Организация исследования




ГЛАВА 2

МЕТОДЫИ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования:

- анализ научно-методической литературы;

- анализ документальных материалов, видеозаписей;

- экспертная оценка;

- педагогическое тестирование;

- педагогический эксперимент;

- метод математической статистики.

Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, развития их двигательных способностей. Рассматривались различные направления детского фитнеса и их влияние на занимающихся.

Анализ документальных материалов и видеозаписей проводился с целью выявления уровня развития физической подготовленности детей дошкольного возраста и определения однородности групп.

Анализ видео-уроков иэкспертная оценка проводилась с целью определения направленности упражнений программы и их методического подбора на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста, их технику выполнения, правильность организации и методики подбора средств программы «Танцы на мячах».

В число экспертов входили сотрудники нашего дошкольного учреждения: воспитатели, методист, заведующий МДОУ; а так же тренеры-преподаватели спортивно-оздоровительных групп и заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД «Киришская ДЮСШ». Большинство экспертов имеют большой опыт работы по оздоровительно-развивающей программе программе по фитбол-аэробике «Танцы на мячах».

Состоялось открытое занятие по физической культуре с использованием фитболов для слушателей курсов повышения квалификации ЛОИРО (куратор: М. Н. Попова, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства, декан факультета дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО).

На итоговое сюжетное занятие «Королевство волшебных мячей» (Приложение 1) были приглашены все эксперты. После просмотра состоялось обсуждение и анализ занятия: качества техники выполнения упражнений и эффективности развития двигательных способностей дошкольников средствами программы по фитбол-аэробике «Танцы на мячах».

Педагогическое тестирование проводилось для определения уровня двигательных способностей детей по тестам, предложенным Л. Н. Петренкиной (2006) и данным в программе по фитбол-аэробике Е. Г. Сайкиной и С. В. Кузьминой (2006).

Для определения скоростных способностей ребёнку предлагалось отбивать мяч от пола удобной рукой в течение 30 секунд «Отбивание мяча (от пола)». При этом разрешается продвижение с мячом. При потере мяча, ребёнок подбирает мяч и продолжает выполнять отбивания до истечения времени. В протокол заносится общее количество ударов мяча об пол, за 30 сек.

Для определения скоростно-силовых способностей мышц брюшного пресса использовался тест – «Подъём туловища в сед из положения лёжа». Исходное положение: ребёнок садится на гимнастический мат, ноги согнуты в коленных суставах удобно, стопы заведены за нижнюю рейку гимнастической стенки, руки выпрямлены вперёд и касаются рейки на уровне груди. Из исходного положения ребёнок ложится на спину, руки скрещены на груди, коснувшись плечами мата, поднимается в сед и, выпрямляя руки вперёд, касается пальцами гимнастической стенки. По команде «Марш!», ребёнок старается делать опускание-поднимание туловища как можно быстрее на протяжении 30 секунд. Руководитель подсчитывает число полных циклов (лечь-подняться, до касания пальцами перекладины гимнастической стенки). При невозможности закрепить ноги за гимнастическую стенку, педагог может сам придерживать ноги ребёнка в области голеностопного сустава.

Для определения силы мышц спины использовался тест – «Прогибания назад из положения лёжа на животе». Ребёнок, лёжа на мате, на животе, руки сзади в «замке», выполняет подъём и опускание туловища. По команде «Старт!» ребёнок старается поднимать туловище и головой коснуться руки воспитателя как можно быстрее на протяжении 30 сек. Воспитатель подсчитывает число циклов (лечь-встать), выполняемых за это время.

Для силы мышц ног применялся тест – «Приседания». Ребёнок становится перед воспитателем, по команде «Марш!» выполняет приседание и возвращается обратно в и.п. касаясь руки воспитателя головой. Считается количество раз приседаний за 30 сек.

«Наклон вперёд» фиксировал развитие гибкости. Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке) и наклоняется вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрируется тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки, то результат засчитывается со знаком потери равновесия «- «.

Для определения функции равновесия выполнялась «Стойка на одной ноге». Ребёнок встаёт в стойку «Аист» (стойка на правой (левой) левая согнута вперёд, стопа упирается в колено) руки вперёд, глаза закрыть и пытаться сохранить равновесие. До момента отрыва или перестановки пятки (носка) от пола.

Координационные способности определялись с помощью теста «Челночный бег 5x6 метров» (Н. Л. Петренкина, 2006) и «Прыжки ноги врозь-вместе, руки вперёд-в стороны».

«Челночный бег 5x6 метров». Испытуемые пробегают дистанцию 30 метров (5 отрезков по 6 метров), перенося поочерёдно с линии старта до линии финиша 3 кубика (ребро 7 см). тестирование проводится парами. На линии старта устанавливается два набора кубиков (по три). На расстоянии 6 метров от линии старта обозначается линия финиша. За линией финиша, напротив каждого набора кубиков, кладётся по обручу. По команде: «На старт!» двое тестируемых встают около кубиков, по команде «Внимание!» наклоняются к первому кубику, но не касаются его. По команде «Марш!» - берут первый кубик, добегают до своего обруча, ставят (не бросают) кубик в обруч, возвращаются бегом к линии старта, берут второй кубик, снова бегут к обручу, ставят кубик, возвращаются бегом к линии старта, берут третий кубик, бегут к обручу, ставят кубик в обруч и встают, подняв руку вверх, обозначая окончание выполнения задания. Руководитель выключает секундомер в момент касания третьим кубиком пола. Результат фиксируется с точностью до 0.1 с. Тест выполняется дважды с интервалом отдыха не менее 2-х минут. В протокол заносится лучшая попытка.

«Прыжки ноги врозь-вместе, руки вперёд-в стороны».

Прыжки: и.п. – о.с. (ноги вместе, руки вниз)

1 – стойка ноги врозь, руки в стороны;

2 – о.с.

3 – стойка ноги врозь, руки вперёд;

4 – о.с.

Ребёнок самостоятельно должен продемонстрировать воспитателю цикл (1 – 4 счёт) движений под счёт. Засчитывается количество выполненных циклов за 30 сек. (раз).

Педагогический эксперимент проводился с целью сравнения развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах.

Метод математической статистики проводился для выявления достоверности результатов исследования.

Основными методами обработки были: 1) определение достоверности различий по t – критерию Стьюдента; 2) корреляционный анализ (С. О. Филиппова, Е. А. Митин, Г. Н. Пономарёв, 2006).

Прирост показателей двигательных способностей определяется по формуле (С. О. Филиппова, 2005):

100 (V2 – V1)

W = --------------------,

½ (V2 + V1)

где: W – тренируемость, %;

V1 – исходный уровень;

V2 – конечный уровень.

 

Критерий Стьюдента – t вычислялся по формуле:

_ _

Xэ - Xк

t = ---------------

√ mэ² + mк²

 

Число степеней свободы (f) вычисляется следующим образом:

nэ + nк – 2

Вычисление среднего квадратического отклонения. Условное обозначение его - σ (сигма). Величина среднего квадратического отклонения является показателем разнообразия (т. е. отклонений вариант, которые получены в исследовании, от их средней величины).

Xmax – Xmin

σ = -----------------,

K

где: Xmax – наибольший результат;

Xmin – наименьший результат;

K – табличный коэффициент, соответствующий определённой

величине размаха.

Стандартная ошибка среднего значения m при n ˂ 30 (в нашем случае) вычисляется по формуле:

σ

m = ---------

√ n – 1,

где: σ – среднее квадратическое отклонение;

n – число вариант в выборке.

 

Коэффициент корреляции (r) вычисляется по формуле:

__ __

∑ (Xi – X) (Yi – Y)

r = ──────────────,

√ ∑ (Xi – X)² ∑ (Yi – Y)²

 

 

где: Xi – отдельные значения данных в начале эксперимента;

X – средняя арифметическая данных в начале эксперимента;

Yi – отдельные значения данных в конце эксперимента;

Y – средняя арифметическая данных в конце эксперимента.

 

Организация исследования

На первом этапе (январь-август 2009 года) проводилось изучение литературных источников по исследуемой теме. Выявлена проблема исследования, разработана гипотеза, определены цель и задачи исследования, подобраны тесты для определения двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

На втором этапе с целью выявления эффективности использования средств фитбол-аэробики для развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), нами был проведён педагогический эксперимент в течение учебного года (с сентября 2009 г. по май 2010 г.) на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) «Детский сад № 21 «Ласточка» в г. Кириши Ленинградской области.

До и после педагогического эксперимента проводилось тестирование.

В эксперименте принимали участие две группы детей (6-7 лет), контрольная (К. гр.) и экспериментальная (Э. гр.), по 10 человек в каждой.

Контрольная группа занималась по программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой и Н. А. Ноткиной – 2 раза в неделю. Экспериментальная группа занималась по программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой и Н. А. Ноткиной – 2 раза в неделю с включением средств фитбол-аэробики оздоровительно-развивающей программы «Танцы на мячах» (авторы: Е. Г. Сайкина, С. В. Кузьмина).

На начало эксперимента группы были однородны.

Занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились в первую половину дня, длительность их составляла – 35 минут.

На третьем этапе (май 2010 г.) подсчитывались результаты педагогического эксперимента; были подведены итоги, сформулированы выводы об эффективности использования средств фитбол-аэробики «Танцы на мячах» для развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: