Методологическое обеспечение физкультурно-образовательного процесса и спортивно-оздоровительные технологии.




Глава 2. Организация физического воспитания студентов в ВУЗе с использованием спортивно-оздоровительных технологий

Предпосылки использования спортивно-оздоровительных технологий

 

Преобразования в начале 90-х гг. XX в. и вступление Беларуси в ры­ночные отношения изменили социокультурную ситуацию в различных сферах жизнедеятельности. Не обошел стороной этот процесс и систе­му высшего образования. В обострившейся конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг, когда главным критерием выступает каче­ство образования, существенно возросли требования к профессиональ­ной подготовке, а опосредованно - и к физическому воспитанию буду­щих специалистов. Традиционно сложившаяся система физического вос­питания в вузах не физкультурного профиля не отвечает современным требованиям.

Либерализация социокультурных процессов в обществе привела к отрицанию устоявшихся физкультурно-спортивных традиций в вузе и к формированию новых направлений двигательной активности, которые оптимально соответствуют стилю жизни студенческой молодежи, соци­ально-психологическому и морфофункциональному статусу, особенно­стям ее ментальности. Это требует отказа от авторитарных методов учеб­ного процесса и обращения к личности студента, его интересам и по­требностям в сфере физкультурно-спортивной деятельности [4].

Демократизация и гуманизация системы физического воспитания в вузах позволили выдвинуть в качестве базовой новую целевую задачу - формирование физической культуры личности. Для ее успешной реали­зации необходимо освободить физкультурно-спортивную деятельность от тотальной унификации и стандартизации, использовать вариативность учебного процесса на основе применения современных педагогических физкультурно-образовательных технологий [11].

Регламентирующий характер учебных занятий по физическому вос­питанию (ориентация на общефизическую подготовку), не позволяющий учитывать физкультурно-спортивные интересы и потребности занимаю­щихся, привел к снижению двигательной активности студентов. Как след­ствие около 40% студентов ВУЗов, опрошенных в 1990 - 1992 гг., определили свое отношение к занятиям физическими упражнениями как негативное. Кроме того, в период с 1985 по 1992 г. количественный показатель студентов-первокурсников, отнесенных к специальной медицинской группе (имеющих хронические заболевания), по данным медицинских обследований, значительно возрос (с 11 до 23%) по сравнению с предшествующим периодом (1977-1985 гг.).

Тестирование уровня общей физической подготовленности перво­курсников показало, что результаты контрольных испытаний, характери­зующие развитие основных двигательно-мышечных качеств, по всем те­стам существенно ниже нормативов Примерной программы по дисцип­лине «Физическая культура». На оценку «отлично» нормативы выполнили лишь 15% первокурсников, 37% вообще не справились с ними.

По мнению экспертов (тренеры, преподаватели, инструкторы по фи­зической культуре) и в соответствии с рекомендациями учебной про­граммы вузов (раздел «Контрольные нормативы») уровень развития скоростно-силовых качеств, гибкости и силы оценивался как средний, быс­троты - ниже среднего, а выносливости - как низкий.

Посещаемость академических занятий по физическому воспитанию в ВУЗах до 1992 г. отмечалась на уровне 75 и 85% у мужчин и женщин соответственно. В специальной медицинской группе этот показатель был еще ниже и составлял в среднем око­ло 66% у мужчин и 70% у женщин.

Методологическое обеспечение физкультурно-образовательного процесса и спортивно-оздоровительные технологии.

 

Учитывая сложившуюся неблагоприятную ситуа­цию, в начале 1990-х гг. была разработана новая учеб­ная программа на основе использования технологи­ческих инноваций. На рис. 1(см. Приложение 1) представлена трехкомпонентная технологическая модель физического со­вершенствования (спортивно-видовые, общеразвивающие и оздоровительные технологии), построен­ная на принципах личностно ориентированного со­держания физкультурно-спортивной деятельности.

Основополагающим принципом методологичес­кого обеспечения физкультурно-образовательного процесса является принцип спортизации (процесс интеграции технологий, правил, принципов спортив­ной тренировки, направленный на решение задач физического воспитания независимо от уровня фи­зической подготовленности и состояния здоровья занимающихся) [10].

Учебные программы, разработанные на основе технологической модели, предполагают относитель­но свободный выбор вида двигательной активности и обеспечивают реализацию дифференцированного и идивидуализированного подходов к занимающим­ся с учетом физкультурно-спортивных интересов, состояния здоровья, уровней общей и специальной физической подготовленности, мотивационных уст­ремлений к двигательной активности и отсутствия та­ковых.

На наш взгляд, это один из реальных механизмов решения проблемы оптимизации двигательной актив­ности студентов, который охватывает физкультурно-спортивной деятельностью практически весь контин­гент студенческой молодежи. Личностно ориентиро­ванное содержание предложенной нами педагоги­ческой системы физического воспитания студентов, характеризующее ее инновационную сущность и со­циокультурную значимость, раскрывается в следую­щих принципах реализации образовательной техно­логии, определяющих направленность физкультурно-спортивной деятельности:

- свободный выбор вида двигательной активности;

- организация тренирующих воздействий;

- оптимальность физических нагрузок;

- формирование учебно-тренировочных групп с учетом личностных характеристик, физической под­готовленности, мотиваций и интересов каждого сту­дента;

- целостность и интегративность содержания (ди­намическое сочетание теории, методики и практики) физкультурно-спортивной деятельности;

- преемственность регламентированных и само­стоятельных форм занятий;

- диагностика физкультурно-образовательного процесса и его коррекция по результатам мониторинга:

- отказ от нормативного подхода;

- выбор объема и интенсивности двигательной активности в качестве нового критерия эффективно­сти педагогического процесса;

- успех как стимул формирования мотивов позна­вательной и двигательной деятельности студентов [6].

В связи с принятием новой концепции физичес­кого воспитания были соответствующим образом скорректированы основные задачи:

- сохранение и укрепление здоровья студентов;

- оптимизация уровня физической подготовлен­ности с ориентацией на будущую профессиональную деятельность;

- формирование у студентов здорового стиля жизни;

- освоение студентами знаний, умений по осно­вам теории, методики и практической организации физкультурно-спортивной деятельности;

- формирование потребностно-мотивационной сферы регулярных занятий физическими уп­ражнениями в течение всего периода обучения в вузе.

Первый компонент предложенной модели орга­низации учебного процесса по физическому воспи­танию включает 6 вариантов спортивно-видовых тех­нологий (баскетбол, бодибилдинг, волейбол, ритми­ческая гимнастика, плавание, шахматы). Перечислен­ные виды включены в учебный процесс по результа­там социологических исследований как наиболее популярные в студенческой среде. Основание для зачисления в группы физического совершенствова­ния по указанным специализациям - принадлежность к основной медицинской группе и соответствующий уровень общей физической и спортивно-технической подготовленности.

Основная цель данного направления учебного процесса - совершенствование в избранном виде спорта и физической культуры, выполнение спортив­ных разрядов.

Второй компонент модели предполагает исполь­зование технологий общеразвивающей направленно­сти (традиционно сложившаяся система физическо­го воспитания в вузах). В учебные группы зачисляют­ся студенты подготовительной медицинской группы, студенты, не прошедшие конкурсного отбора на физ­культурные специализации, а также студенты, имею­щие в качестве основного мотива получение зачета по физическому воспитанию. Основная цель этого направления - применение разнообразных средств и методов физического воспитания для оптимально­го развития основных физических качеств и форми­рования мотивационно-ценностных установок на ре­гулярные занятия физической культурой.

Третий компонент педагогической модели - оз­доровительные технологии, предусматривающие 5 на­правлений двигательной активности рекреационно­го и реабилитационного содержания, учитывающие характер заболевания сердечно-сосудистые (1-я подгруппа), органов дыхания (2-я подгруппа), внут­ренних органов (3-я подгруппа), функциональные нарушения осанки (4-я подгруппа), миопия (5-я под­группа)] и уровень физической подготовленности. Основная цель направления - применение адекват­ной психофизическим возможностям занимающихся двигательно-мышечной нагрузки для повышения фи­зической подготовленности, стабилизации функцио­нальных параметров организма, замедления прогрессирования основного заболевания, формирова­ния позитивных мотиваций к двигательной активнос­ти [7].

Предлагаемая нами программа по дисциплине «Физическая культура» рассчитана на 3-летний пери­од (объем 408 ч). Распределение физической нагруз­ки по курсам осуществляется следующим образом: 140 ч - 1-й курс; 136 ч - 2-й курс; 132 ч - 3-й курс (Примерная программа предполагает 4-летний пери­од обязательных занятий, 3-му и 4-му курсам отво­дится по 66 ч в год.) Около 65% аудиторного време­ни уделяется физическим упражнениям по учебным программам физкультурных специализаций, 24% вре­мени - занятиям легкой атлетикой и ОФП, 11% вре­мени - лыжной подготовке. Занятия легкой атлети­кой, ОФП и лыжной подготовкой используются в ка­честве дополнения к основной физической нагрузке осенью и весной (16 недель) и в зимний период (5 недель) и направлены в основном на развитие вынос­ливости и тестирование уровня общей физической подготовленности.

Освоение теоретического раздела учебной про­граммы осуществляется в процессе практических занятий (от 2 до 10 мин в подготовительной либо зак­лючительной частях урока). В конце каждого учебно­го года студенты представляют рефераты на одну из тем, отражающих объем знаний по избранному виду физкультурно-спортивной деятельности.

К основным чертам практического раздела опи­сываемой программы можно отнести следующие:

- ежегодные социологические обследования первокурсников (выявление физкультурно-спортивных интересов, соматотипических и физиологических особенностей, демографических и социально-психо­логических характеристик и т.д.);

- тестирование уровня общей физической под­готовленности по 5 основным двигательным качествам (скоростно-силовые, гибкость, сила, быстро­та и выносливость), которое осуществляется ежегод­но в течение 3 лет обязательного курса физического воспитания в сентябре и в мае; эффективность учеб­но-тренировочного процесса определяется по вели­чине сдвига показателей в развитии каждого из пе­речисленных двигательных качеств;

- тестирование уровня специальной физической подготовленности (3 теста, отражающих динамику подготовленности занимающихся в избранных физ­культурных специализациях) ежегодно в декабре и апреле;

- тестирование функционального состояния (1 раз в год) для определения влияния предлагаемой физической нагрузки на состояние вегетативной, дви­гательно-мышечной и сенсомоторной функций зани­мающихся.

Информация, полученная в результате тестиро­ваний, переводится в электронный формат и обра­батывается методами вариационной статистики с ис­пользованием пакетов прикладных программ.

Главным технологическим компонентом постро­ения учебного процесса по всем направлениям дви­гательной активности является строгая последова­тельность (этапы) усвоения учебного материала. В качестве примера приведем образец построения учебного процесса на специализации «Волейбол".

Последовательность (этапы) усвоения учебно­го материала.

1-й этап (1 сентября - 10 октября, стадион). ОФП, легкая атлетика, подвижные игры, футбол, кон­трольное тестирование уровня общей физической подготовленности и функционального состояния. Конкурсный отбор на специализацию «Волейбол».

2-й этап (11 октября - 20 декабря, игровой зал, фитнесс-зал, бассейн). Занятия по специализации в соответствии с учебным планом. Обучение плаванию.

3-й этап (4 февраля - 12 марта, лыжный стадион). Лыжная подготовка.

4-й этап (13 марта-30 апреля, игровой зал, фитнесс-зал). Занятия на специализации. Реализация за­дач в зависимости от курса обучения. Контрольное тестирование уровня специальной физической под­готовленности.

5-й этап (3 - 29 мая, стадион). ОФП, легкая атлетика, футбол, подвижные игры, контрольное тес­тирование уровня общей физической подготовленно­сти и функционального состояния.

6-й этап (30 мая - 2 июня, аудитории КФВ). За­чет по теоретическому разделу учебной программы, защита курсовых работ.

Оценивая влияние учебного процесса на раз­витие основных физических качеств в целом, можно констатировать, что разработанные физкультурно-образовательные технологии личностно ориентиро­ванного содержания в неравной степени влияют на динамику общей физической подготовленности сту­дентов. В группах студентов, занимающихся по про­граммам спортивно-видовых и общеразвивающих технологий, использование физических упражнений оказалось эффективным средством в развитии скоростно-силовых качеств, гибкости и силы, как у муж­чин, так и у женщин. Менее эффективным было их влияние на развитие быстроты и выносливости.

Поскольку для развития быстроты и особенно выносливости 4 ч в неделю занятий избранными на­правлениями двигательной активности недостаточно, в программе занятий с использованием спортивно-оздоровительных технологий были предусмотре­ны специальные разделы, ориентированные на со­вершенствование отстающих в развитии физических качеств.

Анализируя результаты тестирования развития специальных качеств, необходимо отметить, что в те­чение всего периода эксперимента на всех физкуль­турных специализациях и по всем показателям были достигнуты достоверные сдвиги (в качестве приме­ра приведем показатели уровня специальной физи­ческой подготовленности студентов, занимавшихся на отделениях ритмической гимнастики и баскетбо­ла, рис 2, 3).

Мотивационные предпочтения студентов в об­ласти занятий физической культурой составляли важ­нейший критерий при разработке новой учебной программы. Анализируя их, мы выяснили, что боди­билдинг в этом рейтинге занимает одно из первых мест. Для мужчин ведущим мотивом является раз­витие физической силы (89,2 % опрошенных). Сре­ди женщин 42,3% опрошенных хотели бы с помощью занятий с отягощениями уменьшить количество жи­ровых отложений, иметь красивую женственную фи­гуру, 31,8% - увеличить мышечную массу и иметь кра­сивую спортивную фигуру, 10,1 % - повысить функ­циональные возможности организма. Лишь 15,8% из числа опрошенных посещали отделение боди-билдинга с целью получения зачета по физическому вос­питанию.

Аналогичная структура мотивации характерна для студенток, выбравших специализацию «ритмичес­кая гимнастика». Но здесь наряду с развитием вне­шних данных отмечается также престижность данно­го направления физической культуры.

Студенты, которые выбирают игровые виды спорта (волейбол, баскетбол), в числе мотивов вы­бора называют формирование физических способ­ностей, а также интерес к игровым видам спорта и развитие навыков игровой деятельности, которая может им пригодиться в будущем. Мотивы развития специальных навыков преобладают и в группах сту­дентов, выбравших специализацию "плавание".

На отделении общефизической подготовки пре­имущественно занимались студенты, которые не были приняты в основные группы по состоянию здоровья либо по уровню физической подготовленности. Од­нако определенная часть студентов выбирала данное направление в силу отсутствия интереса к физичес­кой культуре, имея в качестве основной мотивации получение зачета.

Ведущим мотивом студентов, занимавшихся шахматами, было формирование специальных навы­ков игровой деятельности и выполнение спортивных разрядов.

Определенным критерием эффективности про­граммы являются данные о посещаемости учебных занятий, а также о степени вовлеченности студентов в физкультурно-спортивную деятельность сверх учеб­ной программы.

Благодаря использованию экспериментальных технологий показатель посещаемости академических занятий по всем направлениям двигательной актив­ности увеличился с 75 до 92%.

Устойчивость сформированных мотивационных устремлений к занятиям физической культурой пос­ле окончания обязательного курса физического вос­питания характеризуется степенью вовлеченности студентов в физкультурно-спортивную деятельность на 4-5-м курсах обучения (42% студентов на 4-м кур­се, около 30% - на 5-м).

Таким образом, структура мотивационных уст­ремлений является важным компонентом физической культуры человека и во многом определяет степень его вовлеченности в занятия физическими упражне­ниями.

Результаты педагогического эксперимента сви­детельствуют, что новая учебная программа позво­ляет осуществлять коррекцию мотивационной сфе­ры. У большинства студентов к 3-му курсу возраста­ет число мотивов (1-2 - на 1-м курсе, 5-6 - на 3-м). Установлена взаимосвязь физкультурно-спортивных и учебно-профессиональных мотивов.

В целом у студентов, занимавшихся по новой учебной программе, помимо позитивных сдвигов в показателях физического развития отмечается поло­жительная динамика уровня здоровья и функциональ­ных характеристик организма (прежде всего сердеч­но-сосудистой системы). Эта динамика, разумеется, не выглядит ошеломляюще, но другого мы и не ожи­дали, поскольку к обучению по программе физкуль­турных специализаций допускаются студенты основ­ной медицинской группы.

В учебных программах каждой из 5 подгрупп сту­дентов специальной медицинской группы использо­вался весь спектр физических упражнений, особен­ность которых заключалась в том, что они были подо­браны с учетом характера заболевания и уровня фи­зической подготовленности.

Для студентов с заболеваниями сердечно-сосу­дистой системы (1-я подгруппа) предлагались раз­нообразные варианты упражнений в зале, бассейне и на свежем воздухе. Занятия строились с преобла­данием циклических движений (ходьба в сочетании с бегом, плавание, дыхательные упражнения, комплек­сы упражнений из программ по аэробике, шейпингу, степ-аэробике и т д.). Программа включала и обяза­тельные комплексы упражнений с отягощениями (не более 10% нагрузки в основной части урока).

Студенты с заболеваниями органов дыхания (2-я подгруппа) занимались в основном в спортивных залах и бассейне (до 80% учебной нагрузки) и лишь непродолжительное время (весной и осенью) - на свежем воздухе. Занятия включали ходьбу, бег, эс­тафеты, упражнения с гимнастическими палками, гантелями, танцевальные упражнения, элементы из программ степ-аэробики и калланетики. В процес­се занятий особое внимание обращали на правиль­ное дыхание (с акцентом на выдохе). Для страдаю­щих бронхиальной астмой и бронхитом нами разра­ботано 3 специальных комплекса дыхательной гим­настики.

Студенты, страдающие сколиозами и остеохон­дрозами (3-я подгруппа), выполняли специальные комплексы упражнений для нормализации дефектов осанки и их предупреждения. Основной целью заня­тий было развитие и укрепление мышц туловища (формирование мышечного корсета), фиксирующих позвоночник в правильном положении. Основная часть учебной нагрузки выполнялась в положении сидя, полулежа и лежа; применялись также упражне­ния с резиновыми бинтами, гимнастическими палка­ми, отягощениями и на тренажерных устройствах.

Занятия в 4-й подгруппе (заболевания органов пищеварения и внутренних органов) включали ходь­бу, беговые упражнения в невысоком темпе, спортивные и подвижные игры, плавание, ходьбу на лыжах, дыхательные упражнения и т.д.; в ограниченном количестве - упражнения, выполнение которых сопровождается сотрясением организма и резкими движе­ниями (прыжки, подскоки, ускорения и др.). Из про­граммы занятий студентов, страдающих заболевани­ями почек и мочевыводящих путей, исключали упраж­нения, вызывающие переохлаждения (занятия на све­жем воздухе в холодную погоду, занятия в бассейне и т.д.).

Программа занятий со студентами, страдающи­ми миопией (5-я подгруппа), включала практически весь спектр физических упражнений, используемых на отделении специальной медицинской группы. Отдель­ная группа была сформирована из студентов, у кото­рых наблюдалась прогрессирующая форма миопии (более минус 5 диоптрий). Для них была разработана специальная программа, исключающая применение упражнений с отягощениями, прыжков, ускорений.

Объем и интенсивность физической нагрузки во всех подгруппах - от небольшой до умеренной.

Анализ динамики физической подготовленности студентов специальной медицинской группы (мужчин и женщин) за период эксперимента показал, что ре­зультаты, полученные после каждого 3-летнего цик­ла, неоднозначны: в 83% случаев зафиксирован до­стоверный прирост показателей (р<0,05), в основном в развитии скоростно-силовых качеств и силы. Ме­нее убедительными оказались результаты в развитии гибкости.

Использование оздоровительных технологий в учебном процессе способствовало улучшению пока­зателей посещаемости занятий по физическому вос­питанию (у мужчин на 1 -м курсе - 66%, на 3-м - 86%; у женщин - 70 и 88% соответственно).

Разработанная учебная программа с ис­пользованием физкультурно-образовательных техно­логий показала более высокую эффективность (в сравнении с традиционно сложившейся системой) реализации основных задач физического воспитания в вузе. Главный ее итог - позитивные сдвиги в формировании потребностно-мотивационной сферы сту­дентов. Она является реальным механизмом органи­зации процесса непрерывного физического совер­шенствования студентов и позволяет на практике со­вершить переход от обязательного курса физическо­го воспитания к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на принципах самовоспи­тания и самосовершенствования.[3]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: