Савроматская культура. Наконечники копий 6 глава




Должны отметить удивительное однообразие изготовляемых изделий. По всей видимости, мастера жёстко придерживались стандарта в изготовлении предметов оружия, быта и украшений. Они, конечно, учитывали широкий спрос населения степи на их изделия. Это давало возможность полностью обеспечивать своей продукцией покупателей, долго не меняя их товарные качества.

После совершения всех ритуальных действий, поминальных обрядов, над погребением насыпался курган. Могильники или одиночные курганы с половецкими погребениями встречаются в Волгоградской области довольно часто. Особенно крупные могильники половцев золотоордынской поры раскопаны археологами около Быково, Царева, Сенного, Глазуновской.

В XII - начале XIII вв. среди половецкого населения распространился обычай врывать глубоко в землю на специальных ритуальных площадках или древних курганах каменные изображения духов-покровителей, которых на Руси звали просто «каменными бабами». Исследователи полагают, что эти фигуры символизировали половецкие божества или образы предков.

Местные скульпторы изображали таких истуканов в виде стоячих или сидящих фигур с явным восточным широкоскулым лицом и подчеркнутыми половыми признаками: обвислые плоские груди у «женшин» и усы у «мужчин». Руки скульптур согнуты в локтях, в нижней части живота пальцы держат небольшую чашу. Кроме того, отдельные детали одежды, украшения, низкие головные уборы, оружие, изображенные на поверхности каменного истукана, позволяет этнографам «одеть» половца или половчанку.

Среди половецкого населения было распространено поверье в могучую силу природы, в плохих и хороших духов, которых обязательно надо ублажать подношением жертв. Отмечается, что после особенно удачных набегов, половцы поливали статуи кровью убитых пленных. Половцы-кипчаки верили и поклонялись камням, скалам, на поверхности которых обнаруживали «отпечатки» копыта коня или ступни человека.

Конечно, большую роль в их духовной жизни, в организации молельных действий и ритуалов играли шаманы, которые могли предсказать судьбу или грядущие события, например, по лопатке животного. Обычно они проводили свои камлания около священного камня или у святилища. В некоторых случаях, религиозные действия проводили сами ханы, которые в своей орде могли выполнять функции жрецов-шаманов. Позднее у половцев появились особые люди - камы, священнослужители. Они-то и

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Волго-Донские степи в средневековье

 

стали заниматься камланием, т.е. своими молитвами отгонять духов, лечить от болезней и порчи, предсказывать судьбу и т.д.

В XIII в. на половецкую землю пришли орды татаро-монголов. Правда, это был только первый разведочный поход полководцев Чингиз-хана, Субедея и Джебе. Но кровавые события тех лет показали, что на пороге в Северное Причерноморье и русские княжества, в степи Поволжья и Дона, стоят жестокие восточные завоеватели. Время подтвердило это.

Конница Субедея и Джебе, пройдя через Кавказ, оказалась в степях Предкавказья. Объединённые силы алан и половцев сумели отбить первые атаки противника. Тогда, чтобы разрушить единство союзных войск, монголы подкупили часть половцев богатыми дарами, предложив им не участвовать в сражении с аланами, ведь «мы и вы одного рода». После разгрома аланских отрядов, монголы развернули свою конницу против половцев. После сражения и победы над половцами, «татары отобрали у них вдвое против того» (Ибн ал Асир).

Далее войска татаро-монголов проходят вглубь половецких степей, подавляя всякое сопротивление со стороны некогда сильных кочевников. И вот уже взяты земли нынешнего Ставрополья, Кубани, разорён и сожжён г.Судак. Тогда половецкие ханы, поняв, что речь идёт уже о существовании своего народа, вынуждены были обратиться к русским князьям за помощью: «аще не поможете нам, мы ныне изсечены быхом, а вы наутрее изсечены будете» (ПСРЛ).

В 1223 г. объединённое войско половцев и русских князей встретили монголов. Летопись сообщает, что монголы завязали бой, но тут же повернули в степь и стали отступать. Конница русских и половцев пыталась в течение двенадцать дней догнать их. Это было «заманное» отступление врага. На р. Калке преследователей ждали основные войска монголов. Здесь произошла кровавая битва, которая закончилась поражением русских дружин и победным пиром. Его устроили монголы, сидя на деревянном помосте, уложенном на тела русских князей.

Ещё один разведочный поход в половецкие степи совершили монголы в 1228-1229 гг. Третье, самое мощное нашествие

татаро-монголов выполнило задачу, которую ставили перед собой монгольские полководцы: во что бы то ни стало разбить войска половцев, а всё оставшееся население подчинить себе. Причем, верхушка половецкой знати, которая объединяла народ в борьбе с захватчиками, подлежала уничтожению.

Летописи и средневековые хроники упоминают о мужественной борьбе против татаро-монголов отрядов половцев под руководством Бачмана. Удары по монголам со стороны половцев были настолько чувствительны, что в карательную экспедицию против них направляются войска, которыми командуют сам «Менгу-каан, Бату и другие царевичи» (Рашид-ад-Дин). Бачман попал в плен и был зарублен.

В результате своих походов, монголы подчинили русские княжества и полностью захватили Волго-Донские степи. Завоёванные земли монголы поделили на улусы. Поволжье отошло к хану Батыю. Сюда же примыкали донские степи, которые стали называться теперь Дешт-и-Кипчак.

Кипчаки занимались кочевым скотоводством. Половецкие воины часто привлекаются в походы, естественно, под руководством монгольских командиров. Отмечено, что некоторые предприимчивые половцы не только начинают вести торговлю, богатеть, но и поднимаются выше по ступеням военной или дворцовой карьеры.

Теперь в погребениях половцев золотоордынского периода, кроме обычных вещей, встречаемых ранее, появляются предметы, которые связаны с татарской культурой XIII—XIV вв. Среди них можно назвать, например, берестовые колчаны с тонкими костяными накладками на внешней «парадной» стороне. Поверхность пластинок разделена на пояса, где мастерски прорезан растительный и геометрический орнамент, а также группы сидящих оленей. Резьба заполнена черной или красной краской.

Состоятельные кочевники на время боя облачались в кожаный пластинчатый доспех. Он появился у монголов ещё в XIII в. и представлял собой кожаную рубаху на которую плотно к друг другу пришивали железные пластинки, с накладкой их краёв друг

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Золотая Орда

 

на друга. В погребениях обычно встречается несколько таких пластинок, т.е., и в средневековье действует принцип «частное — от общего»: на «том свете» покойник обязательно будет одет в боевой пластинчатый панцирь. Конечно, полностью запряженная лошадь и несколько боевых колчанов, в каждом из которых будет не менее 30 стрел для мощного лука.

Достаточно редки в погребениях находки кожаных кошелей для ношения монет и личной хозяйственной мелочи, железного кресала. Они разные по конструкции. От простого плотного свёрнутого вдвое лоскута кожи, прошитого по краям, до крупных кошелей, украшенных бляхами и замком.

В поздних погребениях можно также встретить бронзовые или железные чашечки с дуговидной ручкой. Вероятно, их использовали для ритуальных целей, возможно, для обкуривания дымом пахучих кореньев или трав, лежащих на угольках, юрт, помещений, самого покойника. К редким украшениям, которые иногда встречаются в женских погребениях XIII—XIV вв., можно отнести серебряные, золотые или бронзовые серьги в виде вопросительного знака. Они представляют собой незамкнутое кольцо с небольшим кусочком проволоки с бусиной или петлёй, опускающееся книзу.

Половецкий народ вынужден был подчиниться татаро-монголам. Он не только стал податным населением, уплачивающим налоги монгольским феодалам, но со временем полностью включился в сферу деятельности золотоордынского государства. Прошли годы, со временем было забыто название народа, когда-то сильных и жестоких половцев. Теперь в письменных источниках, в государственных бумагах, на картах и просто в разговорах всё население волго-донских степей стали называть татарами.

 

В

олго-Донские степи, начиная с древнейших времён, никогда не пустовали. Они всегда были наполнены движением племён, народов, жизнью. Перегонялся с зимних стоянок скот, куда-то на летнее стойбище к степным лиманам. Медленно за главным погонщиком, сидящим на осле тянулась вереница верблюдов, связанных друг с другом короткими верёвками. Их охраняли несколько конных воинов с луками за спиной. Караван вёз из далёкой Персии крупные свёртки ковров, какие-то короба, узлы с заморскими тканями. Купец, сидя на лошади, идущей в конце каравана, перебирая чётки, постоянно оглядывал тюки и в который раз «прикидывал» расходы и доходы этой поездки в волжские степи к татарским городам.

Чем ближе к городу, тем чаще стали встречаться всадники, медленно бредущие люди с жалкими котомками за плечами. Караван нагнал молчаливых старцев с посохами и в белых одеждах. Возможно, они совершили хадж в далёкую Мекку и теперь несли священное слово аллаха правоверным волжских степей. Пастухи криками подгоняли небольшую отару овец прямо к дороге, ведущей в город. Промчался «курьер» с ярким бунчуком в руке. Купец заметил, как на его груди, на кожаном гайтане раскачивалась серебряная пайцза. Всем было ясно, что хан посылал куда-то срочное повеление. Медленно, со скрипом прокатила арба, запряженная верблюдом. В ней сидели несколько женщин. Из-за высокой плетеной стенки телеги виднелись лишь головы, с лицами закрытыми до глаз темной тканью. Может быть, их везут на невольничий рынок, может быть, их купил себе в услужение какой-то ханский сановник. Впереди клубы пыли, резкий топот копыт и громкие гортанные выкрики. Группа конных молодых людей, городской «золотой молодежи», промчалась галопом в степь немного развлечься: погонять волка или лисицу.

Впереди появились высокие городские валы, покрытые выгоревшей травой, кустами шиповника и боярышника. Расплывшиеся насыпи были ещё достаточной высоты и могли быть серьёзным препятствием в случае военного нападения или штурма.

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Золотая Орда

 

Они обозначали также главную территорию города. Внизу, около вала, тихо струилась небольшая речушка, которая там, вдалеке, впадала в Волгу. С возвышенности, по которой медленно спускался караван, уже видны были постройки города: мечеть с высоким минаретом, дома местных сановников, чахлые деревья на улицах, крыши караван-сарая и жилых построек. Увидев приближающийся караван, лениво зашевелилась охрана, сидевшая в тени городских ворот. Воины «таможни» жадным взглядом пересчитали животных и тюки, соображая, сколько же монет перепадет им от этого купца.

Тихо, размеренно шла городская жизнь татарского города на берегу Волги. Но над ним, как и над всей Ордой, уже нависала серьёзная угроза с востока. Шёл год походов великого Тимура...

О появлении в степях у Волги и Дона татаро-монгольских войск было коротко поведано в предыдущей главе, в связи с рассказом о половецком населении. Какие же события предшествовали появлению в Евро-Азиатском регионе огромной державы, границы которой стали простираться почти от Тихого океана до Карпатских гор?

В 1206 г. на курултае монгольских феодалов, куда входили в основном представители аристократии монгольских племён, великим ханом провозгласили Темучина (Чингизхана). Он сумел выйти победителем в междоусобных распрях. Этот шаг был крайне важен для дальнейшей жизни монгольских кочевников. Теперь они были объединены в единое монгольское государство. Но Чингизхан и богатейшая часть монгольских феодалов видела путь к своему обогащению не в мирном развитии общества, а в завоевании и ограблении государств, в использовании их природных, материальных и людских ресурсов. Как показало время, эта задача ими полностью была выполнена.

Успех завоевательных походов монголов объяснялся многими обстоятельствами. В первую очередь, политической и военной слабостью государств, в которые великий хан направлял войска. Они порой были обескровлены в междоусобных схватках. Этому способствовала разобщенность действий правителей и военачальников перед лицом монгольской опасности. Причины по-

ражений лежат и в малочисленности феодальных войск, созданных только для того, чтобы охранять своего правителя и жестоко подавлять выступления бедноты.

В победах кочевникам хорошо помогало современное вооружение воинов, чёткая организация монгольского войска, жестокая воинская дисциплина, ответственность командиров за подчинённых им людей. Монгольские полководцы перед походом проводили тщательную разведку местности, куда должны были пойти их войска. Кроме того, в нападении на противника использовался только наступательный характер боевых действий монгольских командиров, тактика, часто неожиданная для обороняющихся: нанесение внезапных ударов, «заманное» отступление, дезорганизация врага, изматывание его бесконечными стычками, налётами, чтобы потом покончить одним сильным ударом с оставшимися разрозненными отрядами врага.

Новое было и в тактике кочевников на поле сражения. В странах восточной и западной Европы считалось, что предводители, возглавлявшие военные отряды, должны быть только впереди. Они должны были увлекать воинов своим примером. По-другому было у монголов: во время сражения их военачальники находились только сзади наступающего отряда или где-то рядом на возвышенности. Здесь они были в безопасности, они хорошо видели картину боя, могли с помощью звуковых сигналов, дымов или посылкой вестника, во время изменить ход сражения, послать войска в нужном направлении.

При осаде и штурме крепостей или городов монголами использовалась осадная китайская техника: глинобитные машины, метательные орудия - баллисты, катапульты. Их изготавливали пленные китайские или среднеазиатские мастера, которые сопровождали и обслуживали технику во время военных походов.

Монгольские ханы и их военачальники хорошо знали обстановку в районе будущего наступления. Основная информация поступала, конечно, от купцов, которые проходили со своими караванами через многие земли. Поэтому они прекрасно знали географию этих мест: дороги, реки и овраги, броды через водоёмы, степные колодцы. Бывая в городах, купцы видели их ни-

В.И. Мамотов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

 

щету и богатство, состояние защитных сооружений, оборонные возможности города при длительной осаде. Они. наблюдали за жителями, прислушивались к их разговорам, могли делать вполне объективные выводы о внутреннем положении государства, которое должно было стать объектом скорого нападения монголов.

Удачливы были монгольские ханы и в дипломатии. Они расчётливо поддерживали слабейших правителей в междоусобных распрях, всегда рассчитывали на изоляцию союзников, в ходу был подкуп чиновников или военачальников.

Первоначально Чингизхан вёл активные военные действия на азиатском континенте. Его поддержали монгольские феодалы — нукеры, нойоны, огланы и др., которые видели в этих походах огромные возможности для своего обогащения. Они захватывали земли, скот и пленных и, конечно, материальные ценности. Одним из первых пал Китай. «Поднебесная империя» не могла выдержать натиска крепкой дисциплинированной армии монголов. Та же участь постигла Иран (Персию).

Награбленное богатство монгольские феодалы свозили в Монголию, в основанную ими в 1220 г. столицу Чингизидов Каракорум. Здесь в степях Монголии и Тувы строятся и другие города, где интенсивно развивается ремесленное производство. Мастера обеспечивали своими изделиями нужды города, кочевое население степи, а также монгольскую армию, которая готовилась к новым походам, но теперь уже на Запад.

В русских летописях они стали называться «татарами» (имя наиболее крупного кочевого народа, вошедшего в объединение этих кочевых племён). В более поздних русских источниках -«татаро-монголами». После разгрома русских дружин и взятия городов, княжества Руси на столетия попали в зависимость от татаро-монголов.

Жаждущим богатства и крови кочевникам теперь открывался прямой путь в европейские страны. Они захватывают земли Польши, Венгрии, Чехии, Молдавии, Валахии, затем вступают в Хорватию и Далмацию. А дальше — уже выход к Адриатическому морю. Но монголы, неожиданно для трепещущей от страха

 

Золотая Орда

Европы (в панике были и папа римский и французский король), прервали свои военные действия. Хан Батый с туменами возвратился на Восток, в низовья Волги. Эта территория у восточных летописцев называется Дешт-и-Кипчак. Позднее она стала местом огромного государства под названием Золотая Орда.

Кстати, сам термин «Золотая Орда» появился гораздо позднее. Наши летописцы и историки прошлого называли население юго-восточных степей Ордой. Например, «Старинная татарская земля или орда не всем знаема». Филологи считают, что слово «орда» в средневековых письменных источниках означало юрту или шатёр. Парадный шатер хана («большая золотая орда»), где принимали послов или проходили пиры, как описывают, могла вмещать до ста человек. Самыми яркими деталями её конструкции были столбы и порог, покрытые золотыми листами. Позднее Золотой Ордой стали назвать ханские дворцы, а потом, какое-то время спустя, и само государство.

Батый понял значение Волги и Волго-Донских степей для своего будущего государства, которым он хотел управлять, без оглядки на Каракорум. Здесь, в местах «переволоки», в Волго-Донском междуречье, издавна перекрещивались важные дипломатические и караванные торговые пути в Европу, на Кавказ, в Персию и Среднюю Азию. На Нижней Волге находились большие степные территории, которые были так необходимы для кочевого хозяйства, скотоводства.

Следует отметить, что жизнь жителей степей, до передела угодий между представителями различных богатых татарских семей, прошла через этапы, которые по-разному сказывались на благополучии местного населения, а также на кормовом балансе для животных. Во время походов и активных военных действий татаро-монгольских войск степные угодья безудержно эксплуатировались ими, без учета будущей жизни здесь кочевого населения: выбивался травяной покров, уничтожались пойменные зимние запасы.

После прихода войск Батыя в Волго-Донские степи (здесь теперь основывается домен Джучидов), татары становятся полными хозяевами здешних угодий. Теперь они рачительно отно-

 

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

сятся к степным богатствам. Степи делятся между улусами, устанавливается время, направление и режим кочёвок. Это отмечает в своих записях Г. Рубрук: монголы «поделили между собой Скифию, которая тянется от Дуная до восхода солнца и всякий начальник знает...границы своих пастбищ, а также где он должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью. Именно зимою они спускаются к югу в более тёплые страны, летом поднимаются на север, в более холодные».

Образуются постоянные зимники, которые затем могли превратиться в селища, городища и, наконец, в города — административные, дипломатические и ремесленные центры государства, пока ещё номинально подчинённые далёкому Каракоруму. Именно сюда, на Волгу и Ахтубу, из всех завоёванных стран, стали теперь стекаться награбленные «трофеи», гнали пленников-рабов, свозили мастеровых и ремесленников, в первую очередь, строителей и архитекторов из Средней Азии и Волжской Болгарии.

Начинается широкое строительство городов. И усилия ханов в этом направлении понятны. Только город, имеющий гарнизон, свою администрацию, торговый район с караван-сараями, религиозными центрами, ремесленными мастерскими, мог гарантировать безопасность жителям (а также, дипломату, купцу, сановнику из других стран), быть местом товарообмена, мог обеспечить быстрое решение государственных и частных проблем. Как считал Г.А. Федоров-Давыдов, город стал «центром управления вновь созданным государством». В городах и в других значимых поселениях Золотой Орды, а то и на новых местах, при хане Бер-ке стали основывать ямы — почтовые станы. Их возглавляли особые «смотрители», а через верховых почтарей проходила быстрая связь с населёнными пунктами или кочевьями.

Сам хан часть своего времени, особенно в летний период, любил проводить в степи, в своей родной стихии. Здесь со своими воинами и приближёнными можно было устроить облавную охоту на степную живность, выпить свежего холодного кумыса, послушать у костра песни стариков о подвигах героев монгольского эпоса, устроить азартные гонки на лошадях. Здесь хан

 

Золотая Орда

внимательно следил за военными играми молодых людей, поощрял умелых борцов или метких стрелков. Сидя в огромном шатре, он встречался с сановниками, приехавшими с докладом из столицы, беседовал с купцами, прибывшими с караванами из далёких стран, принимал русских князей, дипломатов и путешественников.

Однажды в таком подвижном городе-орде во времена хана Узбека побывал Ибн-Баттута: «...мы увидели большой город, движущийся со своими жителями: в нём мечети и базары, да дым от кухонь, взвивающийся по воздуху; они варят... во время самой езды своей, и лошади везут арбы с ними. Когда достигают места привала, то палатки снимают с арб и ставят на землю, так как они легко переносятся...».

П. Карпини описывает эти лёгкие жилища татар: «Ставки у них круглые...сделаны из прутьев и тонких палок. Наверху же в середине ставки имеется круглое отверстие, откуда падает свет, а также для выхода дыма, потому что в середине у них всегда разведён огонь. Стены и крыши покрыты войлоком». Кроме того, П. Карпини обратил внимание на повседневный быт и некоторые обычаи татар. Так, он отметил, что «девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, что они носили колчаны и луки...Жены их всё делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи». Далее он пишет, что «мужчины вовсе ничего не делают, за исключением стрел, а также имеют отчасти попечение о стадах. Но они охотятся и упражняются в стрельбе...».

Ему вторит Г. Рубрук: «Обязанность женщин состоит в том, чтобы править повозками, ставить на них жилища и снимать их, доить коров, делать масло и грут, приготовлять шкуры и сшивать их...Они шьют также сандалии, башмаки и другое платье. Они делают также войлок и покрывают дома...». О занятиях мужчин он говорит, что они «... делают луки и стрелы, приготовляют стремена и уздечки и делают сёдла, строят дома и повозки, караулят лошадей и доят кобылиц, трясут самый кумыс..., делают мешки, в которых его сохраняют, охраняют также верблюдов и вьючат их...».

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Золотая Орда

 

Ханы Золотой Орды к любой религии относились терпимо. Поэтому, как пишут, в городах государства можно было встретить людей разных религиозных верований. Но постепенно ведущей религией становится ислам. Хан Берке был первым мусульманином — главой государства. А уже при хане Узбеке эта религия стала общегосударственной.

В летописях и документах тех лет говорится, что при хане Батые русским жителям разрешили даже основать Сарайское православное епископство. Считают, что с такими просьбами к великому хану не раз обращались иерархи русской православной церкви, которые полагали, что они должны защищать население России непосредственно на территории Золотой Орды (Е.П. Мыськов). Ведь многие годы татарское государство во многом (политически, экономически и т.д.) было связано с Русским государством. Почти все князья Руси побывали на приёмах у ханов, испрашивая у них ярлыки на своё княжение.

Известно, что одним из первых на поклон к Батыю отправился в Золотую Орду князь Александр Ярославович (Невский), сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Батый, по словам П. Карпини и Г. Рубрука, внимательно следил, чтобы все русские князья побывали в Сарае: «Они посылают также за государями земель, чтобы те явились к ним без промедления, а когда придут...считаются, наряду с другими, презренными личностями. Для некоторых также они находили случай, чтобы их убить,...некоторых они губят также напитком или ядом». Ханы могли убить князя, если тот пытался проявлять свою независимость, был слишком смел, решителен (М.Д. Полубояринова). И теперь ежегодно обозы с данью из русских княжеств направлялись в столицу Золотой Орды, а с дорогими подарками в приёмные дворцовые комнаты хана приходят сами русские князья.

Тогда-то в татарских городах образовались русские подворья, где главными постройками, кроме жилых помещений, были молельный дом и баня. Перед посещением ханского дворца князья и люди из его свиты обязательно молились в храме, испрашивая у бога защиты. Были случаи, когда хан задерживал князя в сто-

лице на несколько лет. Иногда заложниками хана могли стать на долгие годы сыновья какого-то князя.

В период становления улуса на Волге большую часть его несвободного населения составляли русские, которые были здесь на положении зависимых людей. Захватывая русский город, уничтожая его население, монголы оставляли жизнь тем пленникам, кто мог бы давать доход его владельцу, в первую очередь, ремесленникам. Вероятно, часть ремесленников, наиболее предприимчивых, могли позднее подняться до уровня «феодально-зависимой городской бедноты» и даже стать вольноотпущенниками (М.Д. Полубояринова).

Физически крепкие русские пленные также угонялись в Орду. Здесь они становились воинами в войсках монголов, которые принуждали пленных первыми идти в атаку на противника, либо стать живым щитом на пути наступающих на позиции татар. Известно, что некоторое время и русских князей со своими дружинами по приказу ханов обязали участвовать в военных походах.

Значительно усилилась Золотая Орда при ханах Узбеке и Джанибеке, правление которых приходится на первую половину XIV в. Им, ханам, принадлежала вся власть в государстве. Хотя при хане существовал Совет или, как его называли тогда, «диван». Его возглавлял везир. В Совет входили наиболее близкие родственники хана, важные сановники, военачальники, которые во время обсуждения могли предложить дельное решение вопроса.

Ханы Батый, Берке и особенно Узбек пытались не только восстановить былое торговое значение разрушенных городов, но и построить новые ремесленные и торговые центры. Постепенно возрождаются Кафа (Феодосия), Судак, Керчь, Азак (Азов), Булгар. Возникают новые города: Казань, Увек, Хаджитархан (Астрахань), Сарай-Бату, Гюлистан, Укек, Бельджамен и другие.

Фактически население Золотой Орды состояло из кочевников-скотоводов, которые издавна обитали в Волго-Донских степях, и оседлых жителей городов разной народности, которые занимались ремеслом и торговлей, «черной работой», были слугами, входили в состав челяди богатых жителей горо-

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Золотая Орда

 

да и купцов (Г.А. Фёдоров-Давыдов). Монголы, как было сказано выше, уничтожили всю половецкую аристократию. В письменных источниках с середины XIII в. о половецких ханах уже не упоминается. Теперь монголы сами стали правителями кочевого местного населения. Но язык, которым пользовалось население Золотой Орды, оставался, в основном, половецким. Исследователи отмечают, что в городах Золотой Орды селилась татарская верхушка и чиновники. Хотя представители высших слоев монголов предпочитали чаще быть в степи, вести привычную кочевую жизнь. Делами городов управляли «городские даруги», которые считались наместниками хана. Они через своих подчинённых следили за порядком в жилых кварталах, выделяли городскую землю для частных и государственных построек, отвечали за организацию строительных работ в пределах городской черты. Но основная их задача — пополнение ханской казны за счет сбора дани и таможенных пошлин.

Именно обитатели поволжских городов — половцы, русские, болгары и другие народности из числа пленников и мастеровых становятся основными поставщиками продуктов и различных ремесленных изделий многочисленному кочевому населению. Транзитом по районам Нижней Волги, частично осаждаясь в её городах, шли меха и кожи, продукты земледелия, скот, кость для резьбы, поделки кузнецов и ювелирные изделия. Не последнее место в торговле на городских рынках занимала продажа рабов. В городах существовали рынки рабов, где люди покупались купцами из Египта и Сирии, а также из Генуи, Пизы, Венеции и Флоренции.

Главным поставщиком продуктов в города были окрестные скотоводы, которые ежедневно поставляли в них зерно, молочные изделия, мясо, а для городских мастерских — шерсть, кожи, шкуры и готовые поделки из них. В степь же уходили гончарные изделия, предметы ремесленной металлургии, украшения и, самое главное, оружие.

Г.А. Фёдоров-Давыдов отметил, что города Золотой Орды прошли через два пути развития. Сначала, прямо в степи, на берегах водоёмов были построены дворцы правителей, их высоких чиновников и военачальников. Естественно, поблизости от

каждого дворцового комплекса стали возникать постройки для прислуги, строителей, рабов-ремесленников. Позднее, по берегам Ахтубы, Волги и других рек, на каком-то расстоянии друг от друга, появляются многочисленные усадьбы видных татар, со всей внутренней бытовой инфраструктурой: жильё для охраны, слуг, ремесленников, загоны для скота, стойла для лошадей, сараи для хранения добра, запасов и т.д. Со временем эти усадьбы превращаются в «ячейки городской застройки аристократических кварталов с развитием внутри них усадебного ремесла». Причем простое население в таких городках теперь состоит из мелких торговцев и ремесленников.

Эти крупные средневековые городища всегда привлекали к себе интерес со стороны историков. Археологи сумели составить карты городов, их планировку, размещение построек аристократической части, отдельных усадьб, ремесленных мастерских и религиозных зданий и т.д. Материалы из раскопок этих средневековых памятников, случайные находки на их территориях хранятся в фондах Волгоградского областного краеведческого музея. Селитренное городище. Город Сарай считается первой столицей Золотой орды В различных источниках прошлого он упоминается как Сарай-ал-Махрус, т.е., Дворец Богохранимый. В некоторых популярных книгах и исторической литературе его называют Сарай-Бату. Развалины города находятся на левом берегу реки Ахтуба, недалеко от пос. Селитренное Астраханской области. Археологам он известен как Селитренное городище.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: