Глава 1. Проектные материалы и анализ местных условий района прохождения федеральной автомобильной дороги
«Казань – Оренбург» с км 10+000 по км 399+065 км
Народно – хозяйственное значение дороги
Рассматриваемая в данной работе автомобильная дорога Р-239 «Казань - Оренбург» на территории РТ федерального значения с асфальтобетонным покрытием, протяженностью 389,065 километра, соединяющая города Казань, Чистополь, Альметьевск, Бугульма, Бавлы, Оренбург. К ней тяготеют многие хозяйства РТ.
Начало дороги Р239 является основным маршрутом к Международному аэропорту «Казань», в связи с чем участок дороги в аэропорт выполнен в виде полноценной четырехполосной автомагистрали с разделенными проезжими частями, освещением в темное время суток, без перекрестков и съездов и с разрешенной скоростью в 110 километров в час. Движение по автодороге всесезонное. Интенсивность движения по паспорту составляет в среднем 5876 авт/сут. (Таблица 1.1)
Среднегодовая интенсивность и состав движения Таблица 1.1
Начало участка | Конец участка | Всего, авт/сут | Приведенная интенсивность, авт/сут |
10,000 | 21,020 | ||
21,020 | 91,288 | ||
91,288 | 249,701 | ||
249,701 | 399,065 |
Согласно паспорту, дорога соответствует следующим техническим категориям (Таблица.1.2)
Категории дороги Таблица 1.2
Начало участка | Конец участка | Количества полос | Категория | Эксплуатационная категория |
10,000 | 20,238 | I | Iэ | |
20,238 | 20,650 | II | Iэ | |
20,650 | 74,831 | III | Iэ | |
74,831 | 76,476 | I | Iэ | |
76,476 | 77,070 | II | Iэ | |
77,070 | 82,027 | I | Iэ | |
82,027 | 88,230 | I | Iэ | |
88,230 | 202,791 | III | Iэ | |
202,791 | 208,017 | II | Iэ | |
208,017 | 229,707 | III | Iэ | |
229,707 | 249,246 | II | Iэ | |
249,246 | 249,701 | I | Iэ | |
249,701 | 256,186 | I | IIэ | |
256,186 | 341,190 | II | IIэ | |
341,190 | 342,938 | II | IIэ | |
342,938 | 344,585 | II | IIэ | |
344,585 | 346,365 | II | IIэ | |
346,365 | 350,075 | II | IIэ | |
350,075 | 351,090 | II | IIэ | |
351,090 | 352,304 | II | IIэ | |
352,304 | 352,878 | II | IIэ | |
352,878 | 355,174 | II | IIэ | |
355,174 | 399,065 | III | IIэ |
По автомобильной дороге осуществляется пассажирское, грузовое, легковое и автобусное движение.
Основной вид транспорта: грузовые и легковые автомобили и автобусы. Перевозка пассажиров автомобильным транспортом общего пользования осуществляется на междугородном, пригородном и внутригородском сообщении.
Вывод: таким образом, автомобильная дорога «Казань - Оренбург» соединяет столиц субъектов РФ Казань - Оренбург. В то же время для большинства районов республики она является опорной, так как они тяготеют к данной дороге.
Природные условия района прохождения дороги
Климат района прохождения дороги умеренно-континентальный, отличается тёплым летом и умеренно-холодной зимой. Самый тёплый месяц года — июль (+18…+20 °C), самый холодный — январь (−13… −14 °C). Абсолютный минимум температуры составляет −44… −48 °C (в Казани −46,8 °C в 1942 году). Максимальные температуры достигают +37…+42 °C. Абсолютная годовая амплитуда достигает 80—90 °C. Среднее количество осадков от 460 до 520 мм.
Снежный покров образуется после середины ноября, его таяние происходит в первой половине апреля. Продолжительность снежного покрова составляет 140—150 дней в году, средняя высота — 35—45 см. - продолжительность зимнего периода 170 дней;
- количество дней с зимней скользкостью – 92;
- абсолютная максимальная температура –38 °С;
- годовой объём осадков 455 мм, из них снеговых – 150 мм.
В таблицах приведены данные повторяемости направлений и средних скоростей ветра.
Повторяемость направлений ветра, % Таблица 1.3
Направление | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
Январь | ||||||||
Июль |
Средняя скорость ветра, м/с Таблица 1.4
Направление | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
Январь | 3,3 | 2,6 | 2,7 | 4,1 | 3,6 | 3,8 | 3,3 | 3,3 |
Июль | 3,8 | 2,9 | 3,8 | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 3,5 |
На рисунке 2.1 приведны схемы «розы ветров».
Зимний период Летний период
Рис.2.1. Розы ветров
Вывод: таким образом, на участке проложения дороги умеренно континентальный климат с холодной многоснежной продолжительной зимой, затяжной весной, ранней осенью и умеренно теплым коротким летом. С неустойчивой по температуре и осадкам в течение года погода сказывается на состоянии дорог не самым лучшим образом. Район прохождения дороги относится к зоне достаточного увлажнения. Эти особенности надо учитывать дорожникам при организации эксплуатации дороги.
Гидрография. Растительность
Растительность. Наибольшее влияние на состояние автодорог и движение автомобилей оказывают рельеф и ландшафт местности, грунтово–геологические, гидрологические факторы.
Согласно паспорту дороги:
· Количество участков лесонасаждений: 228 (216,480 км.) |
в том числе: |
· расположение "Слева": участков 94 (87,908 км.) |
· расположение "Справа": участков 134 (128,572 км.) |
Тип лесонасаждений "Снегозащитные": участков 169 (167,842 км.) |
Тип лесонасаждений "Декоративные": участков 1 (0,090 км.) |
Вид лесополосы "Лес": участков 58 (48,548 км.) |
Вид лесополосы "Лесополоса": участков 170 (167,932 км.) |
Видовой состав "Низкокронные до 15 м": участков 227 (215,672 км.) |
Видовой состав "Низкие кустарники до 2 м": участков 1 (0,808 км.) |
Признак работоспособности "Есть": участков 109 (114,266 км.) |
Признак работоспособности "Нет": участков 28 (25,039 км.) |
Гидрография. Рассматриваемая автомобильная дорога «Казань – Оренбург» Р239 имеет 12 пересечений с ручейками и с реками Кама, Меша, Каипка, Брысса, Шуранка, Архаровка, Курлянка, Шенталка, М.Бахта, Толкишка, Сарсазка, Челна, Шешма, Кичуй, Письмянка, Ялга, Степной Зай, Бобровка, Дымка, Тумбарлинка, Урустамак, Кандыз. На дороге имеется 37 мостов и 313 водопропускных труб.
Вывод: Рассматриваемый участок автомобильной дороги имеет неплохую защиту от снегоприноса, т.к на большой территории вдоль дороги имеются лесные посадки. В то же время требуется проводить работы по отводу воды с поверхности полосы отвода и придорожной полосы.