Производство ВВП на душу населения в отдельных странах 6 глава




  Характерной чертой комплекса является высокий уровень концен­трации производства. Так, в черной металлургии на 8 крупнейших предприятиях выпускается более половины продукции отрасли, в цветной — около 40%. По этому показателю комплекс уступает только нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.   Основной особенностью функционирования современного отече­ственного металлургического комплекса является значительная доля производства на основе давальческого сырья (толлинг), когда лицо — владелец сырья передает его предприятию-переработчику, сохраняя за собой право собственности на готовую продукцию, возмещая произво­дителю издержки пр переработке и выплачивая согласованный процент доходности. Особенно ярко этот процесс проявляется в производстве алюминия, где на этой основе выплавляется свыше 60% металла.   Металлургический комплекс играет весьма существенную роль в формировании экспортного потенциала современной России. Метал­лы занимают второе место в товарной структуре экспорта (около 20%) после минеральных продуктов (55%). Так, сегодня за пределы страны вывозится 80—90% производимого в стране алюминия и других цветных металлов, 65—70% проката черных металлов.   Активная переориентация в 90-е гг. XX в. предприятий отечествен­ного металлургического комплекса на внешние рынки позволила им сохранить относительно удовлетворительное финансовое положение, что сказалось, в частности, на масштабах их инвестиционной деятель­ности. Удельный вес инвестиций в основной капитал комплекса в объ­еме капитальных вложений в целом по экономике за этот период ста­бильно превышал предреформенный уровень. В результате в начале XXI в. степень износа основных фондов комплекса оказалась ниже среднепромышленного, многим предприятиям удалось в определен­ной степени модернизировать свой производственный аппарат.   В последнее десятилетие произошли существенные изменения в ин­ституциональной и организационно-хозяйственной структуре ком­плекса. Сегодня подавляющая часть металлургической продукции про­изводится на негосударственных предприятиях, 40—45% — на предпри­ятиях совместной (российской и иностранной) формы собственности.   В комплексе на базе крупнейших предприятий созданы новые ор­ганизационные структуры (холдинги или бизнес-группы), способные проводить структурно-технологическую политику на подконтрольных им предприятиях. Среди основных в черной металлургии на сегодняш­ний день можно назвать «Русскую сталь», «Евразметалл», «Северсталь», ММК, «Румелко» и др. В цветной — это холдинг «Русский алю­миний», компании: «Сибирский алюминий», «Сибирско-Уральская алюминиевая компания», «Норильский никель» и целый ряд других. Кроме того, продолжают функционировать различные финансово-промышленные группы, региональные ассоциации, контролирующие значительную часть металлургического производства.   Перспективы комплекса связываются прежде всего с преодолени­ем дефицита сырья и идеей стратегического развития на базе новых производств.
Агропромышленный комплекс

 

 

Агропромышленный комплекс состоит из трех сфер:

I — промышленность по производству средств производства,

II — сельское хозяйство

III — пищевая промышленность.

 

Формирование такого комплекса является объективным процес­сом, основывающимся на переходе сельского хозяйства на машинные технологии и переработку большей части полученной сельскохозяйст­венной продукции в пищевой промышленности. На этот процесс ока­зало влияние и развитие современных методов торговли с созданием мощных вертикально-интегрированных фирм и кооперативов с мага­зинами самообслуживания, которые торгуют лишь переработанной и упакованной продукцией.

 

Впервые агропромышленный комплекс сформировался в США с их высоким уровнем индустриализации сельского хозяйства и мошной пищевой промышленностью, с превращением фермера в поставщика сырья, работающего на покупных средствах производства. Одновре­менно стали создаваться вертикально-интегрированные фирмы отрас­левого типа с фермерами, работающими с ними по контрактам.

 

В первоначальный период перестройки в СССР был реализован ряд мер, которые на микроуровне должны были сыграть свою роль и частич­но имели положительное влияние, — это увеличение хозяйственной са­мостоятельности сельскохозяйственных предприятий, снятие искусст­венных ограничений с развития личных подсобных хозяйств и участни­ков садово-огородных товариществ, которые играли все большую роль в обшей структуре сельскохозяйственного производства. Одним из путей реформ колхозно-совхозного строя был предложен семейный подряд, который в ряде типов производства, в особенности в относительно тех­нологически простых, показал свою эффективность. Однако в целом не был выработан комплексный план реформ как производственного, так и социально-экономического характера.

 

Теоретической основой реформ после распада Советского Союза было представление о всевластии рынка как такового, его саморегули­рующей роли и минимизации вмешательства государства в процессы производства и распределения

 

В аграрной сфере эти принципы формулировались в следующих постулатах:

сельское хозяйство является самодостаточной отраслью и должно быть полностью самоокупаемым, без государственных субсидий и дотаций;
рынок продовольствия является саморегулирующимся за счет колебания цен, которые выравнивают спрос и предложение;

 

будет происходить радикальная трансформация существовавших колхозов и совхозов, создание многочисленных частных предприятий, в особенности фермерских и крестьянских хозяйств, которые и будут основными поставщиками продовольствия; причем в качестве основного канала реализации сельскохозяйственной продукции предполагались оптовые рынки.

 

Эти постулаты совершенно не соответствовали ни современной экономической теории, ни хозяйственной практике стран с развитой рыночной экономикой. Сельское хозяйство и вообще продовольст­венный сектор существенно отличаются от всех остальных отраслей экономики, что объясняется самим характером сельскохозяйственно­го производства как биологического процесса и потребления продо­вольствия, как первейшей функции жизнеобеспечения.

 

Современное сельское хозяйство, работающее на промышленной основе, является очень капиталоемким. Органический состав капита­ла в таком сельском хозяйстве, как правило, выше, чем в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности, не говоря уже о торговле и сфере обслуживания. Рентабельность же сельского хозяйства, как правило, низка, что объясняется как самим характером производства, так и неравновесным положением на рынке, где фермерскому хозяйст­ву противостоят мощные машиностроительные, торговые фирмы и корпорации пищевой промышленности, зачастую имеющие трансна­циональный характер.

 

Рынок же продовольствия характеризуется низкоэластичным ха­рактером поставщика (сельского хозяйства как относительно консер­вативной отрасли, с трудом и существенным временным лагом пере­страивающей производство) и покупателя (населения), спрос которо­го относительно устойчив, довольно слабо реагируя на уровень доходов и цен, так как продовольствие является первейшей жизненной потребностью. При двух малоэластичных контрагентах (спроса и пред­ложения) цены на продовольствие являются чрезвычайно эластичны­ми и подвержены быстрым и серьезным колебаниям. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования и финансовой под­держки как самого сельского хозяйства, так и рынка продовольствия, за счет систем поддержания цен, гарантирования сбыта и поставок стабилизационных запасов, прямых государственных капиталовложе­ний в инфраструктуру и т.д. На эти цели тратятся огромные средства. В целом по всей группе наиболее развитых стран, входящих в ОЭСР, государственная поддержка сельского хозяйства и рынка по своим раз­мерам составляет 33% стоимости сельскохозяйственной продукции. В Европейском союзе на реализацию аграрной политики тратится 48% общего бюджета Сообщества.

 

Таким образом, без мощной государственной поддержки и регули­рования ни сельское хозяйство, ни рынок продовольствия существо­вать не могут. Отказ от этих принципов и государственной практики во имя каких-то упрощенных догм не может не иметь серьезных послед­ствий, что и было продемонстрировано в России в период реформ.

 

Важнейшей целью всей аграрной политики в 1990-х гг., в особенно­сти в первую половину этого десятилетия, было реформирование сель­скохозяйственных предприятий, причем одной из главных целей было создание массового числа крестьянских (фермерских) хозяйств. Одна­ко, не говоря уже о необходимости преодоления влияния действовав­ших социальных, исторических факторов, сложившегося крупного про­изводства, создания новой психологии хозяйствования, требовались еще колоссальные средства на обустройство таких фермерских хозяйств и создание соответствующей инфраструктуры. Таких средств у государ­ства, в особенности в период длительного финансового кризиса, естест­венно, не было, и материальная помощь этим хозяйствам была весьма ограниченной. Данное обстоятельство сказалось на всем этом процессе, который после первоначального роста в начале 1990-х гг. потом практи­чески прекратился; крестьянские (фермерские) хозяйства играют весь­ма скромную роль в сельскохозяйственном, в особенности товарном, производстве, несмотря на их довольно значительную численность. Можно лишь говорить о некотором увеличении размеров хозяйств с ли­квидацией нежизнеспособных.

 

Несмотря на то, что наибольшее сокращение производства произош­ло в крупных хозяйствах и сейчас больше половины валовой продукции дают хозяйства населения (в основном личные подсобные хозяйства), ос­новным поставщиком товарной продукции (порядка 3/4) являются круп­ные хозяйства, большинство из которых прошли той или иной путь ре­формирования. Сейчас вместо двух типов прежних крупных хозяйств — колхозов и совхозов — имеется широкий спектр самых разнообразных по своему юридическому статусу предприятий включая несельскохозяйственные земли.

 

Однако, несмотря на широкое разнообразие юридических форм этих крупных предприятий, можно выделить прежде всего коопера­тивы (которые представляют собой бывшие колхозы) и нереформированные колхозы, которые занимают доминирующее место по чис­ленности хозяйств. Значительно сократилось число государственных хозяйств различных типов. Существенное место занимают различные акционерные общества, часть из которых является приватизирован­ными предприятиями на базе бывших колхозов и совхозов.

 

Реформы привели к значительным структурным изменениям в системе АПК при общем спаде сельскохозяйственного производства и поставок продовольствия.

 

Особенно болезненно сказался ход реформ на первой сфере АПК — производстве средств производства. Радикальное изменение паритета цен, общее ухудшение экономического положения хозяйств привели к резкому сокращению закупки Сельскохозяйственной техни­ки и соответственно к уменьшению ее производства и сокращению парка в хозяйствах. Меры по организации лизинга техники и ограни­ченный льготный кредит пока не играют значительной роли в общем весьма существенно ухудшившемся положении в сельскохозяйствен­ном машиностроении и в обеспеченности сельскохозяйственных предприятий техникой.

 

В значительной степени по-иному обстоит дело в другой важней­шей отрасли первой сферы АПК — в химической промышленности по производству минеральных удобрений.

 

В период реформ эта отрасль, целиком приватизированная, всту­пила с весьма значительными мощностями, введенными в строй в 1970—80-х гг., дешевыми сырьем, энергией и рабочей силой. Это позволило отрасли после первого шока реформ в основном восстановить уровень дореформенного производства, с учетом выбытия некоторых амортизированных мощностей. Однако это производство сейчас в ос­новном ориентировано на экспорт, а не на поставки отечественному потребителю из-за его низкой платежеспособности; также существуют высокий уровень спроса на удобрения на мировом рынке и ограниче­ния во многих развитых странах на такое экологически вредное произ­водство.

 

В результате отрасль работает в основном на мировой рынок. При низких нормах внесения минеральных удобрений внутри страны и с учетом значительного сокращения (в 4 раза за последние десятилетия) внесение органических удобрений, идет процесс последовательного ухудшения плодородия почв.

 

Все это не могло не сказаться на самом сельскохозяйственном про­изводстве. Площадь посевов сократилась на 35 млн га, поголовье скота уменьшилось вдвое. Существенно уменьшился и объем сельскохозяй­ственного производства. Если принять индекс производства в 1990г. за 100, то в 1995 г. он составил 55,4, в 2000 г. — 54,2, в 2001 г. — 58,0, в 2002 г. — 58,9, в 2003 г. — 60,6. При этом нельзя не отметить опреде­ленной стабилизации и даже некоторого роста производства, прежде всего за счет благоприятных погодных условий последних лет. В самом сельском хозяйстве существенно изменилась структура производст­ва—с значительным снижением доли животноводства и соответст­вующим увеличением доли растениеводства, так как в растениеводст­ве, особенно в зерновом хозяйстве, картофелеводстве и производстве подсолнечника спад был относительно невелик.

 

Массовый забой скота привел к резкому снижению производства молока и мяса. Животноводство отступило на позиции сорокапятилет­ней давности.

 

Та­ким образом, при общем сокращении производства в пищевой про­мышленности отдельные его отрасли реагируют по-разному в ответ на сокращение платежеспособного спроса, уменьшение сырьевой базы и конкуренции импорта.

 

Если рассматривать систему распределения и торговли, входящей в сферу АПК, то это единственная часть агропромышленного ком­плекса, где наблюдается существенный рост деловой активности. Уро­вень рентабельности в торговле существенно выше, чем в промышлен­ности, и в особенности в сельском хозяйстве, гораздо ниже фондоемкость. Это и привлекает сюда как отечественный, так и иностранный капитал, начиная от примитивных ларьков и базаров до крупных за­падных фирм с мощными системами распределения продовольствия. Таким образом, под влиянием рыночных сил произошло существен­ное, хотя далеко не всегда положительное, изменение структуры АПК.

 

В связи с резким сокращением первой сферы АПК, уменьшением сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, а также относительным снижением цен на сельскохозяйственную про­дукцию доля вклада АПК в доходы народного хозяйства с начала ре­форм стала быстро снижаться.

 

Это произошло в первые же годы реформ. Если в 1990 г. АПК давал 20,0% национального дохода, то в 1991 г. — уже только 14,0, а в 1993 г. - 9,9%.

 

Вклад же самого сельского хозяйства как основы АПК быстро сни­жается практически по всем показателям.

 

Сокращение внутреннего производства в значительной степени покрывается за счет импорта, чему также способствуют низкие им­портные пошлины (в среднем 14%), а также субсидирование экспорта из Европейского союза, США и ряда других стран, из которых посту­пает основное ввозимое продовольствие. При этом по сравнению с дореформенным периодом коренным образом изменилась структура им­порта. Если раньше в первую очередь ввозилось зерно, то теперь в ос­новном, продукты животноводства, в особенности мясо. При оценке внутреннего производства в пересчете на доллары оно составляет 32 млрд. экспорт достиг 11 млрд долл., т.е примерно одной трети внут­реннего производства; причем он идет главным образом в крупнейшие города России, где составляет основную часть поставляемого продо­вольствия Это, несомненно, представляет серьезную проблему с точ­ки зрения продовольственной безопасности.

 

Однако этот импорт не перекрывает внутреннее падение произ­водства, что в конечном счете привело к снижению потребления про­довольствия, которое существенно ниже, чем рациональные нормы и дореформенный уровень потребления.

 

При общем сокращении потребления важно и изменение его структуры — с меньшим удельным весом мясомолочных продуктов и большим картофеля и хлеба, что в особенности характерно для слоев населения с низкими доходами.

5.4. Потребительский комплекс национальной экономики

 

 

Потребительский комплекс национальной экономики (в широком определении) представляет собой совокупность отраслей и видов эко­номической деятельности, которые заняты производством товаров и предоставлением разнообразных услуг населению, способствующих удовлетворению социально-экономических потребностей, складывающихся под прямым воздействием объективных закономерностей определенного этапа развития общества.

 

Удовлетворение этих потребностей материально-вещественными продуктами труда и услугами обеспечивает жизненный процесс людей в его постоянном течении и возобновлении.

 

Таким образом, потребительский комплекс представляет собой группу отраслей, объединенных по функциональному признаку ис­пользования производимой в них продукции. Это продукция, предна­значенная (в основном) для населения, его конечного потребления и обеспечения потребностей в жилье.

 

В большинстве крупных отраслей промышленности и экономики имеются подотрасли, преимущественно ориентированные на произ­водство продукции для населения.

 

В составе потребительского комплекса можно выделить следую­щие две основные группы отраслей:

отрасли, производящие материально-вещественные виды продукции: товары народного потребления (продовольственные и непродовольственные) и жилье;
отрасли, производящие услуги потребительского характера.

 

Группа отраслей, ориентированных на производство услуг для населения, является важнейшей частью социальной сферы.

 

Отрасли, производящие материально-вещественные виды продукции и жилье для населения. Совокупность отраслей и видов экономической деятельности, которые ориентированы на производство продовольст­венных и непродовольственных товаров народного потребления, составляют наряду с отраслью «жилищное строительство» материально-вещественный отраслевой блок потребительского комплекса.

 

Ключевые позиции в группе отраслей, производящих товары на­родного потребления (продовольственные и непродовольственные), принадлежит отраслям, ориентированным на производство товаров жизнеобеспечения — продуктов питания (пищевая промышленность и сельское хозяйство), а также одежды и обуви (легкая промышлен­ность).

 

Значимое место в данной группе занимает подотрасли машино­строения, ориентированные на производство продукции для населе­ния — бытовую технику, легковые автомобили, а также различные ме­таллические изделия непроизводственного назначения (посуду, ку­хонный и спортивный инвентарь и т.д.); подотрасли химической и нефтехимической промышленности, производящие продукцию быто­вой химии; химико-фармацевтическая промышленность (лекарственные препараты); а также мебельная промышленность (являющаяся подотраслью деревообрабатывающей промышленности).

 

Круг промышленных отраслей, ориентированных на производство товаров народного потребления, весьма широк. Помимо вышеуказан­ных в него можно включить, например, такие подотрасли промышлен­ности строительных материалов, как производство хозяйственно-бытовых изделий из стекла и стеклянной посуды, фарфоро-фаянсовую промышленность, а также ювелирную, полиграфическую и другие производства, продукция которых хотя и не имеет столь значимого веса на потребительском рынке товаров, но также предназначена в ос­новном для потребления населения.

 

Из крупных отраслей промышленности практически полной ори­ентацией на производство товаров потребительского спроса характе­ризуются легкая и пищевая промышленность. В других крупных отраслях промышленности большинство подотраслей производят продукцию, в основном ориентированную на использование в производственно-инвестиционном процессе, лишь относительно небольшая доля их продукции потребляется населением. Поэтому данные подотрасли не включаются в основной состав отраслей потребительского комплекса. Вместе с тем, как указывал ось выше, во многих крупных отраслях име­ются подотрасли, специализированные на производстве товаров н. родного потребления. И именно они наряду с легкой и пищевой промышленностью входят в основной состав промышленных отраслей потребительского комплекса/

 

Отрасли, ориентированные на производство услуг для населения (потребительских услуг). К данной подгруппе потребительского ком­плекса в первую очередь относятся отрасли (виды деятельности), обес­печивающие:

физическое здоровье и духовное развитие населения (здравоохранение и физическая культура, образование, культура и искусство);
обслуживание различного рода бытовых, жилищных и транспортно-коммуникационных потребностей населения, а также процесс товарообмена на потребительском рынке (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, транспорт пассажирский, связь непроизводственная, розничная торговля и общественное питание);

 

социальную защиту населения (социальное обеспечение).

 

Также в данную группу могут быть включены услуги, оказываемые населению кредитными и страховыми организациями, ориентирован­ными на обслуживание населения, —услуги по страхованию, операци­ям по вкладам, потребительскому кредиту, операциям на финансовых рынках. Данный вид потребительских услуг относится к отрасли «Фи­нансы, кредит, страхование».

 

В настоящее время в самостоятельную отрасль выделяются услуги, связанные с обеспечением туризма. Данное быстро развивающееся перспективное направление деятельности также относится к сфере со­циальных услуг.

 

Важной особенностью социальной сферы услуг потребительского характера является то, что в рамках ряда ее отраслей («Здравоохране­ние, физическая культура и социальное обеспечение», «Образование», «Культура и искусство», «Жилищное хозяйство») имеются предпри­ятия, производящие услуги двух видов услуги рыночного характера и нерыночные услуги.

 

Услугами рыночного характера являются услуги, стоимость кото­рых оплачивается непосредственно их конечными потребителями (на­селением) по рыночным ценам. Их производят предприятия сферы услуг, работающие на коммерческой основе — например, платные по­ликлиники, частные образовательные учреждения, предприятия жилищного хозяйства, сдающие жилье в аренду, и проч.

 

Услугами нерыночного характера являются услуги, в основном оп­лачиваемые из бюджетных средств и передаваемые населению как ко­нечному потребителю бесплатно. Например, услуги такого вида ока­зывают государственные образовательные учреждения, районные по­ликлиники и прочие учреждения бюджетной сферы.

 

Государство выделяет значительные суммы бюджетных средств на поддержку социальной сферы услуг — отраслей «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение», «Образование», «Культура и искусство». Политика государства в социальной сфере ус­луг обеспечивает доступ к данным жизненно необходимым благам всех граждан страны независимо от уровня их обеспеченности.

 

Объективный ход экономического развития обусловливает посте­пенное снижение доли нерыночных услуг в общем объеме потреби­тельских услуг, производимых этими отраслями. Так, в 19% г. в объеме производства указанных отраслей доля услуг нерыночного характера составляла более 70%, а в 2002 г. понизилась до 66%. Указанные струк­турные изменения были связаны как с опережающим ростом цен на услуги рыночного характера, так и с расширением покупательского спроса на рыночные услуги, который наблюдался при росте реальных доходов населения.

 

Формирование экономики социально-ориентированного рыноч­ного типа подразумевает необходимость приоритетного развития по­требительского комплекса, обеспечивающего удовлетворение личных потребностей членов общества.

Между развитием потребительского комплекса и ростом потреб­ностей населения имеется тесная взаимосвязь.

 

С одной стороны, наличие потребности формирует спрос, под воз­действием которого развивается производство. С другой стороны, создавая новые виды материальных благ и услуг, производство порождает конкретную потребность в них, т.е. появление новых потребностей обусловлено самим производством. Например, потребность в компью­терах и мобильных телефонах возникла лишь на базе создания и орга­низации достаточно массового их производства.

 

Уровень потребностей, их структура, объем фактического удовле­творения на каждом историческом этапе определяются главным обра­зом степенью развития производства, состоянием материально-техни­ческой базы, уровнем развития производительных сил.

 

В условиях товарного производства подлежащие удовлетворению потребности населения выступают в форме платежеспособного спроса населения.

 

Уровень и структура платежеспособного спроса определяются объ­ективными и субъективными факторами.

 

Объективные факторы, в особенности экономические, среди кото­рых выделяют в качестве главных доходы населения и уровень рознич­ных цен, играют главную роль в формировании спроса. Действие субъ­ективных факторов связано с системой личных потребительских пред­почтений, в основе которых лежит субъективная оценка потребителем полезности данного товара или услуги.

 

Уровень и структура внутреннего платежеспособного спроса на отечественные потребительские товары и услуги определяется дейст­вием совокупности факторов, среди которых целесообразно выделять такие, как:

общий уровень развития национальной экономики (определяющий, в частности, государственную бюджетную и социальную политику);
уровень и динамика благосостояния населения страны (уровень денежных доходов и дифференциация населения по уровню душевых доходов, степень удовлетворения потребностей в материальных благах и услугах и т.п.);

 

демографические факторы (численность, физиологические особенности и половозрастной состав населения, семейное положение, соотношение городского и сельского населения и т.п.);
факторы, воздействующие на производственные отношения (распределение населения по отраслям и сферам занятости нацио­нальной экономики, профессиональный состав трудовых ресурсов, условия труда и т.п.);

 

географические и природно-климатические факторы;
уровень развития рыночной инфраструктуры;

 

уровень конкурентоспособности отечественной продукции относительно импортных аналогов и наличие на внутреннем потребительском рынке конкурирующей (по цене и потребительским свойствам) импортной продукции

 

В открытой экономике, функционирующей по рыночным прин­ципам, как правило, обеспечивается баланс между спросом и предло­жением. Если совокупный платежеспособный спрос, предъявляемый на какой-либо продукт, превышает его текущее предложение на рын­ке, то возникающие дисбалансы компенсируются либо за счет повы­шения цен, либо за счет расширения импортных поставок.

 

Многочисленные индивидуальные решения, принимаемые предъ­явителями спроса и продавцами (поставщиками товаров и услуг), реа­лизуются и взаимоувязываются через систему потребительского рынка

товаров и услуг.

 

Потребительский рынок экономическая категория, применяе­мая для обозначения сектора внутреннего рынка товаров и услуг, гае населением осуществляется купля потребительских товаров и услуг, а торговым посредником (или производителем услуги) — их продажа. Потребительский рынок выполняет важную экономическую функцию по доведению продукции потребительского комплекса до конечного потребителя — населения.

 

Элементами инфраструктуры потребительского рынка являются предприятия розничной торговли, сферы услуг, вещевые и продоволь­ственные рынки. Развитость инфраструктуры потребительского рын­ка — важное условие, обеспечивающее сбалансированность потреби­тельского спроса и предложения продукции потребительского ком­плекса по территории страны.

 

Совокупный объем предъявленного платежеспособного спроса на потребительские товары отечественного и импортного производства характеризуется показателем «оборот розничный торговли».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: