Тема 3. Исследование поведения потребителей.




 

Маркетологам важно понимать поведение пот­ребителей, т.к. это позволит воздействовать на поведение потребителей, снизить количество неудачных товаров и в итоге повысит эффективность деятельности компании.

Поведение потребителей — это ответная реакция на воздействия факторов внешней среды, включающая поиск, выбор, покупку, использование, оценку товаров и услуг, способных удовлетворить потребность потребителя.


При анализе поведения потребителей необходимо выяснить:

· какие покупатели приобретают товары организации;

· какие из этих покупателей наиболее предпочтительны для организации;

· как эти «предпочтительные» относятся к товарам организации;

· что влияет на их решение о покупке;

· каковы потребности, заставляющие покупать товар, у конкурента организации;

· кто потенциальные покупатели товаров организации;

· есть ли на каждом рынке постоянные покупатели;

· кто является лицами, инициирующими покупку; влияющими на решение о покупке; принимающими решение; непосредственно приобретающими; непосредственно использующими; испытывающими и формирующими мнение о потребительных свойствах товара.

 

Модель покупательского поведения (3 блока)


Вход
Побудительные факторы, влияющие на покупательское поведение
Регулируемые предприятием Внешние факторы
Ø Цена Ø Потребительская ценность продукта Ø Мнение клиента о дизайне и внешнем виде товара Ø Репутация предприятия Ø Доступность продукта Ø Своевременность доставки товара Ø Эффективность работы персонала Ø Стимулирование сбыта Ø Послепродажное обслуживание   Факторы культурного порядка: (религиозные общины, национальные диаспоры, Общественные классы) Социальные факторы (Референтные группы: семья,друзья, звезды) Личностные факторы (Тип личности, ценности, образ жизни).

 

 

«Черный ящик» (подсознание покупателя)
Восприятие и обработка информации, Осознание потребности (нужды), мотивы Процесс принятия решения о покупке

 

Выход (ответная реакция покупателя)
Выбор товара, марки, места, времени покупки, объема покупки

 


На входе на потребителя оказывают влияние внешние побудительные факто­ры и стимулы, регулируемые предприятием Стимулы — это внешние импульсы, инициирующие действия потребителя. Внешние факторы факторы внешней среды, оказывающие влияние на покупательские мотивы, формируя тем самым потребительское поведение.

 

Выделяют следующие группы внешних факторов.

1. Факторы культурного порядка.

Культура — ценности и нормы, передающиеся из поколения в поколение (культура влияет на мотивы, оценку альтернатив, критерии выбора).

Субкультура — отождествление и общение с себе подобными ценности и нормы (например, подростки, религиозные общины, национальные диаспоры; в различных ре­гионах РФ также существуют особенности в поведении потреби­телей). Маркетологи используют субкультуры при сегмента­ции — как отдельные сегменты, при разработке и совершенство­вании продукта (например, определенный стиль одежды и аксессуары для байкеров), в продвижении задействуются средст­ва массовой информации, наиболее эффективные для данной субкультуры, при распределении также необходимо учитывать особенности субкультур.

Общественные классы — здесь деление основано на общест­венном престиже. Обычно в качестве критериев используют до­ход, род занятий, образование. Для маркетологов это важная информация, так как мотивы, нужды различаются в разных обще­ственных классах, отсюда различия в предпочтениях марок товаров, в формах проведения досуга. Потребители, относящи­еся к разным общественным классам, читают разные журналы и газеты, смотрят разные передачи и т. д. Маркетологи исполь­зуют эти отличия при сегментации, позиционировании, разра­ботке комплекса маркетинга.

2. Социальные факторы.

Референтные группы — группы, ценности и нормы которых оказывают влияние на поведение потребителя. Различают:

прямые референтные группы — потребитель считает себя частью этих групп; среди них, в свою очередь, выделяют:

первичные — группы непосредственного общения (друзья, семья, соседи и т. д.);

вторичные — общение с ними носит более формальный характер (общественные движения, партии, профсоюзы);

непрямые референтные группы — потребитель к ним не при­надлежит (например, более высокий общественный класс, звезды кино и эстрады, известные спортсмены).

Почему это важно для маркетологов? Референтные группы оказывают непосредственное влияние на выбор потребителем марки товара. Они часто используются в рекламе. Так, в рекламе Рерsi участвуют известные футболисты — Бэкхем, Рауль; компа­ния LОгеаl привлекает знаменитых фотомоделей и актрис.

Лидеры мнения — отдельные члены группы, оказывающие бо­лее сильное влияние на потребителя. Это, как правило, люди, с которыми мы непосредственно общаемся, они интересуются данным продуктом, знают и собирают информацию о нем и го­товы ею поделиться. Доверие к ним со стороны потребителей несомненно. Маркетологи стараются выявить лидеров мнения, чтобы на них направить информацию о товаре и его свойствах и таким образом облегчить проникновение товара на рынок.

Семья играет важную роль в поведении потребителей, так как основные нормы и ценности усваиваются ребенком в семье. Это прямая первичная референтная группа, оказывающая сильное вли­яние, это центр принятия решения о покупке. Внутри семьи существует разделение ролей и обязанностей. Для маркетологов важно знать, кто является инициатором покупки, кто принимает решение, а кто собирает информацию и оказывает влияние на выбор, давая советы. Это позволит правильно выбрать носитель рекламного сообщения, а также его содержание, четко опреде­лить потребительские свойства продукта и т. д.

3. Личностные факторы.

Жизненный цикл семьи характеризует определенные этапы в жизни потребителя: холостяк, молодая семья без детей, семья с маленькими детьми и т. д. Для маркетологов это важно знать, поскольку для каждого этапа жизненного цикла семьи характер­ны определенные уровень доходов, потребности и мотивы поку­пок. Например, требования к товарам для маленьких детей — это практичность, удобство, безопасность, для более взрос­лых одежда должна быть модной и удобной; аналогичным обра­зом меняются и требования к интерьеру квартиры, формам от­дыха, автомобилю и т. п.

Род занятий также влияет на выбор товаров и на мотивы по­требителя. На основании этого фактора маркетологи могут вы­делять особые целевые группы и разрабатывать товары и услуги, например специализированные журналы и справочники. Так, журналы «Справочник кадровика» и «Управление персоналом» являются специализированными СМИ для руководителей кад­ровых служб. Существуют журналы для бухгалтеров, финанси­стов, маркетологов, рекламистов и др.

Доход оказывает большое влияние на удовлетворение нужд, являясь неким ограничителем бесконечности человеческих по­требностей и желаний.

Тип личности — это психологическая характеристика, опреде­ляющая реакцию человека на внешнюю среду. Выделяют основ­ные, или ключевые, черты: уверенность в себе, коммуникабельность, уступчивость, агрессивность и т. д.

Ценности определяют, что значимо, за что стоит бороться. Потребители делают выбор в пользу того или иного товара или марки товара, ориентируясь на ценности. Например, любой бай­кер на вопрос, почему он выбирает мотоцикл, а не машину, от­ветит, что он выбирает прежде всего свободу. Маркетологи ис­пользуют ценности для создания определенного образа, имиджа компании или марки товара.

Образ жизни определяет то, как человек проводит свое время и тратит свои деньги. Этот показатель сочетает в себе психологические особенности и социально-культурные аспекты. Марке­тологи могут использовать образ жизни как критерий сегмента­ции, разрабатывать эффективные коммуникации, позициониро­вать товар и т. д.

 


 


Под воздействием факторов в «черном ящике» (под­сознании покупателя) происходят мыслительные процессы. «Черный ящик» — подсознание потребителя, там происходят скрытые мыслительные процессы, определяющие потребитель­ское поведение индивида. Основная движущая сила в поведении потребителя — это нужда, т. е. ощущение нехватки чего-либо. Это ощущение создает проблему для потребителя, и для ее ре­шения появляется мотив. Мотив решить проблему в результате стимулирует покупку товара (услуги).

Мотив — это осознанное поведение, направленное на удов­летворение определенной нужды или потребности, предполага­ющее получение определенного положительного результата.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: