Вопрос 3. Характерные черты науки и динамика ее развития.




Концепции современного естествознания

Вопрос 1. Естествознание как особая форма освоения объективной реальности. Статус естествознания в современном мире.

Естествознание изучает:

- различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе;

- связи и закономерности различных видов материи живой и неживой природы.

Оно оказывает прямое или опосредованное влияние на другие научные дисциплины, формируя единое знание о природе.

Как научная дисциплина современное естествознание решает следующие основные задачи:

1) поиск законов природы и областей их применимости;

2) формирование взглядов на целостность и единство материального мира;

3) выявление примеров развития объектов, явлений и процессов природы;

4) формирование научного мировоззрения человека;

5) изучение истории развития научного знания.

 

В естествознании долгое время существовали (существуют и сейчас) различные понимания концепции времени:

-время в динамике – это все связанное с движением;

-время в термодинамике – все связанное с необратимостью;

-время в биологии (и в социологии тоже) – это исторический промежуток.

Естествознание взяло на себя функцию соединения и выяснения условий перехода от одного представления времени к другому.

В настоящее время физический мир охватывает и элементарные частицы, и окружающие нас тела, и планеты, и саму Вселенную. По такому же пути развивалисьи химия и биология.

В настоящее время естествознание – это:

а) совокупность естественнонаучных дисциплин: физика, химия, биология, психология, физическая химия, биофизика, биохимия, космология,

генетика, цитология, радиобиология, астрономия, геология, география и др. науки;

б) единая наука о природе, которая исследует природу как единое целое и имеет цель: выявление законов природы с общей естественнонаучной позиции.

Вопрос 2. Панорама современного естествознания и тенденции развития.

Естествознание – наука о природе как единая целостность.

Предметом изучения естествознания явл. окружающий нас мир, а также различные виды материи и формы их движения и характер.

Естествознание делится на неорганические (не живая природа) и органические (это природа жизни).

Естествознание – является одним из полюсов культуры; вторым гуманитарно-художественная культура. Эти два полюса должны дополнять друг друга.

Становление естествознания в современном его понимании, по мнению историков науки, прошло три стадии и в конце ХХ в. вступило в четвертую стадию.

· Первая стадия научного естествознания – натурфилософия

возникла в позднем средневековье, относится к эпохе Возрождения (XV–XVI вв.).

характеризуется:

· получением знаний путем наблюдения, а не эксперимента,

· преобладанием догадок, а не опытно воспроизводимых выводов.

Таким образом, несмотря на неразвитость естествознания, стадию натурфилософии отличает важная методологическая основа – синтез философских и естественнонаучных идей.

Благодаря философскому подходу к осмыслению естественнонаучных знаний создаются научные картины мира, которые вырабатываются наукой каждой исторической эпохи.

· Вторая стадия развития естествознания – аналитическое естествознание

возникла (XVII – конец XIX в.)

характеризуется:

· формированием и систематическим развитием экспериментально-теоретических исследований (Опытов).

На стадии аналитического естествознания была получена основная масса достижений в изучении природы. Среди них – открытие законов классической механики, закона всемирного тяготения, периодического закона, разработка теории химического строения органических соединений, теории эволюции живых организмов.

· Третья стадия развития - синтетическое естествознание

возникла (с конца XIX в. – ХХ в)

характеризуется:

· возрастанием роли теоретических знаний,

· интенсивным исследованием как природных объектов, так и процессов.

· Эволюционный подход к познанию природы становится методологической основой синтетического естествознания.

· Этот период развития науки характеризуется ясным пониманием целостности природы и неразрывной взаимосвязи отдельных ее частей.

· Четвертая стадия развития - интегральные естествознание.

Возникла в конце ХХ столетия.

Характеризуется:

· масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований. Возникли такие науки как биохимия, биофизика и т.д.

· продолжающимся развитием процессов синтеза двух-трех смежных наук.

Вопрос 3. Характерные черты науки и динамика ее развития.

Наука решает частные проблемы и дает относительные ответы на частные вопросы, которые подтверждаются опытом. При этом в науке никогда не имеется достаточных оснований для уверенности в том, что достигнута истина.

Как сфера человеческой деятельности наука имеет специфические черты:

· Универсалъность – сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены.

· Обезличенность – конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей.

· Систематичность – наука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.

· Фрагментарность – наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.

· Общезначимость – научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.

· Незавершенность – процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.

· Преемственность – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями.

· Критичность – всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены подсомнение и пересмотрены.

· Достоверность – любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку.

· Внеморальность – научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его использованию.

· Рациональность – разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики.

· Чувственность – научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: