М/Н политический процесс




Понятия м/н пол-й процесс равно как и понятие м/н отношения собирательные. Они обозначают совокупность действий и взаимоотношений гос-в, различного рода м/н организаций негосуд-го хар-ра по реализации групповых или общих интересов и целей. Говоря о м/н политике мы имеем ввиду целенаправленные действия в интересах совершающих их субъектов. Для данного гос-ва это будет внешняя политика. Понятие м/н пол-й процесс акцентирует внимание на механизме взаимодействий и воплощается в конкретных изменениях международной политсферы. Но это весьма условное разделение понятий. В пол-й практике и публицистике зачастую это слова синонимы. М/н политика включает м/н политический процесс, а политический процесс ничто иное, как воплощение и выражение м/н политики.

В совр. политологической литературе нет единого подхода в определение основных субъектов м/н процесса. Встречается подход, согласно которому выделяются социальные и институциональные субъекты. Социальные: народы, нации, классы, другие соц-е субъекты (элиты, лидеры, личности). Институциональные субъекты- государства и их институты.

В принципе не отвергая этот подход, другие исследователи предлагают выделять 3 уровня субъектов:

1. государства - отдельные гос-ва или группа гос-в, проявляющие активность в м/н пол-й жизни. В настоящее время насчитывается более 200-х сот гос-в (230). По размерам территории, численности населения они делятся на крупные (Россия, Китай, США, Япония), средние (Англия,Франция, Турция и др.) и малые (Албания, Греция, Сингапур). По уровню социально-экономического развития выделяют индустриально-развитые, среднеразвитые, слаборазвитые. По наличию ядерного оружия страны подразделяют на ядерные (США, Россия, Китай, Англия, Франция), околоядерные (Пакистан, Украина, Израиль и др) и неядерные. Ясно, что наиболее влиятельными являются крупные страны с развитым экономическим и военным потенциалом.

2. Другим крупнейшим субъектом мировой политики являются межгосударственные объединения: пол-е, военно-политические, политико-экономические и др. союзы, блоки. В основе их создания, как правило, лежат совпадающие интересы, стремление использовать общие усилия для достижения каких то целей. Между участниками таких объединений складываются особые отношения, в какой-то степени сглаживаются противоречия, укрепляется взаимодействия в важнейших сферах. Не редко из таких отношений развиваются мощные интеграционные процессы (например, в западной Европе). На протяжении 50-80-х г.г. ХХ века наиболее влиятельными гос-ми объединениями являлись блок НАТО - Северо-Антлантический союз и Организация Варшавского Договора, которые включали стран различных ориентаций - капиталистической и социалистической. Противоборство этих двух объединений во многом определяло хар-р всей мировой политики. В нач. 90-х г. блок ОВД самоликвидировался. Важную роль в мировой политике играют такие региональные объединения как Лига арабских гос-в, Организация Африканского Единства и др. Важную роль играют м/н экономические объединения - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Организация стран экспортеров нефти и др.

3. третьим крупнейшим субъектом являются м/н политические организации правительственные и неправительственные организации (научные, спортивные, экологические и другие объединения). Наиболее универсальной и значимой является ООН, созданная в 1945 г. странами победительницами. Существенную роль играют комитеты по вопросам разоружения в Женеве и Нью-Йорке, Комитет по правам человека в Женеве и др.

Двигателем м/н пол-го процесса являются госуд-ые интересы. Основные гос-е интересы, обращенные во вне зафиксированы в уставе ООН: неприкосновенность суверенитета, обеспечение безопасного существования стран, невмешательство во внутренние дела, рост благосостояния граждан, гарантированность их прав и свобод. В наст время, когда чрезвычайно возросла взаимозависимость всех народов, требуется эффективное сочетание национальных интересов с общечеловеческими задачами, с перспективой сохранения человечества.

М/н политика должна строится на двух принципах: защита национальных интересов и уважение интересов других гос-в. Это сложное, но необходимое содержание. Интересы осмысливаются правящей элитой, поэтому неизбежна субъективная интерпретация. Субъективный фон интерпретации гос-х интересов во многом зависит от пол-х и идеологических ориентаций правящих кругов страны.

Именно интересы детерминируют М/н отношения. М/н отношения - это совокупность связей между субъектами по поводу интересов и способов их защиты и реализации. Это совокупность пол-х, эконом-х, дипломатических, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между государствами, объединениями гос-в.

Отношения между субъектами м/н процесса регулируются М/н правом - системой юридических норм, создаваемых в соответствии с волей гос-в. Основным правовым документом является устав ООН. Кроме того, источником м/н права служат м/н конвенции, общие принципы права, признанные цивилизационными гос-ми. По отношению к государствам не выполняющим нормы м/права могут применяться санкции, т.е. согласованные сообществом меры по коллективному принуждению нарушителей. Институты м/н власти - правительственные и неправительственные объединения, общественно-политические организации способны по своему м/н статусу принимать обязательные для всех членов решения. (Совет Безопасности ООН, постановления сессий Ассамблеи ООН).

Содержание м/н процесса определяется в первую очередь доминирующими в данный исторический период субъектами м/н отношений, тем каковы их приоритетные интересы. Человеческое общество развивается не равномерно.

Европейские страны вырвались на передовые рубежи в 19 веке и 19 век проходил под знаком Евроцентризма. ХХ век - на авансцену выходят США. Намечается двухполярная система (биполярная система). После великой окт.революции наметилось идеологическое противостояние двух типов пол-х систем - либерально-демократической и социалистической, которое вылилось в длительную холодную войну. Окончание холодной войны и развал СССР изменил м/н ситуацию: произошел обвал одного центра. Оптимисты заговорили о многополярной системе. Пессимисты заговорили об однополярности с явной гегемонией США (хотя перспективы многополярности есть - большой потенциал у Японии, Китая, но это лишь в перспективе).

Каким бы не было м/н пол-е пространство (однополярным или многополярным), одной из закономерной тенденций мирового пол-го процесса является его конфликтность. Социально-экономическое и пол-е развитие современного мира остается крайне неравномерным, уровень жизни народов имеет колоссальные различия, отдельные гос-ва имеют территориальные, финансовые и другие претензии друг к другу. Все это почва для м/н конфликтов. Характер этих конфликтов различен. По данным ООН в 1993 г. причиной 19 крупных вооруженных конфликтов были территориальные споры, столкновения по поводу границ; возрастает число конфликтов, связанных со стремлением тех или иных общностей получить независимость и автономию; большое количество конфликтов возникает на почве этнического различия.

Амер. социолог Хантингтон выдвинул гипотезу о цивилизационном расколе мирового сообщества в будущем и столкновении между западной и другими цивилизациями. Он считал, что основным источником конфликтов станет не идеология, не экономика, а культура "наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежавшими к разным цивилизациям.» Контроль за развитием м/н конфликтов предполагает конструктивное сотрудничество государств-посредников, международных организаций на основе принципов и норм м/н права. Решающая роль в этой сфере принадлежит ООН (хотя сегодня её статус значительно пошатнулся).

Участие в мировом пол-м процессе, уровень активности любого субъекта зависит от дееспособности политической системы, от уровня экономического развития. Т.е. внутриполитический процесс и международный политический процесс тесно взаимосвязаны. Россия сможет играть значимую роль в м/н пол процессе, если сумеет преодолеть сегодняшний кризис и встанет на путь устойчивого и эффективного развития. Успехи или неудачи во внутреннем фронте будут определять положение России в мире в целом.

Вступление человечества в эпоху индустриального общества, а затем и переход развитых стран в постиндустриальную стадию привели к развитию всесторонних взаимных связей м гос-ми, к их взаимозависимости. Интересы одних гос-в все больше переплетаются с интересами других, на базе чего формируются общие интересы. Глобализация политических отношений опирается на глобализацию прежде всего экономики. Ограничителем глобализации и связанной с ней интеграции различных стран должно служить международное признанное право каждого народа, нации на самоопределение, на самостоятельность.

Под ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ ПОНИМАЮТ УСТРАНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В Международном сотрудничестве, объединение финансовых рынков, циркулирование информации, стирание границ между цивилизациями, объединение перед глобальными проблемами.

Процессы глобализации по–разному оцениваются в научном сообществе. Можно выделить три основные позиции:

1. Оптимистическая позиция. Глобализация создает материальные предпосылки для постепенного сближения народов, выравнивания уровня их экономического и социального развития, укрепление демократии. Разум и интересы выживания помогут преодолеть разногласия между народами. (основной «распространитель демократии» - США).

2.Реалистическая позиция. Человечество еще не выработало иммунитета против насилия и войн, а они становятся все более разрушительными. Мощь человеческого разума может быть направлена не на созидание, а на разрушение. Не гарантии, что действия глобалистов могут служить интересам всего человечества. Стремление навязать свои ценности, правила одного гос-ва другому приводит к конфликтам, росту терроризма.

3. Пессимистическая. Глобализация - это инструмент скрытой эксплуатации, создание условий, позволяющих одним странам, и прежде всего США, получать различного рода выгоды за счет других. Неравенство будет продолжать расти, расти будет и международная конфликтность. Мировая власть США становится авторитарной и даже тоталитарной. Устраняют с политической арены неугодных правителей, воздействуют с помощью финансирования, кредитов на внутренние дела гос-в.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: