РЕЧЕВАЯ СТОРОНА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Одна и та же мысль в языке выражается множеством способов, из которых может быть выбран наиболее эффективный в конкретной речевой ситуации. Кроме логического и психологического аспектов, понятие эффективности передачи информации имеет и чисто лингвистический. Оно связано с выбором стиля и жанра речи и с применением приемов выразительности, усиливающих восприятие текста. Долгое время приемы выразительности изучались применительно к художественному тексту, а с чисто риторической точки зрения тропы и фигуры мало изучены.
Выбор стиля публичного выступления.
Тот, кто предлагает вниманию слушателей сообщение, имеет перед собой не только задачу предоставить в их распоряжение определенный материал (инвенция) и не только задачу распределить этот материал так, чтобы им было удобно воспользоваться (диспозиция), но и задачу «подать» материал определенным образом, «определенным слогом». За слог и отвечает раздел риторики элокуция.
Исторически оформление элокуции в качестве основной области риторики объяснялось прежде всего политическими причинами: после падения римской республики (31 г. до н. э.), где красноречие чуть ли не конституционно вменялось в обязанность граждан, оно отошло в распоряжение школьных учителей, именно школьные учителя стали «руководить» риторикой. Проводя занятия по декламации, они намеренно предлагали ученикам так называемый отвлеченный (часто романтический) материал, направляя их внимание исключительно на риторические фигуры, которые подлежали каталогизации и заучиванию. Однако в задачи знатока в области элокуции входил не только отбор нужных ему фигур, но и организация их в некое целое, в составе которого фигуры гармонично расположены относительно друг друга.
В лекции содержатся сведения о тех речевых средствах, которые эффективнее всего приводят к нужной говорящему цели. Характер высказывания зависит от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации. В зависимости от особенностей речевой ситуации выбирается для выступления определенный функциональный стиль речи.
Функциональные стили речи - это устойчивые разновидности речи для каждой сферы общения с учетом речевой ситуации.
Функциональные стили различаются между собой внутриязыковыми признаками: принципами отбора, сочетания и организации средств общенационального языка. Выделяют 5 функциональных стилей: официально-деловой, научный, публицистический, художественный и разговорный.
Л. М. Пешковский, ученый-языковед, отмечал, что оратор должен говорить литературно, то есть в полном согласии с законами письменной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и психологии слушателей. Данный вид собственно литературной речи - вид, который Пешковский называл «подделкой письменной речи под устную ». Эта стилистическая черта современной публичной речи называется разговорностью и предполагает простоту в сочетании с безупречностью литературно-произносительных навыков. В публичном выступлении органично сливаются книжная и разговорная речь. Они дополняют друг друга, создавая своеобразный ораторский стиль.
Основные стилистические признаки или качества публичной речи, определяющие ее доходчивость и эффективность. К ним относятся:
• правильность (соблюдение литературных норм);
• ясность и простота;
• краткость;
• богатство и эмоциональность.
Ясность - прежде всего доступность материала для слушателей. Ясность достигается четкой композицией, убедительностью аргументов, простотой и эмоциональностью языка.
Простота - это умение говорить доступно о сложных и серьезных вещах, посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее, добиться того, чтобы люди не могли не понять тебя.
Краткость (еще Цицерон утверждал, что «величайшее достоинство оратора - не только сказать, что нужно, но и не сказать того, что не нужно». Марк Твен рассказывал, что однажды ему так понравилась речь миссионера-проповедника, что он решил пожертвовать ему доллар. Проповедь длилась уже час, и Марк Твен понизил свое подаяние на половину доллара. Проповедь продлилась еще полчаса, и он решил, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа закончил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяния, чтобы компенсировать потерю своего времени.
Богатство и эмоциональность. А. Ф. Кони писал: «Нужно знать свой родной язык и уметь им пользоваться». Богатство речи определяется прежде всего активным и пассивным словарным и фразеологическим запасом человека, а также стилистической гибкостью при пользовании этим запасом. Но подсчетам филологов, активный запас современного культурного человека составляет 3-4 тысячи единиц, а пассивный около 15 тысяч слов и фразеологизмов. Чем шире активный запас оратора, тем легче он «находит» слова. Один из многих показателей богатства и стилистической гибкости речи - умение пользоваться синонимическими ресурсами языка.