Издержки производства и правила максимизации прибыли.




 

1. Фирма как основной экономический субъект

2. Виды издержек производства

3. Правила максимизации прибыли

4. Издержки производства в долгосрочном периоде

 

1) Предприятие - это первичная организационная форма, на уровне которой происходит соединение факторов производства и осуществляется сам процесс производства. Предприятие можно охарактеризовать как технически замкнутый производственный цикл, вокруг которого и над которым находятся вспомогательные службы. Процесс управления на предприятии основан на иерархических структурах, которые в зависимости от размера предприятия могут быть простыми или сложными. Инструментом управления в данной системе являются: 1)план деятельности данного предприятия (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, месячный, квартальный). 2)приказ вышестоящего уровня нижестоящему уровню. 3)контроль исполнения решений. Любое предприятие работает как единый механизм, и если сбой происходит в одном элементе этого механизма, то это отражается на деятельности всего предприятия. Предприятие можно рассматривать как определенную сеть контрактов, в которых определены права и обязанности каждого субъекта в рамках данных отношений. Сеть контрактов включает в себя не только внутренние контракты, но и внешние контракты. Внешние контракты включают в себя контракты с поставщиками и предприятиями потребителями данной продукции. Главной функцией данных контрактов является согласование планов производства, распределения и поставок данной продукции контрагентам данных отношений. Контракт - инструмент согласования и реализации планов предприятий, связанных между собой по линии специализации и кооперации. Виды предприятий: 1. Частно-собственнические предприятия. В них все ресурсы принадлежат одному владельцу. Функция собственника и управляющего не отделены друг от друга. Целевая функция данного предприятия: прибыль. Плюсы: прибыль присваивается одним субъектом, при принятии решения нет необходимости с кем-либо его согласовывать, максимальная степень заинтересованности собственника в эффективном использовании всех ресурсов. Недостатки: малые возможности аккумуляции денежных средств для создания данного предприятия и его развития. 2. Партнерство - это тип предприятия, которое возникает в результате объединения денежных средств и профессиональных качеств двух или более человек. Они несут полную ответственность за результаты своей деятельности.. Цель: чистый доход. Плюсы: расширение поля деятельности и увеличение доходов, более широкие возможности в привлечении внешних средств, более широкие возможности при формировании начального капитала. Минусы: проблема согласования интересов при принятии решений. Для данных типов предприятий характерны небольшие размеры. Основная сфера деятельности - услуги. 3. Корпорация - это долевая форма собственности и предприятия. Корпорация выступает как правило в форме акционерного капитала. У корпорации очень больше возможности в привлечении денежных средств (выпуск ценных бумаг, займы). Корпорация - это очень крупное предприятие. Каждый из собственников несет ответственность только в рамках вложенного капитала. Особенность: они существуют независимо от людей, владеющих акциями. В данном типе предприятий функция собственника и функция управления разделяются и обособляются друг от друга. Собственниками являются акционеры, управленцами - наемные служащие. Между ними возникают противоречия.. 4.Регулируемые предприятия. Два типа: частные и государственные. Особенность состоит в том, что цена или норма прибыли регулируется государством. Управляемая компания находится в стратегических отраслях хозяйства, либо в отраслях, производящих социально-значимую продукцию. 5. Кооперативы - это коллективная собственность членов данной организации. Кооперативы бывают: производственные, сбытовые, потребительские

2) Виды издержек производства. Pr=TR - TC. Постоянные затраты QkPk = TFC. Эти затраты постоянны, поскольку в краткосрочном периоде они не изменяются при изменении объёмов выпуска. Переменные затраты (VC)- это те затраты, которые изменяются при изменении объёмов выпусках.... - они характеризуют собой скорость изменения затрат в результате изменения объёмов выпуска на незначительную величину. В долговременном периоде изменяются кол-во производства и капитал, то есть масштабы производства и размеры капитала. Зависимость между масштабами производства и издержками может иметь три зависимости. Эффект масштаба может иметь положительный результат(ATC уменьшается), но может иметь и отрицательный результат, когда при увеличении размеров предприятия АТС начинают расти.

 

 

Если цена равняется АТС, тогда прибыль равна нулю.

 

В долгосрочном периоде фирма должна планировать нулевую прибыль, поскольку для каждого товара характерен определенный жизненный цикл, связанный с появлением этого товара, расширение объемов выпуска, увеличением спроса на него, насыщением потребности в данном товаре и постепенном сокращением объёмов его потребления. Поэтому с учётом сокращающегося спроса в долгосрочном периоде фирма должна планировать нулевую прибыль.

Условия закрытия предприятия.

Если предприятие находится в данном положении, оно должно в первую очередь сократить объём производства, чтобы выполнить условие равенства предельных затрат и предельного дохода. Во-вторых, если фирма несет убытки, она может функционировать, поскольку в краткосрочном периоде ей для производства необходимо покрывать только переменные затраты. Р2 > AVC => фирма может покрыть все свои переменные затраты. Фирма закрывается в том случае, когда потеря от функционирования фирмы больше потерь от закрытия фирмы. Потери от закрытия фирмы равны величине постоянного капитала. Потеря от функционирования фирмы определяются разницей между ценой и затратами на единицу продукции.

 

 

Несовершенная конкуренция: определение цены и объёма выпуска.

1. Понятие и типизация монополии.

2. Определение цены и объёма выпуска монополиста.

3. Ущерб от монополистической деятельности.

4. Монополистическая конкуренция.

5. Олигополия.

 

 

Монополия - один производитель. Монополия по определению исключает всякую конкуренцию. В условиях монополии исключается конкуренция с товарами-заменителями, но сохраняется межотраслевая конкуренция за распределение ресурсов и доходов населения. Особенность конкуренции в условиях монополии является ее борьба за общественное мнение. Обществу и государству надо доказать необходимость повышения цен на свои услуги. Обычно эта необходимость обосновывается двумя фактами: 1)инфляция в экономике, рост цен на ресурсы, которые использует монополия при производстве своих товаров и услуг. 1)необходимость крупных инвестиций в развитие отрасли, для этого необходимо увеличить прибыль монополиста. Организационно-экономические формы монополии: 1)картель - это соглашение между крупнейшими предприятиями данной отрасли, распределения рынка сбыта и квот на производство, предприятия сохраняют юрлицо и самостоятельность. картельное соглашение неустойчивое, поскольку затраты на единицу продукции у данных предприятий могу оказаться очень существенными. 1)синдикат - это монополистическое объединение, в котором предприятия, сохраняя юридический статус, создают компанию для сбыта своей продукции, которая на рынке становится монополистом.предприятия отказываются от права самостоятельной торговли. 3)трест - это такое монополистическое объединение, в котором предприятия теряют юридическую и коммерческую самостоятельность. 4)консерн - это форма монополистического объединения, в котором у предприятия может сохраняться и производительная и коммерческая самостоятельность, сохраняется и юридическое лицо, но между предприятиями существует связь по линии финансового капитала. консерн выступает как правило в форме акционерного капитала. есть головная(материнская) компания, которая обладает контрольным пакетом акций в своих дочерних компаниях. По своему характеру монополии различаются на экономические(она связана с концентрацией и централизацией производства) и естественные(предприятия и монополистические объединения, которые производят продукцию не имеющих аналогов или заменителей). При экономической монополии могут сохраняться элементы конкуренции и существовать товары-заменители.1. На базе концентрации производства 2. Технологическая монополия.

 

В отличии от совершенной конкуренции монополист решает задачу на определение не только объёма выпуска, при котором максимизируется прибыль, но и должен определить уровень цены. При монополии сохраняется общее правило максимизации прибыли MC=MR. Но кривая предельного дохода и спроса на продукцию монополиста принимает иной вид.

В отличии от совершенного конкурента монополия максимизирует не норму прибыли (Pr=Pr/k), а массу прибыли. Уровень цены на продукцию монополиста зависит от эластичности спроса.

При налогообложении монополии налоговое бремя в первую очередь ложится на потребителя. Монопольная власть компании определяет возможность получения сверх-прибылей. Если в условиях совершенной конкуренции цена равняется предельным затратам, то в условиях монополии цена монополиста больше предельных затрат. Сила монопольной власти измеряется разницей между ценой и предельными затратами. Если у нас на рынке присутствует только один монополист и он удовлетворяет весь рыночный спрос, то рыночную власть можно измерить след образом: 1/эластичность спроса по цене.

 

Ущерб от монополистической деятельности. Его обычно связывают с более высокими ценами чем в условиях совершенной конкуренции и с более низкими объёмами производства, в силу чего издержки на единицу продукции возрастают. Данные потери проявляются в том, что сокращается кол-во потребителей, а оставшиеся потребители сокращают объёмы потребления данного товара. В условиях монополии выгода монополиста всегда превышает его потери.

 

Ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация при монополии достигается путем установления для различных групп потребителей различных цен. Её цель: увеличить объёмы реализации продукции и прибыли

 

Особенности монополистического ценообразования

 

В силу своего монопольного положения на рынке монополия получает возможность диктовать свои условия потребителям, в том числе в определении уровня цен, поэтому, как правило, государство берет на себя функцию по регулированию монополистической деятельности и определению уровня цен на её услуги и производимые товары. Монополистическое ценообразование может осуществляться на базе использования двух принципов: 1) Pm=ATC 2) Pm=MC. В первом случае максимизируется функция спроса, поскольку цена не включает в себя прибыль монополиста (то есть большее количество потребителей может удовлетворить свои потребности в данных услугах или товарах). Минус данной модели - отсутствие прибыли у монополии, которая обычно рассматривается как источник для инвестиций. Особенность второй модели: данная модель обеспечивает монополии получение прибыли, а следовательно и соответсвующий источник для внутренних инвестиций. Минусы данной модели: более высокие цены=>ограничение потребления конечного потребителя, трудности в расчетах величины предельных затрат.

 

 

Политика ценовой дискриминации.

Особенность монопольного и олигопольного ценообразования состоит в возможности ценовой дискриминации, то есть в установлении для разной категории потребителей разного уровня цен. Эта политика ценообразования работает хорошо тогда, когда у потребителя нету возможности перепродажи данного товара или данной услуги. В результате ценовой дискриминации монополист получает возможность изъятия всего эффекта потребителя в свою пользу. В условиях ценовой дискриминации монополист максимизирует свой доход и расширяет базу клиентуры.

 

Рынок ресурсов и формирование доходов.

1. Особенности рынка ресурсов.

2. Рынок земли. Рента и её виды.

3. Рынок рабочей силы и определение цены рабочей силы.

4. Рынок ссудного капитала.

5. Рынок капитала и прибыль.

 

1. Рынок ресурсов включает в себя: 1)рынок земли 2)рынок природных ресурсов 3)рынок рабочей силы 4)рынок ссудного капитала 5)рынок капитала. В соответствии с современной западной концепцией стоимость каждого ресурса определяет собой доход, который получает собственник данного ресурса. Собственник земли получает доход в форме ренты, рента - это цена земли. Собственник рабочей силы получает доход в форме заработной платы, которая есть выражение стоимости данного ресурса. Собственник ссудного капитала получает доход в форме процентов, то есть процент - стоимость данного капитала, который предоставляет его собственник заёмщику на определенное время. Собственник капитала получает доход в форме прибыли. В данной концепции прибыль рассматривается как плата за риск предпринимателя, который вкладывает свои деньги в развитие производства, то есть они не рассматривают прибыль как стоимость ресурса. Цена каждого ресурса в рамках данной теории определяется его предельной производительностью или предельным доходом, который возникает при увеличении потребления данного ресурса. При этом правилом потребления данных ресурсов является равенство предельного дохода данного ресурса и цены данного ресурса. Если предельный доход данного ресурса больше цены данного ресурса, мы повышаем потребление, если меньше - понижаем. Особенность рынка ресурсов: 1) производный характер спроса на ресурсы от спроса на конечную продукцию 2) однородность ресурсов или слабая их дифференциация 3) наличие и качество ресурсов зависит от географических, климатических условий. Изменение спроса на ресурсы (сдвиги): 1) изменение в спросе на конечную продукцию 2) изменение в производительности ресурса 3) изменение цен других ресурсов. Эластичность спроса на ресурсы: 1)доля затрат на приобретение данного ресурса в стоимости конечной продукции 2) легкость ресурсозамещения. 3) эластичность спроса на конечную продукцию. Чем эластичней спрос на конечную продукцию, тем эластичней будет спрос и на сырьё, используемое в данном производстве. 4) предельная производительность данного ресурса. Чем больше предельная производительность данного ресурса, тем больше эластичность спроса, чем меньше предельная производительность ресурса, тем меньше эластичность спроса.

2. На ряду с рабочей силой земля является важнейшим фактором процесса производства. Особенность данного ресурса состоит в том, что он не является результатом человеческого труда и кол-во земли, которую можно использовать эффективно предельно ограничено. Особенности рынка земли и цена земли: земля - важнейший фактор производства. Особенность земли как фактора процесса производства: 1) земля не является результатом человеческого труда 2) у земли, как фактора производства, неограниченный срок службы 3) земля - это невоспроизводимый ресурс, это фиксированный ресурс 4) земля - это природный фактор производства, что оказывает влияние на издержки производства 5) земля - это недвижимость, можно передать право собственности на неё, но землю передать никуда нельзя 6) рост продуктивности земли, её производительности по мере её использования. Из особенностей данного фактора производства вытекают три вопроса: 1) может ли земля являться товаром 2) чем определяется доход собственника земли, если она является товаром 3) как должно происходить распределение дохода, возникающего в следствии владения того или иного субъекта землёй. Существует две точки зрения на землю, как товар: 1) в рыночной экономике товаром становится всё, в том числе и земля 2) земля не является результатом труда, поэтому земля не может являться товаром, она принадлежит всем в лице государства...рента, которая возникает при продаже земли и продукции сельского хозяйства должна изыматься в пользу государства. В рамках первой концепции, если земля является товаром, то её собственник должен получать доход. Доход собственника земли называется земельной рентой. Образование данной ренты связано с ограниченностью земли как фактора производства в сельском хозяйстве. В условиях, когда плодородных земель мало в процесс сельскохозяйственного производства приходится вовлекать худшие по качеству земли, поэтому процесс ценообразования на продукцию сельского хозяйства связан с тем, что в основу цены кладётся учёт затрат на производство продукции по худшим участкам земли (рикардо). Разница между затратами на производство продукции по худшим участкам и лучшим участкам образуют дифференциальную ренту. Выделяют три вида дифференциальной ленты: 1) по плодородию 2) по местоположению 3) по природному фактору. В основе абсолютной ренты лежит частная собственность на землю. Земля, как фактор производства, способна создавать стоимость без человеческих усилий (в отличие от промышленности). Процесс производства здесь может осуществляться без человека. В данном случае главным фактором процесса производства является природа, поэтому при одних и тех же затратах труда, себестоимость сельскохозяйственного производства всегда будет ниже, чем в промышленности. Неоклассический подход к рынку земли. В данной теории земля является самым ограниченным и фиксированным ресурсом, поэтому кривая предложения не эластична по цене земли. В данной концепции кривой предложения цена земли (рента) не оказывает никакого стимулирующего влияния на предложение земли (в отличие от прибыли в промышленности). Особенность спроса на землю: спрос на землю представлен как со стороны сельского хозяйства, так и со стороны других секторов в экономике. В данной неоклассической модели рынка земли основной фактор, который определяет цены земли - это спрос. В неоклассической теории цена земли определяется следующим образом: Px=R/r, тогда как в классической теории ренты величина ренты - это разница между затратами на...?... на лучших и худших участках.

3. Существует классическая и неоклассическая концепция заработной платы. Они по разному трактуют факторы, от которых зависит заработная плата и сущность заработной платы. Классическая теория заработной платы (адам смит, карл маркс): в классической теории заработная плата является стоимостью особого товара (рабочая сила). Особенность данного товара состоит в том, что он обладает способностью создавать большую стоимость, чем стоимость товара "рабочая товара". Стоимость товара "рабочая сила" определяется стоимостью жизненных благ существования работника и его семьи (продукты питания, одежды, жилье, образование и тд). Цена рабочей силы или заработная плата является основанием воспроизводства рабочей силы и его семьи. Если зп ниже стоимости рабочей силы и не покрывает потребности его и его семьи, то происходит нарушение в процессе воспроизводства рабочей силы.в данной концепции зп и её величина вполне объективная величина количественно определенная (стоимость жизненных средств существования работника). Неоклассическая концепция зп: в данной концепции рабочая сила является таким же товаром, как и все остальные товары => ценообразование на данный товар связано соотношением спроса и предложения. В данной концепции цена рабочей силы колеблется в зависимости от соотношения спроса и предложения, но в конечном итоге возникает равновесная цена. Эта равновесная цена и есть цена рабочей силы, которая в конечном итоге будет соответствовать предельной её производительности. Вмешательство государство в рыночное ценообразование на рынке рабочей силы, например установление минимальной зп, приводит к росту безработицы. Если бы гос-во не устанавливало минимальную зп, то предприниматели могли бы нанять больше рабочей силы по более низкой зп, и безработица бы сократилась. Неоклассическая концепция зп соответствует интересам собственников, осуществляющих найм рабочей силы и определяющих условия этого найма. Позиции наёмной рабочей силы в переговорном процессе с нанимателем слабые (он физ лицо, предприниматель юр лицо). Неурегулированность данных отношений, т.е. исключение профсоюзов и государства из данного процесса, может привести только к одному результату - к падению цены рабочей силы ниже её стоимости, что приведет к нарушению процесса воспроизводства рабочих и их семей.

4. Предпринимательский доход и прибыль. Предпринимательский русерс является важнейшим фактором в развитии экономики. Основные функции состоят в следующем: 1) видеть перспективу развития и потребности развития 2) предпринимательский ресурс - это способность человека идти на риск ради будущего. Он инвестирует свои капиталы, т.е. отказывается от текущего потребления 3) это определенная способность к координации деятельности многих людей, то есть к управлению 4) это способность брать на себя риски, связанные реализацией продукции 5) это способность идти на риск, связанный с инновациями. От качества предпринимательского ресурса (его свойства и функции) зависит способность экономики к саморазвитию

 

 

Рынок капитала и процентный доход.

1. Понятие капитала. Форма капитала. Капитал - важнейший фактор процесса производства. В экономической теории и в статистике к капиталу относится здания, сооружения, дома, станки, оборудование, технологии, товарные запасы. Капитал, выраженный в физических объектах, называется реальным капиталом. Выделяют финансовый капитал, который рассматривается как определенная сумма денег или других финансов активов, которыми располагает предприятие. Выделяют основной капитал и оборотный капитал. Основной капитал участвует в производственном процессе длительное время, и срок его жизни не определен. Особенность основного капитала состоит в том, что он переносит свою стоимость на конечную продукцию по частям. Эта перенесённая стоимость включается в стоимость конечной продукции и называется амортизацией. Амортизация используется для осуществления кап.ремонта, она может являться источником внутренних инвестиций. В процессе своего использования основной капитал снашивается. Выделяют физический и моральный износ основного капитала. Под физическим износом основного капитала понимают потерю им его потребительной стоимости в течение определенного времени использования. Происходит постепенная потеря производительности данного оборудования. Моральный износ связан с появлением более эффективных и производительных машин, оборудований и технологий, при использовании которых себестоимость производимой на них продукции оказывается значительно ниже. При моральном износе производитель вынужден обновлять основной капитал, чтобы удержаться на рынке в конкурентной борьбе. Оборотный капитал - это сырьё, материалы, электроэнергия. Особенность данного капитала состоит в том, что он участвует только в одном производственном цикле и полностью по своей стоимости включается в стоимость конечной продукции. В экономической теории капитал рассматривается со стороны его материально-вещественного состояния.

2. Доходный капитал. Каждый фактор производства создаёт доход, который присваивает его собственник. Рабочий получает заработную плату, собственник денежного капитала - процент, собственник земли - ренту, собственник капитала - прибыль. Прибыль также является разновидность процентного дохода, поскольку определяется как процент на вложенный капитал, то есть норма прибыли. Прибыль создаётся рабочей силой. Физический капитала лишь переносит свою стоимость на стоимость конечной продукции, а рабочая сила обладает способностью создавать большую стоимость, чем стоимость рабочей силы. Поэтому прибыль является результатом безвозмездного присвоения труда рабочей силы (части труда). Основой прибыли является процентный доход на денежный капитал. Прибыль предпринимателя не может быть меньше процентных ставок. Если прибыль оказывается меньше, то предпринимателю проще продать физические активы, положить деньги в банк и жить на проценты. Процентная ставка характеризует минимальную величину прибыли. Накопления капитала, которое осуществляется в процессе инвестиционной деятельности также регулируется процентной ставкой. Процентная ставка определяется спрос фирмы на инвестиционные товары. Дисконтирование - это есть процесс приведения будущей стоимости блага к текущему моменту времени. Факторы, определяющие коэффициент дисконтирования: 1) безрисковые вложения в государственные ценные бумаги 2) уровень инфляции 3) риски. Чем выше коэффициент дисконтирования, чем ниже будет показатель NPV и наоборот.

3. Средняя норма прибыли

4. Стоимость денег во времени. Принятие инвестиционных решений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: