Тема 4.3. Светское музыкальное образование в России со второй половине XVII – первой трети XIX столетий




Утверждение в России во второй половине XVII столетия нового взгляда на музыку как искусство, развитие светского музицирования и, соответственно, новых педагогических установок в области музыкального образования свидетельствуют о том, что с этого времени есть все основания говорить уже об отечественном музыкальном образовании в полном смысле этого слова. Показателем перехода его на качественно иную стадию развития является то, что впервые в музыкальном образовании музыкальное начало выдвигается на первый план. И это отмечается не только в музыкальном образовании светской ориентации, которое начинает развиваться как одно из основных направлений музыкального образования наряду с другими. Подобная переориентация прослеживается и в православном музыкальном образовании, в связи с официальным принятием православной церквью партесного стиля в 1668 году и появлением «Мусикийской грамматики» Н. Дилецкого как важнейшего рубежа в развитии отечественной музыкально-педагогической мысли.

В России во второй половине XVII – начале XIX века происходит расширение сети учебных заведений, готовящих профессиональные кадры музыкантов-исполнителей («Съезжий двор трубного учения» в Москве, Школа пения и инструментальной музыки в г. Глухове, музыкальные школы для крепостных, Театральная школа, музыкальные классы в Академии Художеств). Появляются первые специальные учебные классы по подготовке педагогических кадров в области музыкального образования (класс пепиньерок в Смольном институте).

Все более четко происходит подразделение музыкального образования на общее и специальное, профессионально-ориентированное музыкальное образование.

В качестве одной из форм светского музыкального образования можно назвать активное развитие любительского музицирования в семье: различных видов вокального и инструментального домашнего музицирования (сольное ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, постановка театральных, в том числе и музыкальных домашних спектаклей), также занятий танцами под руководством иностранных, а позднее отечественных музыкантов.

Как известно, именно в петровскую эпоху большой популярностью пользовались придворные капельмейстеры, клавиристы, придворные певцы, музыканты, оркестры, выписанные из-за границы. Светская инструментальная музыка все активнее принимается в широких общественных кругах, в связи с чем необходимость в специалистах музыкального образования возрастает. Необходимость в отечественных специалистах музыкального обучения и образования приводит к открытию Придворной капеллы (1740 г.), Петербургской театральной школы (1738 г.), Академии художеств, в которых обучали и музыкальному искусству. Так, в Придворной капелле обучали хористов, хоровых дирижеров, и в том числе композиторов (Д.С. Бортнянский, М.С. Березовский). «Музыкальная энциклопедия» сообщает, что в учебных заведениях нового типа важной стороной воспитания дворянской, а частично, и разночинной молодежи становится общее музыкальное образование. «Первой светской школой, в программу которой с 1730 году были введены систематические занятия музыки, был Кадетский корпус…». В учебных заведениях нередко проходила подготовка и музыкантов-профессионалов… К таким учебным заведениям должны быть отнесены музыкальные классы при Академии наук, в Московском университете (дворянской и разночинной гимназиях и Благородном пансионе при университете), в Смольном институте благородных девиц и «мещанском» отделении при нем и др. Воспитанницы Смольного института обучались не только исполнительству (игре на арфе, пению), но и теории музыки, а в ряде случаев композиции. В дальнейшем некоторых воспитанниц из обедневших дворян стали готовить и к музыкально-педагогической деятельности. В связи с тем, что во многих помещичьих усадьбах и вельможных домах организовывались крепостные хоры, инструментальные (в т.ч. роговые) ансамбли и оркестры, возникла необходимость в подготовке музыкантов из крепостных.

Большую роль в придворной музыкальной жизни играл переведенный из Москвы в Петербург хор «государевых певчих дьяков». В связи с возросшей потребностью в певцах для участия в пышных дворцовых балах императрицы Анны Иоанновны, музыкальных развлечениях и оперных спектаклях, в 1738 году издается указ об основании в Глухове певческой школы. Выпускникам Глуховской школы впоследствии стали известные русские композиторы Д.С. Бортнянский (1751 – 1825), М.С. Березовский (1745 – 1777) и другие. По окончании Глуховской школы мальчики поступали в Придворную певческую капеллу, организованную в 1763 году в результате реорганизации хора государевых певчих дьяков, основанного еще во времена Ивана Грозного. Профессиональный опыт, приобретенный за годы пения в Капелле, позволял певчему в дальнейшем вести самостоятельную педагогическую деятельность. В разное время Капеллу возглавляли музыкальные деятели и композиторы: М. Ф. Полторацкий (1763 – 1795), Д.С. Бортнянский (1796 – 1825), Ф.П. Львов (1825 – 1836), А.Ф. Львов (1837 – 1861), Н.И. Бахметев (1861 – 1883), М.А. Балакирев (1883 – 1894), А.С.Аренский (1895 – 1901), С.В. Смоленский (1901 – 1903), М.Г. Климов (1917 – 1937). Расцвет Капеллы наступил в период руководства ею Д.С. Бортнянским, особой заботой которого стала вокальная культура певцов. Так, гордостью Капеллы стал А. Варламов (1801 – 1848), разработавший одно из первых русских методических пособий по развитию вокальной культуры. Капельмейстером Капеллы в 1837 – 1839 гг. был М.И. Глинка. Принципами его вокально-хоровой установки были «доброта голосов, согласие их между собой, равновесие в силе, верность в тоне и простое, четкое, открытое, благородное произношение слов». Важнейшей особенностью метода вокально-хоровой работы М.И. Глинки стало отсутствие аккомпанемента, который, по его мнению, мешал развитию верного вокального слуха.

Рост музыкальной культуры в 1-й половине XVIII века, создание придворных музыкальных учреждений (оперный театр, придворная капелла, оркестр) обусловили организацию новых форм профессионального обучения. Были учреждены «Инструментальный класс» в Петербурге и певческая школа в Глухове в 1741 для пополнения придворной капеллы, а в 1779 в Петербурге открылась первая в России специальная школа сценического и музыкального искусства — Театральное училище. По принципу Придворной певческой капеллы создавались певческие школы графа Н. П. Шереметева, где крестьянские дети, обладавшие хорошими голосами, обучались пению и музыкальной грамоте. В столицах существовали частные школы. Наиболее состоятельные помещики приглашали специальных педагогов для работы с хором «конюховских детей и других канцелярских служителей».

Развитие педагогической мысли России 40–60 гг. ХVIII века связано с именем выдающегося ученого, поэта М.В. Ломоносова (1711–1765), который был сторонником идеи переустройства личной и общественной жизни людей путем правильно поставленного школьного образования, которое развивает разум, мышление и способствует совершенствованию нравов.

Проблемы воспитания М.В. Ломоносов рассматривал в тесной связи с дидактическими вопросами, его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности, отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны к наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества, поэтому требовал отмены сословных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества.

Распространение музыкального образования в различных слоях русского общества создало необходимость публикации практических учебных пособий (сначала переводных). Одним из первых руководств, сыгравших важную роль в истории русского музыкального образования, была «Клавирная школа, или Краткое и основательное показание к согласию и мелодии» Г.С. Лелейна (1773–1774), которая опиралась на клавирную практику, содержала общие положения теории композиции и отличалась известной просветительской широтой. В конце XVIII – начале XIX века появляются первые отечественные пособия: «Наставление отрокам учащимся нотному пению с яснейшим попаданием тонов всему нотному правилу принадлежащие» Д. Петрунькевича, «Азбука, или способ самый легчайший играть на гуслях по нотам без помощи учителя» М. Померанцева, «Полная школа для фортепиано» И. Прача и др.. В связи с развитием на Руси нотопечатания и библиотечного дела более широко используется учебная литература в музыкально-педагогической практике. В педагогических занятиях в последней четверти XVIII в. (особенно после выхода из печати сборников народных песен В. Трутовского в 1776–1795 г.г. и И. Прача в 1790 г.) все большую роль начинают играть русская народная песня и танец (в оригинале, обработках и транскрипциях).

Таким образом, музыкальное образование светской ориентации рассматриваемого периода было направлено на освоение новых для России светских музыкальных жанров, форм, стилевых принципов, сформировавшихся к тому времени в русле западноевропейского искусства (камерные жанры вокальной и инструментальной музыки, опера, оратория, симфоническая увертюра, соната, строгая и свободная полифония и т.д.; западноевропейских музыкальных инструментов (органа, клавикорда, инструментов симфонического оркестра).

Вопросы для самоконтроля

1. Какой указ издается императрицей Анной Иоанновной в 1738 году, и в связи с чем?

2. В каком году была основана Глуховская певческая школа?

3. Какие государственные школы появляются в стране в начале XVIII века?

4. Назовите учебные заведения, открытые во второй половине XVII – начале XIX века для подготовки профессиональных кадров музыкантов-исполнителей.

5. Когда была организована Придворная певческая капелла?

6. Когда были основаны первые консерватории в России (Петербургская и Московская)?

7. При утрате доминирующей роли церковной музыки, в каких образовательных институтах, кроме духовных получает свое развитие музыкальное обучение? Какое новое направление появилось?

8. Назовите первые отечественные пособия и когда они появились?

9. Каковы тенденции музыкального образования светской ориентации рассматриваемого периода?

 


[1] Аксѐнов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша. М.: Изд-во ВДФ при МГК, 1970.

[2] Труды Института военных дирижѐров. Вып.VI. / Кожевников Б., Хаханян Х.Материалы по истории русской военной музыки в первой половине 19-го века. М.: Изд-во ВДФ при МОЛГК, 1958. – С.77.

[3] Труды Института военных дирижѐров. Вып.VI. / Кожевников Б., Хаханян Х.Материалы по истории русской военной музыки в первой половине 19-го века. М.: Изд-во ВДФ при МОЛГК, 1958. – С. 76

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: