Направление I. ПРИОБЩЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЕ




Варианты заданий, упражнений и игр

Ниже предлагаются варианты заданий, упражнений и игр, направленных на приобщение дошкольников к физической культуре. Часть аналогичных заданий и упражнений достаточ­но подробно описана в Программе, поэтому мы не приво­дим их здесь. Вместе с тем в эту книгу не вошел материал, включающий в себя спортивные упражнения и игры, отдель­ные музыкально-ритмические упражнения. Им предполага­ется посвятить специальное пособие.

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

«Канатоходец» (старшая группа)

Ходьба по наклонной скамейке с мешочком на голове.

В час прогулки по канату

Я уверенность храню,

Свой мешочек (он — не вата!)

Ни за что не уроню.

 

 

«Страх » (средняя группа)

Бег с препятствиями.

Ой, боюсь, боюсь, боюсь,

Во всю прыть, как конь, несусь.

От кого и почему —

До сих пор я не пойму.

Даже мирное бревно

Всё опасности полно.

 

 

«Мяч» (средняя группа)

Прыжки по разным поверхностям.

Я большой футбольный мяч,

Путешествую я вскачь

По камням, песчаной крошке,

По асфальтовой дорожке.

 

«Полет воробья» (старшая группа)

Прыжки с высоты.

Наш воробышек на ветке

Терпеливо день сидел,

Только вечером к беседке

Крошек поклевать слетел.

 

«Чудо» (старшая гpyппa)

Прыжки через препятствия.

Что за чудо, что за диво!

Кто же это мне помог

Весело, легко, игриво

Совершить такой прыжок?

 

«Лягушачий чемпионат» (старшая группа)

Разнообразные прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

По тропинке, по дорожке

Скачут, чьи, скажите, ножки?

И вприпрыжку, и с подскоком,

А потом и с поворотом.

 

«Маугли» (подготовительная группа)

Прыжки с высоты.

Словно Маугли из книжки,

Вам, девчонки и мальчишки,

Покажу я свой прыжок.

Раз-два-три-четыре... Скок!

 

«Гулливер» (подготовительная группа)

Прыжки на двух ногах через пре­пятствия.

Возвышаясь над домами,

Гулливер спешит с друзьями.

 

«Волжский теплоход» (старшая группа)

Лазание под препятствием.

У-у-у!

Мой путь по Волге быстрой

Длится уж который год.

Я — гигантский теплоход,

Под мостами плыл раз триста.

 

«Геркулес» (подготовительная группа)

Ползание на четвереньках со сме­ной направления, толкая головой перед собой мяч.

Словно мячик, Геркулес

Катит Землю средь небес.

 

«Баскетболист» (старшая группа)

Забрасывание мяча в корзину.

Он сейчас забросит мяч,

Пожелай ему удач.

 

 

«Жонглер» (старшая группа).

Разные способы использования мяча.

У меня в руках большой

Друг веселый, озорной,

Скачет сам он вверх и вниз,

Мы заслужим с другом приз!

 

«Хоккеист» (подготовительная группа)

Держа гимнастическую палку {клюшку) двумя руками, н обходимо перекатить мяч через площадку. Побеждает тот, кто быстрее перекатил мяч.

«Запасы белочки » (старшая группа)

Превратившись в легких быстрых белочек, дети бегут орешками (лежащими в условленном месте мячами, мешочками). Подхватив орешек, необходимо его крепко сжать не сколько раз в руках, словно пытаясь раздавить. Затем белочки быстро бегут к своему дуплу (это может быть, например, ведерко, любой другой сходный по размерам сосуд), куда ранее отмеченного расстояния необходимо забросить орешек. Побеждает тот, кто за определенное время забросил больше орешков в свое дупло.

 

«Задавака» (старшая группа)

Метание в цель.

Я не просто удалец,

Ловкий, меткий я стрелец

В цель, конечно, попаду,

Со своей рукой — в ладу.

 

«Подводная лодка» (старшая группа)

Плыл я меж подводных скал,

Но куда же я попал?

Последовательное выполнение основных видов движений (разработка физкультурного работника Г. М. Якутиной, детский сад «Звездочка», г. Дубна Московской обл.).

МЕТАНИЕ ВДАЛЬ ПРЯМОЙ РУКОЙ ОТ ПЛЕЧА (старшая группа)

Первое упражнение. При метании шаль дети входя в образы, способствующие освоению техники броска.

Вначале ребенку предлагается бросить мяч или мешочек можно дальше, а затем — представить себя силачом, толкающим тяжелое ядро, т. е. совершить то же действие. Дал сопоставляются характер и результаты выполнения задания том и другом случае.

Для закрепления возникших ощущений ребенка просят оце­нить, как изменилось состояние тела во втором случае, чем оно отличается от первоначального. Его просят подумать: по­чему нужен наклон тела и бросок всей рукой от плеча, а не просто кистью?

Второе упражнение. И.п. — ноги расставлены шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука (с мячом или мешочком) находится у правого плеча. При замахе правая рука проносится вверх-вперед, затем направляется вперед и с силой выбрасывает мяч или мешочек. При этом ребенок наклоняется вперед, опираясь на левую ногу.

 

ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА (подготовительная группа)

При выполнении прыжка в высоту с разбега ребенку час­то необходимо побороть страх перед препятствием. Этого мож­но добиться, предложив ему войти в соответствующий образ. Например: образ лошадки, ловко и грациозно перескакива­ющей через барьер, или спортсмена, побеждающего в сорев­новании. Детям постарше можно предложить живо представить, что в непосредственной близости от препятствия невидимая волшебная сила перебрасывает прыгающего через препятствие. Нужно попытаться выяснить, какой образ ребенку более близок, спросить, кем он может себя представить еще, какие ощущения возникают после преодоления препятствия.

В высоту детей учат прыгать, согнув ноги, с прямого рад бега. Разбег должен быть свободным, естественным, б напряжения, со свободным махом руками, согнутыми в локтевых суставах.

Последние 3—4 шага делаются несколько быстрее предыдущих. Последний шаг перед отталкиванием достигает обычно наибольшей длины. Толчковая нога ставится на пятку а затем быстро опускается на всю ступню. Особое вниманий необходимо обратить на слитное выполнение разбега и толчка одной ногой.

Прыжок выполняется следующим образом: после разбега ребенок отталкивается одной ногой, энергично взмахивая другой и, подняв обе руки вперед-вверх, сильно подтягивает ноги к груди и переходит планку.

Приземление осуществляется одновременно на обе ноги Приземление в данном виде прыжка, в зависимости от е интенсивности (высоты), может произойти перекатом с пятки на всю ступню (если прыжок далекий-высокий). При приземлении не следует стремиться очень глубоко приседать, та" как в этом случае труднее удержать равновесие. Руки в мо мент приземления остаются впереди.

ПОЛЗАНИЕ ПО СКАМЕЙКЕ НА ЖИВОТЕ(средняя группа)

Ребенку надо представить себя маленькой веселой гусеничкой, которая ползет по веточке. У нее нет ног, но она упрямо поднимается вверх, ведь еще немного — и она превратится в прекрасную бабочку.

Ребенку задаются вопросы: «Какое настроение у ползущей гусеницы?», «Нравится ли тебе быть гусеницей?», «Какие ча­сти тела устали во время ползания?».

Ползание широко используется в работе с детьми всех воз­растных групп. Ползание на животе по доске выполняется пр опоре на руки и ноги. Это дает возможность разгрузить по­звоночник, который оказывается в горизонтальном положе­нии. Ползая на животе, дети подтягиваются руками, обхватив скамейку снизу и отталкиваясь от нее. В это время актив но работают верхний плечевой пояс, Мышцы рук, ног, шеи стопы. Данные упражнения способствуют выработке хорошей осанки.

Особенностью упражнений в ползании является то, что они выполняются почти без демонстрации образцов движе­ний воспитателем.

Ползание непременно должно сочетаться с выпрямлени­ем, подтягиванием, рывком вверх. Ползание проводится чаще фронтально при одновременном участии всех или боль­шинства воспитанников группы.

МЕТАНИЕ ИЗ-ЗА СПИНЫЧЕРЕЗ ПЛЕЧО

«Атлант, разгоняющий тучи» (старшая и подготовительная группы)

Грозная тяжелая туча опускается с неба, старается испу­гать всех, но смелый и ловкий Атлант с усилием подхваты­вает тучу-мяч, отводит ее немного в сторону, словно подда­ваясь давлению, но, собравшись с силой, резко отбрасывает тучу-мяч, помогая всем телом.

И. п. — правая нога отставляется назад на расстояние не­много шире плеч, туловище слегка развернуто в сторону пред­полагаемого броска. Правая рука отведена назад на уровне гру­ди, левая опущена вдоль туловища. При взмахе туловище поворачивается в сторону будущего броска, отклоняется назад и тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу, правая рука оттянута назад и приподнимается над головой. При броске правая нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед. В заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. Правая нога приставляется к левой, а правая рука делает резкий бросок вперед-вверх из-за головы. Аналогично проводится метание левой рукой.

«Как готовилось тело Атланта к броску?», «Какой показалась тебе «туча»?», «Какое ощущение и настроение возникает после броска?» — таковы вопросы к ребенку после выполнения упражнения.

МЕТАНИЕ ВДАЛЬ С РАЗБЕГА ИЗ-ЗА СПИНЫЧЕРЕЗ ПЛЕЧО.

«Веселый фокусник» (подготовительная группа)

Бросок хорошо отрабатывать небольшим мячом, привязанным к руке на резинке. Этот мяч поистине волшебный, он, как бумеранг, после броска вновь возвращается в руки ребенка.

Техника броска такова. Ребенок разбегается, затем вы» сит вперед левую ногу, отклоняется назад и переносит тяжа тела на отведенную назад на носок правую ногу. Правой кой он делает взмах над головой, затем правая нога выпрямляется. Туловище, также выпрямляясь, поворачивается вперед. Тяжесть тела переносится на впереди стоящую левую ногу. Правая рука делает резкий бросок вперед из-за головы, и тяжесть туловища переносится на правую ногу.

 

ПРЫЖКИ С ВЫСОТЫ(средняя, старшая, подготовительная группы)

Детям предлагается представить себя различными nepcонажами: Маугли, прыгающим с дерева; парашютистом, выбрасывающимся из самолета; лыжником, ловко одолевающим высокий трамплин, а также кого-нибудь придумать самому. После выполнения прыжка детям задаются вопросы: «чем отличаются состояния героев во время прыжка?», «Что от ощущают после прыжка?», «Какой герой (образ) тебе ближе!»

Для прыжка с высоты используются кубы, скамейки и другие устойчивые предметы высотой:

в средней группе — 2—25 см;

в старшей группе — 25—30 см;

в подготовительной группе — 35—46 см.

ля прыжка ребенок занимает и. п. — ноги на ширине ступни, колени слегка согнуты» спина прямая, руки чуть от­ведены назад, взгляд устремлен вперед.

Приземление осуществляется на носки с переходом на всю ступню, при сгибании ног в коленях. Руки по окончании прыжка выносятся вперед, а затем одновременно с выпрям­лением ног опускаются вниз.

При потере равновесия во время приземления надо уметь спокойно сделать шаг вперед или в сторону. Это особенно важно в прыжках через естественные препятствия.

 

ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ С МЕСТА ЧЕРЕЗ ШНУР, БРУС, КУБ (старшая, подготовительная группы)

Детям предлагается представить себя зайчиками, кузнечи­ками, лягушками, которые перепрыгивают через небольшие препятствия, помогая себе лапками и пружиня ножками.

Во время прыжков по характеру и скорости движения определяются особенности избранного образа (Какой я? Мо­лодой — старый, веселый — грустный, легкий — тяжелый и т. д.). Детей просят попытаться описать свои ощущения во время полета.

Подготовительная фаза заключается в приседании, пони­жающем общий центр тяжести тела, отведении рук назад в целях более сильного взмаха при толчке, растягивании мышц ног для лучшего их сокращения в следующей фазе.


Основная фаза — отталкивание и полет. Первое связано с сильным сокращением разгибательных мышц ног, обеспечивающим начальную скорость и правильное направлен во время второго, — тело принимает нужное положение подъеме, происходит подготовка к приземлению. Движение при отталкивании направлено вверх. Чтобы прыжок был высоким, необходимо резко оттолкнуться и одновременно взмахнуть двумя руками вверх. Высота полета зависит от согласованности взмаха рук и толчка ног. В полете оба колена подтягиваются к груди, руки находятся впереди.

Заключительная фаза — приземление, завершающее полет без резкого сотрясения и толчков. Приземляться нужно носки с перекатом на всю ступню, что позволяет стопе играть роль амортизатора. Ноги при этом должны быть еле согнуты в коленях.

 

Бросание мяча двумя руками снизу (старшая, подготовительная группы)

Упражнение выполняется под текстовое сопровожден описывающее нужный порядок действий:

Мы попали на арену цирка, И в моих руках волшебный мяч, Он смеется, прыгает, играет, От меня не убежит он вскачь. Нарисую я им длинную сосульку, Пожалею, ласково прижму. Вот подброшу вверх и вновь поймаю, Я — жонглер, и я с мячом дружу.


После выполнения упражнения ребенка спрашивают: «Ка­кое настроение было у тебя, когда ты подбрасывал мячик?», «Что общего у вас с мячом?», «Какой он?».

Техника упражнения — следующая. Мяч находится в двух руках, приподнятых на уровне головы. При выполнении бросания необходимо слегка спружинить ноги, наклониться вперед, мяч опустить вниз между ног, затем резко выпря­миться и бросить мяч вперед-вверх (такой способ бросания ис­пользуется при перебрасывании мяча через веревку, через куст, через сетку).

 

Прыжки в длину с разбега (подготовительная группа)

При проведении прыжков с разбега предлагается выпол­нить несколько заданий, обыграть определенные сюжеты.

1. Прыгнуть с указанного места как можно дальше.

2. Прыгнуть, представив себя трусишкой и плаксой, при­читающим: «Не умею, не хочу, боюсь».

3. Прыгнуть, представив себя героиней известного япон­ского мультфильма — девочкой Сейлор-Мунн, которая несет в руках важное донесение и уходит от своих врагов, перепры­гивая с крыши на крышу.

После этого нужно сравнить успешность прыжков в каж­дом случае. Детям задают вопросы о том, какое настроение (чувство) возникало при выполнении заданий, как оно вли­яло на результат, какие мышцы напрягаются во время оттал­кивания, почему.


Первой фазой прыжка в длину является разбег. Разбег не­обходимо выполнять с постепенным увеличением скорости, которое достигает своего максимума к моменту отталкивания. Ноги во время разбега следует ставить так, чтобы по возмож­ности пятки касались пола, колени поднимались вперед- вверх, стопы опускались параллельно друг к другу. Корпус при выполнении разбега слегка наклонен вперед, руки, гнутые в локтях, двигаются строго вперед-назад. Голову надо держать прямо. Разбег должен быть свободным, естественным.

Вторая фаза — переход от разбега к толчку. Это наиболее трудный элемент прыжка, имеющий решающее значение для дальности полета. Последний шаг в разбеге обычно делается несколько короче. Нога ставится на место отталкивания упруго, с пятки, с последующим очень быстрым переходом переднюю часть стопы.

Третья фаза — толчок производится не только силой мы толчковой ноги, но и благодаря резкому ее разгибанию, также быстрому перемещению маховой ноги, согнутой в колене, вперед-вверх и одновременно резкому выбрасыванию рук вперед-вверх.

После полета ребенок приземляется на пятки с переходом на всю ступню, эластично сгибая ноги в колене. По мере приземления руки энергично опускаются вниз и незначительно выносятся вперед.

Прыжки в длину с места (старшая, подготовительная rpyппы)

Для того чтобы ребенок правильно освоил технику прыжка, необходимо дать ему возможность выбора вида задания

1. Просто прыгнуть как можно дальше (без показа).

2. Представить себя кенгуру, который не умеет ходить, а может перемещаться в пространстве только высокими и длинными прыжками.

3. Представить себя спортсменом, участвующим в соревновании. Задания целесообразно выполнять небольшими подгруппами — пусть каждый ребенок выберет близкое ему задание. Затем, после серии прыжков, детей просят расска­зать об их впечатлениях. Спрашивают: «Когда прыжок ста­новится более высоким и длинным?», «Какие мышцы ног на­прягаются, чтобы тело могло взлететь над полом?», «Как по­мочь себе во время полета руками?», «Какое ощущение воз­никает после удачного прыжка?» — и т. п.

Выполнение прыжка предполагает определенную последо­вательность двигательных элементов и определенный ритм.

Прыжок состоит из трех фаз: подготовительной — размах и приседание или разбег; основной — отталкивание, полет; заключительной — приземление.

Подготовительная фаза при прыжке с места включает в себя приседание, понижающее общий центр тяжести тела. Ноги расставлены на ширину стопы, ступни расположены параллельно, колени согнуты настолько, чтобы находиться над носками ног, корпус немного наклонен вперед, руки отведены назад в целях более сильного взмаха при толчке (недопустимы плотная постановка ног и параллельное их рас­положение, а также слишком глубокое приседание или отве­дение рук далеко назад или притягивание их вперед).

Основная фаза — быстрое и энергичное отталкивание одновременно двумя ногами и взмах руками вперед-вверх.

Заключительная фаза — приземление на обе полусогнутые ноги, с пятки на носок. Это обеспечивает мягкость призем­ления.

 

Метание мяча прямой рукой сверху (старшая, подготови­тельная группы)


 

Метание мяча прямой рукой сверху лучше проводить в виде игры «Меткий стрелок». Метким стрелком может бьггь белоч­ка, которая забрасывает шишки в свое дупло, Звездный мальчик, разбрасывающий звездочки по небу (ребенку здесь нужно попасть мячом в соответствующие мишени — отверстия звезд), и т. д.

Когда задание выполнено, для закрепления внутреннего состояния детей спрашивают о том, какие, по их мнению, усилия надо приложить, чтобы попасть в цель; как меня их настроение в случае удачи.

Техника метания при выполнении задания такова. И. п. - ноги расставлены немного шире плеч, правая отведена назад, мяч находится в руках перед грудью. При замахе правая рука проносится вверх, немного назад, захватывает мяч, затем направляется вперед, и кистью выбрасывается мяч или мешочек вперед-вверх. Туловище при этом наклоняется вперед, тяжесть тела переносится на левую ногу, а правая нога выпрямляется.

 

Подлезание под дугу, рейку, веревку (средняя, старшая, подготовительная группы)

 

Детям предлагается передвигаться так, как это делают знакомые им животные, ходящие на четырех лапах (кошечка, собачка, медведь). При этом необходимо подползти под препятствие (под веревку, дугу, туннель из стульев). После того, как задание выполнено, детям задаются вопросы: «Роль какого животного позволяет лучше проползти под препятствиями, почему?», «Как ты чувствуешь себя в роли кошечки, собачки и т. д.?», «Каково при этом твое настроение?», «Какую награду ты хотел бы получить, ловко проскользнув по препятствием?».

Подлезание может осуществляться разными способами: прямо, головой вперед, левым боком, правым боком с опорой на руки, без опоры на руки. При выполнении подлезания прямым способом вначале проносится голова, затем поочередно руки и ноги. Подлезание осуществляется с опо­рой на колени и кисти рук. Необходимо прогибать спину во время подлезания под дугой, веревкой или рейкой.

Высота пособия для подлезания может варьироваться от 50 см (средняя группа) до 40—35 см (старшая и подготови­тельная группы).

Для того чтобы ребенок лучше прогибал спину во время подлезания, чтобы сам мог себя контролировать, можно подвешивать звучащие предметы (колокольчик, погремушку) к краю планки.

Перепрыгивание на двух ногах с продвижением вперед (сред­няя, старшая, подготовительная группы)

 

При выполнении прыжков на двух ногах с продвижением вперед очень хорошо предложить сюжеты, обыгрывая кото­рые, дети сами устанавливают условия упражнений.

Например:

1. Если зайчик скачет по дорожке — прыжки без напря­жения с небольшим продвижением вперед.

2. Предстоят прыжки через болото, с кочки на кочку — дети сами приходят к выводу, что они должны быть более медленными, но требуют большого напряжения и внимания (иначе можно провалиться в болото).

3. Если зайчик спасается от волка, скорость движения уве­личивается. (Детям можно задать вопросы: «Почему это происходит?», «Чем грозит задержка в движении?»)

Ребят просят рассказать о чувствах, которые они испыты­вали при обыгрывании каждого сюжета, — чтобы зафикси­ровать их ощущения.


Техника прыжков такова. Дети продвигаются вперед час­тыми, ловкими подскоками. Более широкие прыжки они совершают, прыгая из обруча в обруч, последовательно перепрыгивая через линии, расстояние между которыми увеличивается (в средней группе — 40—50 см, в старшей и поготовительной группах — 50—60 см).

При подскоках на двух ногах прыжок вверх выполняется толчком всей стопы, при этом прилагаются значительные мышечные усилия, взмахи обеих рук вперед помогают движению.

ПРИНЯТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ПОЗЫ.

ИГРЫС УПРАЖНЕНИЯМИ И ЗАДАНИЯ

«Быстро шагай» (старшая группа)

По считалке выбирается водящий. Играющие стоят за спиной водящего на расстоянии 5—6 м, в заранее обусловленном месте. Под текст, читаемый водящим, дети свободно и быстро движутся по площадке по направлению к водящему. I

Быстро шагай, оглянусь — замирай! |

Раз, два, три... Стой! |

При слове «Стой!» водящий быстра поворачивается к детям, а они замирают в одной из заранее оговоренных поз. Игрока, который не успел вовремя остановиться и принять нужную позу, водящий осаливает, говоря: «Замри...(имя pебенка)». Осаленный присаживается на месте на корточки. Водящий снова поворачивается спиной к детям и произносит речитативом: |

Быстро шагай, оглянусь — замирай! |

Раз, два, три... Стой!

Все играющие, кроме тех, кто сидит на корточках, каждый со своего места, начинают продвигаться вперед, стремясь освободить осаленного. Но это можно сделать, если успеешь вместе с ним принять одинаковую позу, как только прозвучит команда: «Стой!»

Так игроки перебежками продвигаются по направлению к водящему. Но вот кому-то удалось добраться до него и дотронуться рукой в то время, когда он произносит свой текст. Осаленный таким образом водящий и те, кто ещё сидит на корточках, вскакивают и бросаются вдогонку за убегающими игроками. Не успевший добежать до места старта становится водящим.

«Позы» принимаемые детьми по команде «Стой!»:

1. «Великан» — стоя на носочках, потянуть руки вверх.

2. «Карлик» — присев на корточки, руки вытянуть впе­ред, спина прямая.

3. «Акт» — стоя на одной ноге, вторую вытянуть вперед, руки в ст<эроны.

4. «Зеркало» — стоя вдвоем, плотно прижаться друг к другу, лопатками, ягодичками, локтями, затылками.

 

«Ловишка» (средняя группа)

 

По считалке выбирается «ловишка», который по команде пытается осалить играющих.

Раз, два, три — не зевай,

А скорее догоняй!

Спасаясь от «ловишки», игрок должен остановиться, при­мять ранее оговоренную позу для формирования правильной осанки. Такого игрока нельзя осаливать. Осаленные игроки становятся «ловишками» и ловят остальных. Победителем оказывается последний ребенок, успевший уйти от осалива- ния, приняв зафиксированную позу. Он будет «ловишкой» в повторной игре.

Позы, не дающие права осаливать:

1. «Часовой» — основная стойка, лопатки сблизить.

2. «Самолет» — нога врозь, наклон вперед, руки в сто­роны.

3. «Звездочка» — ноги врозь, руки за голову, локти в стороны, голова откинута назад.

4. «Балерина» — стоя на одной ноге, согнутую стопу вто­рой ноги поставить на колено другой, руки в стороны.

 

«Найди себе пару» (подготовительная группа)

Играет нечетное количество детей. Под музыку они идут по кругу, выполняя упражнения, формирующие осанку. По команде воспитателя: «Стой! Ребята, не зевайте, быстро пару выбирайте!» — играющие берутся за руки парами и встают спи­ной друг к другу, приняв заранее заданную позу. Ребенок, которому пары не досталось, вместе с воспитателем отмечает самую грациозную пару. Лучшая пара показывает свои при­думанные парные позы, которые другие дети должны отгадать и повторить.

Упражнения, выполняемые под музыку:

1. Ходьба на носочках, руки за голову, локти в стороны, лопатки сблизить.

2. «Самолеты» — ходьба или лег­кий бег под музыку, руки в сторо­ны. Наклоны во время движения влево или вправо всем телом со зву­ком «у-у-у».

3. «Цирковая лошадка» — ходь­ба и бег с высоким подниманием одного колена, с «цоканьем».

Позы, принимаемые в паре:

2. Стоя друг к другу спиной, касаться спинами друг друга.

3. Руки к плечам, лопатки сблизить, прижаться друг к другу спиной.

4. Стоя друг к другу спиной, развести руки в стороны ладонями вперед, плотно прижать руки по всей длине.

 

Игровая имитация в паре:

1. «Тележка мороженщика» —

стоя на расстоянии шага друг про­тив друга, дети кладут руки друг другу на плечи и сильно наклоня­ются вперед, выпрямив спину и подняв голову. Их головы — «крыш­ки ледника». В таком положении можно двигаться маленькими шага­ми вперед, назад, вбок. Время от времени выкрикивать слова; «Моро­женое, мороженое!».

 

2. «Испугавшиеся лошади» — встав спинами друг к другу, взяв­шись за руки за спиной, по сигна­лу дети тянут друг друга в проти­воположные стороны, словно испугавшиеся лошади повозку. Произносить: «И-го-го!». Плечи опущены вниз, спины выгнуты.

 

 

«Пчелка» (старшая группа)

В этой игре с обручами участвуют 6—7 детей (пчелки).

Количество обручей-домиков на один меньше. Обручи рас­кладываются по кругу. Играющие идут по внешнему кругу, проговаривая:

Только солнышко проснется —

Пчелка кружит, пчелка вьется

Над цветами, над рекой,

Над травою луговой.

Собирает свежий мед

И домой его несет.

Во время произнесения текста дети имитируют движения пчелки по своему представлению. С последним словом играю­щие стараются занять любой домик, в котором принимают за­ранее оговоренную позу, соответствующую правильной осанке. Пчелка, оставшаяся без Домика, обходит обручи, осматривая игроков. Заметив игрока, принявшего неправильную позу, пчелка обращается к нему со словами: «Не в свой дом влетел, дружок. Это мой теремок». После этих слов хозяин выбегает из домика и бежит по внешнему кругу в одну сторону, пчел­ка — в противоположную. Тот, кто первым обежит круг, занимает домик и остается в нем. Игра продолжается.

«Птица перед взлетом» (средняя группа)

И. п. — стоя, руки внизу, ноги на ширине плеч. Не сги­бая ног, дети наклоняются вперед, голову тянут вверх. Руки за спиной вытягивают вверх, словно крылья. Птицы напряга­ются, будто пытаются взлететь. Медленно возвращаются в и. п.

Это упражнение помогает научиться напрягать и расслаб­лять мышцы спины.

«Летящая птица» (подготовительная группа)

И. п. — лежа на животе, руки вдоль тела, ноги и бедра плотно прижаты к полу. Разводим руки в стороны и подни­маем их за спиной, словно крылья. Начинаем поднимать голову и грудную клетку пружинистыми движениями, помо­гая себе взмахами рук. Смотрим вперед, словно птица, па­рящая над землей.

Далее детям предстоит рассказать об ощущениях, которые они испытали при выполнении задания, определить, какую птицу они изображали.

 

РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ. ИГРЫ

«Крабы» (старшая группа)

В этой игре ребятам предлагается представить, что превратились в неуклюжих крабов.

Перед игроками, стоящими в обручах, на расстоянии 8—10 м разложены мелкие предметы. По сигналу дети начинают подползать на четвереньках к предметам, захватывают их «клешнями» — руками (зажимая между пальцами — указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) и переносят предметы в свою «норку» (в обруч). Все движения — резкие, угловатые, тяжелые.

Условие: захватывать предметы можно только одной рукой, не помогая другой.

Выигрывают те первые три игрока, которые перенесли больше предметов, не растеряв их по пути.

 

«Собери по одному» (подготовительная группа)

На определенном расстоянии друг от друга на полу разложены мелкие предметы. Это — «грибы», которые растут 4 поляне». По команде необходимо быстро добежать до полянки, сорвать как можно больше грибов, перенести их, зажав между двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем в корзинку (в ведерко).

Условие: захватывать грибы можно только одной рука не помогая другой.

Побеждает тот, кто собрал больше грибов.

 

РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ

«Строитель» (средняя группа)

Упражнение с обручем, укрепляющее мышцы спины.

Посмотрите, вот какой

Дом высокий и большой.

Все разместятся друзья

В доме, что построил я.

 

«Удалец» (старшая группа)

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. М^ ленно поднять левую ногу, согнутую в колене, вынести ст^ вперед, задержать на мгновение (спина прямая), вернуться в и. п. То же — правой ногой. Повторить упражнение 5—6 раз каждой ногой.

 

«Кран» (старшая группа)

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам, выд­винуты вперед. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прикоснуться коленом к левому локтю, вернуться в и. п. То же — левой ногой. Повторить 5—6 раз каждой ногой.

 

«Стойкий оловянный солдатик» (старшая группа)

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль тулови­ща. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прижать ее руками к груди. Зафиксировать стойку на 5 секунд. Вернуть­ся в и, п. Повторить 5—6 раз каждой ногой.

 

«Пружинка превращается во флюгер» (средняя группа)

И. п. — стоя, ноги вместе, руки в стороны.

Гибкая «пружинка» сжимается — руки вытянуть вперед ла­донь к ладони, затем, приседая, ноги, прижатые в коленях, повернуть вправо, а вытянутые вперед руки — влево. Зафик­сировать позу на 10 секунд. Вернуться в и. п. То же — в дру­гую сторону.

 

«Выпад» (средняя группа)

И. п. — стоя, ноги шире плеч, руки сложены в локтевой замок. Резкий наклон в правую сторону к колену, со звуком «ух!» вернуться в и. п. То же — в другую сторону. Повторить упражнение 3—4 раза.

 

«Горнолыжник» (средняя группа)

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль тулови­ща. Слегка присев, руки отвести назад, ноги выпрямить, руки поднять высоко за спиной. Вернуться в и. п. Повторить упражнение 6—7 раз.

 

«Маятник» (старшая группа)

И. п. — стоя рядом с опорой, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Правой рукой опираемся на опору, левой ногой размахиваем с наибольшей амплитудой вперед-назад, затем в сторону-вниз — 5—6 раз каждой ногой.


«Дозорный» (старшая группа)

И. п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. Приподнять голову, руки положить на спину. Повернуть голову влевво — внимательно посмотреть, то же — вправо. Повторить 5—6 раз в каждую сторону.

 

«Пасть крокодила» («Ножницы») (подготовительная групп;

И. п. — лежа на животе, ноги вместе, руки вытянуты вперед. Поднять левую ногу вверх, зафиксировать на 3—5 с< кунд, вернуться в и.п. То же — правой ногой. Повторить 5—6 раз каждой ногой.

 

«Робот» (средняя группа)

И. п. — стоя, ноги вместе, руки с гимнастической палкой опущены вниз. Резко поднять руки с гимнастической пая кой и вытянуть вперед перед грудью, правую ногу отставить назад, поставив на носок. Вернуться в и. п. То же — с другой ногой. Повторить 5—6 раз с каждой ногой.

 

«Силач» (средняя группа)

И. п. — стоя, ноги шире плеч, руки вдоль туловища. Наклонив­шись, поднять с пола воображаемую штангу (гимнастическую палку). С усилием резко поднять руки со «штангой» вверх. Зафиксировать на несколько секунд, резко опустить штангу вниз, расслабиться. Повто­рить 5—6 раз.

 

«Шаловливый котенок» (средняя группа)

И. п. — стоя на четвереньках. Сесть на пятки, прижаться туло­вищем к рукам, согнутым в локтях. Вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз.

 

«Клубочек» (старшая группа)

И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища: змейка греется на солнышке. Поднять согнутые в ко­ленях ноги, прижать их руками к груди, головой прикоснуться к коленям — змея свернулась в клубочек. Вернуться в и. п. Повторить 3—4 раза.


 

 


«Музыкальная шкатулка» (подготовительная группа)

И. п. — сидя, ноги вместе, руки с гимнастической палкой на коле­нях. Поднять руки с гимнастичес­кой палкой вверх.

«Шкатулка» от­крыта — пропеть мелодию: «а-а-а».

Прогнувшись вперед, прямыми руками с гимнастической палкой коснуться носков ног.

«Шкатулка» закрыта. Зафиксировать позу на 3— 5 секунд. Подняв руки с гимнасти­ческой палкой вверх, снова пропеть: «а-а-а», вернуться в и. п.

 

«Впередсмотрящий» (подготовительная группа)

И. п. — лежа на животе с упором на руки, согнутые в лок­тях. Ноги прямые. Локти упи­раются в пол, выгибается по­звоночник в грудном отделе. Таз от пола не отрывать. Вни­мательно посмотреть вперед, вернуться в и. п. Повторить 4— 5 раз.

 

«Разведчик» (старшая группа)

И. п. — лежа на животе. Руки, согнутые в локтях, лежат на полу. Ползать на месте по-пластунски, стараясь коленом достать локоть. Повторить 5—6 раз каждой ногой.

 

«Качалка» (подготовительная группа)

И. п. — лежа на животе. При­поднять одновременно плечи и ноги, руками взяться за ступни, голову гордо поднять и слегка кач­нуться. Вернуться в и. п. Повто­рить 2—3 раза. «Веселые ножки» (старшая труппа)

И. п. — сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и сна­ружи 6—7 раз. Разрешить ногам на время быть непослушными и совер­шать те движения, которые они хо­тят.

 

«Замочек» («Пила») (подготови­тельная группа)

wm

И. п. — стоя. Отвести одну руку за голову, другую — за лопатки, соединив их замком. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.


 

«Ходячий стул» (подготовительная группа)

Представим, как мы стали «жи­вым стулом», на котором могут посидеть наши друзья-игрушки. Как весело им будет сидеть на таком «хо­дячем стуле»! Будем ходить на «че­тырех ножках», животом вверх, а на стуле будет сидеть любимая иг­рушка. Надо держать тело строго горизонтально, чтобы игрушка не упала. Стул может двигаться впе­ред и назад.

 

«Гимнастка» (средняя группа)

И. п. — ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, одновременно отвести левую ногу назад, прогнуться в спине и пояс­нице, гордо отвести поднятую го­лову назад, дыхание произволь­ное. Повторить 3—4 раза каждой ногой.


«Гребля» (подготовительная группа)

И. п. — сидя друг против друга. Ступни ног детей упираются друг в друга, руки крепко держат друг дру­га. По очереди, то один, то другой, тянут к себе напарника. Это два спортсмена-гребца с большим уси­лием ведут свою лодку к финишу.

 

«Бревнышко» (старшая группа)

И. п. — лежа на спине. Ноги плотно прижаты друг к другу, руки вытянуты вверх. Словно бревныш­ко, катимся по полу, со спины — на бок, затем — на живот, на дру­гой бок и снова на спину.

 

«Крыша домика» (подготовительная группа)

И. п. — лежа на спине друг про­тив друга, взяться за руки. Загора­ем на солнышке. Но солнышко очень жарко пригрело, и надо спря­таться от жгучих лучей. Поднимаем ноги вверх и касаемся пальцами ног ног напарника. Вот и крыша гото­ва, можно отдохнуть. Возвращаем­ся в и. п. Повторить 3—4 раза.

 

«Тачка» (подготовительная группа)

Один ребенок становится на чет­вереньки, а другой берет его з



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: