Модель развивающихся стран




 

В группу развивающихся стран (РС) на начало XXI в. входят 125 государств, получивших политическую не­зависимость как в ХIХ, так и в XX в.

 

В них проживает 77,9% населения мира. Но их доля в производстве мирового продукта составляет всего 37%, а в мировом экспорте — 20%. Эти страны относятся к доиндустриальному типу развития.

 

Доиндустриальная хозяйственная система характеризуется ис­пользованием в качестве основного источника энергии жизненных сил человека и животных, отсутствием массового производства, существованием господствующего класса за счет собственности на землю, внеэкономическим принуждением к труду, отсутствием товарных от­ношений.

 

Доиндустриальный мир является в основном добывающим, а не обрабатывающим.

 

Экономические признаки развивающихся стран включают такие особенности:

преобладание сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности;
отсталая техническая база;

 

многоукладность экономики;
низкий профессионализм населения;

 

слабость и острая недостаточность отечественных капиталов;
низкие доходы населения, следовательно, низкий объем сбере­жений и малая емкость внутреннего рынка;

 

низкий уровень инвестиций как следствие дефицита накоплений;
высокий уровень безработицы как результат слабости развития производства;

 

неразвитая рыночная инфраструктура.
Из неэкономических факторов следует отметить социальные мо­менты, создающие серьезные трудности запуску механизма экономи­ческого роста:

 

высокий рост населения, который поглощает эффекты роста экономики;
отсутствие рыночного менталитета у населения;

 

племенная рознь, препятствующая единению страны, единому рыночному пространству;
высокий уровень преступности, взяточничество и коррупция.

 

Хозяйственный механизм РС можно назвать моделью экономики нищеты с характерными низкими доходами и слабыми возможностя­ми для экономического роста.

 

Специфика участия развивающихся стран в мирохозяйственных процессах:

во многих РС значительная часть экспортных доходов обеспечи­вается за счет нескольких товарных позиций, в основном природных ресурсов или сельскохозяйственных продуктов. Такая структура экс­порта угрожает ухудшением условий внешней торговли. Наращивание объемов экспорта оборачивается часто понижением мировых цен на этот товар и потерями выигрышей от внешних операций;
экспорт, содержащий продукцию с низкой добавленной стоимостью, не обеспечивает на мировом рынке самых высоких доходов. Жало­бы развивающихся стран на неэквивалентный обмен не всегда обосно­ванны. Им следует приложить усилия по переработке добываемой продукции, повышая долю добавленной стоимости в товарном экспорте

 

в большинстве РС наблюдается зависимость экономического роста от притока иностранных активов. Исключение составляют неф­тедобывающие страны. РС активно прибегали к финансовой помощи иностранных государств и накопили значительную внешнюю задол­женность;
большинство этих стран в 80— 90-е гг. XX в. попали в долговую ловушку, так как оказались неспособными не только вернуть свои дол­ги, но и платить по ним проценты. Западные страны вынуждены были списать часть таких долгов и реструктурировать остальные. Безуслов­но, долговая ловушка, в которую попали многие РС, приводит к дли­тельному оттоку части их ресурсов за рубеж;

 

низкая емкость внутреннего рынка и слабые позиции нацио­нальной валюты провоцируют «утечку» национального капитала. Го­сударственное регулирование в этих странах часто направляется на то, чтобы препятствовать оттоку финансовых ресурсов за рубеж;
жесткий валютный контроль при слабой, порой неконвертируе­мой валюте приводит к формированию «черных» валютных рынков, что ослабляет национальные позиции страны;

 

РС, имея более низкие доходы своих граждан по сравнению с ос­тальным миром, стали на мировом рынке поставщиком рабочей силы как неквалифицированной, так и квалифицированной.

 

Выход из ловушки вековой отсталости и бедности — проблема № 1 в развивающихся странах.

 

Имеются различные концепции прорыва, которые использовались в экономической политике этих стран.

 

В 1960-х гг. XX в. РС пытались вырваться из порочного круга «бедность порождает бедность» за счет роста государственного секто­ра, который должен был компенсировать недостаток частных инвести­ций. Однако государственный сектор оказался недостаточно эффек­тивным. Развитие в рамках этой модели не смогло перевести частный сектор на новый уровень хозяйствования и активизировать внутрен­ние рыночные силы.

 

Прорыв казался возможным и за счет привлечения финансовых источников извне, т.е. иностранных займов. Займы должны были влить в страну недостающие активы. Приток зарубежных активов рассматривался как панацея от стагнации. Однако внешний долг не стал источником экономического роста. Такие долги попросту проедались, не прокладывая дорогу долговременным факторам экономического роста. В результате этого неэффективная экономика, отягощенная коррупцией, не смогла обеспечить эффективное использование внешних заимствований и привела к росту внешней государственной задолженности. В связи с нерациональным использованием внешних заемных средств размеры финансовой помощи стали уменьшаться. Развитие этих стран, имевших проблемы с обслуживанием внешнего долга, в 80-е гг. за­тормозилось. Лишь в начале 1990-х гг. появилась перспектива восстанов­ления темпов экономического роста.

 

Осознание невозможности развиваться за счет внешнего долга заставило искать новые подходы взаимоотношений между развитыми и развивающимися странами. В результате появилась концепция, по лучившая название «новый экономический порядок». Она призывает перераспределять доходы в пользу стран, отстающих в своем развитии. Новый экономический порядок предполагает особый режим междуна­родных хозяйственных связей, состоящий в том, чтобы:

отдавать 0,7% ВВП в пользу развивающихся стран;
снять ограничения на импорт товаров этих стран;

 

простить долги или смягчить их бремя;
формировать фонд стабилизации, компенсирующий потери от падения цен на традиционный экспорт таких стран;

 

индексировать экспортные цены путем привязки цен экспорт­ных товаров к ценам своего импорта.

 

В подобных предложениях просматривается потребность РС в амортизации «шоков» на международных рынках. Однако многие их предложения носят нерыночный характер (принудительная привязка экспортных цен к импортным).

 

В последнее время все в большей мере утверждается иное виде­ние перспектив экономического роста РС, которое связывает их буду­щее с усилиями развития внутреннего рынка. Развиваться за счет ино­странной помощи бесконечно — невозможно. Уповать на то, что игро­ки мирового рынка будут ориентироваться на нерыночные цены, выгодные для отстающих стран, также нереально. Положение РС мо­жет улучшиться только на основе развития их внутреннего рынка, по­вышения удельного веса продукции с более высокой добавленной стоимостью.

 

Весьма популярна концепция прорыва из бедствий, нищеты в царство благоденствия за счет использования иностранного предпри­нимательского капитала на своем рынке. Такая практика успешно применялась в Китае, и сейчас она активно применяется в Индии. Та­кие же страны, как Гонконг, Тайвань, Южная Корея и Таиланд, преус­пели в промышленном развитии за счет привлечения иностранного капитала. Эти страны получили название новых индустриальных стран (НИС). НИС включились в международное разделение труда не через готовый продукт, а через продажу его составных частей. Такая возмож­ность у этих стран появилась, поскольку ТНК размещали свое производство по всему миру, используя конкурентные преимущества РС в отношении дешевизны используемых ресурсов, в том числе и трудо­вых. Получив новые рабочие места, страна расширила емкость своего внутреннего рынка. На этой основе стало подниматься и внутреннее предложение. Появляется и отечественный капитал, который уже дей­ствует на мировых рынках, в том числе и в форме ТНК.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: