Савроматская культура. Наконечники копий 2 глава




Опять же Геродот сообщил нам о том, что савроматы, обитавшие за рекой Танаис (Дон), говорят «по скифски, но исстари неправильно». Он связывает такой «казус» с женщинами-воительницами — амазонками, когда-то переселившимися сюда вместе со скифскими юношами, да так и не выучивших хорошо скифский язык.

Об амазонках греки слышали давно. Эти женщины вели активную боевую жизнь. Девушка не имела права выходить замуж до тех пор, пока не убивала противника из чужого племени. Поэтому, пишут греки, некоторые из них так и старились безбрачными, т.к. им не удавалось выполнить это жёсткое условие.

Только раз в год амазонки возвращались в свои кочевья, где всё их хозяйство вели мужчины. Какое-то время они жили вместе, с весной же уходили в далекие боевые походы, если не были отягощены ребенком. Согласно легенде, если у амазонки рождался мальчик, то его либо убивали, либо оставляли на воспитание мужчин. Ну, а девочек с детства готовили к военным делам. У них даже выжигали правую грудь, чтобы она не связывала движение этой руки. Такая операция, якобы, давала амазонкам возможность хорошо пользоваться луком, далеко оттягивая его тетиву со стрелой, отчаянно рубиться мечом, далеко метать копья и дротики. Подросшая девушка в свое время тоже уходила со своими подругами в степь, в разбойные походы.

Побывав в Причерноморских греческих городах-полисах, Геродот, как уже говорилось, собрал достаточно много сведений о местных племенах. Записал он один интересный рассказ о происхождении савроматского народа.

Группа амазонок, после битвы с греками в Восточной Анатолии, попала к ним в плен. Греки разместили женщин на нескольких кораблях и, поставив паруса, направились курсом по Понту Эвксинскому (Черному морю) к родным берегам. Ночью

женщинам удалось развязать верёвки на руках и ногах и тихо выбраться на палубу корабля. Они быстро перебили всю спящую команду, трупы сбросили в море. Дикая радость от получения свободы сменилась жутким отчаянием. Ведь они не могли управлять парусами, они не знали в каком направлении плыть. И тогда амазонки обратились к своим богам о помощи, отдав свою судьбу в их руки. Неожиданно ветер сменил направление, надул паруса, корабли развернулись и понеслись по водной глади.

Через несколько дней корабли пристали к незнакомому берегу. Это, как сейчас считают, были Кремны - местечко у выхода Меотийского озера (Азовское море). Амазонки высадились на берег, захватили лошадей у царских скифов и стали вести разбойную, привычную для них, жизнь. Попытки скифов защитить свое добро, свои угодья от неизвестных смелых воинов, не дали результатов. Тогда им пришлось собрать крупные отряды, которые сумели с трудом одолеть нападающих, а часть из них отогнать в степь. Именно тогда скифы увидели, снимая доспехи с убитых воинов, что воевали с женщинами, с амазонками, слухи о которых давно дошли и до них.

Скифы прекращают боевые действия против амазонок. Старики посоветовали молодым воинам познакомиться с девушками. Они «решили так потому, что желали иметь детей от амазонок» (Геродот). Тогда юноши, по совету стариков, расположились на возвышении так, что весь лагерь амазонок хорошо просматривался. Как только они видели вдалеке одинокую фигурку девушки, к ней без оружия направлялся молодой человек, которого она, естественно, не отвергала. Так прошло объединение двух лагерей.

Скифы-юноши предложили амазонкам перебраться на становище и жить с ними среди скифских семей. Но женщины отказались, потому что «обычаи у нас не такие...мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях..., к женской работе мы не привычны» (Геродот). Женщины предложили юношам взять долю своего наследства и уйти за Танаис (Дон). Так в степях Волго-Донского междуречья и в Заволжье стали жить потомки от брака амазонок и скифов: савроматы.

по

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Савроматская культура

 

Древние авторы и современные археологи отмечали удивительное совпадение многих обрядов, элементов культуры скифов и савроматов. Савроматские племена, оказавшись в нашем регионе, конечно, встретились с местными племенами — населением финальной бронзы и с потомками киммерийцев когда-то оказавшимися в Доно-Волжских степях. Но это были лишь небольшие этнические островки среди той массы кочевников эпохи раннего железного века, которые мигрировали сюда в начале VI в. до н.э. Пришельцы быстро освоили местные угодья и природные ресурсы доступные им.

Савроматские кочевники принесли в наши края, так называемую, «скифскую триаду»: совершенную конскую упряжь и оружие и, так называемый, «звериный стиль», то есть такие инновации в быту, в духовной и культурной жизни, истоки которых находились далеко за пределами Волго-Донского региона и которые были характерны только для савроматского населения.

Жёсткого седла и стремян еще не изобрели. Поэтому только придуманная тогда система упряжи давала возможность воину-савромату умело управлять скаковой лошадью. Узда состояла из псалий — металлических или костяных стержней, которые с помощью колец и ремней крепилась на голове лошади с поводом и с удилами (грызлом). Перегон огромных табунов лошадей и отар мелкого рогатого скота на летники или зимники был весьма труден. Здесь была опасность не только от степных хищников или привычных потерь скота при переправе через реки. Иногда соседи были не против того, чтобы отбить скот у пастухов и перегнать животных на свою территорию. Тогда пастух моментально превращался в воина: оружие всегда было при нем.

Оружие савроматов довольно разнообразно. Это, в первую очередь, массивные наконечники копий. Так, у пос. Жутово Октябрьского района в раскопках Шилова В.П. было обнаружено савроматское погребение, где рядом с воином положили копьё. Древко сгнило, но наконечник и вток с противоположной стороны лежали на своих местах. Вток — это железная оббивка тупого конца древка для того, чтобы при сильном ударе оно не расщеплялось. Ведь им можно было даже сбросить противника

с лошади и оглушённого взять в плен для продаж;! через скифов всё тем же грекам. Расстояние между ними было более 3 м. Так что мы теперь знаем длину савроматского копья.

Археологи предположили, что копья могут принадлежать знатным савроматам-всадникам, поскольку, их всегда находят только в крупных глубоких погребальных камерах с хорошим набором сопровождающих вещей. Наиболее ранние типы наконечников копий относятся к VI в до н.э.

Но самым широко применяемым оружием нападения и защиты были лук и стрелы, обладающие большой убойной силой. Ранние наконечники стрел савроматов были бронзовые двухлопастные втульчатые. То есть, остро заточенное древко, длиной 60-80 см, вбивалось до упора во втулку. Причем, в нижней части лопасти наконечника находилось небольшое «жальце», искривленное острие. Древко можно было выдернуть из раны, но наконечник, который перед боем могли опустить в горшочек с ядом, всегда оставался в теле. Позднее появились бронзовые трехгранные наконечники с внутренней втулкой. Для оперения стрел использовали жесткие перья крупных хищных птиц — беркута, степного орла, белоголового сипа.

Свои луки савроматы делали из упругих сортов дерева (берёза, ясень, иногда тополь). Для тетивы они использовали сухожилия животных. Для предохранения ладони от удара тетивы, на неё надевали кожаную перчатку, либо нашивали на рукав боевой одежды кожаную полосу. Считают*, что длина савроматского лука была около 80 см.

Колчаны, изготовленные из бересты и дерева, покрытые кожей, воины носили на боку, на ремне, который перебрасывался через плечо, либо — за спиной. Имели длину 60—70 см. Но боевые колчаны, до предела набитые стрелами (примерно, 100—150 штук) крепились перед боем по бокам лошади на особые крюки из железа или бронзы. Впрочем, легкие колчаны носились на таком же крюке и на поясном ремне. К колчану или к ремню могли подвесить мелкие украшения: бронзовые колокольчики, ворворки (колпачки в виде наперстка для удержания пушистой кисти из цветной шерсти или тонких веревочек), амулеты из

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Совромотская культура

 

клыков кабана. На ремни портупеи или одежду норой пришивали тонкие золотые, серебряные или бронзовые бляшки. Они иногда исполнены в «зверином стиле», то есть, с изображениями мифических зверей, либо известных степнякам животных.

Обычной находкой в погребениях воинов-кочевников являются мечи. Они, как правило, в деревянных ножнах, сверху обтянутых тонкой кожей. Самые ранние мечи имеют навершие на рукояти в виде бруска. Савромат подвешивал к поясу короткий меч (типа скифского «акинака»), длина которого была 30—45 см. Кстати, встречены мечи с клинками до метра и более длиной. Им удобно было «доставать» противника в конном бою. К мечу также могли подвесить амулеты, ворворки, мелкие подвески-украшения из бронзы или кости.

Система защиты от оружия противника была похожа на скифскую. Те же кожаные рубахи с нашитыми пластинами из кожи вепря или быка. Голову воин предохранял кожаным колпаком или шапкой, сшитыми из плотной кожи. Богатые савро-маты могли надевать перед боем чешуйчатые панцири, а на голову — металлический шлем, с боку которого крепились кожаные нащёчники. Щиты, как полагают, были округлой или подква-дратной формы. Их изготавливали из прочных деревянных пластин, которые сверху обтягивались кожей. Края щита оббивали тонкой полоской кожи бронзовой или золотой лентой. В центре щита приклёпывали полусферический металлический выступ - умбон. Он принимал на себя удар копья или меча, не давая клинку соскользнуть вниз и ранить тело воина.

Предметы, связанные с охотой или с военными действиями, либо с ритуальными обрядами, мастер по заказу знатных савро-матов мог покрыть металлическими, роговыми пластинами с изображениями различных животных: хищников (волк, медведь, орел) или травоядных (олень, кабан, баран, сайгак, верблюд, лошадь). Ученые полагают, что эти животные могли быть тотемами племён или несли сакральную нагрузку.

Важно отметить, что мастер старался подчеркнуть в рисунке животного качества, важные для кочевника или воина: зоркость, смелость, силу, готовность к борьбе. Это достигалось через де-

тальное изображение как отдельных органов животных — когтей, мощных изогнутых рогов, оскаленной пасти, так и самих поз животных, готовых к нападению или отчаянной борьбе. Исполнялось это путем отливки бронзового предмета или художественной резьбой по кости, рогу, а также по дереву. Иногда в погребениях встречаются украшения сбруи или портупеи изготовленные из кабаньих клыков. Пластины хорошо отполированы. Благодаря великолепному искусству резьбы видны оскаленные пасти хищников, с рельефно выступающими огромными острыми клыками.

Конечно, все эти изображения на предметах имели глубокий культовый или магический смысл. Они оберегали владельца от злых духов, болезней, смерти в бою, давали человеку качества, присущие изображаемому животному. Такие предметы встречаются обычно в элитных могилах, чем подчеркивают высокий статус умершего савромата в жизни племени.

Погребения савроматов в ранний период их появления в степях у Волги и Дона устраивали в курганах более ранних эпох. Но, судя по находкам, они относились к простым общинникам. Поэтому, материал таких скромных погребений не давал полной информации о савроматском населении.

Да и особенно богатых савроматских погребений, насыщенных вещами, как у скифов, в наших степях не встречено. Возможно, во многих случаях погребальные камеры ограблены в прошлом. И о значимости погребённого, пгядя на «остатки былой роскоши» на дне огромной ямы, можно только предполагать: здесь был когда-то похоронен видный савроматский «деятель». Но однажды экспедиции Шилова В.П. необычайно повезло. Он открыл первое в истории археологии не ограбленное савромат-ское погребение знатного воина. Курган находился в Чернояр-ском районе Астраханской области. Местные жители издавна называли его «Сазонкин бугор».

Наверное, грабители, раскапывая этот курган, были чрезвычайно обескуражены, когда на большой глубине под центром насыпи обнаружили детское сарматское захоронение со скромным могильным инвентарем. Оно было впущено в древний кур-

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Савро/иатская культура

 

ган много позднее. Глубже они не стали копать, вероятно, подумав, что насыпь сооружена именно над ребёнком. Так, ошибка «чёрных археологов» прошлого века спасла для науки замечательный савроматский памятник.

В большой квадратной яме, в её средней части, лежали тела мужчины и женщины. Родственники положили около мужчины мясо жертвенных животных (лошади и барана), железный нож, деревянный сосудик с золотыми обкладками в виде клювов грифонов, большой железный меч, к рукояти которого крепилась бронзовая ворворка (основание кисти темляка). Тут же лежал сгнивший колчан, в котором находилось 145 бронзовых наконечников стрел. За головой женщины разместили куски мяса разрубленной лошади, железный нож, около правой руки — большое бронзовое зеркало и лощило из ребра крупного животного. Руки умерших были протянуты друг к другу так, что их кисти лежали вместе.

Именно под ними и был обнаружен тайник — небольшая яма, где археологи нашли золотую шейную гривну, ожерелье из золотых, янтарных и сердоликовых бус, золотые нашивные бляшки и две височные золотые серьги. Каждая серьга — размером со спичечный коробок. Но сколько мастерства и задумок вложил в свое изделие талантливый древний ювелир! Подвеска представляет собой миниатюрную колесницу с четырьмя колёсами, к которой были подвешены на цепочках мелкие золотые шарики. На колеснице припаяны два всадника. Причем, у одного из них на боку прикреплён золотой колчан.

В.П. Шилов посчитал, что серьги из этого погребения происходят из ювелирных мастерских древней Иберии (Северный Кавказ), откуда они могли попасть через купцов в степи Нижнего Поволжья. Оттуда же привезен и меч. А вот янтарь попадал в мастерские ювелиров из района Балтийского моря, бронзовое зеркало и золотые нашивные бляшки — из греческих городов Северного Причерноморья. Вот такие обширные торгово-обменные связи наладились у савроматов нашего региона с ремесленными центрами Кавказа и Причерноморья.

Интересное захоронение видного воина-савромата было раскопано в кургане у пос. Вертячий Городищенского района. Вся

поверхность кургана хранила следы боёв на подступах к Сталинграду: изрезана ходами сообщений, на склоне — ямы от блиндажей. Поэтому археологи не удивились, когда в большой широкой яме обнаружили скелет савромата без черепа (окоп как раз прошелся по шейным позвонкам), а рядом находился ворох пустых пулеметных лент.

Около савромата обнаружили два сосуда. Один — местного производства, грубой ручной лепки (кстати, такие горшки вытянутых форм с рядами наколов круглой палочкой, характерны как для савроматской культуры, так и для памятников «переходного» периода эпохи поздней бронзы Волго-Донского региона). Второй сосуд - импортный изящный тонкостенный, с высоким горлом, с аспидно-черной гладкой поверхностью тулова. Он был изготовлен в мастерской где-то в районе нынешнего Моздока. В яму умершего, кроме того, положили крупный наконечник копья, массивный меч с бабочковидным перекрестьем, разбросали по камере пучок стрел с бронзовыми наконечниками. Тут же лежала отрубленная грудина лошади и куски баранины, а рядом — железный нож с костяной орнаментированной рукоятью.

Впервые в нашей области в савроматском погребении встречены фрагменты молитвенного алтарика или жертвенника. Это — хорошо отполированная овальная чаша из розового плотного песчаника. Алтарики использовались во время ритуальных молитвенных действий, связанных с культом огня. Поклонение огненному божеству заметно и по следам погребального костра в насыпи кургана и по россыпи углей, золы и пятнам пепла в самом погребении (кстати, известны случаи трупосожжения у савроматов). Чаще всего алтарики находят в захоронениях савроматских женщин, которые могли выполнять обязанности жриц.

В Заволжье, около с. Солодовки Ленинского района экспедицией ВГПУ раскопано савроматское погребение мальчика 4—5 лет. Кроме мяса жертвенных животных (рёбра барана), ему положили короткий меч на широком кожаном поясе, который оббит по краю параллельными рядами бронзовых гвоздиков. Родные мечтали видеть его воином. И вот такая неожиданная смерть ребёнка.

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Сарматская культура

 

Основа производства савроматских племен — кочевое скотоводство. Больше всего у них было лошадей и овец. Отсюда -необходимость постоянного освоения огромных степных пространств. Пригоняя скот к устьям рек, впадающих в Танаис (р. Дон), в его пойму, пастухи устраивались там на долгий зимник. Стада загоняли в пойму реки. Остальное население большой общины скотоводов постепенно подтягивалось на место стоянки по следам ушедших ранее. Кто скакал на лошади, а кто передвигался в войлочных кибитках, жёстко установленных на повозки. Её каркас легко снимался и крепился в уютном, скрытом от ветра, местечке зимней стоянки до следующей весны.

Население на месте стоянки обрабатывали продукты скотоводства, вожди различных савроматских племен могли по сигналу собраться на совет. Готовились к будущим походам или охоте, в которых всегда, как отмечают, принимали участие женщины племени. Они прекрасно владели оружием, поскольку также с детства учились военному мастерству.

Здесь, на месте зимника, проводились религиозные и семейные праздники, обменивали свои традиционные изделия на импортные вещи у греческих или скифских торговцев, которые давно уже знали время и место встреч на левобережье Танаиса. Купцы всегда привозили сюда нужные товары, а также новости «со всего света». Так, что савроматы были «в курсе» всех международных событий.

Савроматы уходят с исторической арены в IV в. до н.э. Именно тогда в Заволжские степи и в Волго-Донское междуречье хлынули из Южно-Уральских районов огромные массы нового населения - сарматские племена. Защитить свои угодья савроматы были бессильны. Их сопротивление вскоре было подавлено. Оставшееся население савроматов со временем влились в состав сарматских племен.

 

З

десь, на краю возвышенности, что круто опускалась к Танаису, находился сарматский некрополь — курганы, священное место, куда привозили своих убитых или умерших сородичей местные сарматы. Все было готово для похорон предводителя. Несколько сарматов, кто рыл глубокую яму с помощью кольев и заступов, теперь со скорбным ожиданием следили за приближением большой телеги, сопровождаемой конными воинами. Её с трудом тащили вверх по крутому склону бугра запряженные волы. За ней тянулись одетые в темные одежды жители сарматского становища. Доносился плач родственников, пение прощальных гимнов, мерные удары бубна шамана. Несколько дней назад сарматы сразились с большим отрядом соседей, которые давно пытались захватить их угодья у излучины реки. Бой был скорый, атаку отбили, нескольких воинов противника повергли на землю, захватили пленников. Но горе пришло в сарматское племя: погиб их молодой вождь. И рана вроде бы была неглубокой: бронзовый наконечник стрелы только жарко резанул шею воина. И только потом спохватились люди, когда внезапно воин свалился с лошади, а судороги стали ломать молодое тело. Враги перед боем опустили пучок стрел в яд. А он, застыв в пазах бронзового наконечника, попал в кровь и был причиной смерти отважного воина.

Воины запалили очистительные костры, над которым пронесли несколько раз тело мертвого. Последний прощальный вопль всего племени. И вот уже осторожно тело, укутанное в кожаный плащ, протискивают в небольшой узкий ход, который, изгибаясь где-то под землей, вел в обширную нишу — подземный «дом мертвого». Здесь горели, поставленные по углам, глиняные плошки с бараньим жиром, разложены вещи. Они должны сопровождать хозяина на «тот свет»: короткий меч с костяными обкладками рукояти (изделие с Кавказа), колчан с бронзовыми наконечниками стрел (его поверхность покрыта тонкими рельефными золотыми пластинками), ритон, сосуд для питья вина изготовленный из рога быка. Широкая часть изогнутого рога об-

В. И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Сарматская культура

 

бита по краю тонкими золотыми пластинками. На узкий конец ритона одета небольшая рельефная серебряная обойма с деревянной пробкой в центре. Средняя часть изделия украшена золотым пояском с изображением шествия хищных зверей.

Тело осторожно укладывают на зелёную подстилку из куги, камыша и других растений. Тут же вдоль стенок раскладывают кучки нарубленного мяса барана и лошади. Потом воины осторожно принимают сверху закопченный бронзовый котел с ещё горячим варевом, где плавают крупные куски мяса. Помолчав, произнеся прощальные молитвы, все вылезают из душной погребальной камеры. К могиле подводят несколько пленных. Несколько сильных ударов мечом и жертвенной кровью врагов окропляется могила в кургане...

Пройдет более двух тысяч лет, прежде чем экспедиция ВГПУ раскопает погребение этого знатного сарматского воина.

Г/в. до н.э. — Г/ в.н.э. — время господства сарматских племён на огромной территории от азиатских степей до предгорий Карпат. Название этой громадной территории «Сарматия» появилось на страницах сочинения грека Гераклида Понтийского в IV в. до н.э. Но есть сведения, что в это время где-то на южном левобережье Танаиса (Дона) уже обитало некое племя «сирматов», воины которого не раз нападали на савроматов. Возможно, это были предшественники сарматов, многочисленные орды которых уже в III в. до н.э. хлынут на запад. Под общим именем «сарматы» объединялись, упоминаемые древними писателями и историками, ираноязычные племена языгов, сираков, аорсов, аланов и т.д.

Сарматы обрушились на савроматов и быстро заняли левобережные районы Ра (Волги). Возможно, они уже были наслышаны о далёких степях около большой реки. Поэтому в походе на запад, наверное придерживались левобережных рек Еруслана, Торгуна, Узеней, впадающих в Волгу. Позднее они опустились к р.Ахтубе и занялили всю Прикаспийскую низменность. Обширные заволжские степи позволили кочевникам перегонять свои стада (мелкий рогатый скот и лошади), кочуя с юга на север, с зимника на летник. Осенью они всегда возвращались в южные районы, где пережидали зиму.

Всю свою жизнь сарматское население проводило в степи, занимаясь кочевым скотоводством. Иногда молодая смелая часть сарматов, организовывалась в боевые дружины, которые уходили в боевые походы «воевать» соседние племена или, выполняя союзнический договор, участвовали в общих сарматских атаках, например, на города Причерноморья. Поэтому, с детства своих детей сарматы приучали к суровой жизни кочевника: «едва отнятый от груди матери станет на ноги, тотчас звонконогий конь подставляет ему спину» (Гай Соллоний Аполлинарий Сидо-ний).

Со временем плотность населения в Заволжье возрастает настолько, что это заметно начинает сказываться как на кормовом балансе для скота, так и на вопросах границ между племенами. Такие споры, по тем временам, решались чаще с помощью оружия. Подобная обстановка заставила некоторые сарматские племена форсировать Волгу. Открыв истоки левобережных речек, впадающих в Дон, сарматы, придерживаясь их течения, дошли до его левого берега.

Казалось, таким же образом можно было бы быстро освоить и степи правобережья Дона. Но раскопки в Чернышковском, Суровикинском, Калачевском районах показали, что активного продвижения сюда сарматов не было. Археологи обнаружили здесь только несколько разрушенных сарматских погребений поздней поры. По всей видимости, сарматы, освоив Волго-Донское междуречье, повернули на юг и, придерживаясь Дона, скоро оказалась в предгорьях Кавказа, на просторах Кубани. Во II в. до н.э сарматы продолжают движение уже в сторону Крымского полуострова, где громят отряды скифов.

Сарматы за эти сотни лет оставили о себе память не только в произведениях античных авторов. В южно-русских степях, в Волго-Донском междуречье и в Заволжье археологами раскопаны их многочисленные погребальные памятники — курганы. Именно материалы раскопок рассказали нам о многих сторонах духовной жизни, хозяйственном укладе, быте и других сторонах культуры этих воинственных кочевников-скотоводов. Изучение накопленного материала сарматской культуры, позволило ар-

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Сарматская культура

- 121

 

хеологам по характерным признакам разделить всю сарматскую эпоху на ранний, средний и поздний периоды.

Ранний (III в. до н.э. — I в. до н.э.) — появление сарматов на Волге и Дону. Аммиан Марцеллин, римский историк, пишет о сарматах, что «нет у них шалашей, никто из них не пашет, питаются они мясом и молоком, живут в кибитках, покрытых... кусками древесной коры. Дойдя до богатой травой местности, они ставят свои кибитки в круг и кормятся как звери, а когда пастбище выедено... двигаются дальше.»

Скрипкин А.С. (профессор ВолГУ) полагает, что в ранне-сарматское время Волго-Донские степи принадлежали племенам аорсов (о которых упоминал ещё Страбон), которые пришли сюда из районов Южного Приуралья вместе с другими сарматскими племенами.

Стандартный погребальный обряд у них был уже выработан. Это — узкая длинная или прямоугольная яма, которая в ранний период жизни сарматского населения чаще рылась в насыпи древнего кургана. Иногда, в одной из длинных сторон делался подкоп по всей её длине, реже — копалась обширная катакомба в узкой стороне ямы. Дно камеры покрывалось слоем куги, бересты или травы, войлоком или тканью. На дне ямы встречаются следы мела, угольков, пепел из погребального костра. На перекрытии ямы, на склоне насыпи кургана остаются следы поминальной тризны: сосуды с варевом, кости жертвенных животных, следы огненного обряда, иногда ставится бронзовый котёл с пищей. В самой погребальной камере рядом с покойником устанавливали посуду с похлёбкой, кувшины с молоком, водой или вином, кладут мясо барана, лошади, а также личные вещи умершего: одежду, портупею, оружие, предметы быта и роскоши. Среди обычной лепной керамики встречаются мелкие сосудики из глины, которые археологи называют курильницами. Их лепили в виде вазочки на ножке или в форме небольшого стаканчика со сквозным отверстием в стенке. Более крупные цилиндрические курильницы имели в средней части налепной валик из глины. Вероятно, такие предметы служили сарматам в ритуальных действиях, молитвах, радениях. Внутри курильницы

на горящих угольках зажигалась рубленная пахучая травка: полынь, чабрец, конопля. И тогда нужно было произносить молитвы, просьбы, благодарности духам. Вероятно, считалось, что с дымком из курильницы уходит вверх к богам молитва сармата.

Археологи отмечают, что в некоторых сарматских погребениях встречается россыпь или комочки жёлтой серы, рядом с котороыми лежат кремнёвые отщепы. Иногда положены кусочки красного реальгара. Ученые полагают, что у сармат эти предметы выполняли какие-то сакральные функции, символизировали культ огня, очищения. Такую же функцию, вероятно, выполняли и высыпанные на дно ямы погребения или на поверхность сооружаемой насыпи кургана, кучки древесных угольков, пепла. Может быть, они были принесены из ритуального костра или из семейного очага.

Полагаем, что к ритуальным предметам сарматов относятся и небольшие костяные ложечки. Возможно, ими пользовались во время приготовления какого-то лекарства или ритуального вещества как мерой малою веса (сейчас в рецептах рекомендуют: «возьмите на кончике ножа...и т.д.»).

В погребениях женщин и детей археологи иногда находят небольшие меловые антропоморфные фигурки. Их назвали «куколками». Но. конечно, они носят скорее культовый характер, относятся к женским божествам — богиням-заступницам, хранительницам семейного очага.

В женских погребениях часто находят предметы туалета: флакончики с румянами, бальзамом, гримом, благовониями. Наполненные пахучими мазями или красителями для макияжа, флаконы привозили в наши степи из-за «границы»: южноиталийских провинций Рима или из торговых центров Причерноморья. Большим спросом в сарматских степях пользовались изделия мастерских по изготовлению бус, бисера, ожерелий.

Рядом с сарматками археологи встречают различные бытовые предметы: небольшие ножи, шильца, проколки и т.д. Но основной находкой, и только в женских погребениях, являются глиняные пряслица. Это — небольшие округлые или биконические грузики с отверстием в центре. Надетые на стержень, вращаясь,

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Сарматская культура

 

они закручивали шерстяную нить (позднее — веретено), которая была необходима в ткачестве или в вязании.

В мужских погребениях присутствует оружие, которое подчеркивало принадлежность покойника к военной «касте». Чаще всего встречаются железные мечи, бронзовые и железные наконечники стрел, крупные втульчатые наконечники копий. Мечи и кинжалы ранних типов имели серповидное навершие и прямое перекрестье. В средне-сарматское время появились мечи с кольцевым навершием и прямым перекрестьем. У поздних сарматов металлическое навершие отсутствует, рукоять заканчивается просто штырём. Но рука, сжимающая рукоять меча, должна была иметь жесткий упор. В этом случае, на штырь рукояти насаживалась крупная бусина, либо округлый деревянный брусок, туго прикрученный к рукояти кожаной лентой. Носились клинки в деревянных ножнах, покрытых кожей. Часто её окрашивали в ярко красный цвет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: