развития Мурманской области. Автор: Виталий Павлюченков.




Стратегические проекты социально-экономического

 

Стратегические проекты играют определяющую роль в развитии Мурманской области, но они могут быть реализованы с минимальной локализацией - значительная часть их потенциала «скрыта» от региона. Для его реализации необходимы специальные усилия, механизмы и организационные инновации в виде кластерной инициативы и системы соглашений о стратегическом партнерстве.

 

1. Стратегические инвестиционные проекты. Перспективы развития Мурманской области во многом определяются, во-первых, планами осуществления субъектами хозяйствования инвестиционных проектов на территории области в рамках собственных стратегий развития, во-вторых, реализацией разработанных по инициативе государственных органов власти программ и проектов. Сформирован пул крупных стратегически значимых проектов, связанных с использованием транзитного и ресурсного потенциала территории области и прилегающего морского пространства.

 

Во-первых, комплексное освоение Штокмановского ГКМ. Проект предполагает комплексную разработку Штокмановского газоконденсатного месторождения с выходом на объем добычи 51 млрд. м природного газа к 2021 г.

 

Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центре шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря на расстоянии около 600 километров к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря в этом районе Баренцева моря достигает 340 метров. По разведанным запасам природного газа Штокман является сегодня одним из крупнейших в мире. Запасы месторождения по категории C1+C2 составляют около 3,8 трлн. м3 природного газа и порядка 37 млн. т газового конденсата. В рамках проекта запланировано строительство морского добычного комплекса, подводного газопровода до береговой инфраструктуры, установки по подготовке природного газа, портового транспортно-технологического комплекса и завода по производству сжиженного газа в поселке Териберка, также существует возможность строительства газохимического комплекса.

 

Со Штокмановского ГКМ будут осуществляться поставки природного газа по магистральному трубопроводу Териберка - Мурманск - Волхов для потребителей Северо-Западного региона России и для экспортных поставок в страны Западной Европы, а также поставки СПГ на рынки США и Европы.

 

Для реализации проекта создано совместное предприятие «Shtokman Development AG» (ОАО «Газпром» - 51 %, Total S.A. (Франция) - 25 % и Statoil ASA (Норвегия) - 24 %).

 

Объем проектных инвестиций составит порядка 44 млрд. долл. США, в т.ч. 17 млрд. долл. США - инвестиции на территории Мурманской области.

 

Прогнозный экономический эффект от реализации проекта для Мурманской области будет выражаться в увеличении ВРП на 36,5 % (81,1 млрд. руб.) от уровня прошлого года, а также в создании порядка 1 000 новых рабочих мест. Прогноз поэтапного развития добычи газа на период до 2030 года приведен в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13.11.2016 № 1715-р. Данные мероприятия выделены в отдельный этап первой фазы реализации проекта.

 

Протяженность газопровода - 1356 км, планируемая производительность в зависимости от объемов добычи составит 22,5 млрд. куб. м. Ввод в эксплуатацию напрямую связан с реализацией проекта освоения Штокмановского ГКМ. Экспортные поставки газа будут осуществляться за счет «врезки» в газопровод Nord Stream. Nord Stream впервые обеспечит прямые поставки российского природного газа в Западную Европу. Одной из сырьевых баз Nord Stream определено Штокмановское месторождение. Проектная мощность газопровода составит 55 млрд. куб. м. Первая нитка морского газопровода мощностью 27,5 млрд. м3 будет введена в эксплуатацию в конце 2017 г., вторая (тоже на 27,5 млрд. м3) - в 2018 г. Строительство газопровода планируется на территории России, Финляндии, Швеции, Германии и Дании порядка 1320 и 510 млрд. руб. соответственно. А также около 2-3 тысяч временных рабочих мест при строительстве завода СПГ и ПТТК.

 

Во-вторых, комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Целью проекта является использование потенциала Мурманского транспортного узла для обслуживания грузопотоков Северного морского пути, Баренцево-Евроатлантического транспортного коридора, а также транспортировки углеводородного сырья, связанной с разработкой и эксплуатацией Штокмановского и Приразломного месторождений. Проект развития МТУ включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2017-2020 гг.)» и обеспечит диверсификацию и конкурентоспособность системы портов на Северо-Западе РФ.

 

Структурно (по географическому расположению возводимых объектов) проект может быть разделен на «западную» и «восточную» части. В рамках «западной» части проекта предполагается строительство портового перегрузочного комплекса для угля и генеральных грузов мощностью 20 млн. тонн угля в год, портового комплекса по перегрузке нефти и нефтепродуктов мощностью 35 млн. тонн сырой нефти в год, а также строительство нефтеперерабатывающего завода с объемом переработки 6 млн. тонн нефти в год. ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», Холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз». Реализация - 2017 г. Объем инвестиций 530 млн. долл. США (15,9 млрд. руб.). ЗАО «Синтез Петролеум», запуск в эксплуатацию 2017-2020 гг. Строительство мощностей по перевалке и переработке нефти связаны с запуском проектов освоения Приразломного и Штокмановского месторождений. Общий объем инвестиций 2,7 млрд. долл. США (81 млрд. руб.).

ФГУ «Ространсмодернизация», запуск в эксплуатацию в 2017-2018 гг. Объем инвестиций 800 млн. долл. США 24 млрд. руб.).

 

Строительство новой железнодорожной ветки Выходной - Лавна (28 км), строительство десяти новых железнодорожных станций и парков, реконструкция путевого развития (4 станции). В рамках «восточной» части проекта предполагается строительство контейнерного терминала в ММТП мощностью 1 млн. TEU, реконструкция угольного терминала ММТП мощностью 9,6 млн. тонн угля в год, строительство дистрибуционно -логистического комплекса и логистического центра в рамках создания портовой особой экономической зоны. Также в рамках проекта предусмотрена модернизация железнодорожной сети Мурманской области, автодороги «Кола», аэропорта «Мурманск». Для реализации проекта образована управляющая компания ОАО «Мурманский Транспортный Узел» (ММТП - 40 %, РЖД - 25 %, Роснефть - 15%, Росморпорт - 15 %). Общий объем инвестиций по проекту, предусмотренный ФЦП «Развитие транспортного комплекса Российской Федерации (2017-2020 гг.)», составит 117,4 млрд. руб., в том числе 51 млрд. руб. - средства федерального бюджета и 66,4 млрд. руб. - внебюджетные источники

Обеспечение транспортных подходов и гидротехнических сооружений.

Строительство новых терминалов и перевалочных мощностей.

Прогнозный экономический эффект от реализации проекта для Мурманской области: увеличение ВРП на14,7 % (32,7 млрд. руб.) от уровня прошлого года, а также создание порядка 1 700 новых рабочих мест.

 

В-третьих, реализация проектов строительства новых ГОК и ГМК. Включает в себя строительство ряда новых горно-обогатительных и горно­металлургических комбинатов. Реализация инвестиционных проектов направлена на замещение убывающей добычи природных ресурсов на существующих месторождениях, а также на выпуск новой для региона продукции (титановый и ванадиевый шлаки - м/р «Юго-Восточная Гремяха», хромовый концентрат - м/р «Сопчеозерское»).

Таблица 2

Крупнейшие проекты в ГПК Мурманской области.

Проект Инвестиции Инициатор Проектная мощность Рабочие места Сроки реализации
1. ГОК на базе месторождений платиноидов «Федорова Тундра» 1 млрд. долл. США Компания «Баррик Голд Корпорэйшн» Добыча руды: 16 млн. т; Производство: концентрат 250 тыс. т   2017-2018*
2. ГМК на базе месторождения ильменит- титаномагнетитовых руд «Юго-Восточная Гремяха» 415 млн. долл. США ОАО «ГМК «Норильский никель» Добыча руды: 3 млн. т; Производство: чугун 340 тыс. т; титановая губка 494 тыс. т; ванадиевый шлак 9 тыс. т   2017-­2018**
3. ГОК на базе месторождения апатит-нефелиновых руд «Олений ручей» 330 млн. долл. США ОАО «Акрон» Добыча руды: 6 млн. т, Производство: апатитовый концентрат 1,9 млн. т; нефелиновый концентрат 1,89 млн. т   2018-2019
4. ГОК на базе месторождения хромитов «Сопчеозерское» 60 млн. долл. США ОАО «ГМК «Норильский никель» Добыча руды: 500 тыс. т, Производство: хромовый концентрат 216 тыс. т; щебень строительный 441 тыс. м3   2019-2020***  

 

 

* Указаны сроки строительства горнодобывающего предприятия и начала добычных работ с учетом продления на период завершения геологического изучения участка (от 3 до 5 лет) и получения соответствующего разрешения Правительства РФ, поскольку месторождение относится к участкам недр федерального значения.

**По условиям Дополнения № 2 к лицензии МУР 14013 ТЭ сроки начала строительства инфраструктуры рудника после завершения разведочных работ определены не позднее 31.05.2017.

*** По условиям Дополнения № 1 к лицензии МУР 14049 ТЭ сроки начала строительства инфраструктуры рудника после завершения разведочных работ юго-восточного фланга месторождения и утверждения запасов всего месторождения определены не позднее 30 марта 2017 г. Общий объем инвестиций по перечисленным проектам составит 1 805 млн. долл. США (54,2 млрд. руб.). Прогнозный экономический эффект от реализации проектов в ГПК для Мурманской области: увеличение ВРП на13,1 % (29,0 млрд. руб.) от уровня прошлого года, а также создание порядка 3 600 новых рабочих мест.

Таблица 3

«Непосредственный» вклад стратегических проектов в экономику Мурманской области.

Вклад в экономику к 2021 г.: ВРП   Рынок труда
  (млрд. руб.) (% от ВРП) (нов. р/м) (% от рынка)
Освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения 81,1 36,5%   0,2%
Комплексное развитие Мурманского транспортного узла 32,7 14,7% 1 700 0,4%
Проекты ГОК и ГМК 29,0 13,1% 3 600 0,8%
Всего: 142,8 64,3% 6 264 1,4%

 

Эти проекты обеспечат значительный долгосрочный приток капитала и прирост ВРП (т.е. добавленной стоимости, создаваемой на территории области).

 

Однако ввиду использования самых совершенных, преимущественно «безлюдных» и «модульных», технологий стратегические проекты обеспечат весьма ограниченный «непосредственный» вклад в развитие локального рынка труда - лишь порядка 6,3 тыс. новых рабочих мест - и экономики региона в целом.

 

Реализация потенциала стратегических проектов как гигантских рынков инноваций, знаний, компетенций, идей, оборудования, услуг и материалов вообще потребует создания сложных, новаторских и амбициозных механизмов, позволяющих масштабировать позитивный импульс мегапроектов и реализовывать его применительно к новым целям и задачам модернизации и перехода региональной экономики к постиндустриальному укладу.

 

2. Кластеры вокруг стратегических проектов. Для того чтобы в полной мере использовать инновационный и высокотехнологичный потенциал стратегических проектов, масштабировать импульс развития, задаваемый ими, необходимо стимулировать формирование в Мурманской области кластеров, связанных с добычей ресурсов на шельфе, разработкой запасов руд и транспортной логистикой.

Во-первых, технологический кластер обеспечения шельфовой добычи в Арктике: особенность этого кластера заключается в том, что он ориентирован на инвестиционный спрос, рождаемый за счет разработки Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений. Учитывая, что основная часть инвестиционных вливаний придется на 2017-2020 гг., основные усилия по стимулированию создания кластера со стороны Правительства Мурманской области должны предприниматься в ближайшее время (2017-2020 гг.).

 

По оценкам ЦСР «Северо-Запад», до 150 млрд. руб. может быть освоено в рамках создания технологического кластера обеспечения шельфовой добычи в Арктике.

 

После выхода 1-й фазы Штокмана на проектную мощность после 2017 г. кластер должен стать основным поставщиком услуг и кадров для освоения Арктики в Баренц-регионе, добившись тем самым глобальной конкурентоспособности.

 

Наряду с ядром кластера (ООО «Газпром добыча шельф», Shtokman Development AG) он будет включать целый ряд компаний, являющихся поставщиками специализированного оборудования, услуг и технологий добычи на шельфе. Значительная часть заказов (морская техника, ее обслуживание и монтаж) может и должна быть размещена на судоремонтных предприятиях области - СРЗ «Нерпа», СРЗ-35, СРЗ-10, СРЗ-82 и др.

 

В рамках кластера необходимо укрепить позиции геолого-геофизических и поисково-разведочных предприятий, размещенных в Мурманской области, - ФГУП «Арктикморнефтегазразведка», ОАО «Севморнефтегеофизика», ОАО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции», ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция» и др.

 

Необходимо использовать объем знаний об Арктике, накопленный за несколько десятилетий работы Кольским научным центром РАН и другими научными организациями региона. Во взаимодействии с поставщиками технологий добычи газа на шельфе и специализированного оборудования Арктический центр подготовки специалистов должен провести анализ потребностей, а также разработать и внедрить новые учебные планы по подготовке специалистов, требуемых для разворачиваемого кластера, в образовательных учреждениях региона, включая Мурманский государственный технический университет. Центром «кристаллизации» кластера должна стать учрежденная Правительством Мурманской области Ассоциация «Мурманшельф», которая объединяет более 240 предприятий промышленности, строительства, транспорта, сервисных, логистических, финансовых и образовательных организаций. Уже сейчас Ассоциация в значительной степени выполняет функции координационного центра по подготовке предприятий и трудовых ресурсов к выполнению крупных инвестиционных проектов по шельфовой добыче в Арктике и является площадкой для трансфера шельфовых технологий. Во-вторых, горно-химический и металлургический кластер Мурманской области: создание кластера обусловлено сменой технологической платформы в добывающей отрасли, что, с одной стороны, ведет к снижению числа занятых на предприятиях, а с другой стороны - к повышению требований к персоналу. Развитие кластера тесно связано с вводом в эксплуатацию новых месторождений и приходом новых инвесторов, в дальнейшем он должен работать на нужды добывающих компаний.

 

В рамках поддержки развития кластера Правительству Мурманской области требуется инициировать создание технолого-сервисных парков в Апатитах и Кандалакше, а также индустриального парка в Мончегорске, которые позволят российским компаниям - потребителям комплексных технологических решений и поставщикам этих решений наладить оперативное взаимодействие и проводить эффективное обучение персонала работе с новой техникой. С учетом усложнения условий добычи отдельных полезных ископаемых (переход к добыче подземным способом) и повышения наукоемкости горного дела в Апатитах должен развиваться научно-образовательный модуль как на базе существующих организаций (Кольский научный центр РАН, Кольский филиал Петрозаводского государственного университета, Апатитский филиал МГТУ), так и путем привлечения новых (например, Санкт-Петербургского государственного горного института). В рамках кластера должны быть найдены решения экологических проблем, связанных с горнодобывающей деятельностью.

 

Речь идет как о рекультивации земель и решении проблемы с существующими отвалами пустых пород и хвостохранилищами, так и о внедрении принципа безотходных производств и устойчивого развития.

 

В-третьих, производственный и транспортно -логистический кластер на основе МТУ: особенности создания кластера заключаются в привлечении средств государства и частных компаний на основе принципа ГЧП. По сути, проект МТУ представляет собой кластер, включающий стивидорные компании, Мурманский филиал ФГУП «Росморпорт» (обеспечение безопасности мореплавания, лоцманские услуги, ледокольные проводки, буксировка), логистические и транспортные компании, ОАО «РЖД», оператора ПОЭЗ, владельцев грузов, нефтеперерабатывающий завод и др. От эффективности работы всех составляющих кластера зависит успех проекта Мурманского транспортного узла, сможет ли он в дальнейшем предлагать конкурентоспособный и разнообразный продукт, несмотря на слабые стороны порта.

Рис. 4. Кластеры, обеспечивающие мультипликацию положительных эффектов от реализации стратегических проектов

Рис. 5. Сроки развертывания кластеров на основе стратегических проектов

Вызов 2. Узкий сырьевой профиль региональной экономики создает высокие риски неустойчивости перед лицом внешних факторов, а также не способствует повышению стабильности населения и системы расселения и развитию местной культуры.

 

3. Туризм - необходимо использовать уникальный потенциал территории для развития нового значимого сектора экономики, обеспечивающего устойчивость системы расселения. Современный туристический сектор, опирающийся на уникальные и значимые в глобальном масштабе рекреационные ресурсы и места-аттракторы, способен стать новой экономической базой для значительной части территорий области.

 

Первое направление - горнолыжный туризм в Хибинах (гг. Кировск, Апатиты, Мончегорск, Кандалакша, Полярные Зори, Мурманск).

 

Второе направление - развитие лесного экотуризма - предусматривает:

- создание соответствующего турпродукта и его господдержка;

- обучение и аттестация проводников;

- создание инфраструктуры экотуризма (хостелы, хижины, кемпинги);

- организация комплекса услуг (транспортное обеспечение, кейтеринг, развлечения и активный отдых - экскурсии по знаменательным местам, нетронутым уголкам природы, рыбалка, сбор ягод и грибов, фотоохота, реализация сувениров и пр.);

- проведение рекламной работы.

-

Третье направление - спортивная рыбалка и рыболовный туризм, водный туризм (сплав и подъем по рекам).

 

Четвертое направление - развитие этнокультурного туризма и культурного предпринимательства среди коренных малочисленных народов Севера в форме развития художественных промыслов и производства сувенирной продукции, этнических ансамблей и художественных коллективов, индивидуального творчества.

 

Пятое - круизный, познавательный и деловой городской туризм в Мурманске.

 

Кроме всего прочего, амбиции в отношении туристического сектора, вполне обоснованные с точки зрения качества аттракторов, потребуют вложений в создание современной инфраструктуры внешнего скоростного пассажирского транспорта: аэропорты в городах Мурманске и Апатиты, транспортно-пересадочный комплекс на базе железнодорожного и морского вокзалов, восстановление и модернизацию местной малой авиации и развитие сети дорог.

Рис. 6. Целевая структура туристического кластера Мурманской области

 

4. Восстановление потенциала агропромышленного комплекса и пищевой промышленности, обеспечивающей потребности местного населения в высококачественных диетических продуктах питания. В целях более полного обслуживания внутрирегионального рынка, обеспечения необходимых для жителей Крайнего Севера параметров диеты и в соответствии с целями, заявленными в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, необходимо осуществить ряд мер по восстановлению сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции и формированию эффективного и конкурентоспособного агропромышленного комплекса Мурманской области. Кроме того, развитие АПК и пищевой промышленности позволит повысить устойчивость региональной экономики и создать новую экономическую базу для ряда сельских населенных пунктов и малых городов.

 

Стратегическими под отраслями АПК в Мурманской области являются:

1. Мясное и молочное скотоводство. Предусматривается создание современных фермерских хозяйств.

2. Свиноводство в виде развития современных ферм, обустроенных комплексами переработки отходов жизнедеятельности свиней в энергию (биогаз) и в удобрения.

3. Птицеводство мясного и яичного направлений.

4. Северное оленеводство, ориентированное преимущественно на удовлетворение потребностей регионального рынка и предусматривающее глубокую переработку оленьего сырья - мяса, шкур и рогов.

5. Пушное звероводство.

6. Тепличное овощеводство на основе передовых технологий гидропоники.

7. Сбор и переработка дикорастущих грибов и ягод.

 

Обновление агропроизводства путем привлечения стратегических инвесторов должно сопровождаться, во-первых, инвестициями в развитие заготовительно-кормовой базы, во-вторых, созданием условий для модернизации и развития малых и средних предприятий пищевой промышленности Мурманской области, обеспечивающих поставку на рынок конечной продукции в упаковке, под торговой маркой и с высокими потребительскими свойствами. Кроме того, в условиях затрудненного доступа небольших поставщиков на полки крупных торговых сетей важное значение имеет развитие современной торговой инфраструктуры различных форматов. В том числе необходимо рассмотреть возможности создания специальных торговых сетей, торгующих преимущественно продукцией местного производства и принадлежащих местным производителям на принципах кооперации (совместного владения) или создаваемых в рамках государственной инициативы.

 

Сопутствующими элементами стратегии создания современного АПК в Мурманской области являются:

1) создание агротехцентров - центров обслуживания и предоставления современной агротехники в аренду агропроизводителям;

2) формирование системы финансовой и организационно-информационной поддержки инвесторов и страхования рисков, связанных с инвестированием в АПК области;

3) внедрение энергосберегающих технологий и использование альтернативных источников энергии на предприятиях АПК и пищевой промышленности;

4) улучшение жилищных условий сотрудников АПК;

5) развитие транспортно-экспедиторской компании;

6) развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса, соответствующего перспективным требованиям заявленных и ожидаемых проектов, в том числе повышение квалификации управленческого звена предприятий сектора.

Объем суммарных прогнозных инвестиций в 3 пилотных проекта - ферму молочного животноводства, свинокомплекс на 56 тыс. голов и птицеферму - составляет около 3 млрд. руб.

Общий предполагаемый объем финансирования данного стратегического направления составляет 36,8 млрд. руб.

Рис. 7. Инвестиции и ожидаемые результаты долгосрочных планов развития АПК и пищевой промышленности Мурманской области

Отрасль жилищного строительства, пережившая глубокий спад в связи со снижением спроса (отток населения из области, сокращение, но затем восстановление уровня доходов при недостатке качественного предложения), нуждается в комплексном восстановлении, но на принципиально новых основаниях.

 

Во-первых, необходим переход на современные и более эффективные группы технологий - так называемые MMC (Modern Methods of Construction), предполагающие «панельный» принцип строительства и минимизацию влажных операций и используемые в первую очередь при малоэтажном строительстве. Однако важным условием успешной инсталляции технологических решений является учет специфических природно­-климатических условий региона (районов).

 

Во-вторых, необходимо государственное стимулирование рынка жилья путем запуска специальных механизмов стимулирования спроса и конкуренции, в частности, создания регионального фонда ипотечного кредитования.

 

В-третьих, необходимо развитие строительства за счет восстановления и развития производственной базы комплекса - промышленности строительных материалов, развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительной отрасли, содействия техническому перевооружению, освоению новых технологий и на этой основе повышения производственной мощности и конкурентоспособности подрядных строительно-монтажных организаций области для реализации проектов производственного и социального назначения.

 

В-четвертых, необходимо развитие институтов и организаций, обслуживающих инвестиционный процесс: финансово-кредитных, страховых, лизинговых, консалтинговых фирм, укрепление институтов, обеспечивающих соблюдение прав собственности и выполнение контрактных обязательств, содействие созданию и деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

 

В-пятых, необходима государственная программа для привлечения частных инвестиций и инвестиций из федерального центра для развития регионального строительного комплекса, а именно: строительство на территории Мурманской области собственных заводов по выпуску строительных материалов (завод по выпуску керамического кирпича, цех по производству панелей для малоэтажного и высотного домостроения, завод по производству цемента), что позволит уменьшить себестоимость строительства объектов в регионе.

 

В-шестых, необходимо продолжать реализацию в Мурманской области подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

 

Вызов 4. Устаревшая инфраструктура, не позволяющая обеспечить высокое (необходимое) качество жизни, условия для динамичного развития экономики, как в части инфраструктурных ограничений, так и развития человеческого капитала.

 

Модернизация и развитие бюджетной сети предполагает:

Во-первых, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

 

Во-вторых, развитие технологий «удаленного» оказания основных бюджетных и государственных услуг здравоохранения, образования и социальной помощи и защиты. Телекомпонента в здравоохранении, образовании, социальной защите и оказании госуслуг должна последовательно расширяться.

 

Важнейшей задачей является обеспечение охвата всех (в первую очередь наиболее удаленных и труднодоступных) населенных пунктов системами «удаленного» оказания бюджетных услуг, опирающимися на «узловые» объекты в Мурманске или в городской системе Мончегорск - Оленегорск - Апатиты - Кировск - Полярные Зори. В рамках разработки и реализации концепции удаленного предоставления образовательных услуг необходимо уделить внимание не только вопросам организации и технологической платформы (в т.ч. и базового программного продукта телеобразования - системы управления знаниями), но и специализации и контента - т.е. содержания и спектра образовательных продуктов. К определению специализации и формированию контента необходимо привлекать крупные компании и основные вузы (Правительство области может заключать договоры с вузами по разработке интернет-порталов довузовской подготовки (дистанционного образования), ориентированных на обучение старшеклассников по программам профильного и углубленного изучения отдельных предметов).

 

Спектр бюджетных услуг, оказываемых в «удаленном» режиме, необходимо последовательно расширять. В небольших и удаленных населенных пунктах центры «удаленного» предоставления бюджетных услуг должны иметь совмещенный и комплексный характер, т.е. обеспечивать доступ в Интернет, к услугам теле медицины, теле образования, государственным услугам.

 

Необходимо отдельно выработать концепции оказания услуг здравоохранения и образования для вахтовых рабочих, занятых на Штокмановском месторождении и на объектах берегового технологического комплекса в с.п. Териберка.

 

В-третьих, необходимо последовательно осуществлять оптимизацию (без снижения качества и доступности бюджетных услуг) бюджетного сектора, обновлять материально-техническую базу и внедрять передовые технологии в медицине, образовании и управлении бюджетным сектором.

 

Комплексная модернизация бюджетного сектора, связанная с изменениями уровня применяемых технологий, принципов организации, целеполагания и управления, должна сопровождаться внедрением новых систем мотивации и разработкой программ повышения квалификации и переобучения персонала.

 

В-четвертых, необходимо стимулировать развитие внебюджетного сектора предоставления услуг социального назначения: образовательные услуги и индустрия здоровья, способная обслуживать специфические запросы визитеров (туристов и вахты), отражающая изменения в восприятии необходимого «минимума» у населения. Для этого необходима комплексная программа государственно-частного партнерства в социально значимых сферах (здоровье, культурное развитие и образование), предполагающая стимулирование инвестиций и предоставление гарантий частным инвесторам (в т.ч. иностранным), желающим вкладывать средства в данные сектора. Целью является обеспечение развития перспективных и новых сегментов т.н. индустрии здоровья (йога, фитнес спа, танцы, аэробика и др.) и «фабрик» человеческого капитала.

 

1) Мурманск как место представления и обсуждения российской и международной повестки дня по Арктике; Мурманск как место обменов - информационных, торговых и экономических, интеллектуальных, культурных и человеческих; интернациональный бренд города Мурманска и имидж Мурманской области;

 

2) формирование плотного круглогодичного календаря событий по макрорегиональной тематике (экономика, ресурсы, экология, безопасность, транспорт, культура и малочисленные народы Севера, информационное общество и человек) и активное участие Мурманской области совместно с МИД РФ в формировании актуальной и амбициозной повестки для Евро­Арктического Баренц-региона и Арктики в целом;

 

 

3) ежегодный Мурманский экономический форум должен стать ключевым событием и дискуссионной площадкой для обсуждения основных тем повестки дня освоения Арктики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: