Тема 3 Архитектура бизнеса




 

Бизнес и информационные технологии

Проблема управления технологиями

Руководителей компаний волнует такие темы, как технологии, трансформация компаний и связь между этими двумя вещами. При этом очень часто, будучи специалистами в своих предметных областях, эти люди не понимают технологий, а иногда и боятся их. Всё, что они знают, это то, что технологии приводят к серьёзным переменам в бизнесе, и лучше им уделять должное внимание, поскольку всегда есть опасность, что “какая-то технология подкрадётся сзади и ударит по голове” (Коллинз).

 

Бизнес стратегия и IT стратегия

Бизнес-стратегия должна идентифицировать направления развития бизнеса (основной области деятельности) организации и причины движения в данном направлении. Архитектура ИТ должна идентифицировать те информационные системы, которые требуются для поддержки бизнес-стратегии. ИТ-стратегия должна показывать, как эти системы могут быть реализованы в организации и какие технологии нужны для этого. За счет рассмотрения этих факторов можно получить предоставление о том вкладе, который делает каждая прикладная система в бизнес организации.

ИТ-стратегия определяет то, как будут использоваться технологии в организации. В то же время Архитектура ИТ является связующим звеном, которое, с одной стороны, отражает сегодняшние и завтрашние потребности бизнеса, а с другой стороны, обеспечивается реализацией планов, прописанных в ИТ-стратегии.

 


IT-стратегия

Фактически ИТ-стратегия определяет возможные в контексте конкретной организации способы достижения целевого состояния(перехода из текущего исходного состояния) информационных систем в значительной степени определяются соответствующей архитектурой, то понятия архитектуры и ИТ-стратегии оказываются неразрывно связаны между собой.

Почему вопросы разработки ИТ-стратегии и формирования ИТ-архитектуры становятся особенно актуальны именно сейчас? Объяснение может основываться на целой совокупности факторов, основные из которых связаны с:

 

• Происходящими изменениями в самом бизнесе и индустриальном обществе;

• Изменением роли информационных технологий в бизнесе и обществе;

• Изменением корпоративной культуры и стиля управления в бизнесе;

• А также с объективным увеличением ИТ-бюджетов компаний.

 

Цели совершенствования IT-систем на предприятии

 

 

Примеры изменений в бизнесе

• Глобализация бизнеса, связанная с необходимостью объединения различных национальных процессов, данных и персонала;

• Динамика слияний и поглощений, приводящая к объективно необходимой интеграции различных информационных систем, объединению ИТ-служб и, что является наиболее сложным, интеграции различных корпоративных культур. Стоит отметить, что корпоративные поглощения стали уже актуальны в России.

• Появление адаптивного стиля бизнеса-переход от модели, основанной на имеющейся линейке продуктов(т.н. «make-and-sell»), к модели, основанной на гибком реагировании на потребности рынка-(«sense-and-respond»). Этот стиль связан с признанием неизбежности и непредсказуемости изменений во внешней среде. Компании, принявшие такую модель, связывают достижение успеха с осуществлением таких преобразований в бизнес-процессах и организационной структуре, которые могли бы оперативно и адекватно подстраиваться под происходящие изменения;

• Сокращение характерных длительностей бизнес-процессов и виртуализация бизнеса

 

Тенденции в современном бизнесе, влияющие на IT

• Концентрация на основных компетенциях;

• Максимально возможная передача непрофильной деятельности внешним поставщикам услуг(аутсорсинг), а в ряде случаев и аутсорсинг управления проектами;

• Систематическая разработка и реализация инноваций;

• Расширение полномочий нижестоящих менеджеров- иерархическая структура управления как бы <<раздается вширь>>;

• Активность в образовании альянсов, в том числе частичное сотрудничество с конкурентами;

• Максимальное использование опыта и способностей всех сотрудников.

Эволюция роли IT

Цели создания портфеля приложений

Мощным инструментом для описания планов, связанных с использованием ИТ в организации, является Портфель приложений. Он описывает инвестиции в прикладные системы и сервисы(т.е., которые имеются в наличии, планируемые и возможные для будущего рассмотрения) не в терминах того, как они будут реализованы, а в терминах их Роли и Вклада в бизнес.

Каждая ИТ-система помещается в квадрант, который отражает важность системы с точки зрения бизнеса.

Стратегический квадрант содержит те системы, которые являются критическими для реализации будущей бизнес стратегии. Квадрант с высоко потенциальным приложением содержит те из них, которые могут иметь важное значение для достижения успеха в будущем. Квадрант ключевых операционных приложений содержит системы, на которые организация опирается сегодня в достижении своих результатов. Обеспечивающие приложения -это те системы, которые важны, но не являются критическими для успеха


Разработка портфеля приложений для бизнеса

Понимание вклада ИТ в основной бизнес (бизнес-менеджеры)

Бизнес-стратегия (почему?)
Архитектура ИТ (что?)
ИТ-стратегия (как?)
Стратегические
Высоко-потенциальные
Ключевые операционные
Обеспечивающее
Понимание вклада ИТ в основной бизнес (бизнес-менеджеры)
Принятие эффективных решений (ИТ-менеджеры)  

 

 


 

Инвестиции в IT-системы

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫСОКО ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ
Инвестиции в приложения и системы, которые критически важны для будущей бизнес-стратегии Инвестиции в приложения и системы, которые могут быть важны для достижения успеха в будущем
Инвестиции в приложения и системы, от которых в настоящее время зависит успех организации Инвестиции в приложения и системы, которые важны, но не являются критическими для успеха
КЛЮЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

 

Источники преимуществ для различных типов приложений

Стратегические •Изменение бизнеса и инновации •Процесс реструктизации и бизнеса Высокопотенциальные •Создание возможностей для изменения бизнеса  
•Эффективность бизнеса •Рационализация процессов и интеграция Ключевые операционные •Эффектность бизнеса •Исключение лишних процессов и уменьшение затрат Обеспечивающие

 


Пример матрицы портфеля проектов

Стратегические
Высоко потенциальное
Ключевые операционные
Обеспечивающие
Ситуационная комната для руководства
GRM
Программы удержания клиентов
Хранилища данных
Дистрибуция
Управление складом
Управление финансами
Системы различных отделов (Мебель/Продукт/Ресторан)
Терминалы продавцов
Обработка жалоб клиентов
Центр обслуживания (Call Center)
Прямые почтовые рассылки
Продажи
Управление заданиями
Управление доставкой
Цифровое ТВ
Internet/ Управление контентом

 

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: