Концепции современного естествознания
Вопрос 1. Естествознание как особая форма освоения объективной реальности. Статус естествознания в современном мире.
Естествознание изучает:
- различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе;
- связи и закономерности различных видов материи живой и неживой природы.
Оно оказывает прямое или опосредованное влияние на другие научные дисциплины, формируя единое знание о природе.
Как научная дисциплина современное естествознание решает следующие основные задачи:
1) поиск законов природы и областей их применимости;
2) формирование взглядов на целостность и единство материального мира;
3) выявление примеров развития объектов, явлений и процессов природы;
4) формирование научного мировоззрения человека;
5) изучение истории развития научного знания.
В естествознании долгое время существовали (существуют и сейчас) различные понимания концепции времени:
-время в динамике – это все связанное с движением;
-время в термодинамике – все связанное с необратимостью;
-время в биологии (и в социологии тоже) – это исторический промежуток.
Естествознание взяло на себя функцию соединения и выяснения условий перехода от одного представления времени к другому.
В настоящее время физический мир охватывает и элементарные частицы, и окружающие нас тела, и планеты, и саму Вселенную. По такому же пути развивалисьи химия и биология.
В настоящее время естествознание – это:
а) совокупность естественнонаучных дисциплин: физика, химия, биология, психология, физическая химия, биофизика, биохимия, космология,
генетика, цитология, радиобиология, астрономия, геология, география и др. науки;
б) единая наука о природе, которая исследует природу как единое целое и имеет цель: выявление законов природы с общей естественнонаучной позиции.
Вопрос 2. Панорама современного естествознания и тенденции развития.
Естествознание – наука о природе как единая целостность.
Предметом изучения естествознания явл. окружающий нас мир, а также различные виды материи и формы их движения и характер.
Естествознание делится на неорганические (не живая природа) и органические (это природа жизни).
Естествознание – является одним из полюсов культуры; вторым гуманитарно-художественная культура. Эти два полюса должны дополнять друг друга.
Становление естествознания в современном его понимании, по мнению историков науки, прошло три стадии и в конце ХХ в. вступило в четвертую стадию.
· Первая стадия научного естествознания – натурфилософия
возникла в позднем средневековье, относится к эпохе Возрождения (XV–XVI вв.).
характеризуется:
· получением знаний путем наблюдения, а не эксперимента,
· преобладанием догадок, а не опытно воспроизводимых выводов.
Таким образом, несмотря на неразвитость естествознания, стадию натурфилософии отличает важная методологическая основа – синтез философских и естественнонаучных идей.
Благодаря философскому подходу к осмыслению естественнонаучных знаний создаются научные картины мира, которые вырабатываются наукой каждой исторической эпохи.
· Вторая стадия развития естествознания – аналитическое естествознание
возникла (XVII – конец XIX в.)
характеризуется:
· формированием и систематическим развитием экспериментально-теоретических исследований (Опытов).
На стадии аналитического естествознания была получена основная масса достижений в изучении природы. Среди них – открытие законов классической механики, закона всемирного тяготения, периодического закона, разработка теории химического строения органических соединений, теории эволюции живых организмов.
· Третья стадия развития - синтетическое естествознание
возникла (с конца XIX в. – ХХ в)
характеризуется:
· возрастанием роли теоретических знаний,
· интенсивным исследованием как природных объектов, так и процессов.
· Эволюционный подход к познанию природы становится методологической основой синтетического естествознания.
· Этот период развития науки характеризуется ясным пониманием целостности природы и неразрывной взаимосвязи отдельных ее частей.
· Четвертая стадия развития - интегральные естествознание.
Возникла в конце ХХ столетия.
Характеризуется:
· масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований. Возникли такие науки как биохимия, биофизика и т.д.
· продолжающимся развитием процессов синтеза двух-трех смежных наук.
Вопрос 3. Характерные черты науки и динамика ее развития.
Наука решает частные проблемы и дает относительные ответы на частные вопросы, которые подтверждаются опытом. При этом в науке никогда не имеется достаточных оснований для уверенности в том, что достигнута истина.
Как сфера человеческой деятельности наука имеет специфические черты:
· Универсалъность – сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены.
· Обезличенность – конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей.
· Систематичность – наука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.
· Фрагментарность – наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.
· Общезначимость – научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.
· Незавершенность – процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.
· Преемственность – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями.
· Критичность – всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены подсомнение и пересмотрены.
· Достоверность – любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку.
· Внеморальность – научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его использованию.
· Рациональность – разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики.
· Чувственность – научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.