Приобщение к физической культуре




Старшая группа

Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников старшей труппы

Тенденции физического развития'. Возраст 5—6 лет — пе­риод стремительного роста ребенка. В этом возрасте ежегод­ные прибавки роста составляют 8—10 см, тогда как в возра­сте 4—5 лет — всего лишь 4—5 см.

Влияние на рост оказывает шишковидная железа — гипо­физ. При этом наиболее быстро растут нижние конечности: если у новорожденного отношение длины ног ко всему телу, равно 33—35 %, то у шестилетнего ребенка — 44,6 %.

У ребенка 5—6 лет заметно проявляется активность щито­видной железы. Она усиливает обмен веществ и процессы дифференциации тканей и, следовательно, органов. Под влиянием щитовидной железы активизируются процессы окисления и сгорания питательных веществ в организме, тем самым уменьшая возможность для отложения жировых ве­ществ. Кроме того, гормоны щитовидной железы стимули­руют подвижность ребенка, что в свою очередь усиливает процессы расходования питательных веществ, их сгорания. Поэтому дошкольники вообще худощавее, чем дети более ранних возрастов.

Интенсивно протекает окостенение скелета, прежде всего таких его частей, как запястье, пястье и фаланги пальцев, руки, плечо, лучевая и подвздошная кости, стопа, предплюсина, плюсина, фаланги пальцев ноги. Вместе с тем скелет ребенка еще достаточно эластичен. Например, позвоночник, хотя и приобретает изгибы, характерные для взрослого чело­века, но в лежачем положении, главным образом во время сна, эти изгибы сглаживаются (постоянными они становят­ся лишь к 7 годам).

Между 5 и 7 годами с усложнением центральной нервной системы и развитием мелкой мускулатуры у ребенка совершен­ствуются мышечные движения. Это способствует развитию его продуктивной деятельности (лепка, аппликация, некото­рые виды конструирования и др.). На основе расширения и обогащения двигательного опыта совершенствуется коорди­нация движений. Активно развиваются основные виды дви­жений: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.

Продолжается увеличение массы сердца, но его мышцы еще слабы, и потому существует опасность перегрузки сердца работой. Систолический объем сердца (количество крови, выбрасываемой из левого желудочка при одном сокращении) еще очень невелик. Сердце ребенка должно чаще сокращать­ся, чтобы при небольших объемах выталкиваемой крови обес­печить необходимый ее приток во все части тела.

В 5—7 лег у ребенка улучшается состав крови, растет коли­чество красных клеток — эритроцитов и повышается процен­тное содержание гемоглобина. Это говорит о том, что в орга­низме ребенка увеличивается газообмен, т.е. повышается! потребление кислорода из воздуха и соответственно — выде­ление углекислоты из организма. Значит, повышается его жизнеспособность и работоспособность.

Картина так называемой белой крови, т. е. содержание в крови различных форм лейкоцитов, свидетельствует о том, что ее фагоцитарная функция (функция сопротивления ин­фекциям, осуществляемая лейкоцитами) пока развита недо­статочно. Отсюда — подверженность детей всевозможным ин­фекционным заболеваниям.

К 6 годам значительно увеличивается жизненная емкости легких.

Как в анатомическом, так и в физиологическом плане продолжает развиваться нервная система. К 6—7 годам вес! мозга равняется примерно 1200 г, что в три раза превосходит вес мозга новорожденного. К 5—6 годам уже ясно выражена; дифференциация в строении слоев коры головного мозга. >

Тенденции психического развития. Данный период дош­кольного детства также проходит под знаком интенсивного! развития игровой деятельности, содержание и формы кото­рой существенно обогащаются и усложняются. Наряду с этим в жизнь детей все шире начинают входить элементы труда и учения. Благодаря развитию игры и возникновению элемен­те® этих новых видов деятельности у дошкольников интенсивно формируется произвольность (способность бьггь хозяином своего его поведения) в ее разнообразных проявлениях (произволь­ное внимание и запоминание, овладение эмоциями, процессы поиска и принятия решений, предвосхищение и оценка! последствий принимаемых решений и т. п.). По мере формирования произвольности, а значит, и обретения ребенком1 подлинной свободы в построении своего поведения, возрас­тает творческий потенциал его деятельности.

Все это накладывает отпечаток и на развитие двигатель­ный сферы жизни дошкольника.

Прежде всего, воспроизводя те или иные движения, пяти-, шестилетние дети начинают ориентироваться не на результат и зображаемого действия с предметом (как дети 4—5 лет), а на особенности самого движения, которое выделяется ими из этого действия. Так, в ходе воспроизведения движения с во­ображаемой расческой, ложкой, ножницами и т.д. шести­летки демонстрируют не только результат, достижимый с по­мощью данной операции, но и характерные движения по при­менению этих предметов. Например, изображая действия с расческой, шестилетний ребенок не запускает, как малыш, нею пятерню в волосы. Он зажимает кисть в кулак, как бы удерживая ручку гребешка, и водит им на некотором рассто­янии от головы, показывая движения, которые совершают­ся при причесывании волос. Здесь произвольность движений достигает уже высокой степени развития. Ребенок способен воспроизвести заданное движение по словесной инструкции н отсутствие предмета, в связи с которым оно формирова­лось.

Пяти-, шестилетки успешно выполняют задания не толь­ко по конкретным, но и по обобщенным словесным инст­рукциям (типа задания с инструкцией: «Прыгни как можно дальше»).

Словесные инструкции постепенно приобретают все более абстрактный характер и начинают нести для детей обобщен­ную программу действий без опоры на наглядно восприни­маемую ситуацию.

Постепенно сокращается разрыв между образованием и осоз­нанием навыка, чему, как уже говорилось выше, способствует словесное обучение.

Однако все эти позитивные достижения закрепляются и получают свое дальнейшее развитие на следующей возрастной стадии.

Приобщение к физической культуре

Продолжается работа по творческому освоению детьми более сложных форм двигательной активности, которые предполагают повышенный уровень произвольности движе­ний по сравнению с предшествующей возрастной группой. Решение соответствующих двигательных задач также требует от ребенка двигательной находчивости, а в ряде случаев — двигательной импровизации. Приоритетной становится орга­низация совместной деятельности детей по решению различ­ных двигательных проблем.

Учитывая накопленный ребенком опыт игровой деятельности, особое внимание педагоги уделяют дальнейшему развитию выразительности детских движений, в том числе — и символической функции. Развитие игры и художественного творчества создает почву для формирования у воспитанников старшей группы способности к конструированию и передач через движение относительно сложных эстетических образов Все это способствует возникновению у детей отчетлив выраженного интереса к собственным двигательным возможностям и стремления к их проявлению.

 

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Ходьба. Ходьба с имитацией походки животных (медведь лошадка, верблюд, журавль, гусь и др.) и людей в зависимости от их внутреннего состояния (печаль — радость, бодрость — усталость и т. д.), возраста (старичок, юноша, ребенок). Произвольная ходьба под легкую и грациозную му­зыку. Игровые упражнения: «Великан» (ходьба на носках поднятыми вверх руками), «Сбор цветов» (ходьба на прямых ногах с наклонами, необходимость координировать движения ног и рук), «Михайло Потапыч» (ходьба на четвереньках с выпрямленными ногами, имитирующая характерные движе­ния медведя), «Ходящий стол» (ходьба на руках и ногах жи­вотом вверх). Ходьба с изменением положения рук — с мя­чом и скалкой (и без них); игровые упражнения «Самолет», «Толкаем груз», «Троллейбус». Задания на построение сим­волических движений: передача посредством ходьбы образов движения времени (смена времени суток, времен года).

Ходьба по усложненным лабиринтам (соревнование на время). Игровое упражнение «Прогулка по льдинкам». Ходь­ба спиной вперед по доске шириной 10 см. Игровое упраж­нение «Катание на коньках» (ходьба на деревянных дощечках). Контурное изображение солнышка, цветка, елочки, грибочка и других предметов следами на влажном песке. Самосто­ятельное придумывание различных вариантов игровой ходь­бы и названий для них.,, Групповое игровое упражнение «Живая лента» — ходьба приставными шагами: дети, взявшись за руки, идут то в одну, то в другую сторону. Групповая ходьба — изображение дви­жущихся стрелок часов, поездов и машин на желез­нодорожном переезде, реки, текущей но определенному рус­лу, обозначенному при помощи кубиков и других мелких предметов; самостоятельное придумывание детьми вариантов групповой ходьбы.

Ходьба и бег в режиме чередования напряжения и расслаб­ления мышц («шалтай-болтай»). Имитация ходьбы и поход­ки движениями рук по вертикальной (из положения стоя) и горизонтальной поверхности (передвигаясь на четвереньках).

Бег. Бег под легкую и грациозную музыку в разных направлениях, разными способами (на носках, с поднятыми коленями, широкими и мелкими шагами, с поднятыми вверх руками и выпрямленной спиной, с прыжками) и с меняю­щимся темпом; концентрация внимания на ощущениях, воз­никающих при этом, выработка умения «слушать» ноги. Вос­произведение различных способов отталкивания от поверхно­сти при беге (носками, пятками и т. д.). Отталкивание от раз­ных поверхностей (пол, мягкий мат, батут, неглубокий пе­сок).

Стремительный бег в разных направлениях под быструю и энергичную музыку. Изменение характера и темпа бега! по сигналу в связи с вхождением в образы различных животных (олень, медведь, зайчик, слон, мышка, динозавр, ежик). Бег, ходьба, ползание с вхождением в образы персонажей сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Бег по усложненным лабиринтам. Бег с преодолением препятствий в виде предметов путем их обегания и перепры­гивания, пролезания между ними. Бег с осаливанием мячом в броске. Групповой бег с вхождением в образ бегунов-ма­рафонцев. Игровое упражнение «Упряжка».

Непрерывный бег продолжительностью до 2 минут. Бег на 100 м с меняющимся темпом от медленного к среднему, че­редующийся с ходьбой и прыжками. Быстрый бег на рассто­яние от 10 до 20 м (в зависимости от индивидуальных осо­бенностей ребенка). Задание: «Пробеги как можно быстрее».

Прыжки. Прыжки с принятием игровой роли (лягушки, кузнечики, кошки, тигры, лошадки в цирке, воробьишки). Прыжки на двух ногах на месте: ноги вместе — ноги врозь; с продвижением вперед. Прыжки с поворотом на месте кру­гом (ноги вместе — ноги врозь). Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Игра-соревнование «Лягушачий чем­пионат» (прыжки на скорость, перепрыгивание через пред­меты).


Прыжки с места через проведенную на полу линию в си­туациях, когда: а) расстояние до линии (не менее 80 см) задается воспитателем; б) ребенок сам должен выбрать для себя расстояние и прочертить линию в нужном месте; в) ре­бенок должен провести линию мысленно. Задание: «Прыгни как можно дальше»; то же — с соревнованием. Прыжки с разбега через «ров» шириной 100 см, через барьер из кубиков (сугробы, насыпь) высотой 15—20 см. Прыжки с места в высоту с попыткой коснуться обеими руками предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка в ситуациях, ког­да: а) высота подвешенного предмета (не менее 15—20 см] определяется воспитателем; б) ребенок сам должен выбрать нужную высоту и подвесить предмет (попросить об этом «ос- питателя); в) ребенок должен мысленно подвесить предметнаопределенную высоту. Задание: «Прыгни как можно выше», то же — с соревнованием. Перепрыгивание через длинную качающуюся скакалку; через короткую вращающуюся скакалку.

Спрыгивание с высоты 40—50 см с принятием игровом роли (пингвины, парашютисты, прыгуны с лыжного трамплина и др.). Спрыгивание с высоты с поворотом тела. Запрыгивание на возвышение до 25 см.

Ползание, лазание. Изображение реки, текущей под мое-» том (проползание под предметами), огибающей деревья и дома (проползание между предметами). Имитация движений ползающих животных (змеи, жуки и др.) с переползанием друг через друга. (Выполняя эти задания, дети должны пропол­зать 13—15 м.) Ползание по гимнастической скамейке. Ползание на четвереньках со сменой направления в медленном среднем и быстром темпе (в образе собачки, льва); толкая мяч головой. Игровые упражнения «Любопытный котенок»; «Кошка ловит мышей», «Паровоз», «Гусеница-землемер». Самостоятельное придумывание различных вариантов полза­ния и названий для них.

Лазание по гимнастической стенке с вхождением в образ обезьянки, акробата, альпиниста; концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом. Преодоление неуверенности в движениях и страха высоты (общие и индивидуальные варианты коррекции). Лазание до верха гимнастической стенки и спуск без пропуска реек. Игровые упражнения на канате «Маятник», «Компас».

Катание, бросание, ловля и метание. Изображение при помощи движущихся мячей простых сказочных сюжетов и реальных ситуаций (Колобок встречает по дороге разных зверей, зайчата спасаются от серого волка, автомобили разъез­жаются на перекрестке и др.). Игровое упражнение «Говорящий мяч» (передача и определение настроения через бросок).

Подбрасывание мяча вверх и его ловля двумя руками (не менее 10 раз подряд), одной рукой (не менее 5 раз). Пере­брасывание и перекатывание мяча из одной руки в другую; друг другу из положений стоя и сидя:. Прокатывание мяча перед собой при ходьбе по скамейке. Перебрасывание мяча через препятствие одной рукой в ситуациях, когда: а) рас­стояние до препятствия (не менее" 3 м) устанавливается вос­питателем; б) ребенок сам устанавливает это расстояние; в) ребенок мысленно представляет себе линию препятствия. Задание: «Брось мяч как можно дальше»; то же — с соревно­ванием. Бросание мяча о землю и его ловля. Игра мячом ру­кой о землю и о стену, плечом и ногой о стену. Ведение мяча с отбивании о землю поочередно правой и левой рукой. То же упражнение в форме игровой имитации мячом движений подпрыгивающего воробья, куклы-марионетки, молотка, ударяющего по гвоздю.

Игровые упражнения и игры: «Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Догони мяч», «Мяч об пол».

Удары по мячу битой или ракеткой — держа ее двумя ру­ками. Игровое упражнение «Школа меткости» — правда рука учит метать левую. Метание правой и левой рукой в гори­зонтальную и вертикальную цели (центр мишени на высоте 2,5 м) с расстояния 4 м. Забрасывание кольца на палку-кольцеброс (с расстояния 1,5 м).

Метание в цель сбоку, снизу (из положения сидя), сверху (стоя на возвышении); при быстрой ходьбе и беге.

Равновесие. Стойка с открытыми глазами на одной ноге с вхождением в образ (стойкий оловянный солдатик, гриб, кран, ласточка), другая нога согнута в колене, поднята вперед, отведена назад, в сторону. Стойка с закрытыми глаза­ми: «Египетский шаг» — носок одной ноги касается пятки другой (10—15 секунд).

Ходьба по плоским дощечкам, разложенным вдоль скамей­ки. Игровые упражнения «Верблюд на мосту» (перешагивание с характерными движениями ноги через кубики высотой 15— 20 см, разложенные вдоль скамейки), «Сбор грибов» (ходьба по скамейке с собиранием кубиков), «Козлики на мосту» (пар­ная ходьба по доске навстречу друг другу с поворотом на 180"). Групповое упражнение «Клавиши» (приседания на скамейке под звучание разных нот со сменой темпа). Парное упражнение: бросать и ловить мяч в среднем темпе, стоя на скамейке.


Попытка кратковременного удерживания мяча на голове в положении стоя и при ходьбе. Ходьба и медленный беге ме­шочком, книгой на голове — по полу, доске, скамейке. Ходьба с закрытыми глазами (10—15 шагов). Прыжки на двух и одной ноге с закрытыми глазами с продвижением вперед ни 3—4 м. Кружение индивидуально и парами (с приседаний ем), держась за руки (5—10 секунд), с вхождением в образ снежинок, волчка, пропеллера, летающей тарелки, гайки и т. п.

 

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА ПРИНЯТИЕ ПОЗЫ

Игровые задания: «Внимание, снимаю!» (вариант игры «Замри»); «Стоп-кадр» — имитация фотографических изображений: «Лошадка перед прыжком», «Орел в полет»», «Тяжелоатлет в рывке» и др.; имитация игрушек (в том числе худо­жественных дымковских, богородских) и скульптур. За­дание: «Скульптор и глина» — один ребенок создает «скульп­туру» из первоначально аморфной «глины», которую изобра­жает другой ребенок; данное упражнение носит развивающий многофункциональный характер, включая в себя черты двигательно-игровой, продуктивной, театральной деятельности, а также эмоционально-энергетический контакт участников; имитация и самостоятельное придумывание поз перевертышей («Собака на заборе», «Кошка в мышиной норке», «Пас­сажир в чемодане», «Стояние на потолке» и др.). Поза змеи,

Воспроизведение, придумывание и распознавание выра­зительных поз: напряженная поза (ожидание, испуг, сосре­доточенность, готовность к действию); расслабленная поза (усталость, удовлетворение, получение удовольствия).

 

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ

Игровые упражнения: «Прикосновение» — движения ки­стями рук по воображаемому препятствию; «Встреча друзей» — поочередное прикосновение пальцев одной руки к пальцам другой; «Угадай, что нарисовано» — рисование пальчиками на спине товарища.

Физкультминутки для развития пальцевой моторики «Дружба», «В гостях», «Домик», «Прогулка», «Человечки» «Засолка капусты», «Замок». Отдельные игровые упражнения для пальцев с показом движений и форм живых и неживых объектов, со стихотворным сопровождением: «Филин», «Петушок», «Курочка», «Осы», «Жук», «Птенчики в гнезде», «Колокольчик»; самостоятельное придумывание детьми вари­антов такого показа. Игровое упражнение «Лепим добрую и нежную руку».;

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И МИМИКИ

Демонстрация (на картинках и на живом примере) и распознавание выражения на лице различных эмоциональных состояний (радость, печаль, испуг, гнев, удивление, рав­нодушие и др.); самостоятельное воспроизведение состояния (по замыслу). Игра «Театр мимики».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ1

Игровые упражнения Цель
«Тяжелоатлет» (хождение с во­ображаемой гигантской тяже­стью на плечах (в виде скалки, гантели), ее подъем на высоту вытянутых рук и опускание на плечи Укрепление мышц рук, плечевого пояса и спины
«Объятия» (с отведением рук за спину) Укрепление мышц рук и плечевого пояса, создание положительного эмоцио­нального настроя, развитие выразительности движений
«Гребля» (имитация движений весел руками — сидя на полу по-турецки). Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук
«Любопытный котенок» (и. п. — сидя на коленях, затем на пятках; низкий наклон с опорой руками об пол, перебирание руками и повороты шеи в разные стороны) Укрепление мышц спины, шеи, рук
«Любопытный ребенок» (и. п. — лежа на животе; повороты голо­вы в разные стороны) Укрепление мышц шеи, предплечья, спины
«Дискобол» (имитация движений дискобола) Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук, раз­витие умения сохранять равновесие '
«Ветряная мельница» (ноги рас­ставлены, одна рука на поясе, другая, поднятая вверх, описыва­ет круги с постепенным ускоре­нием, касаясь уха и ноги; услож­ненный вариант: круги описывают обе руки одновременно Укрепление мышц спины, предплечья, рук, формирование умения следить за осанкой  
«С чашей воды на руках» (переход из и. п. сидя на пятках с подняты­ми руками — в стойку на коленях) -«-
«Косарь» (имитация движений при косьбе) Укрепление мышц плече­вого пояса и спины
«Летящая птица» (и. п. — лежа на животе, руки разведены в сторо­ны, бедра и ноги прижаты к по­лу, подъем и опускание головы и грудной клетки) Укрепление мышц спины живота и ног
«Поднимите вдвоем» (парное уп­ражнение: подъем и опускание гантели или палочки, и. п. — лежа на животе) -«-
«Испугавшиеся лошади» (парное упражнение: и. п. — спинами друг к другу, руки отведены назад; перетягивание палки или ганте­ли) Укрепление мышцспины,плечевого пояса и рук
«Лошадка на карусели» (и. п. — лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки держатся за щи­колотки; перекатывание тела вперед-назад) Укрепление мышц спины плечевого пояса, рук, ног, живота
«Гребцы» (парное упражнение: имитация движений гребцов; и. п. — сидя на полу, крепко взяв­шись за руки; ступни ног одного ребенка упираются в ступни ног другого) Укрепление мышц спина плечевого пояса и рук
«Открытый перочинный ножик» (и. п. — выпрямив нош и тулови­ще, вытянув руки вдоль тела; на­клоны туловища с поочередным поднятием ног) Укрепление мышц спины, бедер, живота, ягодичных мышц
«Чей толчок сильнее?» (парное уп­ражнение: взаимное отталкива­ние ступнями; и. п. — лежа на спине) Укрепление мышц ног
«Перекат и подскок» (и. п. — ле­жа на спине, колени согнуты, ру­ки обхватывают колени; перека­тывание тела назад, а затем впе­ред с последующим подскоком на ноги) Укрепление мышц спины и ног, ягодичных мышц
«Пальцы ног ходят в гости» (пар­ное упражнение: и. п. — лежа на спине (голова к голове, ноги врозь, нзявшись за руки; подъем ног нверх за голову с последующим соприкосновением пальцев) Укрепление мышц спины, живота, пальцев ног[17]

СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫСПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ

 

Силовые упражнения. Отжимы5—10 раз (руки в упоре на скамейке). Игровое упражнение «Тележка»: ходьба на руках в паре. Перекатывание вперед-назад 5—10 раз, и. п. — сидя. Ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук (рас­стояние 5 м).

Баскетбол. Перебрасывание мяча двумя руками от груди. Формирование умения регулировать направление и силу уда­ра при броске в корзину. Ведение мяча правой и левой ру­кой.

Футбол. Прокатывание мяча обеими ногами в заданном направлении. Формирование умения регулировать направление и силу удара при закатывании мяча в лунки, в ворота Отбивание мяча о стенку.

Освоение простейших навыков передачи мяча (в парах) Создание первоначальных представлений о функциях вратаря, защитников, полузащитников, нападающих.

Хоккей. Выработка умения правильно держать клюшку Прокатывание шайбы клюшкой в заданном направлении Формирование умения регулировать направление и силу уда ра при ее закатывании в ворота. Освоение простейших навыков передачи шайбы.

ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК

Художественная гимнастика. Пружинные движения руками, ногами, туловищем. Волнообразные движения плеча ми и руками. Прыжки, выработка равновесия, повороты ] рамках двигательных импровизаций.

Танцевальные упражнения. Танцевальный шаг: шаг гало па, шаг польки, русский хороводный шаг, русский переменный шаг, шаг притопывания.

Акробатические упражнения. Группировки, перекаты равновесия, полушпагаты, стойка на лопатках.

СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ

Катание на санках. Катание на санках с горки по двое и переменным распределением функций («впередсмотрящий» - «управляющий»). Катание друг друга: ведение санок за поводья с вхождением в образ («Лошадка в упряжке», «Поезду «Динозавр с длинным хвостом», «Малышка в коляске» и др.] толкание санок руками сзади, самостоятельное придумывание аналогичных образов.

Скольжение. Формирование навыков разбега. Повороты при скольжении. Рисование простых геометрических фигу скольжением по льду. Движения рук в разные стороны, приседания и подъемы при скольжении. Имитация движений фигуристов.


Ходьба на лыжах. Передвижение по лыжне друг за другом переменным шагом — поочередно скользя на правой и на левой ноге, с вхождением в образ спортсменов-лыжни ков. Игра-прогулка «Следопыты»: движение по обозначенным на снегу и на деревьях ориентирам с необходимостью делать повороты на месте и в движении, преодолевать незна­чительные препятствия на пути, взбираться на горку лесен­кой, спускаться с нее в низкой и высокой стойке. Выработ­ка навыков торможения. Игры «Слалом», «Догонялки».

Катание на велосипеде. Катание на двухколесном велоси­педе по прямой по разным поверхностям: асфальт, сухая зем­ля. Выработка простейших навыков регулирования скорости.

Бадминтон. Выработка умения правильно держать ракет­ку. Отбивание волана ракеткой; формирование умения регу­лировать направление и силу удара (в игре с воспитателем).

ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ

Скольжение на груди и на спине с вхождением в образ катера, кита, водомерки. Изображение того, как плавают сухопутные животные (кошка, лошадь и др.), передвигаясь по дну ногами или плавая доступным способом. Игровое упражнение «Аквалангисты» (выдох в воду). Игровое упраж­нение «Водяная мельница» (круговые движения ногами, сидя на мелком месте и опираясь на руки). Передвижение по дну на руках. Разучивание движений руками. Плавание произ­вольными способами. Игровые упражнения «Кувшинки», «Хоровод в воде» (под музыку).

Игры в воде: «Фонтан», «Аквариум», «Волны на море», «Поймай воду».

 

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ[18]

Продолжение работы по развитию ориентировки на ритм (упражнения «Марш» и «Зарядка»). Отбивание ритма на ба­рабанах, концентрация внимания на характере движений, осуществляемых при этом.

Передача воображаемого ритма через движение без музы­кального сопровождения. Развитие ориентировки на мело­дию. Формирование умения улавливать передаваемые мело­дией образы (настроения, состояния) и выражать их через движение (в произвольном танце). Попытки «пропевания» собственных движений, их выражения через произвольную вокализацию.


Части комплекса ритмической гимнастики (по Т. Лисицы­ной): упражнения «Пила», «Жук упал», «Похлопаем в ладо­ши», «Качели», «Пружинка», «Насос», «Листопад», «Мя­чик». Комплекс ритмической гимнастики «Буратино».

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 

Игры Цель
«Поезда», «Репка» Развитие умения ориентировать­ся на действия других при по­строении индивидуального дей­ствия
«Цирк», «Веселые человеч­ки», «Путешествие по дну моря», «Магазин игрушек» Развитие находчивости, сообра­зительности, сноровки, вырази­тельности движений, умение пе­ревоплощаться, овладение язы­ком движений
«Скакалка-подсекалка», «Эстафета кузнечиков», «Прыгуны и ползуны», «Птицы в клетке» Развитие сообразительности, быстроты реакции и сноровки  
«Охотники», «Не задень веревочку», «Через палку» Развитие произвольности действий, ловкости
«Петушки», «Холсты», «Косари» Развитие координации движений, умения сохранять равновесие
«Усни-трава...» Формирование умения ориенти­роваться на слово при организа­ции действия (как условие разви­тия произвольности действия)
«Наоборот», «Тень», «Го­лубки» Развитие быстроты реакции, оперативности мышления, умения % ориентироваться на слово при построении действия
«Ленок» Развитие пантомимических умений, сообразительности, умений ориентироваться в пространстве
«Белые медведи», «Ловлю птиц на лету», «Бег пинг­винов», «Жмурки» в разных вариантах (с голосом, с различными предметами) Развитие находчивости, сноров­ки, умения ориентироваться в пространстве
«Пескарь», «Колобок» Развитие ловкости, внимания, произвольности действий
«К своим флажкам», «Най­ди камешек», «Большие и малые колеса», -«Обезьянки» Развитие слухового внимания, ловкости, произвольности дей­ствий
«Шмель», «Ловишки с мя­чом», «Мяч водящему», «Ловкая пара», «Лови — не лови», «Кувшинчик», «Снайперы», «Попади в мяч» Развитие меткости, ловкости, внимания, быстроты реакции

 

ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫДЛЯ ПРАЗДНИКОВ

 

«Вокруг стульев», «Проворные пальцы», «Многоборцы», «Толкни ядро», «Поезда», «Передача мяча», «Дед Мороз».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: