировать внимание на следующих моментах:

· как в тексте ответа изложена правовая оценка юридического факта;

· как структурно построен документ;

· насколько используемая юридическая терминология отвечает требованиям точности в обозначении того или иного термина (понятия), единства (однозначность, когда термин имеет одно, а не несколько значений), лапидарности (краткость, сжатость, выразительность слога, стиль изложения);

· имеются ли правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по тем или иным вопросам организации и деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

Рабочая программа учебной дисциплины также содержит список тем рефератов (объемом 10–15 страниц).

В основной части подробно раскрывается содержание вопросов темы. Каждый раздел основной части должен заканчиваться краткими выводами.

В заключении кратко обобщаются теоретические результаты исследования, обосновываются практические рекомендации и предложения.

В библиографический список литературы включаются только те источники, на которые непосредственно ссылался автор в тексте работы.

Сноски на использованные источники должны быть оформлены должным образом: с указанием автора, названия, места и года издания, а также конкретной страницы, откуда был взят цитируемый абзац. Ссылки на нормативные правовые акты также нуждаются в правильном оформлении: должны быть обязательно указаны название, номер и дата принятия акта, а также официальный источник опубликования (Собрание законодательства Российской Федерации или «Российская газета»).

В приложение выносятся таблицы, графики, схемы, образцы документов и другие вспомогательные материалы. Приложения имеют смысл только в том случае, если они дополняют, конкретизируют основные положения исследования.

Работая над рефератом, студент должен продемонстрировать не только глубокое знание материала, но и умение самостоятельно его систематизировать и творчески осмыслить, использовать основные идеи источников для раскрытия темы, логично выстраивать содержание работы, связно и лаконично излагать материал.

Изложение материала должно носить проблемно-полемический характер, показывать различные точки зрения на избранную проблему, отражать собственные взгляды автора работы. В этом случае самостоятельная работа студента становится действенным средством повышения теоретического и методического уровня его профессиональных знаний.

Прежде чем приступить к выполнению реферата, следует внимательно ознакомиться с программой курса, усвоить его основные разделы и понятия. Недопустимо механическое переписывание текста учебников и других источников. Нарушение этого требования влечет за собой неудовлетворительную оценку и возращение студенту работы для выполнения ее заново.

Рекомендуется следующий порядок изучения материала по теме реферата:

1. Прочтение соответствующих разделов учебника, учебного пособия, монографической и научной литературы. Выяснение общих закономерностей конкретного правового института или явления.

2. Непосредственная работа над нормативными правовыми источниками, научной литературой, понимание причин вызванных к жизни тех или иных государственно-правовых явлений в соответствии с проблематикой реферата.

3. Изучение содержания прослушанных лекций, дополнительного материала, составление плана (содержания) работы в соответствии с учебной программой.

4. Сравнение государственно-правовой истории с современностью, сравнительный анализ материала различных государств.

5. Составление библиографии в установленном порядке, оформление титульного листа.

Работа должна отражать знания студента, его умение использовать при анализе юридическую литературу и законодательство конкретного государства или исторического периода, сопоставлять различные точки зрения и высказывать свою собственную с соответствующей аргументацией.

При изучении нормативных правовых актов и научной литературы необходимо делать выписки, относящиеся к каждому вопросу плана, для того, чтобы можно было их использовать при изложении материала.

Одновременно с изучением нормативных правовых актов и научной литературы следует подбирать и анализировать примеры из государственно-правовой практики для иллюстрации и подтверждения основных положений работы.

К оформлению работы предъявляются следующие требования: реферат должна быть написана грамотно, разборчивым почерком или напечатана, интервалом 1,5, шрифтом 14, Times New Roman, страницы должны быть пронумерованы.

Основными факторами, влияющими на оценку письменных работ, являются:

· актуальность темы, оригинальность и новизна исследования;

· глубина анализа и обоснованность разработанных предложений;

· полнота исходных фактических данных;

· умение правильно использовать современные методы обработки и анализа материала;

· количество, характер использованных источников и умение анализировать их;

· самостоятельность при выполнении работы;

· стиль и логичность изложения;

· правильность и ценность практических выводов;

· качество оформления;

· компетентность, проявленная при защите.

Рабочая программа учебной дисциплины включает список рекомендуемой литературы (правовые источники, научные публикации, статьи в периодических изданиях и др.). Необходимо отметить, что правовые акты являются обязательными при подготовке к теме.

Умение вести поиск, анализировать и использовать для решения практических заданий правовые источники в значительной степени определяет успешность освоения материала по изучаемой дисциплине. При изучении учебного курса студенты должны ссылаться только на действующие законодательные акты. Важно подчеркнуть, что трудности изучения данного курса определяются отставанием учебной литературы от изменений, постоянно вносимых в содержание российских правовых источников. Студент не вправе в своих ответах ссылаться на литературу, если она основана на недействующем законодательстве. Таким образом, учебный материал необходимо корректировать в свете правовых актов, принятых после издания данной рабочей программы.

В разделе рекомендуемой литературы приводятся также выборочные списки научных публикаций (статьи периодических изданий, монографии, сборники статей и др.), которые можно использовать при подготовке к практическим занятиям и лабораторным работам. Кроме того, студенты должны уметь самостоятельно выявлять и использовать новые публикации, которые появились после издания данной рабочей программы. В настоящее время большие возможности для быстрого поиска последних публикаций по проблемам конституционного права дает сеть Интернет.

Успешность усвоения учебного курса непосредственно зависит от умения студента самостоятельно работать с основной учебной литературой, а также рекомендуемой дополнительной литературой, нормативными источниками и научными публикациями. Основная литература является обязательной при изучении всех тем настоящей рабочей программы учебной дисциплины.

Другая дополнительная литература может быть предложена преподавателем в ходе практических занятий. При желании студенты могут самостоятельно подобрать более новые публикации в текущих периодических изданиях.

Контрольная работа может быть проведена в форме подготовки презентации по актуальной теме изучаемой дисциплины, а также в форме тестирования или по вариантам. Выполненная студентом письменная контрольная работа сдается им для проверки.

Контрольная работа в форме подготовки студентами презентации является предпочтительной. Успех доходчивого изложения материала при подготовке презентации в значительной степени определяется используемыми средствами наглядного представления информации, качеством подготовленного материала и умением докладчика правильно его донести до присутствующих.

В настоящее время в аудиториях Университета размещено различное оборудование, позволяющее эффективно представить подготовленный материал.

Для просмотра презентаций предусмотрено применение двух типов проекторов: стационарного – для проектирования иллюстрационного материала на выдвижной экран (интерактивная доска) и переносного – для проектирования на маркерную доску, что определяется излагаемым материалом и составом аудитории.

Важно отметить, что вне зависимости от того, какое оборудование будет использоваться, с ним нужно предварительно ознакомиться и освоить (при необходимости можно привлечь специалистов или коллег).

При подготовке слайдов доклада необходимо выполнить ряд этапов – от их создания, редактирования до продуманного монтажа в виде слайд-фильма.

Ответственными этапами подготовки доклада являются продуманная последовательность размещения слайдов и содержание представленного на них материала. Количество слайдов не должно превышать 12–15, учитывая, что рекомендуемое время доклада составляет 20–25 минут и за отведенный промежуток времени автору работы необходимо по каждой иллюстрации привести необходимые комментарии и пояснения. Не допускается отсутствие каких-либо разъяснений в ходе доклада к проецируемым иллюстрациям.

Слайды должны быть пронумерованы.

Целесообразно на первом слайде привести название работы, фамилию, инициалы руководителя, консультанта, если он имеется. На других слайдах изложить цель и задачи работы, структуру исследования и другой материал. При этом важно помнить, что информацию на слайдах целесообразно изображать в виде графиков, таблиц, гистограмм, статистических данных и других наглядных материалов, упрощающих восприятие материала и позволяющих полностью довести его до аудитории за отведенное на доклад время. При необходимости можно дополнить слайды звуком, применить анимацию.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Конституционно-правовая модель государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельная работа. Она должна носить творческий и планомерный характер. Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, следует изучить материал учебника, затем полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них) – работами известных правоведов и политических деятелей. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Для наиболее эффективного усвоения программы курса нельзя использовать только лекционный материал и обсужденные темы практических занятий, необходимо закрепить и расширить знания в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции. Продуктивна также самостоятельная работа с правовыми информационно-поисковыми системами «КонсультантПлюс» и «Гарант» при подготовке тех или иных вопросов парламентской деятельности.

При самостоятельной работе над курсом необходимо иметь в виду несколько общих рекомендаций.

Во-первых, данный курс тесно связан с конституционным (государственным) правом Российской Федерации, поэтому перед началом работы над ключевыми темами спецкурса следует повторить основные положения конституционного права.

Во-вторых, при работе над курсом необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации и федеральным законодательным актам, определяющим порядок организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Особое внимание необходимо уделить Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В-третьих, необходимо использовать законодательство субъектов Российской Федерации: Конституции и Уставы, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В-четвертых, большую помощь в работе над курсом могут оказать материалы, которые можно получить из интернет-источников, которые указаны в настоящей рабочей программе.

Особое внимание при изучении курса следует обратить на понятийный аппарат дисциплины и четко представлять этимологию и правовое значение терминов.

Чтобы добиться высокой результативности самостоятельной работы, важно тщательно спланировать и согласовать ее с преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину. При возникновении вопросов, не поддающихся самостоятельному разрешению, следует обратиться за дополнительной консультацией.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций можно ознакомиться на кафедре или на официальном сайте Университета.

Для приобретения навыков исследовательской деятельности по дисциплине возможна подготовка студентами рефератов. Работа над ними развивает самостоятельное, творческое мышление, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных и правовых проблем.

Ошибку совершают студенты, надеющиеся освоить весь материал только за время подготовки к зачету. Опыт показывает, что такие знания недолговечны и в целом их уровень низок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: