Единственность и множественность равновесия




Рис.1 Кривая общего выпуска продукции

Зависимость между выпуском продукции и количеством труда, применяемого при фиксированном объеме капитала: Q=aL+bL2-cL3, где a,b,c – технологические коэффициенты. На кривой общего выпуска продукции (TP) видно, что результат первых порций затраченного труда, присоединяемый к заданному объему капитала, обеспечивает увеличение выпуска, опережающее рост количества вовлекаемого в производство труда до определенного момента, когда после достижения определенного уровня занятости общий выпуск начинает уменьшаться.

Для количественной характеристики технической результативности производства в коротком периоде применяют три взаимосвязанных показателя:

1. Средняя производительность переменного фактора (АР) - Отношение общего объема выпуска к общему количеству используемого переменного фактора (Q/L). Графически она представляется наклоном прямой, соединяющей точки кривой ТР с началом координат. На рис. 1 средняя производительность труда при его использовании в объеме L 1 единиц равна tgα. АР растёт до точки В (в этой точке значение АР равно значению МР), затем снижается.

2. Предельная производительность труда (МР) - приращение общего выпуска при увеличении количества используемого труда на единицу. Алгеб-ки она пред-ся как производная функции общего выпуска по труду. МРL = dQ/dL. Графически предельная производительность труда при использовании L 1 единиц труда соответствует на рис. 1 величине tgβ.

Рис. 2 MP­ до А быстрее,ч ем растёт АР, затем ↓ и в С достигает 0. Т.е. после достижения оптимальной капиталовооружённости в т. А рис.2. при отсутствии НТП действует «закон убывающей предел. Произв-ти»

3. Коэффициент эластичности выпуска (E(Q,L)) по переменному фактору показывает, на сколько процентов изменится выпуск при изменении объема переменного фактора на 1%:

еQ,L = ∆Q\∆L* L/Q Соотношение между тремя показателями технической результативности переменного фактора производства выражается следующим равенством: еQ,L = MPL / APL.

Из рис.2 следует, что при увеличении количества используемого труда от 0 до LB имеет место еQ,L > 1; при L = LB коэффициент еQ,L = 1; в интервале LB < L < LC эластичность выпуска по переменному фактору убывает от 1 до 0, а при использовании заданного объема капитала и количестве труда больше LC коэффициент эластичности принимает отрицательное значение.

 

 

2. Производственная функция длит. периода: понятие, сущность и графич. изображ. Предел. норма замещения факторов. Отдача от масштаба.

Производственная функция - зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально возможным при этом выпуском продукции. Все факторы пр-ва можно представить в виде 3-х агрегатов: труд, капитал (орудия и ср-ва труда, включая природ. ресурсы) и уровень науч-технич. знаний. Однако при изуч. большинства проблем микры предполагают, что НТП отсут. Тогда произ. ф-ция выгл.: Q=f (L,K), где Q – объем выпуска продукции, L – труд, К - капитал.

Т. к. в длин. периоде меняется не только кол-во используемого в пр-ве труда, но и объем капитала, то производственную ф-цию в нем можно представить в виде множества производственных ф-ций в кор. пер., различающихся объемами капитала.

Типичной формой производственной функции в длинном периоде является степенная функция вида: Q = ALαKβ, где А, α, β - положительные постоянные числа, характеризующие технологию производства. Широкое применение в эк. анализе получила функция Кобба – Дугласа Q = LαK1-α. Показатели степеней α и β производственной функции равны коэффициентам эластичности выпуска по факторам: еQ,L = MPL / APL = αAKβLα-1 / AKβLα-1 = α

еQ,K = MPK / APK = β ALαKβ-1 / ALαKβ-1 = β

Рез-т воздействия на выпуск пропорционального изменения обоих факторов называют эф-м масштаба (отдачей от масштаба ).

Рост объемов труда и капитала в n раз может сопровождаться увеличением выпуска: 1) в n раз; 2) более, чем в n раз; 3) менее, чем в n раз. В первом случае говорят, что технология имеет неизменный эффект масштаба, во втором - растущий и в третьем - снижающийся.

Поскольку показатели степеней в производственной функции Q = ALαKβпоказывают, на сколько процентов возрастет выпуск при увеличении соответствующего фактора производства на 1%, то при α + β = 1 постоянный эффект масштаба; при α + β > 1 - растущий, а при α + β < 1 -снижающийся.

Произв. ф-я в длит. периоде графически предстает в виде семейства изоквант (множество сочетаний объемов труда и капитала, при которых достигается один и тот же объем выпуска). Карта изоквант (рис. 1). Изокванта представляет множество сочетаний минимально необходимых объемов труда и капитала для заданного выпуска. Это означает, что изокванта не может иметь положительный наклон.

Расположение изокванты относительно осей координат определяется соотношением эластичностей выпуска по факторам производства. Если еQ,L = еQ,K, то изокванта симметрична биссектрисе, исходящей из начала координат(II). При еQ,L > еQ,K она имеет относительно больший наклон к оси, на которой откладывается объем труда(III),а при еQ,K > еQ,L, наоборот(I).

Карта изоквант наглядно отображает эффект масштаба. Изокванты при технологии с постоянным эффектом масштаба располагаются относительно друг друга на одинаковом расстоянии. При технологии с растущим эффектом от масштаба они приближаются друг к другу по мере увеличения выпуска, а с уменьшающим отодвигаются.

Мерой взаимозаменяемости факторов производства служит предельная норма технического замещения MRTS, которая показывает, на сколько единиц можно уменьшить один из факторов при увеличении другого фактора на единицу, сохраняя выпуск неизменным. Предельная норма технического замещения труда капиталом:

MRTSK,L = - (ΔL / ΔK) (при Q = const)

а предельная норма технического замещения капитала трудом: MRTSL,K = - (ΔK / ΔL)(при Q = const)

Величина MRTS факторов производства определяется их предельной производительностью. Увеличение количества применяемого труда полностью компенсирует сокращение объема капитала, если выполняется следующее равенство: Δ L * MPL = Δ К * MPK следовательно Δ К/ Δ L = MPL/ MPK = MRTSL,K

Определим предельную норму замещения капитала трудом при технологии Q = ALαKβ: |MRTSL,K| = MPL/ MPK = α AKβLα-1 / α AKβ-1Lα = αK / βL

При графическом построении MRTS соответствует тангенсу угла наклона касательной к изокванте в точке, указывающей необходимые объемы труда и капитала для произв-ва заданного объема продукции.

 


3. Равновесие производителя: понятие, сущность и граф. изобр-е. Путь развития фирмы и его зависимость от цен на факторы.

В теории производства равновесие производителя определяется симметричным равенством предельной нормы технического замещения ресурсов K и L соотношению их цен.

Условие равновесия: -w/r=MRTSL,K= - MPL/MPK, где w - цена услуг труда, r - цена услуг капитала (арендная плата за час работы оборудования). Т.о., равновесие производителя достигается тогда, когда образуется равенство отношений предельных продуктов факторов к ценам на эти факторы производства.

Изокоста представляет множество всех комбинаций ресурсов, которые могли бы быть приобретены предприятием при определенной сумме денежных расходов. Сумма возможных расходов C=r*K+w*L, откуда определяется уравнение изокосты: K=C/r-w/r*L. Соотношение цен факторов w/r характеризует наклон изокосты. Рост бюджета производителя или пропорциональное снижение цен ресурсовов сдвигает изокосту вправо, а сокращение бюджета или рост цен – влево.

Оптимальная комбинация ресурсов определяется пересечением наиболее высокой изокванты (Изокванта представляет множество сочетаний минимально необходимых объемов труда и капитала для заданного выпуска) с изокостой (комбинация Е обеспечивает наибольший выпуск по сравнению с любой другой комбинацией ресурсов, имеющей равную стоимость).

Предположим, что цены ресурсов остаются неизменными, тогда как бюджет предприятия постоянно растет. Соединив точки касания изоквант с изокостами, мы получим линию OG - "путь развития" (путь роста). Эта линия показывает темпы роста соотношения между факторами в процессе расширения производства (рис. 2).

В длительном периоде все производственные ресурсы переменны, и поэтому здесь в принципе не существует предела расширению производства.

Задача предприятия в этом случае сводится к задаче выбора оптимального пути роста. При данной производственной функции и данных ценах ресурсов, оптимальный путь роста рассчитывается по множеству точек касания соответствующих изоквант и изокост. Если производственная функция однородна, оптимальный путь роста определяется лучом, выходящим из начала координат, наклон которого определяет оптимальное соотношение K / L и зависит от соотношения цен ресурсов (рис. 3).

На рис. 3, а при соотношении цен w / r оптимальный путь роста определяется лучом ОА, а при соотношении цен w1 / R1 - лучом OB. Понятно, что при изменении соотношения цен произойдет и изменение оптимального пути роста. Рис. 3. Рост производства:а) в длительном периоде, б) в коротком периоде

 

4. Функции затрат короткого периода. Постоянные и переменные затраты.

Затраты – это ценность материалов и услуг факторов производства, используемых при изготовлении продукции. Зависимость между объемом произведенной продукции и минимально необходимыми для ее производства затратами называют функцией затрат.

Поскольку в коротком периоде хотя бы один ресурс является фиксированным, а остальные переменными, затраты делятся на:

постоянные (FC), не меняющиеся при изменении объема пр-ва;

переменные (VC), изменяющиеся вследствие измен. объема пр-ва.

ТС= FC+ VC – общие затраты. Графич. представ. на рис. 1.

AC=FC/Q+VC/Q=AFC+AVC

Предельные затраты (МС) — прирост общих затрат при увеличении объема выпуска на единицу. MC (предельные) = ΔFC/ΔQ+ΔVC/ΔQ = 0+ΔVC/ΔQ = ΔVC/ΔQ

Связь предельных и средних затрат – математическая зависимость. Если средние затраты снижаются, то предельные затраты всегда меньше средних. Когда средние затраты растут – предельные затраты всегда выше средних. Кривая предельных затрат пересекает средние общие и средние переменные затраты в точках их минимума.

 


 

5. Функции затрат длительного периода. Кривая средних затрат длит. периода и отдача от масштаба.

В длит. периоде фирма может менять все используемые факторы производства, а потому все затраты являются переменными. В длительном периоде изменение размеров капитала позволяет фирме сократить издержки. По мере расширения экономической деятельности в длительном периоде издержки меняются под влиянием эффекта масштаба (Рез-т воздействия на выпуск пропорционального изменения обоих факторов).

При постоянном эффекте масштаба средние издержки производства будут одинаковы для всех объемов производства. При возрастающем эффекте масштаба средние издержки снижаются, а при уменьшающемся эффекте масштаба - средние издержки производства растут.

Для большинства производственных технологий фирм эффект масштаба сначала возрастающий, затем постоянный и, наконец, падающий. Кривая средних долговременных издержек имеет U-образную форму, также как и кривая средних краткосрочных издержек, но причина U-образной формы в первом случае заключается скорее в возрастающем и падающем эффекте масштаба, а не в действии закона убывающей отдачи по отношению к факторам производства (рис.1).

Рис. 2 (долговрем и кратковрем. изд-ки при постоян. эффекте масштаба), Рис 3 (… при увелич. и сокращ. эффекте от масштаба) показывают взаимосвязь между затратами в коротком и длительном периодах. Предположим, фирма не уверена в будущем спросе на свою продукцию и рассматривает три альтернативных варианта размеров предприятия.

Линии краткосрочных средних затрат по трем вариантам: SAC1,2,3. Решение имеет огромное значение, поскольку после того, как предприятие построено, его размеры невозможно изменить в течение некоторого времени. Рис.2 показывает случай, при котором в длительном периоде эффект масштаба постоянный. Если фирма рассчитывает производить Q1 единиц продукции, то ей следует строить самый маленький по размерам завод, если Q2 - завод средних размеров, и если О3 - самый большой завод. Если осуществимы только эти размеры предприятия, любой выбор объема производства между Q1 и Q2, Q2 и О3 повлечет за собой рост средних издержек.

При возрастающем или падающем эффекте масштаба линия долговременных средних издержек представляет собой огибающую краткосрочных кривых средних издержек (рис.3).

Отметим, что кривая LAТC никогда не поднимается выше любой кривой краткосрочных средних затрат. Точки минимальных средних затрат самого маленького и крупнейшего из предприятий не находятся на кривой средних затрат длительного периода вследствие возрастающего и убывающего эффекта масштаба. Небольшое предприятие, действующее с минимальными средними издержками, нерентабельно, потому что у более крупного предприятия есть преимущество из-за возрастающего эффекта масштаба, дающее возможность выпускать продукцию с более низкими средними издержками.

 

 


6. Функции предложения конкурентной фирмы в коротком и длительном периодах.

Функция предложения выражает зависимость между количеством предлагаемых благ и факторами, определяющими это количество. QSA=f(PA,PB…Pz,R,K,C,X), где QSA -объем предложения товара А в ед. времени, Р-цены данного и остальных товаров, R-наличие производствен. ресурсов, К- хар-р применяемой технологии, С-налоги и дотации, Х-природ-климатич. и прочие условия.

Зависимость между ценой блага и максимальным объемом его предложения наз. функцией предложения по цене QS=f(P)

Кривая рыночного предложения – это фактически кривая цены предложения, поскольку она отражает издержки производства того или иного товара. Чем больше объем выпускаемой продукции, тем при прочих равных условиях выше издержки его производства, поскольку рост спроса на ресурсы влечет за собой повышение их цены. Поэтому большее кол-во товара продавцы готовы предлагать лишь по более высоким ценам.

Поскольку целью производителя в условиях совершенной конкуренции является максимизация прибыли, то функцию предложения по цене фирмы, работающей при заданной системе цен, можно вывести, решив ур-е:

π-прибыль.

КОРОТКИЙ ПЕРИОД Когда фирма несет убытки в коротком периоде, она имеет две альтернативы: выпускать продукцию на уровне Р=МС или прекратить пр-во. Продолжая действовать, фирма несет убытки как на постоянных, так и на переменных затратах, но получает доход от продажи своей продукции. Когда она совсем прекращ. пр-во, перемен. изд-ки сокращ до 0, но потери происходят из-за постоян. изд-к, кроме того она не получ дохода. Т.О. в краткоср. пер. фирма потеряет больше от закрытия, чем от прожолж. пр-ва. Если же цена упадет ниже AVC, то фирме надо прекращать пр-во. ТО краткоср. кривая предлож. фирмы совпадает с ее кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних перемен. изд-к.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД При цене P1 фирма, чтобы получить максимум прибыли, предложит Q1 единиц продукции; при цене P2 она произведет Q2 единиц и т.д. Если цена опустится ниже P1, то фирма прекратит производство данного блага, так как его цена не покрывает всех затрат. Следовательно, участок кривой LMC, идущий вверх от пересечения с кривой LAC, и есть график функции предложения по цене в длинном периоде: QS = QS(P).

Изменение цен факторов производства отображается сдвигом кривых затрат, а потому и кривой предложения по цене.

7. Кривая предложения фирмы. Излишек производителя. Эластичность предложения по цене.

Кривая предложения отрасли в коротком периоде м.б. получена простым суммированием кривых предложения отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене. Ее вид будет схожим с кривой предложения отдельной фирмы при большем масштабе значений по оси абсцисс (Q). На рис. 1 кривая предлож отдельной фирмы (краткоср. кривая предлож. фирмы совпадает с ее кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних перемен. изд-к).

Положительная прибыль, получаемая предприятиями в коротком периоде, привлечет фирмы из других отраслей. Рыночная кривая предложения сместится (предложение увеличится), равновесный выпуск отрасли возрастет, а оптимальный объем пр-ва отдельной фирмы сократится.

В длительном периоде все фирмы отрасли будут получать нулевую экономическую прибыль, т.е. их выручка будет равна альтернативным затратам.???

Равновесие конкурентной фирмы в длит. периоде:

 

Кривая предложения предприятия в длит. периоде соотв-ет возрастающему участку LMC, лежащему выше минимума LAC. Однако кривая предложения отрасли в длит. периоде не м.б. получена горизонтальным суммированием кривых предложения предприятий отрасли, поскольку кол-во этих предприятий в длит. периоде измен-ся.

Излишек производителя – это разность м/у суммой денег, полученной за проданную в определенном объеме продукцию, и минимальной суммой денег, за которую производитель был готов продать эту продукцию.

Одной из важнейших хар-к функции предложения явл-ся эластичность предложения, кот. выражает хар-р зависимости относительного изменения объема предложения блага от относительного изменения его цены.

Коэф. прямой эластичности по цене показ-ет, на сколько % изменится объем предлож. блага при измен. его цены на 1 %.

eS = ΔQS/ΔP * P/QS Предложение называют эластичным, если eS > 1, а неэластичным, если eS < 1, если eS =1 – единичным.

В случае многономенклатурного пр-ва объем предложения каждого продукта зависит не только от его цены, но и от цен других продуктов, выпускаемых фирмой. Колич-ной хар-кой такой зависимости явл-ся коэф перекрестной эл-ти предложения по цене, кот показ, на сколько % изменится объем предложения блага i при изменении цены блага j на 1%:

eSij = ΔQi/ΔPj * Pj/Qi

Большинство совместно производимых благ для производителя взаимозаменяемы, (е<0). Если е>0, то для производителя эти 2 блага явл. взаимодополняемыми.

Эластичность рыночного предложения превышает эластичность предложения любой из фирм, выступающих на данном рынке.

 


8. Количественный подход к анализу полезности и спроса. Законы Госсена. Равновесие потребителя. Выведение функции индивидуального спроса.

Количественный (кардиналистский) подход анализу полезности и спроса (Менгер, Джевонс, Вальрас)основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах - ютилах (от англ. слова utility -полезность)

Применительно к каждому виду блага индивидуум различает общую и предельную полезность. Общая полезность (TU) - это удовлетворение, которое индивид получает от потребления товаров и услуг в данном объеме. Функция полезности: TU=f(Qа,Qb,...,Qz), где Qa,Qb,Qz - объемы потребления благ A,B,...,Z.

Предельная полезность (MU) - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на единицу: MU=DTU/DQ1

Величина предельной полезности при одном и том же объеме потребления у различных индивидуумов окажется разной, что м.б. объяснено различиями в их вкусах и предпочтениях.

Теория субъективной полезности опирается на законы, открытые Генрихом Госсеном. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена): 1. в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает; 2. при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первонач. потреблении.

Формулировка условия оптимума потребителя дается во втором законе Госсена. 1. Максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности (MU) блага к его цене (P) одинаково для всех благ MUA/PA = MUB/PB = MUC/PC = … = λ, где, MU предельные полезности товаров А,В,С, λ - коэффициент, который характеризует предельную полезность денег.

2. Для всех непокупаемых товаров Z,Y… имеет место MUz/Pz≤ λ, MUY/PY≤ λ.

Из второго закона Госсена следует, что увеличение цены какого-либо блага (при неизменных ценах на все прочие блага и том же доходе) ведет к падению соотношения предельной полезности от его потребления и цены. Снижение предельной полезности означает меньшую готовность индивида платить за данное количество, то есть более низкий спрос.

Изменение цены одного из потребляемых благ меняет структуру расходов потребителя; в результате может измениться объем спроса не только на потребление данного, но и других благ. Следовательно, объем спроса индивида на благо зависит как от его цены, так и от цен других благ. Таким образом, количество спрашиваемого индивидом блага зависит от: цены данного блага (Pi), цен других благ (Pj) и бюджета индивида (М): QiD= QiD (Pi, Pj, М) - ф-ция инд. спроса.

График функции индивидуального спроса: отрицательный наклон линии спроса отображает закон спроса. Влияние других аргументов функции QD на количество спрашиваемого блага выражается в соответствующем сдвиге линии спроса. Так, при увеличении бюджета потребитель по каждой цене будет спрашивать большее количество, т.е. его кривая спроса сдвинется вправо. Важно различать изменение объема спроса на каждое благо (перемещение по линии D) и изменение спроса (сдвиг линии D). Когда все факторы, определяющие объем спроса на благо, кроме его цены, постоянны, функция спроса принимает частный вид функции спроса поцене: Q = Q (P)

Недостатки количественного подхода: не существует единиц для объективного измерения полезности различных товаров; предельная полезность денег не постоянна, она изменяется с изменением дохода, а значит деньги не могут служить мерой полезности.

 


9. Порядковый подход к анализу полезности и спроса. Равновесие потребителя. Выведение функции индивидуал. спроса.

Основоп-ки Парето, Фишер. В порядковом подходе (ординалистская концепция) потребитель оценивает и сравнивает не отдельные единицы благ, а наборы (потребительские корзины). Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:

Гипотеза полной упорядоченности. При наличии двух различных наборов благ потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равнозначными.

Гипотеза транзитивности. Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С;

Гипотеза ненасыщения. Потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

Гипотеза независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от кол-ва потребляемых им блак и не зависит от кол-ва благ, потребляемыми другими потребителями.

При порядковом подходе для исследования поведения потребителей пользуются понятиями кривой и картой безразличия. Кривая безразличия - совокупность точек в пространстве двух благ, представляющих равнозначные для потребителя наборы.Множество всех кривых безразличия на плоскости наз. картой безразличия.

Свойства кривых безразличия: 1.кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные наборы товаров. 2. Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицательный наклон. 3. Кривые безр. не пересекаются. 4. Выпуклы к началу координат.

Люди всегда идут на компромиссы, когда делают выбор м/у товарами. Для того, чтобы определить объем некоторого товара, которым потребитель готов пожертвовать ради другого, исп-ся мера, называемая предельной нормой замещения MRSxy. Это кол-во блага Y, кот. должно быть сокращено в обмен на увеличение кол-ва блага Х на единицу, с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным. MRSXY= - dY/dX

Для анализа потреб. выбора необх. учесть ограниченность ресурсов (а именно дохода). Для этого вводится понятие бюджетного ограничения. Оно показ-ет, какое кол-во благ можно приобрести при данных ценах и доходе. I=PХХ+PYY Ур-е бюджетной линии: Y=I/PY-PX/PY*X -PX/PY –угловой коэф-т.

Цель потребителя – сделать покупки таким образом, чтобы обеспечить себе макс. полезности в рамках бюджет. ограничения. Равновесие потребителя – точка касания бюджет. линии и кривой безразличия.

Условие оптимума потребителя: MRSXY= -PX/PY

ФУНКЦИЯ ИНД. СПРОСА: Зависимость между объемом индивидуального спроса и определяющими его факторами, выведенная в порядковой (ординалистской) концепции в общем виде представляется такой же функцией, как и в количественной (кардиналистской): QiD = QiD (Pi,Pj,M)

Когда при фиксированной номинальной величине бюджета изменяется цена одного из благ, тогда бюджетная линия поворачивается вокруг точки своего пересечения с осью другого блага, переходя от одной кривой безразличия к другой. Все точки касания поворачивающейся бюджетной линии с кривыми безразличия образуют линию «цена-потребление» (PC). Она отражает реакцию потребителя на изменение цены одного из благ. Нижняя часть рисунка - построение график индивидуального спроса.

10. Функции «доход-потребление». Кривая Энгеля. Эластичность спроса по доходу.

Когда бюджет потребителя растет при неизменных ценах благ, тогда бюджетная линия, перемещаясь параллельно самой себе вправо, касается все более отдаленных кривых безразличия. Соединив все точки равновесия потребителя, получим линию «доход - потребление» (ICC) (рис. 1а). Она показывает, как при фиксированных ценах меняется потребление индивида по мере роста его бюджета.

Для большинства благ линия «доход - потребление» имеет положительный наклон с ростом дохода увеличивается потребление обоих благ. Но по отношению к некоторым благам индивид имеет карту безразличия со сдвинутыми к одной из осей координат кривыми безразличия (1б). В этом случае линия «доход - потребление» может иметь отрицательный наклон: по мере роста дохода индивид сокращает потребление одного из благ. Такое благо условно называют «некачественным». Зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в условиях стабильных цен, представленную в графическом виде, называют кривой Энгеля.

На рис. 2 изображ кривые Энгеля для товаров первой необх-ти(а) предметов роскоши(б) товаров «низшего качества» (в).

Когда при фиксированной номинальной величине бюджета изменяется цена одного из благ, тогда бюджетная линия поворачивается вокруг точки своего пересечения с осью другого блага, переходя от одной кривой безразличия к другой. Все точки касания поворачивающейся бюджетной линии с кривыми безразличия образуют линию «цена-потребление» (PC).

Она отражает реакцию потребителя на изменение цены одного из благ. Нижняя часть рисунка показывает, как на основе линии «цена – потребление» строится график индивидуального спроса.

Если изменится бюджет потребителя, то «веер» бюджетных линий сместится и вслед за ним в том же направлении сдвинется график индивидуального спроса (см. рис. 3). Кроме того, с изменением цены одного из благ меняется объем спроса не только на это, но и на другое благо.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на благо при изменении дохода на 1%: eQA(I)= ΔQA/ΔI * I/QA

Для нормальных благ e > 0, у «некачественных» e < 0

 


11. Разложение общего изменения объема спроса при изменении цены на эффект замены и эффект дохода: сущность, значение, графическое изображение.

Снижение цен на товары имеет двоякое воздействие. Во-первых, потребители получают возможность воспользоваться ростом действительной покупательной способности: они могут купить то же количество товаров за меньшее количество денег, и, таким образом, у них останется больше средств для дополни­тельных покупок. Во-вторых, они станут потреблять большее количество товара, который подешевел, и меньшее количество тех товаров, которые стали относительно дороже. Эти два про­цесса происходят одновременно, и их трудно отделить один от другого. Первый процесс получил название эффект дохода, а второй — эффект замены.

Пусть точка Н соответствует исходному равновесному состоянию потребителя. В результате повышения цены на благо В потребителю пришлось заменить набор АH, ВH менее предпочтительным набором АF, ВF, содержащим меньшее количество обоих благ; в этом состоит общий эффект повышения цены. Какой набор благ при новой системе цен обеспечивает исходное благосостояние потребителя?

Для ответа на этот вопрос нужно к кривой безразличия U 0, (исходное благосостояние), провести касательную LK, параллельную новой бюджетной линии. Точка их касания G лежит выше и левее точки Н. Следовательно, в новой системе цен потребитель обеспечивает исходное благосостояние, потребляя меньше подорожавшего блага и больше относительно подешевевшего. В переходе от комбинации, представленной точкой Н, к комбинации, соответствующей точке G, состоит эффект замены.

В этом случае потребитель заменяет часть подорожавшего блага определенным количеством относительно подешевевшего. Но поскольку точка G находится выше новой бюджетной линии, то в действительности потребитель не может приобрести набор АG, ВG. Так обнаруживается уменьшение реального бюджета потребителя. В результате он покупает набор АF, ВF. Переход от комбинации, представленной точкой G, к комбинации, соответствующей точке F, отображает эффект дохода.

Если требуется узнать, как меняется объем спроса на товар по мере изменения его цены без учета эффекта дохода (только под воздействием эффекта замены), то следует построить кривую спроса по Хиксу (а).

В этом случае предполагается, что в результате компенсации (положительной или отрицательной) бюджета потребителя изменение цены товара не меняет его благосостояния: (U = const). Поэтому бюджетная линия, меняя наклон при изменении цены, все время касается исходной кривой безразличия.

Кривая спроса по Слуцкому образуется тогда, когда эффект дохода элиминируется за счет поддержания постоянной покупательной способности индивида (M = const) (б). Точка касания бюджетной линии, поворачивающейся вокруг исходной точки равновесия потребителя, с кривыми безразличия обозначает изменение объема спроса на блага по мере изменения цены одного из них.

При повышении цены на благо В эффект замены выражается в сокращении потребления блага В и увеличении потребления блага А, а эффект дохода – в сокращении потребления обоих благ. И наоборот.

12. Рыночное равновесие. Устойчивость и неустойчивость рыночного равновесия.

Рынок существует только в том случае, если происходит взаим-е спроса (D) и предл-я (S). Пересечение линии D и S даёт точку рын.равновесия, координаты которой (равновесный объём и равновесная рын.цена) есть осн.хар-тики данного состояния рынка. В точке Е цена спроса=цене пр-я, Vспроса=Vпр-я.

Чтобы определить, при какой цене на рынке установится равновесие, нужно приравнять друг к другу функции отраслевого спроса и предложения и решить равенство относительно цены (рис 1). Наличие отраслевых функций спроса и предложения не гарантирует существования отраслевого равновесия (рис.2):

Цена равновесия обеспечивает максимально возможный при заданных функциях спроса и предложения объем продаж. При Р > Р * объем спроса (QD) меньше, а объем предложения QS больше Q * и на рынке возникает избыток (рис. 2а). При Р < Р *, наоборот, объем предложения меньше, а объем спроса больше Q * и образуется дефицит (рис. 2б).

В состоянии отраслевого равновесия сумма излишков потребителей и производителей (площадь треугольника mEg рис.1) достигает максимума. Это означает, что в состоянии равновесия участники рыночных сделок имеют наибольший суммарный выигрыш.

Однажды установившееся равновесие не остается постоянным. В случае изменения спроса или предложения произойдет сдвиг их графиков и точка отраслевого равновесия займет новое положение. Когда происходят одновременные изменения спроса и предложения, тогда цена равновесия может изменяться в любом направлении или оставаться на прежнем уровне в зависимости от расстояния сдвигов линий спроса и предложения.

Одной из основных хар-тик рын.равновесия явл-ся его стабильность (устойчивость). Равновесие явл-ся устойчивым, если после его нарушения оно восстанавливается без вмешательства внешних сил (гос-ва). Если же восстановле



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: