Типологии и классификация методических приемов




 

Во второй главе нашего исследования мы показали, что невозможно построить единую классификацию методов обучения, соблюдая все правила деления. Возникает иллюзия, что, выделив предельное число оснований, можно построить несколько классификаций, и таким образом исчерпать данную проблему. В принципе, наверное – можно, но в этом случае классификации останутся «игрой разума», которая не будет иметь практического применения в виду неимоверной сложности процедур деления неразделимого и совмещения трудно совместимого. Но можно и нужно каким-то образом структурировать методические приемы для того, чтобы ими осознанно пользоваться при осуществлении образовательного процесса и при обучении будущих учителей.

Сообразно логике предлагаемой нами концепции, таких группировок должно быть три: одна – для приемов, относящихся к объективной стороне метода обучения и две – для приемов, принадлежащих его субъективной стороне.

Типология методических приемов на основании их принадлежности определенным элементам структуры

Поскольку метод обучения есть орудие труда учителя, а его цель – передать ученику социальный опыт в соответствии с образовательным стандартом, то основанием для структурирования методических приемов, относящихся к субъективной стороне метода обучения, могут стать задачи, которые необходимо решить педагогу для достижения этой цели:

· организовать учебный процесс;

· создать условия для эффективного усвоения информации.

В соответствии с первой задачей основанием для деления множества методических приемов являются этапы организации учебной деятельности:

· организация взаимодействия;

· актуализация имеющегося у ученика опыта в соответствии с дидактической целью урока;

· организация принятия цели обучучения;

· сообщение нового материала;

· организация усвоения нового материала и его закрепления;

· контроль усвоения;

· сообщение домашнего задания.

Но в этом случае классификацию построить нельзя, так как есть методические приемы, которые принадлежат сразу к нескольким группам. Это «приемы стимуляции и поддержания мотивации учения», «приемы активизации учебной деятельности», «приемы стимуляции и поддержания мотивации учебной деятельности», специфичные для естественнонаучного профиля «приемы организации подведения итогов систематических наблюдений в природе» и характерные для обучения в начальной школе «физкультминутки». В результате деления методических приемов по основанию «принадлежность этапу организации учебной деятельности» можно получить не классификацию, а типологию методических приемов, так только в этом случае допустимо существование объектов, относимых одновременно к нескольким типам.

Соответственно, выделяются следующие типы методических приемов, которые относятся к организации процесса обучения (приемы, обнаруженные нами в дидактической и методической литературе, сгруппированы и представлены в приложении 3, таблица 3.1):

Ø «организация взаимодействия»;

Ø «актуализация имеющегося у ученика опыта в соответствии с дидактической целью урока»;

Ø «организация принятия цели урока»;

Ø «сообщение нового материала»;

Ø «организация усвоения нового материала»;

Ø «организация закрепления изученного»;

Ø «контроль усвоения»;

Ø «сообщение домашнего задания»;

Ø «стимуляция и поддержание мотивации учения»;

Ø «активизация учебной деятельности»;

Ø «подведение итогов систематических наблюдений в природе»;

Ø «физкультминутки».

В типах выделяются роды в зависимости от конкретного содержания этапа, деление рода на виды осуществляется на основании особенностей конкретного «наполнения» содержания, чаще предметного. Например, род – актуализация знаний, виды – актуализация опорных понятий, актуализация чувственного опыта или актуализация материала, изученного на предыдущем уроке; род – обобщение и систематизация учебного материала, виды – организация заполнения под руководством учителя таблицы «Характеристика частей речи», организация создания самим учеником таблицы «Характеристика живого объекта» или организация создания схемы какого-либо химического процесса.

В таблице 3.1. сначала приведены методические приемы, преимущественно принадлежащие одному этапу (первые восемь типов), затем размещены приемы, которые могут использоваться на всех этапах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: