Производство ВВП на душу населения в отдельных странах 8 глава




  Доходы от основной деятельности организаций связи в 2000 г. пре­высили 60 млрд руб., что составило более 2% от доходной части консо­лидированного бюджета России. В 2003 г. общий объем услуг связи достиг 423 млрд долл.   Связь остается наиболее привлекательной для капиталовложений из-за рубежа. Иностранные инвестиции в развитие российских теле­коммуникационных систем составили: в 1993 г. — 300 млн долл., в 1994 г. — 500 млн долл., в 1995 г. — 512 млн долл., в 19% — 750 млн долл., в 1997 г. — 820 млндолл. В 2003 г. общий объем инвестиций (рос­сийских и иностранных) в отрасли связи составил 2,9 млрд долл   Наибольшую активность на российском рынке телекоммуникаций проявляют японские, германские, итальянские, финские, шведские и южнокорейские транснациональные компании.
Информатизация и компьютеризация

 

  компьютеризация и информатизация экономического про­странства. Эта тенденция подтверждает ставшее уже крылатым выра­жение «кто владеет информацией — тот владеет миром».   Спрос на информационные технологии, современные компьюте­ры и офисное оборудование в последние годы оказывает существенное влияние на динамику и структуру мировой торговли.   Следует подчеркнуть, что ускоренный прогресс какой-либо одной отрасли почти никогда не носит изолированного характера, а влечет за собой прогресс нескольких отраслей, возникает определенная техно­логическая цепочка. Бурное развитие электронной и электротехниче­ской промышленности, а также средств связи способствовало уско­ренному развитию такого прогрессивного явления, как компьютери­зация и информатизация общества.   В настоящее время в промышленно развитых странах наступает новая эпоха — сетевой компьютеризации. Если в 1970-е гг. на рынке господствовали большие ЭВМ, в 80-е гг. — персональные компьюте­ры, то в 1990-е гг. пришло время глобальных сетей, соединяющих большие ЭВМ и персональные компьютеры в локальные и глобальные сети.   В 1995 г. лидеры ведущих промышленно развитых стран мира на своей рабочей встрече в Брюсселе приняли решение о разработке еди­ной глобальной информационной системы.   Ведущие позиции во внедрении и использовании электронно-вычислительной техники и информационных технологий занимают промышленно развитые страны, на долю которых в начале третьего тысячелетия приходилось более 80% всего мирового компьютерного парка.   Россия по удельному весу в мировом компьютерном парке в сере­дине 1990-х гг. прошлого столетия занимала 16-е место в мире, а по ко­личеству компьютеров надушу населения — 34-е место, значительно уступая промышленно развитым и новым индустриальным странам. По таким показателям, как суммарная мощность установленных ком­пьютеров и компьютерная мощность надушу населения, Россия в се­редине 1990-х гг. занимала соответственно 18-е и 30-е место в мире   На начало 2001 г. в России эксплуатировалось более 4 млн компью­теров, отвечающих требованиям Интернета, к 2003 г. этот показатель возрос до 13 млн. На каждые 1000 жителей в России приходилось 77 компьютеров, т.е. в 10 раз меньше, чем в США. Объем компьютер­ного рынка оценивался примерно в 1 млрд долл.   Настоящей революцией в сфере информационных технологий ста­ло появление и бурное развитие системы Интернет, которая преврати­лась в важнейший фактор глобализации мировой экономики.   С появлением Интернета можно говорить о новом типе экономи­ческого роста, основанного на использовании информационного ре­сурса и человеческого капитала.   К началу третьего тысячелетия Интернет стал одной из ведущих от­раслей мировой экономики с годовым оборотом свыше 500 млрд. долл. и числом занятых более 3 млн. человек.   Применение более мощных и быстродействующих компьютеров позволило увеличить число пользователей системой Интернет к 2004 г. примерно до 1,2 млрд. Число американцев — пользователей глобаль­ной информационной системой Интернет возросло с 5,8 млн в начале 1990-х гг. до 120 млн к 2004 г. В Западной Европе число пользователей этой системы в 2004 г. составляло 87 млн, в Восточное Европе — 10 млн, в Латинской Америке — 11 млн человек.   В начале третьего тысячелетия в тринадцати странах планеты — Швеции, Ирландии, Дании, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Гол­ландии, Гонконге, Канаде, Корее, США, Австралии и Японии практи­чески каждый второй житель имел доступ в Интернет.   В 1995 г. в России насчитывалось лишь 300 тыс. пользователей сис­темы Интернет, к 2000 г. их число увеличилось до 2,5 млн человек, а к 2004 г. — возрасло до 14 млн человек. Условный уровень интернетиза­ции населения составлял менее 10%, в то время как аналогичный пока­затель для европейских стран был на уровне 30—50%.   По прогнозу Министерства информационных технологий и связи России, число пользователей услугами Интернета в России к 2010 г. может увеличится до 30—40 млн, при этом уровень интернетизации страны достигнет 20—30%.   В начале третьего тысячелетия во многих странах мира началось массовое внедрение систем электронной коммерции, которая упрощает систему платежей, существенно сокращает наличный оборот и ради­кально изменяет рынки, прежде всего, розничной продажи.   В отличие от США и стран Европейского союза, где бурно развива­ется электронная коммерция, в России этот процесс только начинает набирать силу. Российский электронный бизнес в начале третьего ты­сячелетия ограничивался электронными витринами и виртуальными корзинами сетевых магазинов   В начале 2000 г. в российской системе Интернет имелось, по раз­личным оценкам от 300 до 600 электронных магазинов. Годовой обо­рот виртуальных магазинов в среднем оценивался в 30—40 млн долл. При этом объем реальной торговли, включающей оплату товара по кредитным и дебетовым карточкам, оценивался в 1—1,5 млн долл. В 2004 г. реальный объем электронной коммерции вырос почти в 10 раз и оценивался в 15—20 млн долл.   Развитие электронной коммерции в России сдерживается неразви­тостью инфраструктуры и отсутствием законодательной основы для использования электронной подписи, позволяющей идентифициро­вать пользователя и сделать более безопасным транзакции.   Одним из перспективных направлений развития системы Интер­нет является сотовый Интернет и предоставление услуг мобильного бэнкинга. Развитие этого направления связано с появлением более со­вершенных моделей телефонов и новых технологий передачи данных в сотовых сетях.   В 1990-е гг. прошлого столетия весьма динамично стало развивать­ся офшорное (контрактное) программирование, т.е. производство компыотерных программ по заказам зарубежных фирм.   Офшорное программирование быстро превратилось в весьма вос­требованный вид бизнеса из-за нехватки в развитых странах собствен­ных специалистов в области создания программных продуктов.   В частности, в начале третьего тысячелетия США испытывали де­фицит в такого рода специалистах на уровне 850 тыс. человек. В 2002 г. в Европе недостаток сетевых специалистов составлял порядка 600 тыс. человек.   Нанять офшорного программиста оказывается намного дешевле, чем ввозить «мозги» из других стран. При этом значительно меньшие затраты на его устройство, он лучше мотивирован, поскольку получает более высокую зарплату, чем может предложить национальный рынок. Выгодно это и стране, поскольку компании и их работники платят на­логи и тратят свои доходы на местном рынке.   Первые заказы в России со стороны зарубежных стран на разработ­ку программных продуктов появились в 1992—1993 гг. До августовско­го кризиса 1998 г. годовой оборот по офшорному программированию достигал 100 млн долл. В 2000 г. доходы России от услуг по разработке программных продуктов оценивались примерно в 60—70 млн долл., в 2004 г. свыше 110 млн долл.   В бизнесе по офшорному программированию в России было занято примерно 3—4 тыс. человек. Только в Москве было зарегистрировано около 800 фирм, разрабатывающих программные продукты и инфор­мационные технологии, из них примерно 200 фирм выпускали конку­рентоспособную продукцию мирового уровня   Удовлетворение огромного мирового спроса на услуги в области офшорного программирования может стать важным дополнительным источником доходов России. Экспорт интеллекта способен приносить стране не меньше доходов, чем вывоз невосполнимых природных ре­сурсов.   Россия обладает уникальным сочетанием благоприятных факторов для широкого развития услуг в области заказных разработок и инфор­мационных систем. В настоящее время в стране насчитывается почти 300 тыс. программистов и высококвалифицированных математиков.   По мнению специалистов, совместными усилиями государства, ассоциаций программистов и прессы уже в ближайшие годы. Россия могла бы увеличить доходы от этой сферы услуг примерно в десять раз и ежегодно получать дополнительно более 1 млрд долл. в год.
5.7. Место и роль сферы услуг в национальной экономике

 

 

Сфера услуг это совокупность отраслей национальной экономи­ки, труд работников которых непосредственно направлен на создание особого вида продукта, потребляемого непосредственно в процессе его производства.

 

В отличие от товаров услуги невозможно хранить и накапливать. Соотношение нематериальных и материальных свойств может нахо­диться в разном диапазоне для различных услуг. Существуют услуги чисто нематериального характера, как правило, обладающие высокой социальной направленностью, например, услуги образования. Наряду с этим имеются отрасли услуг, характеризующиеся высокой степенью материальности, например, услуги ЖКХ, транспортные услуги. В на­роднохозяйственной практике применяются различные критерии вы­деления сферы услуг и классификации ее отраслей.

 

С 1994 г. Россия перешла на международную хозяйственную клас­сификацию видов экономической деятельности, в соответствии с ко­торой к материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство и производственные виды бытового обслуживания.

 

Остальные отрасли национальной экономики, в том числе транс­порт, связь, информационно-вычислительное обслуживание, торгов­ля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, ЖКХ отнесены к сфере услуг. Сфера услуг включает также отрасли, которые были порождены развитием рыночных отно­шений, — операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функции рынка и т.д.

 

Для характеристики крупных структурных сдвигов в народном хо­зяйстве в мировой статистике широко используется трехсекторальное деление экономики на:

первичный сектор (сельское хозяйство, лесное хозяйство),
вторичный (промышленность)

 

третичный (сфера услуг).

 

Как показывает практика двух последних столетий, для аграрного пе­риода развития цивилизации доминирующим был первичный сектор, для индустриального периода — вторичный, а для периода становле­ния постиндустриального общества — третичный сектор.

 

В современных развитых экономиках в секторе услуг создается до двух третей и более совокупного ВВП и сосредоточивается подавляю­щая доля занятых.

 

Поскольку различные отрасли сферы услуг неодинаково отражают динамику становления постиндустриального общества, в аналитиче­ских целях сферу услуг подразделяют на три подсектора:

собственно третичный (услуги по обслуживанию материального производства),
четвертичный сектор (торговля, финансы, страхование, операции по обслуживанию недвижимости)

 

пятиричный сектор, куда относят информационно-научные, образовательные, деловые и управленче­ские услуги, т.е. отрасли, прогрессивное развитие которых определяет модель будущего постиндустриального общества.

 

В процессе реформирования российской экономики доля сектора услуг выросла. В настоящее время на него приходится 57% ВВП и 56% общей численности занятых. Это создает видимость приближения структуры российской экономики к соответствующей структуре по­стиндустриальных стран. Однако, во-первых, рост доли услуг в россий­ской экономике связан с резким сокращением производства в промыш­ленности и сельском хозяйстве; во-вторых, — за счет роста услуг, связанных с товарно-денежным обращением, финансированием и по­средническими операциями, в том числе со спекулятивными сделками. В то же время в тяжелом кризисном состоянии оказались отрасли сферы услуг, определяющие переход к постиндустриальному обществу и ока­зывающие решающее влияние на конкурентоспособность страны на мировом рынке — наука и научное обслуживание, образование и здра­воохранение. В период реформ 1990-хгг.ХХ в. Россия потеряла свои пе­редовые позиции по показателям интеллектуального потенциала среди развитых стран и оказалась на уровне развивающихся стран.

 

Наряду с чисто рыночным сектором в современной смешанной эко­номике выделяют так называемый общественный сектор, где произво­дятся общественные блага, финансируемый преимущественно за счет государственного бюджета. Это гарантирует доступность общественных благ всем слоям общества независимо от их платежеспособности и иму­щественного положения. Общественный сектор включает услуги орга­нов государственного управления, обороны и внутренней безопасно­сти, услуги учреждений фундаментальной науки, санитарно-экологические и противоэпидемиологические услуги. Многие блага и услуги занимают промежуточное положение между чистыми общественными благами, нерыночными услугами, с одной стороны, и частными блага­ми, чисто рыночными услугами — с другой. Речь идет о так называемых смешанных благах. К ним относятся услуги сетевых производств — транспортных, газовых, электрических, тепловых, трубопроводных и т.д., где по технико-экономическим соображениям невозможно реа­лизовать принципы исключаемое™ и конкурентности, а также соци­ально значимые услуги, обладающие крупномасштабным внешним эф­фектом — образование, здравоохранение и неразвлекательные виды культуры, в частности, библиотечное, музейное обслуживание, услуги парков культуры и отдыха, национальных заповедников.

 

Учитывая высокую социальную значимость социально-культур­ных услуг, государство оказывает приоритетную поддержку указанным услугам, осуществляя патернализм по отношению к социально-куль­турной сфере.

6.1. Факторы и динамика национальной экономики

 

 

Экономический рост представляет такое развитие национального хозяйства, при котором увеличиваются реальный национальный доход и реальный ВВП как источники удовлетворения потребностей обще­ства. В экономическом росте отражается количественный аспект хо­зяйственного развития, количественное приращение созданной про­дукции. Качественную сторону такого развития в виде обновления ас­сортимента выпускаемой продукции и повышении ее качества, поддержание экологической среды и т.д. — экономический рост ВВП может и не отразить. А именно эти процессы сегодня приобретают все большее значение.

 

В каждой национальной эко­номике экономический рост обеспечивает возможности подъема бла­госостояния ее граждан. Поэтому любое правительство стремится соз­дать наилучшие для него условия. Политика роста может принести желаемый эффект, если она учитывает его потенции и возможные направления, т.е. исходит из его многомерного характера:

факторов,
инвестиционного потенциала,

 

структурных сдвигов,
сроков его тен­денций.

 

Важно определить и то, насколько тот или иной экономиче­ский рост создает предпосылки для последующего развития. Знание этих моментов позволит определиться в выборе направлений его сти­мулирования. Были случаи, когда правительства стимулировали то, что давно уже морально устарело. И тогда экономический рост стано­вился краткосрочным. За ним следовал застой, и даже спад. Не всякий рост следует поощрять. Стимулировать следует лишь те тенденции, ко­торые продвигают страну в удовлетворении ее потребностей и после­дующего развития. Это значит, что любой экономический рост должен быть оценен с позиций его вклада в реализацию целей общества, в усиление конкурентных преимуществ страны.

 

Оценка экономического роста должна производиться на основе классификации его направле­ний, т.е. типов и видов.

 

Классификация определяется ее критериями.

 

Если в качестве критерия роста принять соотношение его количе­ственных и качественных характеристик, то выделяют экстенсивный и интенсивный экономический рост.

 

Экстенсивный тип экономического роста наблюдается при тира­жировании производства, увеличении его масштабов, которое проис­ходит при сохранении достигнутого технического и технологического уровня. Экстенсивный тип предполагает увеличение выпуска продук­ции при использовании дополнительных ресурсов: средств производ­ства, рабочей силы. При таком пути развития требуется дополнитель­ная занятость населения, но не обязательно повышение его квали­фикации. Экстенсивный путь является более простым путем развития, так как он основывается на расширении уже апробированного производ­ства

 

Интенсивный тип экономического роста связан с ростом эффектив­ности производства. Он предполагает

увеличение выпуска на единицу используемых ресурсов,
улучшение его качественных характеристик, связанных с повышением качества выпускаемой продукции,

 

обновление ассортимента.

 

Интенсивный путь повышает требования к человеческому фактору производства. От него требуется адаптивность к меняющемуся производству, рост квалификации, приобретение новых навыков.

 

Интенсивный путь представляет собой прыжок в неизвестное. Он сопряжен с большими рисками.

 

Для каждого из этих типов характерен свой уровень темпов роста.

 

При интенсивном типе темпы обычно ниже по сравнению с возможно­стями экстенсивного развития. Интенсивный тип развития сопряжен с постоянными структурными перестройками, ломкой старых хозяйст­венных пропорций и формированием новых. Структурные перестройки требует перегруппировки в ресурсах, выработки новых стратегий развития и процесса их продвижения. Смена хозяйственной организации, а также ее модернизация требуют усилий, капиталов и времени, что со­кращает потенциал наращивания объемов производства.

 

Обычно оба вида экономического роста в любой экономике суще­ствуют одновременно. Отрасли, которые работают в условиях расту­щего спроса на свою продукцию, могут расширять масштабы произ­водства. Такая стратегия возможна и при успешном освоении новых зарубежных рынков. Другие же отрасли, столкнувшись с товарным пе­ренасыщением, вынуждены менять стратегии, повышая качество то­вара, обновляя ассортимент, снижая продажные цены. В этом случае приходится переключаться на освоение интенсивного развития

 

Принадлежность экономики к тому или иному типу развития оп­ределяют по тому, какой тип в нейпреобладает.

 

Допустим, если доля ВВП, полученная в результате использования экстенсивного типа раз­вития, составляет более половины, говорят, что о ней как преимущест­венно использующей экстенсивный путь.

 

Внутри каждого типа экономического роста могут существовать разные направления.

 

Допустим, экстенсивное развитие может осуще­ствляться

за счет дополнительной загруженности уже имеющихся мощностей (введение дополнительного рабочего, увеличение сверх­урочных работ и др.)
за счет введения дополнительных аналогич­ных мощностей,

 

Интенсивное развитие может происходить

за счет более качественных ресурсов, более эффективных стратегий,
за счет включения в интеграционные образования, следования за перспективным направлением НТП.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: