Наука отличается от МИФОЛОГИИ тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.
Наука отличается от МИСТИКИ тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.
Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.
Наука отличается от ФИЛОСОФИИ тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?».
Наука отличается от ИСКУССТВА своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.
Наука отличается от ИДЕОЛОГИИ тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.
Наука отличается от ТЕХНИКИ тем, что нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.
Наука отличается от обыденного сознания тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности.
2. Слово «естествознание» представляет собой сочетание 2 слов - «естество» («природа») и «знание». В наст врем под естествознанием понимается прежде всего точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное - часто в математической форме. Но если вопрос о происхождении слова «естествознание» решает легко, то вопрос о том, что такое само естествознание как наука, просто назвать нельзя. Дело в том, что имеются 2 широко распространённых определения этого понятия:1) «естествознание-это наука о природе как единой целостности» и 2)«естествознание -это совокупность наук о природе, взятая как единственное целое». Ксе занимаются анализом общенаучных понятий. Понятия в науке бывают 3 родов: 1) Понят единичные, которые применяются в 1 науке. 2)Общенаучные, которые применяются во всех естественных науках 3)Философские - применяются по отношению всего мира. КСЕ анализируют всеобщий закон, который применяется в естествознании.
Отличием естествознания как науки от специальных естественных наук является то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций нескольких наук,"выискавая" наиболее общие закономерности и тенденции, рассматривает Природу как бы сверху.
Цели естествознания: 1.Выявление скрытых связей,создающих органическое единство всех физических,химических и биологических явлений.2Более глубокое и точное познание самих этих явлений.
3. Эмпирический факт-наблюдение-реальный эксперимент-модельный эксперимент-мыслительный эксперимент-фиксация результатов-эмпирическое обобщение(до эмпирич. познание)-формирование гипотезы-проверка её на опыте-выведение закона-создание теории-проверка её на опыте.
Эмпирический факт - факт чувственного опыта, исходный пункт развития естествознания. Наблюдение-целенаправленное восприятие явлений объективной реальности. Эксперимент- испытание объекта исследований; эксперимент представляет собой как бы вопрос, который мы задаем природе и ждем от нее ясного ответа. «Эйнштейн говорил, что природа отвечает «нет» на большинство задаваемых ей вопросов и лишь изредка от нее можно услышать более обнадеживающее «может быть». Модельный эксперимент не является последним из возможных. Может иметь место мысленный эксперимент-для этого понадобится представить себе тела, которых вообще не существует в реальности, и провести над ними эксперимент в уме.На основании эмпирических исследований могут быть сделаны эмпирические обобщения. Гипотеза-научное предположение, объясняющее причины данной совокупности явлений. Закон-гипотеза, которая выдержала эмпирическую проверку. Совокупность нескольких законов, относящихся к одной области познания, называется теорией.
Эмпирический и теоретический уровни знания различаются по предмету (во втором случае он может иметь свойства, которых нет у эмпирического объекта), средствам (во втором случае это мыслительный эксперимент, метод моделирования, аксиоматический метод и т. д.) и результатам исследования (в первом случае эмпирическое обобщение, во втором — гипотеза и теория).
4. Для определения критериев естественно-научного познания направлениями методологии науки сформулировано несколько принципов. Один из них получил название принципа верификации: какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е. эмпирически проверяемо. Если же найти нечто эмпирически фиксируемое для такого суждения не удается, то оно либо представляет собой тавтологию, либо лишено смысла. Поскольку понятия развитой теории, как правило, не сводимы к данным опыта, то для них сделано послабление: возможна и косвенная верификация. Скажем, указать опытный аналог понятию «кварк» невозможно. Но кварковая теория предсказывает ряд явлений, которые уже можно зафиксировать опытным путем, экспериментально. И тем самым косвенно верифицировать саму теорию.
Принцип верификации позволяет в первом приближении отграничить научное знание от явно вненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так, что решительно все возможные эмпирические факты в состоянии истолковать в свою пользу — идеология, религия, астрология и т.п. В таких случаях полезно прибегнуть еще к одному принципу разграничения науки и ненауки, предложенному крупнейшим философом XX в. К. Поппером, — принципу фальсификации. Он гласит: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. Иначе говоря, только то знание может претендовать на звание «научного», которое в принципе опровержимо.
Несмотря на внешне парадоксальную форму, а, может быть, и благодаря ей, этот принцип имеет простой и глубокий смысл. К. Поппер обратил внимание на значительную асимметрию процедур подтверждения и опровержения в познании. Никакое количество падающих яблок не является достаточным для окончательного подтверждения истинности закона всемирного тяготения. Однако достаточно всего лишь одного яблока, полетевшего прочь от Земли, чтобы этот закон признать ложным. Поэтому именно попытки фальсифицировать, т.е. опровергнуть теорию, должны быть наиболее эффективны в плане подтверждения ее истинности и научности.
Теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной. Идея божественного творения мира в принципе неопровержима. Ибо любую попытку ее опровержения можно представить как результат действия все того же божественного замысла, вся сложность и непредсказуемость которого нам просто не по зубам. Но раз эта идея неопровержима, значит, она вне науки.
Можно, правда, заметить, что последовательно проведенный принцип фальсификации делает любое знание гипотетичным, т.е. лишает его законченности, абсолютности, неизменности. Но это, наверное, и неплохо: именно постоянная угроза фальсификации держит науку «в тонусе», не дает ей застояться, почить на лаврах. Критицизм является важнейшим источником роста науки и неотъемлемой чертой ее имиджа.
5. Научная революция - это специфическое явление, возникающее только в определенные периоды развития науки как средство разрешения ее внутренних противоречий, изменения ее содержания.
Революция в науке многогранна. Можно выделить три основные черты научных революций:
1. Необходимость теоретического синтеза нового эмпирического материала;
2. Коренная ломка господствующих представлений о природе;
3. Возникновение кризисных ситуаций.
Для научных революций характерно качественное преобразование теоретических основ познания на базе крушения и отбрасывания старых идей и теорий, расширение научных знаний. Но научные революции ведут не к открытию новых фактов, а к радикальному пересмотру теоретических следствий из них, вызывают необходимость теоретического синтеза нового эмпирического материала, коренную ломку, пересмотр содержания старых категорий конкретных, частных наук на базе новых гносеологических предпосылок. Это связано с качественным изменением самого предмета науки, его внутренней логики на базе открытия новых материальных объектов или новых их свойств. i!
В историческом развитии научного познания можно выделить несколько типов научных революций:
1. Частная - микрореволюция, затрагивающая одну область знания;
2. Комплексная - революция, затрагивающая ряд областей знания;
3. Глобальная - всеобщая революция, радикально меняющая основания науки.
При определении типа научной революции необходимо учитывать следующие моменты:
1. Масштаб научной революции;
2. Глубину переворота фундаментальных теорий и законов науки;
3. Открытие новых фундаментальных законов, новой общей естественнонаучной теории;
4. Формирование общей картины мира;
5. Выработку нового типа мышления;
6. Исторический период развития науки;
7. Сопровождающие научную революцию социально-экономические преобразования.
6. Общий процесс научно-технической революции включает в себя целый ряд отдельных революционных преобразований: появление качественно новых сфер познания, коренные изменения в отдельных науках и областях наук, во всей системе наук, а также в развитии определенных видов техники и всей техники в целом, качественные изменения производственного потенциала общества, его материально-технической базы.
Характер этого процесса дает возможность сделать вывод относительно некоторых закономерностей и выделить некоторые
важнейшие факторы. Несомненно, исходной точкой и теоретической предпосылкой научно-технической революции являются великие открытия ведущих естественных наук; причем эти достижения были получены отчасти уже в первой половине нашего столетия. Возникла новая естественнонаучная картина мира. Теория относительности, атомная физика, квантовая механика, химия полимеров, кибернетика, космические исследования и другие научные открытия привели к глубокому изменению стиля научного мышления. Вместе с процессами интеграции и дифференциации в науках произошли изменения в представлениях о так называемых ведущих естественных науках. В то время как на рубеже столетия эта роль со всей определенностью принадлежала физике, то сегодня к ведущим наукам кроме физики относят химию, биологию, кибернетику и космологию. Существенно возросло и значение технических наук.
В условиях научно-технической революции развиваются следующие качественно новые явления: а) образование и укрепление единой системы «наука — производство»; б) революционный переворот во всех элементах производительных сил, включая технологические методы; в) замена логических и вычислительных аспектов умственной деятельности человека кибернетической техникой.
Все главные технические изменения и достижения связаны с наукой, в равной мере производство в своей совокупности приближается к науке, становится опредмеченной наукой. Возникновение системы «наука — техника — производство» способствует тому, что техника материального производства начинает развиваться главным образом как следствие постоянно возрастающего потока научных знаний, теорий и идей, как реализация их на практике. Это с неизбежностью вызывает к жизни процесс постоянной смены одних устаревших технических средств другими, более новыми и совершенными. Вместе с тем основные потребности общества и конкретные условия производства стали важнейшей отправной точкой и импульсом для развития науки. Во второй половине XX века резко усилились процессы обобществления науки, связанные с ее количественным расширением, тенденции индустриализации и интенсификации научного труда, взаимопроникновение и смыкание (соединение) различных областей науки, роль и значение фундаментальных наук в механизме ускорения научно-технического прогресса и т. Д
7. Познание – специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.
Основные особенности научного познания:
1 обнаружение объективных (независимых от личностных качеств исследователя) законов действительности;
2 строгая доказательность, обоснованность полученных результатов;
3 стремление к воплощению в практике.
Научное познание осуществляется путем применения различных методов:
• всеобщих (общефилософских), т.е. общечеловеческих приемов мышления;
• общенаучных;
• методов конкретных наук (частнонаучных).
Всеобщие методы (общефилософские):
- диалектический - метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии;
- метафизический - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления без учета их взаимосвязи.
Метафизический метод господствовал в науке до середины 19-го века, после чего активно вытеснялся из естествознания диалектическим.
К общенаучным методам относят: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, обобщение и абстрагирование (идеализацию), широко применяемое в настоящее время моделирование, классификацию и ряд других.
Частнонаучные методы используются отдельно взятой наукой для решения специфических задач научного исследования. Например, в орнитологии (науке, изучающей птиц) с целью установления численности популяции используется метод кольцевания.
Выделяют следующие уровни научного познания:
1. эмпирический - характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.
2. теоретический - осуществляется на рациональной ступени познания, где выявляются существенные стороны явлений, структурные связи исследуемого объекта. В начале теоретического изучения формируется гипотеза -предположение или догадка, выдвигаемая для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании (например, гипотеза происхождения Солнечной системы). Гипотеза не является достоверным знанием, а вероятным, истинность или ложность которого еще не установлена. Однако она обладает свойством объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания.
Прошедшая проверку на истинность гипотеза приобретает статус закона (иногда закономерности, правила) природы. Закон – объективная, необходимая, всеобщая повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями. Проявление закона зависит от конкретных условий, в которых он реализуется, так как изменение условий может усилить или ослабить действие закона. Действие одного закона корректируется другими законами.
Несколько законов из одной области явлений образуют теорию, которая существует до тех пор, пока новые эксперименты не обнаруживают факты, ей противоречащие.
Таким образом, эмпирический уровень преимущественно чувственного познания (на уровне ощущений, чувств), теоретический – преимущественно рационален (разумен, построен с учетом законов логики).
Процесс научного познания начинается с установления эмпирического факта, который в результате наблюдения преобразуется в научный факт. После постановки эксперимента и фиксации его результатов исследователем формулируется эмпирическое обобщение, согласованное с уже имеющимся теоретическим знанием. В результате осуществляется формирование гипотезы, которая в обязательном порядке проходит эмпирическую проверку. В случае положительного результата проверки в науке формируются новые понятия, вводятся определения, термины, символы и знаки, определяются их значения. В итоге выводятся законы и создаются теории, которые также проходят проверку практикой. В случае отрицательного результата при проверке гипотезы осуществляется формирование новых гипотез, и цикл начинается сначала.
8. В научной картине мира следует различать общенаучную и частнонаучные картины мира. В общенаучной картине мира обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Среди частнонаучных картин мира называют физическую, химическую, космологическую и космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и т.д. и т.п. картины мира. Соответственно, наряду с понятием физической реальности в научной картине мира присутствуют понятия биологической, социальной, исторической и даже лингвистической реальности. Каждая из этих реальностей также представляет собой систему теоретических объектов, построенных биологическими, социологическими, историческими и лингвистическими теориями соответственно. Главная особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение12.
На протяжении всей истории религиозная, научная и философская картины мира находились в сложных взаимоотношениях. Так, в средние века не стихали споры между богословами о совместимости философии и христианского вероучения. Противники философии полагали ее неотделимой от языческих религиозных культов. Сторонники же христианизировали древние учения, исходя из принципа приоритета Писания над Разумом. Один из авторов научной картины мира Ньютон предостерегал своих коллег от увлечения метафизикой. О.Конт впервые пытался сравнить все три картины, создав учение о стадиях развития человечества. Он выделил три стадии духа, через которые должно пройти каждое общество: теологическую, метафизическую, научную13.
9.