Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности




Состояние здоровья населения России требует не только анализа

имеющихся теоретических положений и практического опыта в вопросах формирования личности, но и разработки теории вопроса формирова­ния здорового образа жизни (ЗОЖ) как первостепенной задачи сегодняш­него дня. Обучение сохранению здоровья в процессе социализации личности в качестве основной задачи предполагает формирование цело­стной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей и от­ношений личности к цели обучения, приобретению культуры поведения от­носительно своего здоровья, в том числе культуры ЗОЖ. Овладевая науч­но-практическими знаниями в единстве предметной и операциональной сторон, студенты усваивают определенный подход к процессу и результа­ту деятельности в сфере физической культуры [2, 4, 6].

Основной целью физического воспитания студентов вузов являет­ся формирование физической культуры личности и способности направ­ленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизи­ческой подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной де­ятельности [10].

Эмпирическое изучение мотивов студентов в отношении физкуль­турно-спортивной деятельности выявило их незначительное количество и слабую связь с учебно-профессиональными мотивами. Для того что­бы физическая культура стала полноценным фактором становления спе­циалиста, она должна быть личностно значимой для студента [9].

Рост результатов контрольных нормативов не является необходи­мым и достаточным условием принятия на личностном уровне ценнос­тей физической культуры и спорта (ФКиС), а также не вызывает возрас­тания желания заниматься физкультурой и положительного отношения к ней [5, 7].

Необходимо, чтобы студент:

а) понимал роль физической культуры в своей жизни;

б) положительно относился к физической культуре;

в) включился в занятия физической культурой, определив для себя приемлемую форму и условия занятий;

г) имел личностно значимые мотивы занятий, сформированные на базе интереса к ФКиС, основанного на его собственных потреб­ностях.

Содержание внеучебной деятельности студентов должно обеспе­чивать им широкий и свободный выбор ее форм и видов, проявление в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации. Про­фессиональная направленность содержания учебно-воспитательного процесса является системообразующей основой учебных и внеучебных занятий и требует раскрытия тесной связи физической культуры, физ­культурно-спортивной деятельности с профессиональной ориентацией личности, понимания межциклового и междисциплинарного взаимодей­ствия в обеспечении интегративной профессиональной готовности спе­циалиста [8].

Именно такой подход к построению учебного процесса служит пер­вым этапом построения модели спортивно-массовой работы, на кото­ром и осуществляется формирование у студентов мотивации (см. рис. 4. Приложение 1).

На втором этапе студентам предоставляется возможность для ре­ализации сформированной мотивации в массовых физкультурных мероприятиях различного уровня с учетом подготов­ленности и предпочтений (КСС, массовые меропри­ятия, клубы).

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление ее здоровья, совершенствование ее физической и спортивной подготовленности. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных ла­герях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприя­тия проводят спортивные клубы вузов на основе ши­рокой инициативы и самодеятельности студентов при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной орга­низации.

Результаты внедрения данной модели позволи­ли повысить объем двигательной активности с 4 ч в неделю, предусмотренных учебным расписанием, до 6-8 ч, рекомендуемых для обеспечения оптимально­го образа жизни.

Если до внедрения данной модели на 4-м курсе продолжали занятия физической культурой 42% сту­дентов, а к 5-му курсу эта цифра уменьшилась до 27%, то в результате использования в процессе фи­зического воспитания технологий избранных видов спорта эти показатели существенно выросли: свыше 56% студентов продолжали занятия физической куль­турой на 4-м курсе, а к 5-му курсу этот показатель оставался стабильным.

Среди студентов, занимавшихся на различных специализациях и вовлеченных в спортивно-массо­вую работу, наблюдалось существенное увеличение доли лиц, регулярно занимавшихся ФКиС в дни ка­никул (см. таблицу, Приложение 2).

Эффективность разработанных и внедренных в учебный процесс физкультурно-оздоровительных тех­нологий подтверждается количественными и качествен­ными оценками результатов эксперимента. Однако мы считаем, что процесс формирования физической куль­туры студентов был бы незаконченным, если бы нам не удалось реализовать деятельностный подход к освое­нию ее ценностей и не произошло бы реального вклю­чения занимающихся в процесс физкультурного само­образования и самосовершенствования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: