Выбор стиля публичного выступления.




РЕЧЕВАЯ СТОРОНА ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Одна и та же мысль в языке выражается множеством способов, из которых может быть выбран наиболее эффективный в конкретной речевой ситуации. Кроме логического и психологического аспектов, понятие эффективности передачи информации имеет и чисто лингвистический. Оно связано с выбором стиля и жанра речи и с при­менением приемов выразительности, усиливающих восприятие тек­ста. Долгое время приемы выразительности изучались применитель­но к художественному тексту, а с чисто риторической точки зрения тропы и фигуры мало изучены.

Выбор стиля публичного выступления.

Тот, кто предлагает вниманию слушателей сообщение, имеет перед собой не только зада­чу предоставить в их распоряжение определенный материал (инвен­ция) и не только задачу распределить этот материал так, чтобы им было удобно воспользоваться (диспозиция), но и задачу «подать» материал определенным образом, «определенным слогом». За слог и отвечает раздел риторики элокуция.

Исторически оформление элокуции в качестве основной области риторики объяснялось прежде всего политическими причинами: после падения римской республики (31 г. до н. э.), где красноречие чуть ли не конституционно вменялось в обязанность граждан, оно отошло в распоряжение школьных учителей, именно школьные учителя стали «руководить» риторикой. Проводя занятия по декламации, они наме­ренно предлагали ученикам так называемый отвлеченный (часто ро­мантический) материал, направляя их внимание исключительно на ри­торические фигуры, которые подлежали каталогизации и заучиванию. Однако в задачи знатока в области элокуции входил не только отбор нужных ему фигур, но и организация их в некое целое, в составе кото­рого фигуры гармонично расположены относительно друг друга.

В лекции содержатся сведения о тех речевых средствах, кото­рые эффективнее всего приводят к нужной говорящему цели. Характер высказывания зависит от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации. В зависимости от особенностей речевой ситуации вы­бирается для выступления определенный функциональный стиль речи.

Функциональные стили речи - это устойчивые разновидности ре­чи для каждой сферы общения с учетом речевой ситуации.

Функциональные стили различаются между собой внутриязыко­выми признаками: принципами отбора, сочетания и организации средств общенационального языка. Выделяют 5 функциональных стилей: официально-деловой, научный, публицистический, художес­твенный и разговорный.

Л. М. Пешковский, ученый-языковед, отмечал, что оратор дол­жен говорить литературно, то есть в полном согласии с законами письменной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и психологии слушателей. Данный вид собственно литературной ре­чи - вид, который Пешковский называл «подделкой письменной речи под устную ». Эта стилистическая черта современной публичной речи называется разговорностью и предполагает простоту в сочетании с безупречностью литературно-произносительных навыков. В публич­ном выступлении органично сливаются книжная и разговорная речь. Они дополняют друг друга, создавая своеобразный ораторский стиль.

Основные стилистические признаки или качества публичной речи, определяющие ее доходчивость и эф­фективность. К ним относятся:

• правильность (соблюдение литературных норм);

• ясность и простота;

• краткость;

• богатство и эмоциональность.

Ясность - прежде всего доступность материала для слушателей. Ясность достигается четкой композицией, убедительностью аргумен­тов, простотой и эмоциональностью языка.

Простота - это умение говорить доступно о сложных и серьезных вещах, посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее, добиться того, чтобы люди не могли не понять тебя.

Краткость (еще Цицерон утверждал, что «величайшее достоин­ство оратора - не только сказать, что нужно, но и не сказать того, что не нужно». Марк Твен рассказывал, что однажды ему так понрави­лась речь миссионера-проповедника, что он решил пожертвовать ему доллар. Проповедь длилась уже час, и Марк Твен понизил свое подая­ние на половину доллара. Проповедь продлилась еще полчаса, и он решил, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа закон­чил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяния, чтобы компен­сировать потерю своего времени.

Богатство и эмоциональность. А. Ф. Кони писал: «Нужно знать свой родной язык и уметь им пользоваться». Богатство речи определяется прежде всего активным и пассивным словарным и фразеоло­гическим запасом человека, а также стилистической гибкостью при пользовании этим запасом. Но подсчетам филологов, активный запас современного культурного человека составляет 3-4 тысячи единиц, а пассивный около 15 тысяч слов и фразеологизмов. Чем шире актив­ный запас оратора, тем легче он «находит» слова. Один из многих показателей богатства и стилистической гибкости речи - умение поль­зоваться синонимическими ресурсами языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: