Пример решения задачи №1: Построение и исследование эконометрической модели магазина в виде линейной парной регрессии




Эконометрика

Методические указания и задания по выполнению

контрольной работы для обучающихся в бакалавриате по направлениям 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.06 Торговое дело

 

Калининград, 2015


 

Рецензент

 

А.Н. Кохан, к.э.н. доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «КГТУ»

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «КГТУ», протокол № 2 от 30.09.2015 г.


Содержание

  Общие сведения, выбор варианта и исходных данных  
  Пример решения задачи №1: Построение и исследование эконометрической модели магазина в виде линейной парной регрессии  
2.1 Постановка задачи №1  
2.2 Решение задачи №1  
  Пример решение задачи №2: Построение и исследование эконометрической модели магазина в виде линейной троичной регрессии  
3.1 Постановка задачи №2  
3.2 Решение задачи №2  
  Приложение А – Значения функции Лапласа  
  Приложение Б - Значения критерия Стьюдента  
  Приложение В - Значения критерия Пирсона  
  Приложение Г - Значения критерия Дарбина-Уотсона  

 


1 Общие сведения, выбор варианта и исходных данных

 

Контрольная работа состоит из введения, 4-х разделов: (задача-1, задача-2, вопрос-1, вопрос-2) и списка использованных источников.

Объём работы вместе с титульным листом, листом «Содержание», списком использованных источников не должен превышать 16-17 страниц.

Поскольку студентам будет доступен электронный вариант настоящих указаний, то свой текст они могут создать на основе данного текста (примеров решения задач), вставив свои исходные данные и выводы по пунктам расчёта. Это значительно снизит трудоёмкость выполнения контрольной работы. Однако к защите работы процесс решения должен быть осмыслен.

Во введении рекомендуем отразить историю становления эконометрики, её особенности как научной дисциплины (1-2 стр).

Работа оформляется в точном соответствии с правилами, изложенными в /1/, список использованных источников оформляется по правилам, изложенным на сайте КГТУ в разделе Библиотека.

Вариант работы выбирается по первым подходящим буквам полного имени и фамилии.

Таблица 1.1 - Варианты и номера теоретических вопросов

Имя* Первая подходящая буква фамилии
А Б В Г Д Е Ж К Л М Н О П Р
А 1, 18 2, 16 3, 15 4, 14 5, 13 6, 12 7, 11 8, 10 9, 10, 2 11, 3 12, 4 13, 5 14, 6
Е 15, 7 16, 8 17, 9 18, 10 1, 11 2, 12 3, 13 4, 14 5, 15 6, 16 7, 17 8, 18 9, 1 10, 2
И 11, 3 12, 4 13, 5 14, 6 15, 7 16, 8 17, 9 4, 10 5, 11 6, 12 7, 13 8, 14 9, 15 10, 16
О 11, 17 12, 18 13, 1 14, 2 15, 3 16, 4 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10 7, 11 8, 12
Я 9, 13 10, 14 11, 15 12, 16 13, 17 14, 1 15, 2 16, 3 17, 4 18, 5 3, 4, 5, 6, 9

*первая подходящая буква полного имени

Теоретические вопросы

1) Эконометрическая модель зависимости потребления домохозяйства от дохода (4 алгебраических выражения - модель Торнквиста)

2) Основные понятия ТВ и МС: случайная величина, дифференциальный и интегральный законы распределения СВ, нормальный ЗР СВ, регрессия

3) Основные понятия ТВ и МС: математическое ожидание, дисперсия и СКО, парный коэффициент корреляции, генеральная и выборочные совокупности

4) Основные понятия математики: производные простых функций, исследование функций, асимптота, правило Лопиталя, транспонирование и перемножение матриц, обращение матрицы, единичная матрица, определитель 3-го порядка, минор и алгебраическое дополнение

5) Метод наименьших квадратов - на примере парной регрессии (вывести формулы для коэффициентов b0 и b1)

6) Пять предпосылок для НКЛРМ (в том числе смысл понятий гомо- и гетероскедастичности)

7) Точечные оценки параметров - три критерия качества оценивания: несмещённость, состоятельность, эффективность

8) Две интервальные оценки прогноза суточной выручки магазина (на примере исследований из задачи №1 контрольной работы)

9) Оценка значимости уравнения регрессии: по F-критерию Фишера, по коэффициентам детерминации: простому и скорректированному (на примерах задач №1 и №2)

10) Мультиколлинеарность и отбор значимых факторов (как пример использовать переменные Х и Х1, Х2 из 1-й и 2-й задач контрольной работы, для отбора в качестве критериев использовать остаточную дисперсию и скорректированный коэффициент детерминации)

11) Линейные регрессионные модели с атрибутивными переменными (на примере торгового предприятия)

12) Эластичность регрессии - функция и коэффициент, формула для построения и их смысл (на примере регрессий из 1-й и 2-й задач контрольной работы)

13) Классификация нелинейных регрессионных моделей; пример линеаризации модели нелинейной по переменным, но линейной по параметрам

14) Классификация нелинейных регрессионных моделей; пример линеаризации модели нелинейной по параметрам, но внутренне линейной

15) Производственная функция Кобба-Дугласа, её смысл и линеаризация; числовой пример для 3-х предприятий

16) Частные коэффициенты корреляции, элиминированные переменные (на примере задачи №2 контрольной работы)

17) Структура и классификация временных рядов, автокорреляционная функция

18) Авторегрессионные модели и модели скользящих средних

Исходные данные для задач 1 и 2 выбираются по одной из таблиц 1.2-1.6. Например, вы – О льга И в анова, значит ваша таблица 1.5. Во второй графе таблицы выбирается столбец – выделен жирным - со значениями переменной Х (кв.м). По первой подходящей букве вашей фамилии выбирается столбец со значениями для переменной Y (руб/сутки). Для О льги И в ановой это – столбец В (её вариант - ОВ) - выделен курсивом.

В таблице 1.7 приведены дополнительные данные для задачи 2. Соответствующий столбец выбирается по 1-й подходящей букве имени, для О льги столбец выделен курсивом.

Таблица 1.2 - Исходные данные для задач 1 и 2, первая подходящая буква имени А

i хi Y - объем продаж (десятков тыс. руб./день) по вариантам
А - А Б В Г Д Е К Л М Н О П Р
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

Таблица 1.3 - Исходные данные для задач 1 и 2, первая подходящая буква имени Е

i хi Y - объем продаж (десятков тыс. руб./день) по вариантам
Е А Б В Г Д Е Ж К Л М Н О П Р
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

Таблица 1.4 - Исходные данные для задач 1 и 2, первая подходящая буква имени И

i хi у - объем продаж (десятков тыс. руб./день) по вариантам
И А Б В Г Д Е Ж К Л М Н О П Р
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

Таблица 1.5 - Исходные данные для задач 1 и 2, первая подходящая буква имени О

i хi Y - объем продаж (десятков тыс. руб./день) по вариантам
О А Б В Г Д Е Ж К Л М Н О П Р
        2                      
        3                      
        4                      
        4                      
        7                      
        9                      
        18                      

 

Таблица 1.6 - Исходные данные для задач 1 и 2, первая подходящая буква имени Я

i хi Y - объем продаж (десятков тыс. руб./день) по вариантам
Я А Б В Г Д Е Ж К Л М Н О П Р
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

Таблица 1.7 - Исходные дополнительные данные для задачи 2

i х2 – площадь паркинга (десятки автомашин) по вариантам
- А Е И О Я
          1  
          1  
          2  
          2  
          3  
          5  
             

 

Постановки задач и ход их решения у всех студентов одинаковые. Ниже приведены примеры решения задач, которым нужно следовать «буква в букву», при этом числа каждый студент подставляет свои, выводы также могут отличаться от приведенных в примерах.

Пример решения задачи №1: Построение и исследование эконометрической модели магазина в виде линейной парной регрессии

 

Постановка задачи №1

 

Торговая компания располагает семью магазинами типа «Товары повседневного спроса» (для справки: этот тип в соответствии с /2, ГОСТ/ - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары частого спроса, преимущественно по форме самообслуживания, с торговой площадью от 100 м2).

Компании планирует построить 8-й магазин с торговой площадью 1100 м2, для чего она разрабатывает бизнес-план и, в частности, эконометрическую модель магазина.

На это модели специалисты должны исследовать зависимость объема продаж (у - в десятках тыс.руб./день) от размера торговой площади (х – в сотнях м2).

Единицы измерения выбраны с учетом достоверности данных и удобства вычислений.

 


Решение задачи №1

 

1) Нанести в координатах ХY точки на плоскость (построить корреляционное поле).

Решение. Для наглядности выберем наши данные из таблицы 1.1.:

Таблица 2.1

xi              
yi              

 

На рисунке 2.1 представлено корреляционное поле. Как видно, оно должно хорошо аппроксимироваться прямой линией. Зависимость между Х и Y тесная и прямая.

у                              
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                            х  
                               
                                                         

Рисунок 2.1

 

2) Найти методом наименьших квадратов уравнение регрессии Y по Х в линейной форме:

=b0+ b1x. (2.1)

Решение. Расчетные формулы для неизвестных параметров регрессии:

 

(2.2)

На основе табл. 2.1 рассчитаем необходимые суммы, входящие в формулу (2.2).

Таблица 2.2

xi yi x2 xiyi (xi- )2 xi ei2=( xi-yi)2
1 2 3 4 5 6 7
        5,90 1,97 0,00
        5,90 1,97 1,06
        2,04 3,51 0,22
        0,18 5,05 0,00
        0,32 6,59 2,53
        2,46 8,13 1,28
        20,88 12,75 1,56
        37,68   6,65

 

(2.3)

 

Искомые оценки параметров регрессии и само уравнение регрессии:

  b1= (27,86-3,43×5,71)/(17,14-3,432) =8,27/5,38=1,54 b0=5,71-1,54×3,43=0,43 =0,43+1,54x.

3) Построить линию регрессии на координатной плоскости XY.

Решение. Искомую линию проще всего построить по двум точкам (см. рис. 2.1), например (0; 0,43) и (8,00; 12,75).

4) Показать графически и аналитически, что линия регрессии проходит через точку (, ).

Решение. Из графика на рисунке 2.1 видно, что линия регрессии проходит через точку “средних” ( =3,43; =5,71). Проверим это аналитически: =0,43+1,54×3,43 = 5,71, что и требовалось доказать.

5) На сколько вырастет средний объем продаж при увеличении х на 1.

Решение. При увеличении торговой площади на 1 (100 м2) в среднем объем продаж увеличится на b1= 1,54 (т.е. на 15400 руб./день).

6) Имеет ли смысл свободный член в уравнении регрессии.

Решение. Свободный член b0=0,43 смысла не имеет, т.к. при нулевой торговой площади положительного объема продаж быть не может.

7) Вычислить коэффициент корреляции между переменными X и Y.

Решение. Используем формулу:

(2.4)

Здесь известно все, кроме

 

 

Окончательно

Полученное значение коэффициента корреляции говорит о высокой (почти функциональной) зависимости объема продаж от размера торговой площади.

8) Определить графически и аналитически прогнозное среднее значение объема продаж для проектируемого магазина "СИ" с торговой площадью х=11 (напомним, что это 1100 м2).

Решение. Прогнозное значение из рисунка 2.1 и из формулы совпадают:

=0,43+1,54×11=17,37 (173700 руб./день)

9) Найти 95%-ный доверительный интервал для среднего прогнозного значения объема продаж.

Решение. Оценка значения условного МО Мх=11(Y) равна 17,37. Чтобы построить доверительный интервал для СВ х=11, нужно оценить дисперсию ее оценки .

Для этого определим дисперсию возмущений (см. табл. 2.2 графы 4-6):

 

Искомая дисперсия

 

Для статистики Стьюдента число степеней свободы k = n – 2 = 7 – 2 = 5. По табл. П2 находим значение t0,95;5=2,57 критерия Стьюдента. Искомый 95%-ный доверительный интервал для среднего прогнозного значения объема продаж магазина "СИ":

 

Нижнее значение интервала: 17,37-2,57×1,48=13,57.

Верхнее значение интервала: 17,37+2,57×1,48=21,37.

Окончательно интервал имеет вид:

 

10а) Найти с надежностью 0,95 интервальные оценки коэффициента регрессии b1.

Решение. Общая формула для расчета интервала:

b1-D £ b1 £ b1+D,

где

Нижнее значение интервала: 1,54-0,48=1,06.

Верхнее значение интервала: 1,54+0,48=2,02.

Окончательно интервал имеет вид:

1,06 £ b1 £ 2,02.

10б) Найти с надежностью 0,95 интервальные оценки дисперсии возмущений s2.

Решение. Найдем по табл.П3 (критерий Пирсона) табличное значение статистики хи-квадрат:

Формула для доверительного интервала:

 

 

11а) Оценить на уровне a=0,05 значимость уравнения регрессии Y по Х по критерию Фишера.

Решение. Вычислим суммы квадратов.

Общая сумма:

Q=å(yi- )2=13,77+7,35+2,93+0,51+0,51+1,67+68,73= 95,47.

Регрессионная сумма:

QR=å( i- )2=13,99+13,99+4,84+0,44+0,78+8,56+49,56=92,16.

Остаточная сумма: Qe=å( i-у)2=6,65 (см. табл. 4).

Значение статистики Фишера:

 

 

Уравнение регрессии значимо, если F > Fa,k1,k2, где степени свободы k1=m-1=2-1=1, k2=n-m=7-2=5. По табл. П4 находим критическое значение F0,05;1;5=6,61. Так как 69,66 > 6,61, то уравнение значимо: коэффициент регрессии b1 =1,54 значимо отличается от нуля.

11б) Оценить на уровне a=0,05 значимость уравнения регрессии Y по Х по критерию Стьюдента.

Решение. Уравнение парной регрессии значимо, если t>tкрит. Значение статистики Стьюдента:

 

 

По табл. П2 находим tкрит.=t0,95;7-2=5=2,57. Так как 8,22 > 2,57, то гипотезу Ноо : β1=0) отвергаем и принимаем противоположную гипотезу Н1: уравнение значимо.

12) Определить коэффициент детерминации R2 и раскрыть его смысл: на сколько процентов в среднем объем продаж зависит от размера торговой площади.

Решение. Используем формулу: R2= QR/Q = 92,16 / 95,47 = 0,97. R2 показывает, какая доля вариации зависимой переменной обусловлена вариацией объясняющей переменной. Ответ: эта доля составляет 97%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: