Мадрид. Климатические данные 11 глава




[править] Традиционная культура

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Эта отметка стоит на статье с 22 июня 2011.

[править] Комплекс одежды

 

 

Мордовский крестьянин в традиционной одежде, Симбирская губерния, втор. пол. XIX века.

Есть разница и в женском костюме: мокшанка носит рубашку и штаны, причём рубашка у неё спускается не до пят, как у эрзянки, а поддерживается у пояса; сверх рубашки эрзянка носит выбитый кафтан, так называемый шушпан, похожий на соответственный наряд черемиски. На голове эрзянки носят круглые кокошники и снабженные спереди рогообразным выступом сороки, а у мокшанок головной убор ближе к черемисскому и заменяется иногда полотенцем или шалью, навертываемыми в виде чалмы (впрочем, головной убор мордовок значительно варьирует в каждой группе ещё и по местностям). Мокшанки не носят также «пулая» — назадника, украшенного бисером и длинной бахромой и распространённого у эрзянок.

[править] Хозяйство

В XIX веке исследователи отмечали, что мордва живёт лучше других народностей в тех же местностях; в Саратовской губернии, например, задолженность её меньше, чем чуваш, русских и татар. Во внешнем быту мордвы, её жилищах, способах земледелия и т. д. сохранилось мало оригинального, хотя в старину мордовские селения и избы отличались от русских большею разбросанностью и постановкой избы посреди двора или, если и на улицу, то окнами только в сторону двора. К специально-мордовским промыслам принадлежат в некоторых местностях, производства поташа, конопляного масла, домашних сукон (любимый цвет мордвы — белый). К искусству мордва равнодушнее чуваш и черемис, у которых, например, многие предметы украшаются резьбой; только мордовские женщины не менее заботятся об украшении своего костюма и старательно вышивают свои рубашки и головные уборы. В свадебных обрядах и обычаях мордвы сохранились ещё многие черты старины, отголоски старинного брачного и родового права.

[править] Народные верования

Переживанием родового быта является также культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок. У мордвы сохранилось ещё много языческих поверий, которые, однако, по своей отрывочности и сбивчивости не позволяют восстановить точнее древнюю мордовскую мифологию. Известно только, что мордва почитала много пасов (мокш. павас) — богов, ава — духов, отцов, кирьди — хранителей, которые представлялись антропоморфно и отчасти слились с русскими представлениями о домовых, водяных, леших и т. д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т. д. Можно различить следы дуализма — антагонизма между Шкаем (небом) и Шайтаном, которыми созданы, между прочим, Алганжеи (носители болезней). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти приуроченные к христианским праздникам[74].

[править] Всероссийский съезд мордовского (мокшанского и эрзянского) народа

Начиная с 1992 года проходят Всероссийские съезды мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. Съезд, согласно принятого устава, является высшим представительным собранием мокшан и эрзян, проживающих на территории Республики Мордовия и в других субъектах Российской Федерации. Делегаты съезда должны были избираться «в соответствии с нормой представительства: от 5 тысяч мордовского (мокшанского и эрзянского) населения - один делегат» - от республики Мордовия и всех мест компактного проживания мокшан и эрзян за её пределами. Первый съезд 14-15 марта 1992г. состоялся по инициативе обществ «Масторава» и «Вайгель». Только на первом съезде было принято 10 документов (в том числе о статусе народов для мокшан и эрзян, вывода из ИТУ Мордовии заключенных других государств, сокращение общей численности заключенных в Дубравлаге, участия мокшан и эрзян в в международных политических организациях и др.) Второй и последующие съезды проходили под патронажем правительства РМ. На втором съезде вновь выставлялось требование в частности о статусе национальностей мокша и эрзя, о принятии Государственным собранием РМ Закона о языках, с закреплением статуса государственного за мокшанским, эрзянским и др. [75]

[править] Примечания

1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Всероссийская перепись населения 2010 года

2. ↑ По переписи 1989 г. в РСФСР было 1 072 939 мордвы([1])

3. ↑ Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.

4. ↑ По переписи 1989 г. на Украине было 19 332 мордвы ([2])

5. ↑ Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)

6. ↑ По переписи 1989 г. в Казахстане было 30 036 мордвы (1989), по переписи 1999 г. — 16 147 чел. (Агентство Республики Казахстан по статистике)

7. ↑ По переписи 1989 г. в Узбекистане было 11 914 мордвы ([3])

8. ↑ Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии

9. ↑ Перепись населения

10. ↑ Статкомитет Эстонии Национальный состав населения Перепись 2000 г. ([4])

11. ↑ Tabula: TSK11-03. IEDZĪVOTĀJU NACIONĀLAIS SASTĀVS (латыш.)

12. ↑ Народы и религии мира — М.: «Большая Российская Эниклопедия», 1998. — С. 353. — 928 с. — ISBN 5-85270-155-6.

13. ↑ 1 2 Толковый словарь. Сайт Российского этнографического музея. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.

14. ↑ 1 2 Народы России — М.: «Большая Российская Эниклопедия», 1994. — С. 232. — 480 с. — ISBN 5-85270-082-7.

15. ↑ 1 2 Британская энциклопедия

16. ↑ 1 2 Белых С.К.История народов Волго-Уральского региона. Ижевск, 2006

17. ↑ mordovia.info

18. ↑ mordovia.info

19. ↑ Большая советская энциклопедия.

20. ↑ Описание языческой традиции у мокшан и эрзян, А. Мельников-Печерский

21. ↑ Эрзянские моляны

22. ↑ Уральское пробство Церкви Ингрии

23. ↑ Литературная Россия: Северцев В. Пульсирующий этнос

24. ↑ 1 2 НДО «Учреждение Фенно-Угриа»

25. ↑ Документы и материалы по истории Мордовской АССР, Саранск, 1939.

26. ↑ Декларация о государственном суверенитете Мокшанской и Эрзянской Советской Республики. Проект//Общественные движения в Мордовии, 1990.

27. ↑ Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. Под ред. О. Н. Трубачёва. Москва, «Прогресс», 1986. Том III, с. 653; Мордва

28. ↑ Мокшин Н. Ф. МОРДВА, ЭРЗЯ, МОКША — ИСТОРИЯ ЭТНОСА И ЭТНОНИМА // Зубова Поляна. Республика Мордовия. Историко-этнографический сайт.

29. ↑ См. ссылку на Бубриха у Фасмера, ЭСРЯ, III, 654.

30. ↑ мордва (мордва синонимы, синонимы к мордва) " Словарь русских синонимов (online версия) " Русский язык " Classes.ru

31. ↑ Носович И. И. Словарь белорусского наречия. Санкт-Петербург, 1870

32. ↑ Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси., 1987.

33. ↑ Феоктистов А. П. К проблеме мордовско-тюркских языковых контактов // Этногенез мордовского народа. — Саранск, 1965. — С.331-343

34. ↑ Шахматов А. А. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910

35. ↑ Лепехин И. И. Дневные записи путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг. — СПб.,1771. — Т.1. — С.538

36. ↑ Гильом де Рубрук Путешествие в восточные страны// «Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука», Государственное издательство географической литературы, М. 1957, с.110

37. ↑ Opus Majus. 3 vols. Oxford, 1897—1900 (reimpr. 1964) (рус. пер. (отрывки): Антология мировой философии. М., 1969. Т 1. Ч. 2)

38. ↑ Beschreibung aller Nationen des Russischen Reichs, ihrer Lebensart, Religion, Gebraeuche, Wohnungen, Kleidung und uebrigen Merkwuerdigkeiten (Санкт-Петербург, Mьller: 1776—1780 годы; 2-е изд., Лейпциг, 1782)

39. ↑ В. А. Юрченков. Мордовский народ: вехи истории. — Саранск, 2007

40. ↑ Барбаро и Контарини о России. М. Наука. 1971

41. ↑ Пургас//Энциклопедия Кирилла и Мефодия CD-2000

42. ↑ Пашуто В. Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII век). — Москва, 1955. С. 156—158

43. ↑ 1000 лет единения мордовского народа с многонациональным российским государством

44. ↑ Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о касимовских царях и царевичах. — СПб., 1863. −4.1. — С.558

45. ↑ В. А. Юрченков. Мордовский народ: вехи истории. — Саранск, 2007. — с. 97-98

46. ↑ Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.

47. ↑ 1 2 Козлов В. И. Расселение мордвы — эрзи и мокши//Советская Этнография 1958. — № 2

48. ↑ Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей

49. ↑ 1 2 Тишков В. А. Республика Мордовия

50. ↑ The Mordvinians: A doomed Soviet nationality? Isabelle T. Keindler/Cahiers du monde russe et sovietique. Vol 26 N1. Janvier-Mars

51. ↑ Голос МГУ:Перепись-2010 покажет реальную численность мордвы!

52. ↑ finugor.ru: Мордва грозит Инфоцентру FINUGOR судом за признание эрзян и мокшан

53. ↑ finugor.ru: Инфоцентр FINUGOR настаивает на самостоятельности народов мокша и эрзя

54. ↑ В. В. Степанов, Российская перепись 2002 года: Пути измерения идентичности больших и малых групп, Москва (2001), ISBN 5-201-13758-X (6)

55. ↑ «Татарская проблема» во всероссийской переписи населения (взгляд из Москвы) AB IMPERIO 4/2002

56. ↑ 1 2 Основные итоги микропереписи населения 1994 г./ Общество и экономика — n°1 — 1995. — С.81 — 88.

57. ↑ Забавное время: никто не хочет быть русским — эксперты

58. ↑ Республика Мордовия. Официальный сервер органов государственной власти

59. ↑ Мордва // Толковый словарь URL:Сайт Российского этнографического музея.

60. ↑ 1 2 Козлов В. И. Кода касондсь и кирендсь мордвать лувксоц//Мордвась. Саранск ошсь, 2006

61. ↑ demoscope.ru Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям

62. ↑ Демоскоп Weekly. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по регионам РСФСР

63. ↑ Ethnologue report for language code: mdf

64. ↑ Ethnologue report for language code: myv

65. ↑ Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей

66. ↑ Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений/Э. Г. Александренков, Л. Б. Заседателева, Ю. И. Зверева и др.-М.; Наука, 1994.

67. ↑ Kuussaari, Eero, Suomen suvun tiet, F. Tilgmann Oy, Helsinki 1935

68. ↑ Бубрих Д. В. Можно ли отождествлять мордву с андрофагами Геродота? — Записки Мордовского научно-исследовательского института социальной культуры, Саранск, 1941, № 3, с. 31.

69. ↑ Пискарёвский лепописец

70. ↑ Марк К. Ю. Этническая антропология мордвы//Вопросы этнической истории мордовского народа. Москва, 1960

71. ↑ Марк К. Ю. Соматологические материалы к проблеме этногенеза финно-угорских народов // Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. М.: Наука, 1974. С. 11–18.

72. ↑ 1 2 Ситдиков А.Г. Введение в этногенез народов Поволжья и Приуралья. Часть I. Истоки этногенеза финских народов: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История». / А.Г.Ситдиков. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008.

73. ↑ И. Н. Смирнов, «М. Историко-этнографический очерк» в «Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете» за 1892—95 гг.; лучшая новейшая монография Мордвы.

74. ↑ Мельников П. И. Очерки мордвы, гл. III—V // Русский вестник, т. 71, 1867.

75. ↑ Съезды мордовского народа // Межрегиональное общественное движение мордовского(мокшанского и эрзянского) народа.

[править] Библиография

• Белицер В. Н. Народная одежда мордвы. М., 1973.

• Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Мысль, 1983. — 206 с, ил. (стр. 152—153: часть карты Птолемея, изданной в Риме в 1490 г. и часть карты мира, составленной в Генуе в 1447 г.; стр. 98-100: «Арии и финно-угры»).

• Вопросы этнической истории мордовского народа / Тр. Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т. 63. М., 1960.

• Евсевьев М. Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии // Живая старина. Вып.1-2. СПб., 1914.

• Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. Саранск,1959.

• Исследования по материальной культуре мордовского народа / Тр. Института этнографии АН СССР.Нов.сер. Т. 86. 1963.

• Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск,1968.

• Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетическия взгляд на историю. М.,1992.

• Майнов В. Н.Очерк юридического быта мордвы. СПб., 1885.

• Маркелов М. Т. Мордва // Религиозные верования народов СССР. Т. 2. М., 1931.

• Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968.

• Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы XIX—XX века. Саранск, 1977.

• Мордва // Народы России: Энциклопедия. М.,1994. С. 232—237.

• Мордва: Историко-культурные очерки. Под ред. Балашова В. А. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1995. ISBN 5-7595-1049-5

• Мордва: Историко-этнографические очерки. Саранск,1981.

• Мордва // Народы России. Атлас культур и религий — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.

• Мордовский народный костюм. Саранск, 1990.

• Мордовский этнографический сборник. Составлен Шахматовым А. А. СПб., 1910.

• Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.

• Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М.,1964. С.548-597.

• Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985.

• Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 121

• Смирнов И. Н. Мордва // Изв. общества археологии, истории и этнографии при Казанском у-те.10-12. Казань, 1892—1894.

• Смирнов И. Н. Историко-этнографический очерк // «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете за 1892—95 гг. (лучшая новейшая монография Мордвы).

• Спрыгина Н. И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии. Пенза, 1929.

• Фетисов С. Г. Я живу в Мордовии. М.: Изд. «Сов. Россия», 1978. — 144 c. c ил. на вкл. (Серия: В семье российской, братской). (Тираж 30 000 экз. Цена 55 коп.)

• Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965.

• Lбszlу Klima. The linguistic affinity of the Volgaic Finno-Ugrians and their ethnogenesis (early 4th millennium BC — late 1st millennium AD), Societas historiae Fenno-Ugricae (1996), ISBN 951-97040-1-9

[править] Ссылки

• Динамика численности мордовского населения на рубеже веков

• Мордва // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.

• Корнишина Г. А. Этногенез мордвы (к истории изучения проблемы) // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1 С. 59-59.

действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.

Wikipedia® — зарегистрированная торговая марка Wikimedia Foundation, Inc., некоммерческой организации.

• Свяжитесь с нами

• Политика конфиденциальности

• Описание Википедии

• Отказ от ответственности

• Мобильная версия

 

 

Удмурты

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2012; проверки требует 1 правка.

Перейти к: навигация, поиск

Удмурты

Удмурт

 

Удмурты в национальных костюмах

Самоназвание Удмурт

Современный ареал расселения и численность

Всего: 570 000

Россия:

552 299 (2010 г.)[1], 636 906 (2002 г.)[2][3]

• Удмуртия:

410 584 (2010 г.)[1], 460 584 (2002 г.)[2]

• Татарстан:

23 454 (2010 г.)[1], 24 207 (2002 г.)[2]

• Башкортостан:

21 477 (2010 г.)[1], 22 625 (2002 г.)[2]

• Пермский край:

20 819 (2010 г.)[1], 26 272 (2002 г.)[2]

• Свердловская область:

13 789 (2010 г.)[1], 17 903 (2002 г.)[2]

• Кировская область:

13 639 (2010 г.)[1], 17 952 (2002 г.)[2]

• Ханты-Мансийский автономный округ:

3 670 (2002 г.)[2]

Казахстан:

5 824 (перепись 2009 г.)[4][5]

Украина:

4 712 (перепись 2001)[6]

Язык удмуртский язык, русский язык

Религия православие, сохраняются некоторые проявления местного язычества

Расовый тип Сублапоноидный тип (Европеоидная раса с лапоноидным влиянием)[7]

Входит в пермская подгруппа

финно-угорская группа

уральская семья

Родственные народы коми, коми-пермяки

[править] Этническая история

Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён — носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).

Этимология самоназвания удмуртов не вполне ясна; наибольшего внимания достойна гипотеза, возводящая этноним удмурт к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед».[8] В современном удмуртском языке слово членится на две компоненты — уд- (с неясной семантикой) и -мурт «человек, мужчина» (по этой причине этноним некоторыми исследователями переводится на русский язык как «человек из племени уд; удский человек», что, однако, не может считаться корректным).

Прежнее русское название — вотяки (отяки, воть) — восходит к тому же корню уд-, что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство одо «удмурт»)[9].

Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии, а позже — Золотой Орды и Казанского ханства. Североудмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году. Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты — 1557 или 1558 год — приняты в местной историографии условно).

Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области (с 1932 года — Удмуртская АО, с 1934 — Удмуртская АССР, с 1991 — Удмуртская Республика).

[править] Основные занятия

Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель — 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.

Развиты были ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

Основная социальная ячейка — соседская община (бускель). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

[править] Антропонимика

Основные статьи: Удмуртское имя, Удмуртские фамилии

[править] Быт и традиции

Типичное поселение — деревня (удм. гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба (коркаì), с холодными сенями. Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.

Североудмуртский женский костюм включал рубаху (дэреìм), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэреìм), опояску. Одежда — белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая — цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэстеìм), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь — узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).

На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон). Девичьи уборы — укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, у южных — монеты. Украшения — цепочки (жильы), серьги (пель угы), перстни (зундэс), браслеты (поскес), ожерелье (весь).

Мужской костюм — косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви — онучи, лапти, сапоги, валенки.

Верхняя одежда без половых различий — шубы.

В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) — разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты — ряженка, простокваша, творог. Мясо — вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (пельнянь — хлебное ухо, что говорит о финно-угорском происхождении названия), лепешки (зыретэн табань и перепеч), блины (мильым). Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка).

Ценные сведения о свадебных обрядах и обычаях удмуртов приводятся, в частности, в исследовании этнографа и миссионера среди удмуртов С. А. Багина «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. (Этнографический очерк)»[10].

[править] Декоративно-прикладное искусство

О развитии декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не известно. В XIX веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шелковыми и хлопчато-бумажными, мишурой. Орнамент — геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.

[править] Праздники

Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники — Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день.

Народные праздники:

• Толсур — день зимнего солнцестояния (вожодыр), в него проводились свадьбы.

• Гырыны потон или акашка — Пасха, начало весенней страды.

• Гербер — Петров день.

• Выль ӝук — приготовление каши и хлеба из нового урожая.

• Сӥзьыл юон — окончание уборки урожая.

• Выль шуд, сӥль сиӗн — начало забоя скота.

Праздновались и вскрытие рек (йёкелян) и появление первых проталин (гуждор шыд).

[править] Духовная культура

Основная статья: Культура Удмуртии

Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр не развит.

Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы — самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроем и вчетвером.

Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.

Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна дуалистичесая космогония (борьба доброго и злого начал), трехчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество — Инмар (другие ипостаси — Кылдысин, Куазь, Инву). Злой дух, соперник Инмара — Шайтан. Божество домашнего очага, хранитель рода — воршуд.[11] Многочисленны низшие духи: вумурт, вукузё — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё — леший, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, кутӥсь — злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние христианства (религиозный календарь, мифологические сюжеты).

Развитым был языческий клир — жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро — уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.

Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).

Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (береза, ель, сосна, рябина, ольха).

[править] Знаменитые удмурты

• Кузебай Герд — удмуртский поэт, прозаик, драматург, общественный деятель, националист.

• Михаил Петрович Петров — удмуртский писатель, поэт, переводчик.

• Кедра Митрей — российский и советский удмуртский писатель.

• Игнатий Гаврилов — известный удмуртский писатель, публицист, критик, переводчик и общественный деятель.

• Кулакова, Галина Алексеевна — советская лыжница, 4-кратная олимпийская чемпионка, 9-кратная чемпионка мира. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России.

• Тихонова, Тамара Ивановна — заслуженный Мастер спорта СССР, 2-кратная чемпионка Олимпийских игр, 4- кратная чемпионка Мира по лыжному спорту, многократная чемпионка СССР по лыжным гонкам.

• Черезов, Иван Юрьевич — российский биатлонист, заслуженный мастер спорта России. Двукратный призёр олимпийских игр в эстафете (серебро XX Зимних Олимпийских игр в Турине 2006 года и бронза XXI Зимних Олимпийских игр в Ванкувере 2010 года), чемпион мира 2005 года в смешанной эстафете, чемпион мира 2007 года и 2008 года в мужской эстафете, серебряный призер чемпионата мира 2011 года в мужской эстафете, бронзовый призёр чемпионата мира-2009 в масс-старте.

[править] Примечания

1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года

2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Всероссийская перепись населения 2002 года

3. ↑ По переписи 1989 г. в РСФСР было 714 833 удмуртов с бесермянами ([1])

4. ↑ Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)

5. ↑ По переписи 1989 г. в Казахстане было 15 855 удмуртов (см. Демоскоп)

6. ↑ Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.

7. ↑ Напольских В. В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: УдмИИЯЛ, 1997. С. 48-54.

8. ↑ Белых С. К., Напольских В. В. Этноним удмурт: исчерпаны ли альтернативы? // Linguistica Uralica. T. 30, № 4. Tallinn, 1994; Сахарных Д. М. Названия удмуртов: происхождение и семантика. — Ижевск: Портал «Удмуртология», 2008.

9. ↑ Там же.

10. ↑ Багин С. А. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. (Этнографический очерк). М.: Типо-литография К. Ф. Александрова, 1897. 34 с.

11. ↑ Чураков В. С. Удмуртские традиционные верования в свете некоторых лексических реконструкций. — Ижевск: Журнал «Иднакар: методы историко-культурной реконструкции», 2007. — № 1. — С. 51-64.

[править] Литература

• Энциклопедия «Народы и религии мира». М., 1998.

• Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2 томах.

• Народы России, энциклопедия, под ред. В. А. Тишкова, М., 1994.

• Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 141

• Коробейников А. В., Волкова Л. А. Историк удмуртской земли Н. Г. Первухин. (Вятское краеведение XIX в.) ISBN 978-5-7029-0374-3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: