Критерии и показатели результативности развития ОУУН учащихся




Глава 2. мониторинговое исследование результативности развития ОУУН учащихся основной школы

Последовательное достижение задач настоящего диссертационного исследования требовало мониторинговой проверки результативности развития ОУУН учащихся основной школы в системе «учитель-ученик».

Для описания опытно-экспериментальной части исследования был использован мониторинговый метод, предполагающий регулярное периодическое снятие информации об объекте с целью отслеживания, контролирования его деятельности (функционирования) и разработки прогностических оценок.

Методологическая преемственность, унифицированность инструментария, повторяемость «замеров», свойственные мониторингу, дают возможность проведения системного анализа изучаемой проблемы и механизмов его развития. Мониторинговое исследование позволяет оперативно оценить характер и направленность происходящих изменений, применить адекватные регулирующие управленческие решения, прогнозировать и моделировать развитие анализируемого объекта. [128, с. 733-734].

С целью проверки рабочей гипотезы исследования и апробации содержания педагогического управления развитием ОУУН учащихся, нами была составлена и реализована программа мониторингового исследования, которая состояла из нескольких этапов. Каждый из них был выделен на основе мониторингового метода исследования для решения ключевых задач. Содержание всех рассматриваемых этапов логически взаимосвязано и выстраивалось согласно выбранному методу исследования.

Программа мониторингового исследования результативности развития ОУУН учащихся основной школы

Цель мониторингового исследования – проверить результативность развития ОУУН учащихся через содержание и технологию деятельности педагога по управлению развитием ОУУН учащихся, и обосновать полученные результаты на основе методов математической статистики.

Согласно цели, в ходе мониторингового исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Определить цели и задачи каждого этапа мониторингового исследования по проверке результативности развития ОУУН учащихся

2. На основе выделенной совокупности критериев разработать диагностический пакет документов, выявляющий результативность развития ОУУН учащихся;

3. Определить объект мониторингового исследования, время проведения и порядок сбора, обработки, хранения и использования информации по результативности развития ОУУН учащихся

4. Осуществить проверку результативности развития ОУУН учащихся.

5. Обобщить полученные результаты развития ОУУН учащихся основной школы и обосновать их с помощью методов математической статистики.

Организация сбора мониторинговой информации:

По масштабу целей образования мониторинг будет – стратегическим, тактическим, оперативным.

По этапам обучения мониторинг будет представлен – стартовый, промежуточным и итоговым.

По частоте процедур – систематическим.

По организационным формаминдивидуальный, групповой и фронтальный.

 

Выбор способа установления реальных достижений обследуемого объекта представляет собой выбор диагностических методик отражающих метод изучения и определяющих критерии по выбранным показателям. Критерии и показатели результативности развития можно представить в таблице 11

 

 


Таблица 11

Критерии и показатели результативности развития ОУУН учащихся

Критерии Показатели Методы сбора информации   Методика (название, автор, источник нахождения)
  Критерий эффективности   педагогической деятельности: готовностьпедагогов к развитию ОУУН учащихся в процессе обучения включает: - мотивационный компонент; - содержательный компонент; - организационный компонент; - рефлексивный компонент. сформированность управленческих умений у педагогов учебной деятельности: готовностьучащихсяк развитию ОУУН в процессе обучения включает - мотивационный компонент; - содержательный компонент; - организационный компонент; - рефлексивный компонент.     сформированность ОУУН учащихся   метод опроса: анкетирование метод опроса: самооценка     самооценка     Анкета готовности педагогов к управлению развитием ОУУН учащихся (Приложение 4)     Самооценка сформированности основных педагогических умений и навыков (Приложение 5)   Самооценка уровня сформированность ОУУН учащихся (Приложение) Определение уровня учебных возможностей учащихся (Приложение)  

 

Продолжение табл. 11

Критерии Показатели Методы сбора информации   Методика (название, автор, источник нахождения)
  Критерий действенности учебной деятельности динамика повышения уровня развития общих учебных умений и навыков - метод включенного наблюдения;   - анализ продуктов деятельности   - метод оценок: самооценка Карта наблюдения за процессом управления развитием ОУУН учащихся (Приложение 6) Листы-мониторы определения уровня развития ОУУН у учащихся (Приложение 7
сформированность мотива учебной деятельности - метод опроса: анкетирование Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?» - Т.И.Шамова (Приложение 8)
  уровень школьной тревожности - тестирование Тест школьной тревожности Филипса переведена и апробирована Е.В.Новиковой (приложение 9) [15,16 с. 340-347]
интегральный показатель общих познавательных способностей школьника, выражающий: - познавательную активность субъекта, его возможности по получению, сохранению, переработке и использованию знаний об окружающем мире; - готовность к быстрому усвоению новых навыков и умений и к осуществлению необходимой внутренней перестройки при изменении условий деятельности. - тестирование Краткий отборочный тест (КОТ) в адаптации В.Н.Бузина (приложение 10) [101, с. 27-28, 74-80]

Аналитико-диагностический этап:

Цель – на основе диагностики определить состояние и тенденции педагогического управления развитием ОУУН у учащихся в школьной практике.

Задачи:

1. Выявить исходный уровень готовности педагогов к управлению развитием ОУУН учащихся, выявить тенденции, особенности затруднений.

2. Выявить исходный уровень готовности учащихся к развитию ОУУН, выявить тенденции, особенности затруднений.

3. Определить уровень сформированности ОУУН у учащихся 3-х, 5-х и 8-х классов, выявить тенденции развития, особенности затруднений;

4. Определить уровень сформированности у педагогов управленческих умений;

Аналитико-диагностический этап осуществлялся в 1995 - 1998 учебных годах. В нем приняли участие 84 педагога (из них 18 педагогов начальной школы, 66 педагогов-пердметников), а также 183 учащихся из них: учащиеся начальной школы (52 учащихся), основной школы (60 учащихся), старшей школы (73 учащихся).

Сбор информации осуществляется на этапе стартового мониторинга, который для получения оптимального результата первоначально проводился в середине учебного года - декабрь-январь. Это объясняется завершением процесса адаптации учащихся 5-х классов, готовностью 3-х и 4-х классов к обучению в среднем звене, и оптимальными результатами развития учащихся 8-х классов.

Информация собиралась по схеме – диагностического минимума (Приложение), что позволяет определять состояние изучаемого объекта, тенденции развития и затруднения.

По временной зависимости диагностический минимум в группе учащихся проводился согласно распределению интеллектуальной нагрузки, в середине недели (среда-четверг, 2-3 урок), что позволило использовать максимальный уровень работоспособности учащихся.

Обработка полученной информации об изучаемом объекте осуществлялась по двум схемам: количественная и качественная. Все полученные данные заносились в протоколы, обрабатывались с помощью методов математической статистики. Качественная обработка осуществлялась по отдельным методикам и в их сравнении. Выделялись противоречия, проблемы, которые легли в основу проблемно-ориентированного анализа, выработки педагогического диагноза.

Хранение полученной информации осуществлялось через организацию портфолио (см. приложение 10) и на информационных носителях с помощью базы данных.

Использование информации об изучаемом объекте представлено в тематическом планировании учителя-предметника, организации учебной деятельности учащихся, подготовки к психолого-педагогическим консилиумам, педсоветам, конференциям, круглым столам, родительским собраниям.

Планово-прогностический этап:

Цель этапа – на основе перспективного прогнозирования и текущего планирования определить дальнейшие тенденции и возможности развития ОУУН учащихся в процессе обучения.

Задачи:

1. Выявить уровень актуальности изучаемой проблемы, ее прогнозируемости, реалистичности, целостности и контролируемости.

2. Составить карту-прогноз развития ОУУН учащихся 5-х классов, спланировать процесс обучения ОУУН учащихся, соблюдая предметную преемственность.

3. Разработать программу развития ОУУН учащихся.

 

 

Деятельностно-технологический этап:

Цель – реализовать в школьной практике содержание и технологию деятельности педагога по развитию ОУУН учащихся, на основе разработанной концептуальной модели управления ОУУН учащихся.

Задачи:

 

Деятельностно-технологический этап осуществлялся в 1998-2002 учебных годах. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 15 педагогов-экспериментаторов и 60 учащиеся 5-х классов (5 «а» класс – класс продвинутого уровня обучения (22 учащихся), 5 «б» класс – возрастной нормы (25 учащихся), 5 «д» класс – класс педагогической поддержки (13 учащихся).

Промежуточно-диагностический этап:

Цель – определить промежуточное состояние и тенденцииразвития ОУУН учащихся.

Задачи:

1. На основе диагностики изучить промежуточное состояние развития ОУУН учащихся;

2. Организовать и провести психолого-педагогические консилиумы по выработке совместных рекомендаций учителям-предметникам по развитию ОУУН учащихся.

Итогово-диагностический этап:

Цель - обобщить полученные результаты развития ОУУН учащихся основной школы и обосновать их с помощью методов математической статистики.

Задачи:

Итогово-диагностический этап осуществлялся в 2002-2004 учебных годах. В апробации разработанной технологии развития ОУУН учащихся приняли участие педагоги начальной, основной и старшей школы № 47 КАО г. Омска, а также педагоги школ города и области в рамках Городского методического семинара, и курсов повышения квалификации ФПКиППРО ОмГПУ (гимназия № 43, лицей № 64 г. Омска).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: