Мадрид. Климатические данные 8 глава




Керженец — название реки в Нижегородской губернии. В густых лесах вдоль реки к концу XVII века существовало до сотни старообрядческих обителей — мужских и женских. Разгром Керженца начался при Петре I. В Нижнем Новгороде был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, составивший книгу Ответов на вопросы Питирима: ему отсекли голову, а тело его сожгли и пепел бросили в Волгу. После разгрома Керженца староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места. Выходцев из Керженских скитов на Урале и в Сибири стали называть кержаками, этот термин в дальнейшем распространился на всех старообрядцев Урала и Сибири.

Стародубье находилось в северной части Украины, а по современному административному делению — в Брянской области России — в бывших Новозыбковском и Суражском уездах Черниговской губернии(в настоящее время — Новозыбковский и Суражский районы Брянской области Российской федерации). Гонения начались во времена правления Софьи. Часть старообрядцев бежала из Стародубья в Ветку.

Ветка находится в современной Белоруссии. Во времена раскола находилась на территории Великого княжества Литовского. Первый разгром Ветки произошёл в 1735. 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошла вторая выгонка, а позднее и третья. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Иргиз — приток Волги в Саратовской и Самарской губерниях. Заселён во времена Екатерины II по приглашению императрицы. В царствование Николая I все иргизские монастыри были разгромлены и отобраны у старообрядцев.

Довольно большое количество старообрядцев сохранялось в Уральском казачьем войске. Одной из причин по которой яицкие казаки охотно поддержали Пугачева, было жалование «крестом и бородой», то есть сохранением старообрядческих традиций. Перед казнью на Болотной площади один из главных сподвижников Пугачёва Перфильев отказался исповедоваться у священника-никонианина — «…по раскольнической своей закоснелости он не восхотел исповедоваться и принять божественного причастия». В 1802 году уральские (яицкие) казаки-староверы отказались подчиниться введению погон на новой казачьей армейской униформе, посчитав их «антихристовыми» знаками. Оренбургский генерал-губернатор Волконский в 1803 году выслал в Уральск карательную экспедицию. Казаков приказали пороть, пока те не наденут форму, было запорото до смерти несколько десятков человек[источник не указан 878 дней]. Причиной самой последней смуты в войске в 1874 году послужил отказ от принятия присяги, предусмотренной новым положением о воинской службе. Большинство же приверженцев старой веры считали невозможным принесение каких-либо клятв. Несколько сотен упорствующих казаков было выслано в глухие зааральские пустыни, в 1877 году за ними были высланы и их семьи.

[править] Правовое положение старообрядцев в XVII—XVIII веках

 

 

Старообрядческая книга, изданная в последней четверти XVIII века в Черниговской губернии

В контексте государственной политики в отношении церкви «старая вера» была непризнанной, более того — преследуемой. На протяжении веков существенно изменялся характер государственно-церковных отношений к старообрядцам: гонения сменялись попытками компромисса.

Старообрядцы, не принявшие реформ патриарха Никона, вплоть до конца XVII века были убеждены, что сумеют одолеть «еретиков-никониан» и старая вера восторжествует. Но правительство не только не вернулось к старой вере, но и стало жестоко преследовать старообрядцев, навязывая им нововведения.

На жизнь и развитие старообрядчества в XVII—XIX столетиях повлияли три важнейших обстоятельства:

— государственная политика в отношении сторонников старой веры;

— общественное и экономическое развитие России;

— духовные искания самих старообрядцев.

Вопрос о положении старообрядчества был одним из самых главных во внутренней политике России, начиная со второй половины XVII века. Государство и церковь пытались решить проблему взаимоотношений со староверами различными способами. Запреты, налоги, насилие — всё это оказалось несостоятельным по отношению к расколу.

Жестокие репрессии конца семнадцатого века уступили место чисто практическому подходу Петра, весьма далекого от богословских споров и устроившего очередную радикальную церковную реформу, упразднившую патриаршество. Как и к другим проблемам, к старообрядчеству Пётр подошёл прежде всего с позиции казны.

Император повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они не проживали, и обложить их двойной податью» (отсюда народное прозвище старообрядцев — «двоедане»). Тех же, кто укрывался от переписи, если находили, то предавали суду. Взыскивали с них за прошедшее время двойной налог или ссылали на каторгу. Тем не менее, согласно указу, теперь старообрядцы могли жить открыто. Им строго воспрещалось обращать в раскол своих домашних и других людей. Кроме того, раскольники не допускались к общественным должностям, и их свидетельства против придерживавшихся официального православия не принимались. Все старообрядцы должны были носить особое платье, по которому они тот час могли быть узнаваемы, за право носить бороду также была введена особая подать, распространявшаяся впрочем не только на них, но и на всё население империи. Платили подать и те, кто венчался не у церковных пастырей. Раскольники могли вступать в брак с придерживающимися официального православия не иначе как по отречению от старой веры, однако это требование распространялось и на инославных вообще. Таким образом, при Петре староверов, как и представителей иных конфессий, вынудили платить своеобразную дань за право на собственное вероисповедание.

Раскольникам не позволялось строить скиты и пустыни[13], их монахов и монахинь рассылали по монастырям под строгий надзор, а иногда осуждали на каторжные работы. Уличенные в намеренном и упорном укрывательстве старообрядцев наказывались как противники власти.

После смерти Петра, а особенно при Анне Ивановне, преследование староверов возобновились. Своего рода «золотой век» старообрядчество пережило в 60-90ые годы XVIII века. Очевидна тенденция к либерализации законов в отношении старообрядцев. С воцарением Екатерины Второй, меры против старообрядцев становились более снисходительными. Отправной точкой в решении проблемных отношений со старой церковью стали просветительские установки, теоретические обоснования основ разумного и справедливого строя.[14] Во второй половине XVIII века выходят критические по отношению к старообрядцам труды некоего Феодора.

 

 

Лестовка

Беглым раскольникам было объявлено полное прощение, если они возвратятся в Отечество: они смогут селиться в любой местности, выбирать род деятельности, какой пожелают, также им дарованы разные льготы: разрешено носить бороды и ходить не в указном платье.

Следствием этого стали мощные старообрядческие общины в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и других местах. В правление Екатерины староверов можно было встретить в любом уголке страны: они покидали окраинные земли, где ранее скрывались от преследований, возвращались из-за границы (прежде всего из Польши).

Постепенно раскольников стали допускать к присяге и свидетельству, если они были освобождены от двойной подати, то их даже разрешено было выбирать. Также оставили применение строгих мер собственно против тайных и упорных староверов, которые увлекали других к безрассудному самосожжению.

Тем не менее, несовершенство законодательной системы создавало массу возможностей для ущемления прав старообрядцев. Раскольничество не получило признания наряду с официальным православием и продолжало считаться заблуждением. Следовательно, к «заблудшим» при прочих равных условиях относились с особым пристрастием, считая серьёзным преступлением пропаганду раскола и обращение людей в старую веру.

По сути, веротерпимость по отношению к староверам была больше парадным фасадом, нежели реально предоставленной свободой. Государство преследовало свои интересы, видя экономические и политические выгоды от некоторых «послаблений». Многие старообрядческие общины приобрели авторитет в торговом и промышленном деле. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении староверов.

До 80-х годов XVIII века ни законодательством, ни практикой не был решен вопрос о праве старообрядцев на публичное отправление своих обрядов. Первые прецеденты строительства церквей были предприняты в Твери и Нижнем Новгороде и других городах, что давало юридическую возможность воспользоваться подобной милостью во всех епархиях, но каждый случай рассматривался отдельно

Также в указанный период не последнее место в духовных ведомствах занимал надзор за распространением книжной грамоты. На протяжении почти всего XVIII века действовало законодательство Петра об изъятии старинных печатных и рукописных книг и икон старого письма и отсылке их в Святейший Синод. Первая собственно старообрядческая типография возникла в посаде Клинцы Суражского уезда, Черниговской губернии в середине 1780-х[15].

Центром сосредоточения запрещенных книг стала Ростовская ярмарка, одна из крупнейших в стране. Обнаруженные «вредные» книги и целые библиотеки могли беспрепятственно уничтожаться. В идеологической войне церковь, поддерживаемая государством, изо всех сил пыталась установить единые понятия о благочестии и православии. Не без основания полагая, что единство веры может установить «единомыслие» в народе.

Екатерина Вторая сделала попытку вписать «религиозных диссидентов» в общую государственную структуру. Абсолютистское начало религиозной терпимости проявлялось в том, что законодательные инициативы исходили от светских властей, и тем самым заставляли меняться господствующую церковь.

 

 

Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Начало XX века.

Очевидное «послабление», данное старообрядцам в последней четверти XVIII века, закрепилось в указе Синода от 22 марта 1800 г., который предписывал, каким образом следует поступать с людьми, отклоняющимися в старообрядчество. Причиной его принятия стали жалобы староверов к правительству на притеснения со стороны приходских священников. В предотвращение каких-либо нареканий в дальнейшем, приходские священники обязывались терпеливо и гуманно относиться к старообрядцам. Однако этот указ оставался красивой декларацией и не имел реального практического применения, поскольку невозможно было контролировать, насколько тот или иной священник следовал христианским принципам в отношении раскольников.

Опасаясь усиления оппозиции, которое могло последовать в результате «половинчатых» уступок, правительство, начиная с 1810 г., предпочло сделать шаг назад и вернуться к мерам репрессивно-охранительного характера.

[править] Основные итоги развития старообрядчества

Несмотря на преследования со стороны властей и официальной церкви, многие старообрядцы выстояли и сохранили свою веру.

Старообрядческие общины продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, часто проявив себя трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

Старообрядцы прилагали большие усилия в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь.

Помимо этого, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский), епископ Православной Российской Церкви, один из основателей и лидеров катакомбной церкви в СССР, так оценил поповское старообрядчество.

Исторические заслуги старообрядчества перед церковным и русским народом огромны. Таковы они в прошедшем и ещё более так называемое старообрядчество может сделать доброго в будущем. Но и православные, и старообрядцы должны помнить, что старообрядчество есть религиозно-культурно-бытовое, а не только узко обрядовое явление. Что это не преувеличение, а историческая правда, мы можем привести достоверные доказательства:

1. Старообрядцы, защищая чистоту Евангельского христианства, восстали против самовластия иерархии в лице патр. Никона и охранили тем чистоту русского православия.

2. Старообрядцы во всей своей жизни стремились осуществить подлинную свободу духа, социальное равенство и церковное братство, и в этом отношении старообрядческий приход является образцом христианской общины.

3. Старообрядцы выработали великолепную формулу отношения к церковным обрядам. Они говорят, что обряды — это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства (…).

4. Старообрядцы донесли до наших дней светлый идеал пастыря — отца прихода и молитвенника, и руководителя общественной совести. У старообрядцев никогда не было поговорки «что ни поп, то батька», (…). Для старообрядца приходской пастырь — непременно выборный, это действительно свеча, поставленная перед престолом Божиим.

5. Энергично протестуя против горделивых папистических притязаний иерархии, старообрядцы никогда не переставали протестовать и против насилий над совестью со стороны царской гражданской власти, и когда петербургский режим стал гнуть в бараний рог церковную общину, старообрядцы употребили все силы, чтобы сохранить себе свободу церковно-общинного самоопределения, и эту свободу они у себя осуществили (…).[16]

[править] Роль старообрядчества в русской истории

 

 

Серпухов. Старообрядческая церковь Покрова пресвятой Богородицы Старопоморского-федосеевского согласия. 1912 г. Ныне — музей.

Некоторые из современных исследователей уверены[источник не указан 981 день], что русское сельское хозяйство в царской России опиралось, прежде всего, на регионы со старообрядческим населением. Одно только село Балаково Самарской губернии имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены лондонскому Сити (торговой бирже). В то время, как Пётр Первый мечтал о создании русского флота, старообрядческие монастыри Выга уже имели на Белом море своё судоходство, и их корабли доходили до Шпицбергена. В XIX веке Волжское пароходство, подмосковный промышленный район, знаменитая Трёхгорка, мощнейшие центры индустрии в Иванове-Вознесенском, Богородско-Глуховском, Орехово-Зуевском районах принадлежали старообрядцам.

По сведениям различных исследователей[17], до 60 % русских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды. Помимо того, что старообрядцы своей активной хозяйственной деятельностью пополняли доходную часть государственного бюджета, они занимались благотворительной и меценатской деятельностью ещё и непосредственно. Ими основаны такие театры Москвы, как оперный Зимина, драматический Незлобина, художественный Саввы Морозова.

[править] Современность

 

 

Старообрядцы в Вудборне, штат Орегон. Фото Михаила Евстафьева

В настоящее время старообядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.

Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие.

[править] География старообрядчества

Этот раздел статьи ещё не написан.

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.

Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 2 204 596 старообрядцев, из них в пределах современной России — 1 682 264 человек. Наивысшим удельный вес старообрядческого населения был в Амурской области — 11,89 %. За пределами современной России в 1897 году жило 522 332 старообрядца, из них в Царстве Польском — 9 423 (0,1 % всего населения), белорусских и прибалтийских губерниях — 207 009 (1,66 %), украинских губерниях и Бессарабии — 175 733 (0,69 %), в Румынии еще более, Закавказье — 65 123 (1,32 %), Средней Азии — 65 044 (0,84 %).

В отчете Обер-Прокурора Святейшего Синода за 1903-1904 года общая численность старообрядцев в Российской Империи исчисляется в 1 984 182 человека (в 1909 году — 1 900 500), правда отмечается, что данные, составленные на основе докладов епархиальных архиереев весьма условны. За 1909 год из Российской православной церкви в старообрядчество перешло 1 946 человек (403 человека — к белокриницким; 138 — к беглопоповцам; 1 405 — к беспоповцам). Из старообрядчества к Российской православной церкви присоединилось 5 243 человека.

 

 

Старообрядческая церковь в Томске

Губернии и области 1897 год в % 1909 год

Пермская 218 396 7,29 78 063

Донская 130 450 5,09 129 000

Саратовская 113 710 4,73 98 291

Московская 99 825 4,11 40 660

Томская 99 055 5,14 127 000

Вятская 98 055 3,24 99 800

Самарская 97 522 3,54 96 000

Нижегородская 88 637 5,59 98 495

Тобольская 72 600 5,07 12 563

Оренбургская 49 984 3,12 50 000

Калужская 42 598 3,76 41 000

Псковская 40 475 3,61 35 102

Костромская 39 718 2,86 39 873

Владимирская 38 107 2,51 37 000

Забайкальская 36 623 5,45 50 763

Терская 34 754 3,72 6 727

Уфимская 34 011 1,55 39 399

Симбирская 31 511 2,06 26 267

Новгородская 31 150 2,28 29 630

Санкт-Петербургская 6 899

Екатеринбургская 54 910

Ставропольская 43 858

Владикавказская 38 122

Омская 26 602

Пензенская 23 371

Смоленская 22 115

Казанская 20 613

Курская 19 604

Астраханская 15 000

Воронежская 14 000

Тамбовская 12 000

Енисейская 11 680

Благовещенская 10 000

Ярославская 9 000

Орловская 8 481

Иркутская 7 226

Вологодская 7 080

Санкт-Петербургская 6 899

Архангельская 5 150

Рязанская 4 954

Олонецкая 3 336

Якутская 1 771

Тульская 1 462

Владивостокская 888

Возле Москвы широко известны Гуслицы — обширная старообрядческая область к востоку от столицы, включавшая достаточно много сёл и деревень, а также такие города как Егорьевск и Воскресенск, населённая в основном старообрядцами-поповцами.

На Украине по данным 2007 года Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкое согласие) наиболее всего была распространена в Одесской (15 общин), Винницкой (13 общин) и Черновицкой (8 общин) областях[18].

[править] Известные старообрядцы

• Протопоп Аввакум Петров

• Иеромонах Авраамий

• Боярыня Феодосия Морозова

• Павел Коломенский — епископ

• Стефан Белевский — священник, основатель Ветковских слобод

• Иван Алексеев (Стародубский) — старообрядческий историк и деятель XVIII в.

• Рыбаков, Борис Александрович — историк, академик

• Мальцев, Елизар Юрьевич — писатель

• Пермитин, Ефим Николаевич — писатель

• Иван Пацайкин — многократный олимпийский чемпион по кайак-каноэ

• Василе Дыба — олимпийский чемпион по кайак-каноэ

• Сергеев Константин Михайлович — (1910—1992) — балетмейстер, педагог

• Никола Королёв — русский националист, террорист.

• Зенин Никифор Дмитриевич (1865—1922) — фотограф: документалист, художник, репортёр.

• Лыковы (семья староверов-отшельников)

[править] Государственные деятели

• Гучков, Александр Иванович — российский политический деятель, председатель Государственной Думы Российской империи.

• Александр Дугин — российский политолог.

• Семён Зубакин — российский государственный деятель, президент Республики Алтай в 1997 — 2002 годах[источник не указан 95 дней].

[править] Купцы, банкиры и промышленники

• Бугров, Николай Александрович — крупнейший нижегородский купец, хлебозаводчик

• Горбунов, Григорий Клементьевич — фабрикант, старообрядец-федосеевец, владелец усадьбы Миловка.

• Громов, Василий Федулович — лесопромышленник, меценат, один из учредителей Российского общества садоводства и один из основателей Санкт-Петербургской консерватории

• Гучковы, Фёдор Алексеевич, Ефим Алексеевич, Иван Алексеевич — крупные фабриканты-мануфактурщики в XVIII—XIX веке; Александр Иванович — сын Ивана Алексеевича и внук Федора Алексеевича

• Ковылин, Илья Алексеевич — московский купец

• Кокорев, Василий Александрович — предприниматель, меценат

• Кузнецов, Матвей Сидорович — предприниматель, фарфорозаводчик

• Мамонтов, Савва Иванович — предприниматель, меценат[источник не указан 109 дней]

• Марковы, Григорий Маркович, Константин Григорьевич, Федор Григорьевич, Павел Константинович и другие — купцы, меценаты, благотворители, общественные деятели, владельцы торговых домов, заводов, пароходов, граждане посада (потом города) Мелекесс Самарской губернии в XIX — начале XX века

• Морозовы — род купцов и промышленников XVIII—XXI веков

• Рябушинские — династия российских предпринимателей.

• Сироткин, Дмитрий Васильевич (1865—1946) — председатель совета Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия, крупный судовладелец, дважды избиравшийся городским головой Нижнего Новгорода

• Трындины — первые русские оптики, известные промышленники, купцы и меценаты

[править] Участники Отечественной войны 1812 года

• Матвей Иванович Платов — войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии. Получил графский титул за проявленную в войнах с Наполеоном храбрость.

• Прокопий Шелапутин, советник коммерции, кавалер нескольких орденов, Московский городской голова в 1812 году.

[править] Примечания

1. ↑ Именной ВЫСОЧАЙШИЙ Указ, данный Сенату, Об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905

2. ↑ Об укреплении начал веротерпимости. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров

3. ↑ ДЕЯНИЕ ОСВЯЩЕННОГО ПОМЕСТНОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ ОТМЕНЕ КЛЯТВ НА СТАРЫЕ ОБРЯДЫИ НА ПРИДЕРЖИВАЮЩИХСЯ ИХ: ЖМП. № 6, 1971 г.

4. ↑ Деяния Освященного Собора 2007 года на официальном сайте Митрополии

5. ↑ Старообрядческий собор подтвердил полномочия предстоятеля РПСЦ и осудил экуменизм NEWSru.com 22 октября 2007 г.

6. ↑ Н. И. Субботин. Материалы по истории раскола, т. 5, с. 221

7. ↑ СТАРООБРЯДЧЕСТВО — Древо

8. ↑ Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви, Барнаул, 1999, стр. 26

9. ↑ Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Москва 1996, стр. 18

10. ↑ Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Москва 1996, там же

11. ↑ Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви, Барнаул, 1999, стр. 24

12. ↑ Хомовое пение в БСЭ

13. ↑ Н. М. Никольский. История русской церкви. Москва. Издательство политической литературы, 1983, стр. 175

14. ↑ Екатерина II, «О Старообрядчестве», 15.9.1763 г.

15. ↑ Книгопечатание XVIII в. Книгопечатание последней четверти XVIII в.

16. ↑ Ухтомский Андрей «Письма о старообрядчестве» (1923—1925 гг.), процитировано из «Апалогии старообрядчества» Б. П. Кутузова, М., 2006 Взгляд со стороны: старообрядчество глазами нестарообрядцев. стр. 64, 65

17. ↑ Кириллов И. А. «Прадва старой веры», Барнаул, 2008, стр. 376. ISBN 978-5-901605-07-3

18. ↑ Портрет избирателя: религия

[править] Научная литература

• Голубинский Е. Е. История русской церкви, Москва, 1900

• Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами, ЧОИДР, 1905

• Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. Москва, «Языки славянской культуры», 2004

• Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов, Москва, 1913

• Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв., Москва, 1914

• Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви, Париж, 1959

Самый современный и фундаментальный труд о старообрядчестве написан эмигрантом первой волны С. А. Зеньковским (1907—1990), крупным учёным, работавшим в США и Германии:

• Зеньковский С. А., Русское старообрядчество, Том I и II, Москва, 2006, Институт ДИ-ДИК, ISBN 5-93311-012-4.

О региональной истории старообрядчества в XVII—XVIII и XX в вв. можно узнать в работах

• Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старо-обрядцев в XVIII в./Отв. ред. С. О. Шмидт. Новосибирск: Наука, 1974. 394 с.

• Покровский Н. Н. Урало-сибирская крестьянская община XVIII в. и проблемы старообрядчества // Крестьянская община в Сибири XVII — начала XX в. Новосибирск: Наука, 1977. С. 179—198.

• Покровский Н. Н.Старообрядческий рассказ о сталинских репрессиях // Возвращение памяти. Историко-публицистический альманах / Сост. И. В. Павлова. Вып. 2. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. С. 198—211.

• Покровский Н. Н. Допрос в 1750 г. в Тобольской консистории старообрядческого священника о. Симеона (Ключарева) о найденных у него письмах // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI—XX вв.: Сб. научн. тр. — Новосибирск: СО РАН, 2003. — С. 276—287.

• Покровский Н. Н."Путешествие за редкими книгами", Изд. 3-е, дополненное и доработанное. Новосибирск: «Сова», 2005.- 339 стр.[1]

• Лавров А. С. Письмо и челобитная Ивана Неронова //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 1 (35). С. 101—106.

• Юхименко Е. М. Выговское старообрядческое общежительство: комплексный подход к изучению// Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 2 (8). С. 84-87.

• Пигин А. В. «Писание отчасти» против самосожжений — памятник старообрядческой литературы XVII века //Вестник церковной истории. 2007. № 4(8). С. 101—129.

• Корогодина М. В. Два старообрядческих исповедных сборника: новшества в традиционном тексте //Вестник церковной истории. 2007. № 4(8). С. 130—188.

• Агеева Е. А. Старообрядческий епископ Геннадий: между властью духовной и светской //Вестник церковной истории. 2007. № 4(8). С. 189—214.

• Крахмальников А. П. Материалы для каталога сочинений старообрядцев Белокриницкого согласия (до 1917 г.) //Вестник церковной истории. 2007. № 4(8). С. 215—246.

• Минеева С. В. Ранние старообрядческие чудеса преп. Зосимы и Савватия Соловецких //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 3(5). С. 55-61.

[править] Прочая литература

• Ф. Е. Мельников. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви.

• С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря.

• С. И. Быстров. Двуперстие в памятниках христианского искусства и письменности. Барнаул: Изд. АКООХ-И «Фонд поддержки строительства Храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви»,2001.-114 с, ил.

• Федор Евфимьевич Мельников. «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви»

• Федор Евфимьевич Мельников «В защиту старообрядческой иерархии»

• Федор Евфимьевич Мельников «Старообрядчество и обрядоверие»

• «Об именословном перстосложении» Публичные прения Ф. Е. Мельникова и миссионера В.Быстрицкого.

• Краткая История о основании старообрядческаго святительскаго престола, состоящаго в Австрии, Львовской губернии Черновецкаго цыркула, в Буковине, близ местечка Сырета, в селе Белой Кринице, в монастыре в 1846 году.

• «Правила благочестиваго поведения в доме Божием»

• Сокращенный Номоканон

• Епископ Михаил (Семенов) «Гигиена духа христианина»

• Епископ Михаил (Семенов) «Святая литургия»

• Епископ Уральский Арсений (Швецов) «О покаянии перед Богом и священником»

• «Житие протопопа Аввакума»

• Денисов А. Повесть риторическая о срете в Mocкве слона персидскаго. Послание Андреево с Москвы в общебратство / Сообщ. Н. И. Барсов // Русская старина, 1880. — Т. 29. — № 9. — С. 169—172.

• Житие инока Епифания

• Император Павел и старообрядцы / Сообщ. И. Н. Лапотников // Русская старина, 1878. — Т. 22. — № 5. — С. 173—176.

• История об отцах и страдальцах соловецких, которые за благочестие и святые церковные законы и предания в нынешние времена великодушно пострадали



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: