Школа «внешней среды» в теории организаций. Основные элементы отношений организации с внешней средой.




В процессе своей жизнедеятельности любая организация взаимодействует со многими другими организациями. Одни получают сырье, энергию, информацию, другие – ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы. Таким образом, как самостоятельная единица общественной системы организация имеет определенный набор связей с внешней средой.

К внешней среде относятся все люди и организации, с которыми рас- сматриваемая организация осуществляет взаимодействие в процессе своей дея- тельности. Сюда следует так же отнести факторы общественной жизни и явления природы, оказывающие влияние на функционирование организации. В число объектов и субъектов внешней среды организации входят банки, инвестиционные органы, учреждения власти, службы занятости, учебные заведения, об- щественные и политические организации, поставщики, партнеры, конкуренты, потребители, клиенты и т. д.

Рисунок – Промышленная организация как открытая система

Существенное влияние на деятельность организаций оказывают факторы и явления внешней среды, к которым относятся:

– политические факторы, предопределяющие стабильность политической обстановки в стране;

– международные факторы, определяющие поведение организаций на мировом рынке;

– социально-экономические факторы, характеризующие структуру экономики страны и уровень развития отдельных секторов рынка;

– правовые факторы, отражающие законодательную систему взаимодействия организаций;

– научно-технические факторы, влияющие на использование новых технологий в управлении и производстве товаров;

– природные факторы, вызывающие колебания спроса на различные виды товаров и услуг;

– культурные факторы;


– форс-мажорные обстоятельства.

В конкурентной борьбе при рыночных отношениях происходит естественный отбор организаций. Выживает та, которая удовлетворяет потребностям общественного развития. Потому при создании организации выбор целей и социальной миссии является самым ответственным моментом в стремлении к выживанию. Кроме того, на обеспечение существования организации и дальнейшего ее развития оказывают факторы внутренней и внешней среды, представляющие угрозу ее жизнедеятельности. Эти факторы разбиты на две группы: позитивные и негативные.

Позитивные факторы – ресурсы, повышающие возможности организации в борьбе за выживание. Организация способна к выживанию и устойчивому развитию только в том случае, если энергетический потенциал позитивных факторов превышает соответствующий показатель негативных факторов.

Факторы внешней среды. К ним относятся:

– международные факторы; – экономические факторы; – рыночные факторы;
– технологические факторы; – социальные факторы;

– политические факторы.

Основные факторы внешней среды сгруппированы в таблице 2.

Международные факторы. К ним относятся взаимоотношения между государствами, соглашения по тарифам и торговле между странами, законодательные основы различных стран. Деловые организации, которые стремятся выйти на международный рынок, должны отслеживать политику других стран, предусматривающую меры по защите или расширению национального рынка.

Политические факторы. Это государственный строй, законодательная и нормативная деятельность федерального правительства и органов местной власти, уровень правового регулирования экономической деятельности, состояние кредитной политики, протекционизм в таможенной политике.

Экономические факторы. Темпы инфляции (дефляции), налоговые ставки, способность управления финансами на государственном уровне, условия предоставления кредитов, уровень цен, платежеспособность населения и предприятий, уровень безработицы в стране.

Рыночные факторы. Спрос и предложение, демографическая ситуация, уровень конкуренции, емкость рынка, защищенность организации в рамках выбранного сегмента рынка.

Технологические факторы. Наличие нововведений, использование новейших достижений передовых стран мира, технические новации, современные информационные технологии (Интернет), новые технологии управления организациями, финансовыми потоками, использование автоматизированного сбора, обработки и передачи информации.

Социальные факторы. Обостренные национальные чувства (покупать только отечественные товары, не покупать товары у лиц определенных национальностей), неоднозначное отношение к предпринимательству, изменение общественных ценностей, развитие движения в защиту потребителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: