ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМА




ПУТЬ НА ВЕРШИНУ

После падения военно-полицейской диктатуры (1958 г.) политический режим Венесуэлы длительно эволюционировал к представительной демократии. Имело место разделение властей, каждые пять лет происходила их смена. Двухпалатный Национальный конгресс формировался посредством состязательных выборов. Его верхняя палата с равным представительством регионов олицетворяла федерализм в государственном устройстве. Вследствие живучести традиций каудильизма в Конституцию была внесена специальная статья, препятствовавшая любым попыткам узурпации власти. В соответствии с ней, экс-президент получал право переизбрания на высший пост лишь через 10 лет по завершении его мандата2.

С 1968 г. политическая система развивалась как двухпартийная. Социал-демократы и социал-христиане, сменяя друг друга у руля правления и располагая большинством в высшем законодательном органе, проводили примерно сходный курс во всех сферах общественной жизни.

Высокие цены на нефть создали условия для роста благосостояния среднего класса и организованных в профсоюзы трудящихся. Это был период, когда удавалось "от жирного государственного пирога отрезать буржуазии такой кусок, который она хочет, и в то же время давать все большие порции другим социальным категориям"3.

Существенно возросла численность средних слоев, их границы заметно расширились, преимущественно за счет университетской профессуры, управленцев, лиц свободных профессий, творческой интеллигенции, представителей мелкого бизнеса.

Правящим партиям удалось интегрировать в демократическую систему различные группы давления - предпринимательские организации, профсоюзы, армию, церковь и т.п. Тем самым обеспечивался оптимальный режим функционирования политической системы.

Однако венесуэльская демократия страдала серьезными недостатками. Чрезмерное раздувание бюрократического аппарата, безудержная коррупция, сращивание партийной и профсоюзной верхушки, гипертрофированная роль партий - все это постепенно начало сдерживать становление и развитие гражданского общества. Ахиллесовой пятой политической системы явилось игнорирование интересов жителей маргинальных кварталов, опоясывавших крупные города. Этим огромным массам людей оказались недоступны элементарные социальные блага - школьное образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

Указанные факторы обусловливали стагнацию и эрозию представительной демократии. Предпосылкой ее краха на рубеже 80 - 90-х годов прошлого века явилось падение мировых цен на нефть, вызвавшее резкое уменьшение долларовых поступлений. Администрация президента К. А. Переса попыталась перевести хозяйство Венесуэлы на рельсы открытой рыночной эконо-

ДАБАГЯН Эмиль Суренович, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, кандидат исторических наук (emidab@yandex.ru).

1 См.: Дабагян Э. Венесуэла: концептуальные основы международной политики // МЭ и МО. 2006. N 7.

2 Конституция Венесуэлы / Конституции стран, развивающихся по капиталистическому пути. М., 1975.

3 El National (Caracas). 03.08.1979. Suplemento especial. P. 13.

стр. 81

мики по неолиберальным рецептам. Новый курс вызвал крайнее недовольство всего общества. В феврале 1989 г. произошел стихийный бунт обитателей кварталов бедноты, жестоко подавленный властью. Вслед за этим прокатилась невиданная доселе волна забастовок.

Начавшийся политический кризис оказался исключительно затяжным. Его кульминацией стала запущенная в 1993 г. процедура импичмента президента. После его отстранения от должности Национальный конгресс в соответствии с Конституцией избрал временного главу государства, который и подвел страну к очередным всеобщим выборам (декабрь 1993 г.).

Но эти меры не спасли представительную демократию. На авансцену политической жизни уже выходили молодые офицеры, так называемые боливарийцы, вдохновлявшиеся идеалами Симона Боливара. Их подпольная организация, зародившаяся на стыке 70 - 80-х годов, получила название Революционное боливарийское движение, МБР (Movimiento Bolivariano Revolucionario).

В феврале 1992 г. боливарийцы предприняли попытку свержения законного главы государства. Мятежниками руководил У. Чавес. Путч завершился неудачей, но вызвал громкий резонанс в обществе и стал своеобразным поворотным моментом в развитии страны. "Эти события, - писал позднее видный общественный деятель А. Родригес, - вывели народ из оцепенения, придали динамизм политической жизни, а главное, побудили население к поиску нового национального проекта"4.

После путча мятежники оказались в тюрьме, но в 1994 г. президент Р. Кальдера простил их. Не будь этого прощения, руководитель мятежников не мог бы впоследствии легально претендовать на высший пост в стране.

Оказавшись на свободе, бывшие заговорщики пересмотрели тактику и перешли к парламентским формам борьбы. В апреле 1997 г. чрезвычайная ассамблея МБР приняла решение о преобразовании в "Движение V Республика" (Movimiento V Republica) и об участии в электоральных процессах на общенациональном уровне.

Боливарийцы в сжатые сроки сформировали дисциплинированную и мобильную структуру, в которой значительную роль играли бывшие военные. Новая организация действовала во всех штатах и муниципиях, в городских кварталах, низовых базовых общинах, учебных заведениях, торговых центрах. Ей удалось быстро завоевать авторитет во всех слоях общества.

Перед выборами 1998 г. "Движение V Республика" образовало с левоцентристскими партиями "Радикальное дело" и "Движение к социализму" коалицию "Патриотический полюс". В 1998 г. Национальный избирательный совет зарегистрировал кандидата от коалиции на пост главы государства. Им и стал У. Чавес. Он с убедительным преимуществом одолел выдвиженца истеблишмента, завоевав свыше 56% голосов (3.6 млн. избирателей, на 1 млн. больше, чем конкурент)5.

Так, пересмотрев тактику действий, сменив военную форму на гражданский костюм, при поддержке боливарийско-левоцентристской коалиции мятежный подполковник получил возможность войти в президентский дворец с парадного подъезда.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМА

Ведущим предвыборным лозунгом боливарийцев был кардинальный пересмотр Конституции 1961 г. как принятой без участия народа. Подход боливарийцев озвучил У. Чавес: "Конституция нелегитимна как по происхождению, так и по развитию. Ее одобрили с благословения доминировавших политических партий. Там нет права на референдум, на отзыв президента или министра, нет ничего"6. В инаугурационной речи глава государства назвал конституцию "умирающей" и пообещал сделать все, чтобы в новый век страна вступила с обновленным Основным законом.

Президент и его ближайшее окружение, выходцы из вооруженных сил, заняв ключевые позиции в исполнительной власти, сразу же приступили к претворению в жизнь проекта фундаментальной трансформации институциональных основ государственного устройства. В этой деятельности они проявили исключительную целеустремленность.

Под требование пересмотра Конституции необходимо было подвести правовую базу. Для этого требовалось созвать Конституционную ассамблею. Декрет о референдуме, выявляющем отношение граждан к ее созыву, Чавес подписал уже в день принятия присяги - 2 февраля 1999 г.

Немедленно вспыхнула острая полемика вокруг характера будущей ассамблеи. Разногласия обнаружились не только в обществе в целом, но

4 El Nacional. 05.02.1998.

5 См.: Zeta (Caracas). 17. 12. 1998. N 1228. P. 19, 22.

6 Latin American Research Review. Albuquerque, 1998. V. 33. N 2. P. 159.

стр. 82

и между ветвями власти (у законодательной и судебной ветвей - с исполнительной). Выкристаллизовалось два подхода. Президент с соратниками наделяли новый орган двоякими функциями. В их глазах она являлась, во-первых, учредительным собранием, призванным разработать конституцию. Во-вторых - инстанцией, стоящей над всеми ветвями и органами власти, наделенной прерогативой смещать, отстранять, распускать любые из них. Их оппоненты полагали, что ассамблее надлежит ограничиться выработкой проекта Основного закона.

Итогом референдума, проведенного в апреле 1999 г., стало согласие большинства голосовавших граждан на созыв Национальной конституционной ассамблеи (НКА). 25 июля 1999 г. прошли выборы в НКА. Выдвиженцы "Патриотического полюса" завоевали в ассамблее свыше 90% мандатов. Председателем стал Л. Микилена, политический наставник Чавеса. Это была убедительная победа "Патриотического полюса".

11 августа 1999 г. президент в присутствии представителей свыше 60 стран вторично принял присягу - на сей раз перед НКА, которую назвал "чревом Родины - матери, готовой дать новую жизнь". Подобным жестом, кстати, беспрецедентным в истории континента, он подчеркнул недостаточные репрезентативность и легитимность Национального конгресса, исключительную роль ассамблеи. И добавил: если НКА назначит переизбрание главы государства, он подчинится такому решению.

Данное выступление стало сигналом для НКА, провозгласившей свое верховенство над всеми ветвями власти. Оно касалось в первую очередь законодательного и судебного органов, которые были объявлены на "чрезвычайном положении".

В конце концов парламент и Верховный суд были фактически ликвидированы. Из числа депутатов НКА были образованы две комиссии, призванные выполнять функции высших законодательного и судебного органов вплоть до проведения новых выборов. Эта операция по существу явилась своего рода государственным переворотом.

Точку в конституционном процессе поставил второй референдум (15 декабря 1999 г.) относительно нового текста Основного закона. Он был одобрен большинством голосов (70% пришедших к урнам).

Каковы же параметры новой Конституции? Во-первых, она провозгласила изменение самого названия страны. 1 января 2000 г. граждане проснулись в государстве Боливарианская Республика Венесуэла. Многие выступали против переименования, прибегая, помимо всего прочего, к аргументам чисто финансового характера. Но Чавес оставался непреклонным. Поскольку боливарийцы изначально сплотились под знаменами С. Боливара, подчеркивая тем самым возвращение к истокам, органичную связь между прошлым и настоящим, для них включение имени Освободителя в название страны было вполне логичным и бесспорным.

Во-вторых - и это главное - подвергся радикальным изменениям ряд основных институтов политической власти. Функции высшего законодательного органа отныне возлагались на однопалатную Национальную ассамблею с пятилетним сроком полномочий. Упразднение верхней палаты парламента совершенно очевидно ослабляло одну из ветвей власти за счет другой. Кроме того, регионы лишились представительства в высшем законодательном органе, что не только осложняло их положение, но и подрывало основы федерализма.

Мандат главы государства увеличился с 5 до 6 лет. Его переизбрание становилось возможным сразу по завершении предыдущего мандата. Был введен пост исполнительного вице-президента, назначаемого и смещаемого главой государства. С 3 до 4 лет был увеличен срок полномочий губернаторов и законодательных органов штатов.

Высшая судебная инстанция получила название Верховный трибунал юстиции. Этот орган разделили на шесть палат, включая и конституционную, на которую возложены функции конституционного суда. Срок полномочий членов Верховного трибунала юстиции увеличен с 10 до 12 лет. Новшеством стало включение в Конституцию раздела о референдумах.

Военнослужащие, не имея права состоять в политических партиях, наделялись правом участия в голосовании. По ряду вопросов, прежде всего о присвоении очередных воинских званий, вооруженные силы выведены из-под контроля гражданских институтов, парламента.

Весьма обширен социально-экономический блок положений Основного закона. Здесь появились статьи, гарантирующие гражданам занятость, бесплатное медицинское обслуживание, получение среднего и высшего образования, а университетам - автономию. В этом же разделе зафиксирован запрет на приватизацию госу-

стр. 83

дарственной нефтяной компании Petroleos de Venesuela (PDVSA).

В целом Конституция закрепила тенденцию к усилению исполнительной власти, четко обозначившуюся с приходом боливарийцев к управлению. Отдельные ее положения представляют собой не столько юридический документ, сколько политические заявления, некоторые статьи носят чисто декларативный характер. Такой Основной закон превращает Венесуэлу в этатистскую, патерналистскую, суперпрезидентскую республику.

Следующим шагом администрации Чавеса стало приведение государственного устройства в соответствие с Конституцией. Для решения этой задачи необходимо было проведение выборов всех органов власти снизу доверху. Выборам придавалось огромное значение как инструменту обеспечения легитимности режима. Они состоялись в 2000 г. Предстояло избрать 165 депутатов парламента, 23 губернатора и 438 членов законодательных советов штатов, 336 судей, а также самого президента.

Мысль о готовности повторно баллотироваться на пост президента глава государства высказал еще в ходе разработки новой Конституции. Впоследствии эту идею довел до логического конца председатель конституционной комиссии НКА Э. Эскарра. Он заявил, что первый год пребывания Чавеса на посту главы государства учитывать нельзя, его следует включить в переходный период, отведенный для разработки Конституции. Отсчет срока президентских полномочий должен начаться после переизбрания всех органов власти. В результате юридических манипуляций исходной точкой стал не февраль 1999 г., как предполагалось первоначально, а январь 2001 г. Тем самым переходный период растянулся до двух лет.

Драматургия битвы за президентское кресло определялась расколом в правящем блоке. Лицом к лицу столкнулись руководители путча 1992 г. - У. Чавес и Ф. Ариас Карденас, губернатор штата Сулия, дважды избиравшийся на эту должность, в том числе и в 1995 г., когда его товарищ по оружию еще не был готов к парламентским формам борьбы. Карденас был противником превращения НКА во внесистемную структуру. Накануне предыдущих выборов он говорил в кругу друзей, что станет противиться притязаниям президента на 15-летнее правление7.

У. Чавес не скрывал намерения оставаться на своем посту как минимум до 2013 г., поэтому его кампания отличалась наступательным характером. Он в полной мере использовал административный ресурс, разъезжая по стране, встречаясь с потенциальными избирателями, совмещая эту деятельность с непосредственными обязанностями. Претенденту чинились различные препятствия, проведение агитационных мероприятий строго ограничивалось временными рамками кампании, начало которой оттягивалось под различными предлогами. В результате У. Чавес добился победы примерно с тем же счетом, что и на выборах 1998 г.

Рассматривая причины успеха президента, венесуэльские политологи Л. Ландер и М. Лопес Майя отмечали, что поддержка его инициатив в течение полутора лет отличалась поразительной стабильностью, число его сторонников ни разу не опускалось ниже 3 млн. граждан. Так было на двух президентских выборах, обоих референдумах и при избрании депутатов НКА8. На популярность Чавеса работало исключительно тяжелое социальное положение основной массы населения, которая надеялась на героя-спасителя, способного разрешить все накопившиеся проблемы.

В парламентских баталиях верх взяло "Движение V Республика". Завоевав 77 мест, оно значительно опередило конкурентов. В совокупности коалиция "Патриотический полюс" получила 98 мандатов из 165. Состав высшего законодательного органа отражал существенные перемены в политическом раскладе. Из 165 депутатов лишь 31 (менее 20%) работали в прежнем Национальном конгрессе.

Глава государства назвал выборы крещением Боливарианской Республики и важнейшей вехой мирной демократической революции9.

ВЛАСТЬ ПРОТИВ ОППОЗИЦИИ

Левопопулистский националистический режим опирается на поддержку низов и определенной части вооруженных сил. Им взят курс на реализацию проекта "альтернативного" развития, противопоставляемого неолиберальному. Поначалу руководство ратовало за поиск промежуточного варианта. "Наша цель, - заявлял У. Чавес, - искать точку равновесия на основе формулы: столько государства, сколько необходимо и столько рынка,

7 См.: La Razon (Caracas). 25. 04.1999.

8 См.: Nueva Sociedad (Caracas). 2000. N 167. P. 16.

9 См.: El Nacional. 31.07.2000.

стр. 84

сколько возможно"10. Однако впоследствии он изменил курс, заговорил об ошибочности выбора третьего пути и о необходимости построения "социализма XXI века".

Как любые революционеры, боливарийцы отвергают все сделанное их предшественниками. Практически всю историю страны независимо от характера сменявших друг друга политических режимов они рисуют черной краской: она предстает как единый период господства олигархии, нещадно эксплуатировавшей неимущие и забитые массы.

Боливарийцы заявляют, что строят общество справедливости. В самом деле, они осуществили ряд мер, направленных на улучшение положения обитателей бедняцких кварталов. Регулярно повышалась минимальная заработная плата рабочих и служащих в частном и государственном секторах, увеличивалось денежное довольствие военнослужащих. Создана сеть финансовых институтов, призванных кредитовать на льготных условиях малоимущие категории населения.

В то же время значительная часть общества находится в конфронтации с властью. Средние слои, руководители влиятельных предпринимательских объединений, лидеры профсоюзов, верхушка католической церкви, многие средства массовой информации недовольны жестким, авторитарным стилем руководства, а главное, намерением власти поставить крупный бизнес под свой контроль. Особое возмущение вызвали обнародованные в конце 2001 г. 49 социально-экономических декретов, затрагивавших интересы различных групп и слоев общества. В их числе были законы о земле и землепользовании, недвижимости, нефти, рыболовстве, прибрежных зонах, пенсиях и другие. Они обрушились на головы граждан в одночасье, без предварительной и квалифицированной экспертизы. Подобное поведение власти, находившееся в явном противоречии с провозглашенными ею же принципами "демократии участия", привело к появлению уникального "тандема" предпринимателей и профсоюзов. Всеобщая забастовка в январе 2002 г. парализовала всю деловую активность в стране.

Проблема венесуэльской оппозиции состоит в том, что она представляет собой раздираемый противоречиями причудливый конгломерат партий и движений, от ультралевых до крайне правых. Отсюда - невозможность эффективных согласованных совместных действий. Это проявилось, в частности, в апреле 2002 г., когда правые при поддержке части командования вооруженных сил предприняли попытку свергнуть главу государства. Заговорщикам удалось интернировать Чавеса, после чего они объявили об отмене Основного закона, роспуске парламента, законодательных собраний штатов, отстранении губернаторов. Эти экстраординарные меры вызвали неприятие умеренных кругов, мысливших ограничиться устранением главы государства. По мнению аналитиков, роковой ошибкой верхушки заговорщиков стала попытка аннулировать Конституцию. Она явилась причиной разногласий в их стане и привела к развалу наспех сколоченной коалиции. Через 48 часов Чавес был освобожден верными армейскими частями.

После апрельских катаклизмов оппозиция продолжала ориентироваться на борьбу силовыми методами. Она воспользовалась вспыхнувшей в конце 2002 г. забастовкой нефтяников PDVSA 11, чтобы развернуть общенациональную забастовку. Акция, продлившаяся 63 дня, нанесла огромный урон экономике: ВВП сократился на 9%, инфляция достигла 31%. Страна находилась на грани коллапса. Властям удалось взять ситуацию под контроль лишь к середине 2003 г.

Позднее оппозиция перегруппировалась, создала Демократический координационный комитет и взяла курс на участие в проведении предусмотренного Конституцией референдума о доверии. Это - уникальная процедура, не имеющая аналогов на континенте. Референдум состоялся 15 августа 2004 г. Президент заручился поддержкой 60% избирателей (5.86 млн. человек). Против проголосовали 3.98 млн.12

Накануне этого референдума У. Чавес создал себе обширную группу новых сторонников, существенно увеличив численность избирательских списков. Это произошло за счет предоставления гражданства эмигрантам из Колумбии, Ливана, Центральной и Восточной Европы, которые долгое время проживали в стране без правового статуса. Обретение гражданства открыло им дорогу к избирательным урнам и определило их выбор.

У. Чавес сохранил право оставаться на своем

10 Excelsior (Mexico). 22.01.1999.

11 Образованная в 1976 г. в результате национализации PDVSA превратилась в "государство в государстве". Ее руководство самостоятельно решало ключевые вопросы развития столь важной для страны нефтедобывающей промышленности. Ее персонал занимал привилегированное положение в обществе. Недовольство нефтяников вызвало вмешательство государства в дела компании, включая перестановки в руководстве компании и льготные поставки нефти на Кубу.

12 См.: Латинская Америка. 2004. N 11. С. 55.

стр. 85

посту до конца 2006 г. Успех правящей партии был закреплен на выборах в местные органы власти. Кандидаты от партии "Движение V Республика" получили 21 из 23 губернаторских кресел и свыше 80% постов мэров городов. В декабре 2005 г. прошли парламентские выборы. Из-за бойкота оппозиции к урнам явилось всего 25% избирателей. В результате правящая коалиция получила полный контроль над Национальной ассамблеей, однако степень ее легитимности оказалась крайне низкой.

3 декабря 2006 г. состоялись президентские выборы. В ходе избирательной кампании обе стороны бросили в бой все свои резервы. Оппозиция, консолидировавшаяся вокруг губернатора штата Сулия М. Росалеса, выдвинула конструктивную программу. В ней присутствовали положения, нацеленные на углубление и расширение демократии, проведение адресной социальной политики, ликвидацию безработицы и неформального сектора экономики, более справедливое распределение доходов от реализации нефти. Власть же вновь в полной мере использовала административный ресурс. Глава государства одержал очередную победу с результатом 62.6%13. Это означало, что он останется у руля правления страной вплоть до 2013 г.

После победы на выборах 2006 г. президент объявил о "вступлении революции в социалистический этап" и кардинально реорганизовал правительство. Заменено свыше половины министров, проведена частичная рокировка членов кабинета. Знаковой стала отставка исполнительного вице-президента Х. В. Ранхеля - видного деятеля периода представительной демократии, впоследствии ближайшего соратника президента, занимавшего посты министра обороны, иностранных дел.

Во второй половине 2007 г. политическая обстановка вновь обострилась. Причиной послужила подготовка к инициированному Чавесом референдуму о реформе Конституции 1999 г. Негативную реакцию части общества вызвали следующие пункты: увеличение мандата президента до семи лет, отмена ограничений на его избрание и чрезмерное расширение полномочий (в частности, право перекраивать по своему усмотрению административно-территориальное деление, смещать и назначать губернаторов), наконец, провозглашение государства социалистическим.

Парламент оперативно, без детального обсуждения одобрил проект. Но на заключительном заседании произошла осечка. Лидер партии Podemos И. Гарсиа назвал парламентское голосование "черным днем демократии". Позднее эта партия, внесшая значительный вклад в победу Чавеса на выборах 2006 г., присоединилась к оппозиционному блоку, сплотившемуся под лозунгом "Нет".

Вскоре против президента выступил бывший министр обороны И. Бадуэль, смещенный в результате реорганизации кабинета. Значимость демарша состояла в том, что в 2002 г. именно Бадуэль руководил отрядом парашютистов, вызволившим Чавеса из 48-часового заточения. Генерал квалифицировал референдум как мошеннический, с помощью которого народ хотят погнать обманным путем, словно овец на бойню.

Затем с осуждением затеи президента выступила Федерация торговых и промышленных палат и ассоциаций. В ее обращении отмечалось, что одобрение проекта чревато установлением безраздельной власти одной личности, превращением демократически ориентированных граждан в "активистов рабовладельческого социализма"14. К протестам присоединилась и верхушка католической церкви. Огромную роль в организации действий оппозиции сыграли студенты и лицеисты.

Референдум состоялся 2 декабря 2007 г. Его итоги оказались сенсационными: 51.7% избирателей отвергли предложения о реформе. По сравнению с 2006 г. число сторонников оппозиции возросло на 10%. Болезненными для власти оказались результаты в густонаселенных и индустриальных штатах, а также в Федеральном (столичном) округе.

Это была первая неудача президента на электоральном поле. В качестве ее основной причины он назвал пассивность своих сторонников. Видимо, многие предпочли не участвовать в голосовании, чтобы не фиксировать в бюллетене отрицательный ответ.

В первое время после поражения Чавес не смог дать однозначную оценку новой ситуации. Сначала он признал поражение. Затем, спустя пару дней, оправившись от шока, назвал победу оппозиции грязной. Но 3 января 2008 г. сделал ряд заявлений, которые можно было расценивать как намерение отказаться от конфронтационной манеры и методов руководства, от опоры исключительно на преданных сторонников, как готовность к компромиссам с широким кругом политических и социальных сил15.

13 См.: www.cne.gob.ve

14 El Universal. 14.11.2007.

15 См.: El Universal. 04.01.2008.

стр. 86

Позднее Чавес в присущей ему манере обвинил в собственной неудаче американский империализм и дал указание сосредоточиться на подготовке к выборам губернаторов и законодательных ассамблей штатов. Об этом он заявил, отчитываясь в январе 2008 г. перед Национальной ассамблеей. Выступление закончил лозунгом: "Родина, социализм или смерть"16.

23 ноября 2008 г. прошли муниципальные выборы. Кандидаты партии власти добились успеха в 17 субъектах федерации, а оппозиция - только в 5. Однако перевес в голосах оказался не столь большим: 5.5 млн. избирателей поддержали власть, 4.3 млн. - высказались против нее. Оппозиция победила, в частности, в столичном округе, а также в крупнейших штатах Сулия, Миранда и Карабобо, где сосредоточено 37% граждан, имеющих право голоса17.

Сразу после выборов президент заявил о готовности уважать результаты народного волеизъявления. Но спустя короткое время вернулся на прежние позиции. Обуреваемый неуемной жаждой власти, он дал указание Национальной ассамблее без промедления рассмотреть и внести в Основной закон пункт о возможности пребывания главы государства на своем посту неограниченное время. При этом Чавес подчеркнул, что данная новация - не реформа, а лишь незначительная поправка. Парламент в ускоренном порядке выполнил директиву, спущенную сверху.

Референдум по данному вопросу состоялся 15 февраля 2009 г. В поддержку поправки высказались 54.9% голосовавших, против - 45.1%18. Успеху Чавеса опять способствовал ловкий маневр. Теперь право избираться без ограничений предоставлялось не только ему самому, но и губернаторам, и мэрам городов. Таким образом, интенсификацию усилий части правящей команды стимулировала ее личная заинтересованность в реализации замысла.

Победа на референдуме, который рассматривался как плебисцит о доверии, придала У. Чавесу запас прочности, укрепила его в намерении обеспечить необратимость политического процесса и продолжить выстраивать вертикаль власти. Выступая 2 февраля 2010 г. в связи с 11-летием вступления в должность, У. Чавес заявил о необходимости оставаться на посту еще, как минимум, столько же.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: