Направление II. РАЗВИВАЮЩИЕ ФОPMbI ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




Содержание и формы работы

ЗАКАЛИВАНИЕ.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ

Систематическое закаливание способствует формирова­нию у детского организма умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Закаливание приводит к уси­лению обмена веществ, повышает сопротивляемость орга­низма инфекцконщш заболеваниям, оказывает благотвор­ное влияние на общее психосоматическое состояние и пове­дение ребенка.

При закаливании следует неукоснительно придерживаться определенных правил, первое из которых — постепенность. Необходимо также учитывать состояние здоровья и индиви­дуальные особенности ребенка.

Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны доставлять ему радость.

К закаливанию детей, часто болеющих, ослабленных надо подходить очень осторожно, внимательно наблюдать за харак­тером их ответных реакций, постоянно консультироваться с педиатром. Но ни в коем случае нельзя вообще лишать ос­лабленного ребенка закаливания, так как именно оно необ­ходимо ему для здоровья. Выбирая закаливающие процеду­ры для дошкольника, воспитывающегося в детском саду, не­обходимо учитывать и домашние условия, в которых он жи­вет, температуру воздуха, режим проветривания комнаты и т. д. Не каждому поступающему в дошкольное учреждение можно назначать весь комплекс закаливания. Если дома тем­пература воздуха в комнате чрезмерно высокая (24—25 °С), по­мещение редко проветривается, а ребенка слишком тепло одевают, то в первые дни пребывания в дошкольном учреж­дении правильный режим проветривания уже сам по себе будет оказывать закаливающее воздействие.

Любое закаливание может принести положительный ре­зультат лишь в том случае, если сила воздействия применя­ющегося фактора (воздуха, воды, солнечной радиации) бу­дет увеличиваться, как уже говорилось, постепенно.

В начале закаливания каждая процедура сопровождается ответными реакциями со стороны сердечно-сосудистой и ды­хательной систем (увеличиваются частота пульса и глубина ды­хания). По мере повторения одних и тех же воздействий, например обливания водой одинаковой температуры, эта ре­акция ослабевает и через несколько дней совсем угасает. При повышении силы раздражения, например при обливании более холодной водой, та же реакция возникает вновь. Что­бы избежать переохлаждения, не рекомендуется очень резко снижать температуру воды или воздуха, но в то же время следует учитывать, что слишком малое ее снижение не сопровождается выработкой закаливания. В каждом случае нужно выбирать среднее между чрезмерно сильным и чрез­мерно слабым воздействием.

Рефлекторная сущность закаливания объясняет необходи­мость систематического и постоянного повторения соответ­ствующих воздействий. Систематическое повторение закали­вающих процедур должно проводиться в одних и тех же усло­виях окружающей обстановки. Сохранение однотипности ус­ловий и времени необходимо потому, что уже через несколь­ко ежедневных повторений у ребенка вырабатывается услов­ный рефлекс на обстановку. Прекращение закаливающих юз- действий на несколько дней значительно уменьшает вырабо­танную ранее живость реакции (сужение и расширение кро­веносных сосудов, изменение вегетативных функций). Если же перерыв увеличивается до 2 недель и более, то закалива­ние надо начинать вновь с исходных температур, так как об­разованные прежде взаимосвязи между закаливанием и орга­низмом за такой продолжительный период полностью уга­сают.

Закаливающие процедуры нельзя отменять даже в случае легких заболеваний детей, не сопровождающихся значитель­ным ухудшением общего состояния. Тогда применяют слабо действующую процедуру, меньшей силы раздражители: обли­вание заменяют обтиранием, вместо общей процедуры про­водят местную, используют воду на два-три градуса теплее той, которой обливали, когда малыш был здоров. После выздоровления ребенка температуру воды вновь снижают до нужной.

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: вода, воздух и солнечная радиация. Влияние закаливающих факторов будет положительным только в том случае, если они отвечают определенным гигиеничес­ким требованиям. Воздух и вода должны быть чистыми и иметь определенную температуру.

Использовать воздух в качестве закаливающего средства необходимо постоянно, во все времена года. Действие воз­духа должно оказывать благотворное влияние, стимулирую­щее правильный рост и развитие ребенка.

При закаливании воздухом во время прогулки важно, что­бы ребенок не был пассивным. Положительная эмоциональ­ная настроенность, двигательная активность, речевые и зву­ковые реакции — все это повышает общий тонус его нервной системы, а вместе с тем и весь уровень жизненных процес­сов, обмена веществ.

Но при организации активной деятельности детей нельзя забывать, что перевозбуждение вызывает преждевременное утомление, потерю аппетита, расстройство сна. Перевозбуж­дение отрицательно влияет на функцию центральной нервной системы и ведет к снижению способности сосредоточить вни­мание, усваивать приобретенные навыки, т.е. ухудшает те качества, которые необходимы для успешного воспитания и обучения дошкольника.

Вода по сравнению с воздухом является более сильным средством закаливания, так как обладает большей теплопро­водностью и теплоемкостью. Водные процедуры должны быть короче по времени.

Закаливание водой проводится с учетом индивидуальных возрастных особенностей ребенка. В качестве закаливаю­щих процедур могут быть использованы умывание, расти­рание до пояса, мытье рук, обливание их водой, игра с водой, влажное обтирание всего тела, обливание водой под душем.

При закаливании солнечными лучами необходимо по­мнить, что солнце действует на организм гораздо сильнее, чем вода и воздух. Лучшим периодом для пребывания де­тей под лучами солнца является время от 10 до 12 часов дня. Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через пол­тора часа после еды и заканчивать не позднее чем за 30— 40 минут до еды. Закаливание солнцем может проходить на прогулках в весенне-летнее время при обычной деятель­ности детей. Летом на них должны быть облегченная одеж­да и светлый головной убор. Если на улице жарко, дети­шек можно раздеть, оставив только в трусиках и панам­ках. Очень полезно дать ребятам возможность походить бо­сиком.

Закаливающие процедуры

(проводятся во всех группах)

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ВОЗДУШНЫЕ ВАННОЧКИ ДЛЯ ТЕЛА

Закаливание проводится в помещении при температуре воз­духа 18-20 °С.

Основные средства закаливания:

1. Дети ежедневно в любое время года 15—20 минут иг­рают босиком в одних плавочках в простые игры типа «Я на солнышке лежу», «Загораю».

2. Ребенок сам растирает сухой салфеткой или специаль­ной рукавичкой руки, ноги, плечи, грудь до возникновения ощущения радости.

3. Воспитатель растирает раздетого ребенка сухой салфет­кой, слегка пощипывает кожу и похлопывает, позволяет ма­лышу расслабленно повисеть у себя на вытянутых руках.

4. Игра «Я — массажист». Дети попарно делают друг другу массаж спинки, «рисуя» на ней контуры железнодорожного пути и приговаривая: «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, поезд-поезд».

5. Влажное растирание. Раздетого ребенка взрослые быс­тро обтирают влажным теплым полотенцем, после чего ему предлагается 5—10 минут быстро побегать («Догонялки», «06- гонялки»). Через 10 минут процедура повторяется, а затем ребенка растирают сухим полотенцем и вытирают насухо.

При этом фиксируется эмоциональное состояние малыша. Хорошо, когда во время этой процедуры дети от восторга визжат, кричат, смеются.

Во время приема воздушных ванночек весьма эффективен особый поглаживающий массаж. (Его можно делать и одето­му в легкую одежду ребенку.) Массаж делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу:

1. Вдоль позвоночника легко поглаживается спинка дву­мя пальцами от шеи до копчика, 3 раза сверху вниз.

2. То же самое снизу вверх, 3 раза.

3. Поглаживание от плеч к позвоночнику растопыренны­ми пальцами — 3 раза.

4. Поглаживание от подмышек по спине к позвоночни­ку — 3 раза.

5. Поглаживание от бедер к позвоночнику — 3 раза.

6. Поглаживание от позвоночника к бедрам — 3 раза.

7. Поглаживание от позвоночника к подмышечным впа­динам — 3 раза.

8. Поглаживание от позвоночника к плечам — 3 раза.

9. Затем поочередно поглаживаются руки и ноги сверху вниз — по 3 раза.

контрастные ванночки ДЛЯ РУК и ног

Основные средства закаливания:

I. Температура воды в ванночках 18 и 36 °С. Ребенку предлагается постоять в горячей воде (36 °С) 7—8 секунд. Потом он переходит на 3—4 секунды в ванночку с прохлад­ной водой (18 °С). Затем процедура повторяется, после чего ноги протираются досуха и делается индивидуальный массаж пальчиков ног и стоп самим ребенком или воспитателем. В массаж стопы входят растирание, пощипывание и похло­пывание их с пожеланиями: «Будь здоровым, крепким, силь­ным».

Постепенно температура воды в холодной ванночке пони­жается.

II. В группу в ведерке вносится снег (зимой) или охлаж­денная вода (летом). Дети снегом растирают руки до ощуще­ния сильного тепла, после чего ополаскивают их и протира­ют сухим полотенцем.

III. Дети садятся на скамеечки, растирают стопы ног сне­гом до такого состояния, чтобы они стали горячими. Пер­вую неделю растирание снегом проводит воспитатель. После растирания ноги ополаскиваются, вытираются насухо и де­лается массаж стоп.

Дополнительный эффект закаливанию придают наблюде­ния детей за тем, как сам воспитатель у них на глазах прово­дит закаливающие процедуры: ходит босой по снегу, расти-, рает ноги или обливается холодной водой.

СОЛЕВЫЕ ДОРОЖКИ

Эффективным средством закаливания в дошкольном уч­реждении является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.

Процедура состоит в следующем.

Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в со­левой раствор (на 1 л воды 90 г соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, на­моченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопыва­ние, прыжки и т. д. в течение 4—5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем пе­реходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо.

Важным моментом при проведении закаливания на соле­вых дорожках является то, что стопа должна бьггь предвари­тельно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки, упражнения для сто­пы: покачивание вперед-назад на стопе, ходьба на носках, прыжки и т. д.

ЗАКАЛИВАНИЕ НОСОГЛОТКИ. ПОЛОСКАНИЕ РТА И ГОРЛА

Игра «Волшебный напиток»

Дети садятся на ковер в позе факира, перед ними ставит­ся вода в бокалах температурой 36—38 °С.

Каждому ребенку предлагается представить, как он превра­щается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произно­сят «волшебные» слова:

Я хороший, добрый ребенок,

Всем детям в группе я желаю здоровья,

Пусть все будут добрыми и красивыми,

Милыми и счастливыми, а...у...м...»

Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спон­танные — такие, какие подсказывает собственное воображение.

Водичка вкусная и приятная.

Я никогда не буду болеть. Я — здоров.

Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. Пос­ле этого со звуком «а...а...а», подняв голову, полощут гор­ло и проглатывают воду. Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода. Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить?

Постепенно температура воды снижается до 8—10 °С с це­лью достижения закаливающегося эффекта.

Игра «Левушка»

Входя в образ льва, дети садятся на пятки ягодичками, кисти рук свободно лежат на коленях.

а) «Левушка ищет добычу». Дети поворачиваются чудовищем в левую сторону, не убирая рук с колен и не отрывая ягодичек от пяток. Одно­временно двигают языком по верх­ним зубам от передних к коренным в сторону поворота. Затем — пово­рот в правую сторону (повторить по 3—4 раза в каждую сторону).

б) «Лев нашел добычу». Дети встают на колени, растопырива­ют напряженные пальцы рук, вы­совывают до предела язык, под­нимают взгляд вверх и рычат. То тихо — ночью, то громко — днем тянется рычащий звук «а..а..а...».

 

КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА

1. «Лошадка». Вспомните, как звучит по мостовой цока­нье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребя­тишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость дви­жения лошадки также показываем, то снижая, то увеличи­вая темп повтора (20—30 секунд).

2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно.

Дети произносят протяжно звук «ка-а-а-аар» (5—6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать без­звучно и с закрытым ртом (5—6 раз). ^^^^

3. «Змеиный язычок». Представ- ляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до под­бородка (6 раз).

4. «Зевота». Сидя, удобно расслабиться, опустить голо­ву, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнес­ти «о-о-хо-хо-о-о-о», позевать (5—6 раз).

5. «Веселые плакальщики». Ими­тация плача, громкие всхлипыва­ния, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30— 40 секунд).

6. «Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раз­двинулись, и послышались «хохотальные» звуки «ха-ха-ха, хи- хи-хи, гы-гы-гы», а нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, слов­но перед вами самый веселый в мире клоун.

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Цель: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

1. Погладить нос (боковые час­ти носа) от кончика к переносице — вдох. На выдохе постучать по кры­льям носа указательными пальцами (5—6 раз).

2. Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую нозд­рю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

4. При вдохе оказывать сопротивление входящему возду­ху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть пере­менным за счет постукивания по крыльям носа.

5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо- бу» и «г-м-м-м».

6. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, од­новременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раза).

7. Во время вьщоха широко раскрыть рот и, насколько воз­можно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до под­бородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5—6 раз).

8. Полоскание горла 1,5%-ным раствором морской соли.

 

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (проводятся во всех группах)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИИ

1. «Трактор». Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длитель­ность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).

2. «Стрельба». Представить, что мы на стрельбище, стре­ляем из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г» (укрепляются мышцы полости глотки).

3. «Фейерверк». Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и фейерверк разноцветных огней рас­сыпается в добавление к праздничному салюту. Энергично произнести «п-б-п-б» (произнесение этих звуков укрепляет мышцы губ).

4. Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимули­рует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятель­ность головного мозга, а также снимает стрессовые состоя­ния).

5. «Гудок парохода». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдохнуть че­рез губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох уд­линен).

6. «Упрямый ослик». Выбираются «ослики» и «погонщи­ки». Ослики весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти дальше. Погонщики уговаривают осликов, но те начи­нают кричать «й-а, й-а».

«Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепешек или молока?» — обращается погонщик к ослику. Ослик, получив желаемое, прекращает кричать. (Звук «й» укрепляет связки гортани, упражнение очень эффективно для взрослых людей, страдающих храпом.)

7. «Плакса». Ребенок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы». Другой ребенок обращается к нему со словами:

Что ты плачешь — «ы» да «ы»?

Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать.

После этого плакса перестает плакать, и дети пляшут (звук «ы» снимает усталость головного мозга).

КОМПЛЕКСЫДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

КОМПЛЕКС I (средняя группа)

1. «Большой и маленький». И. п. — основная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх. За­фиксировать на несколько-секунд это положение («Какой я большой»). На выдохе опуститься в и. п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Ка­кой я маленький»).


2. «Паровоз». Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза, и произносить «чух-чух»; двигаясь с разной скоростью, менять громкость и частоту произнесения.

3. «Гуси летят». Медленная ходьба, имитирующая полет. На вдохе руки-крылья поднимать, на выдохе опускать, про­износя «г-у-у» (8—10 раз). —

4. «Аист». И. п. — основная §fy - стойка. На выдохе поднять руки в

стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперед, зафиксиро­вать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произ­нося «ш-ш-ш» (6—7 раз).

5. «Дровосек». И. п. — основ­ная стойка. На выдохе руки склады­ваются топориком и поднимаются вверх. Резко, словно под тяжес­тью, вытянутые руки быстро опус­каются, туловище наклоняется, по­зволяя рукам прорезать простран­ство между ног. Дровосек произно­сит «б-а-х» (5—8 раз).

6. «Гуси». И. п. — стоя, ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки слегка расставлены и отведены назад. На выдохе наклониться вперед; глядя вперед и вытягивая шею, произнести «ш-ш-ш» (3—4 раза).

7. «Часы». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со звуком «тик» наклон в левую сторону до предела, чтобы правый бок растянулся как резиновый. Со звуком «так» возвращение в и. п. Глубокий вдох. После этого на­клон в правую сторону.

8. «Часы». И. п. — сидя по-турецки. Положив руки на затылок, со звуком «тик» выдохнуть и наклониться в левую сторону. Выпрямиться, сделать вдох и произнести «так». За­тем сделать наклон в правую сторону.

КОМПЛЕКС II (старшая группа)

1. «Погреемся». И. п. — стоя, ноги вместе, руки в стороны. Ре­бенок быстро скрещивает руки пе­ред грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося «у-х-х! у-х-х!» Возвращается в И. п. (8—10 раз).

2. «Мельница». И. п. — стоя, ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно начинать вра­щать прямыми руками со звуком «ж-р-р». С увеличением темпа Дви­жения звук ускоряется. Возвраще­ние в и. п. (6—7 раз).

3. «Конькобежец». И. п. — стоя, ноги вместе, руки в зам­ке за спиной, туловище слегка наклонено вперед.

Подражая движениям конькобежца, сгибается то левая, то правая нога, при этом все тело поворачивается в сторону согнутой ноги. Произносится звук движущихся коньков «к-р-р» (5—6 раз).

4. «Сердитый ежик». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время опасности сворачивается в клубочек.

Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, об­хватить руками грудь, голову опустить, произнеся звук рас­серженного ежа «п-ф-ф-ф», затем «ф-ф-р» (3—5 раз).

5. «Лягушонок». И. п. — стоя, ноги вместе. Представить, как ля­гушонок делает быстрые, резкие прыжки, в перерыве квакая.

Слегка присесть, вздохнув, от­толкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «к-в- а-а-к».

6. «В лесу». И. п. — основная стойка. Представить, что заблудился в густом лесу и пытаешься докричаться до това­рищей. Сделав вдох, на выдохе с различными интонациями прокричать «а-у-у».

7. «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе про­износится звук «з-з-з». Представить, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. (Учить детей направлять внимание на определенный участок те­ла.)

8. «Великан и карлик».

а) Встать прямо, поднять руки вверх, потянуться насколь­ко возможно, сделать глубокий вдох. Опустить корпус впе- ред-вниз, согнув ноги в коленях, расслабленно опустить руки до самого пола, сделать глубокий выдох.


б) Сесть, скрестив ноги по-турецки, положить руки на затылок, спину выпрямить. Откинув голову назад, сделатьглубокий вдох, затем наклонить верхнюю часть тела вперед, сделать выдох.

в) Сесть, сложив ноги ступня к ступне, руки на коленях. Раздвинутые колени прижаты к полу. На вдохе набрать полную грудь воздуха, гордо выпрямить плечи, высоко поднять голо­ву. На выдохе опуститься вниз, головой касаясь ступней ног.

КОМПЛЕКС III (подготовительная группа)

1. «Часы». И. п. — основная стойка. Представить, что становишься часами с двумя маятниками. Размахивая пря­мыми руками вперед-назад, в одном темпе и с одной инто­нацией произносить: «тик-так» (10—12 раз).

2. «Ловим комара». Представить состояние, которое ис­пытываешь, когда вокруг летает комар. Направлять звук «з- з-з» в разные стороны, регулируя громкость, темп.. Пытаясь поймать насекомое, хлопать руками в местах, где предпола­гается его местонахождение.

3. «Косарь». Представить, что вышли на луг косить траву, почув­ствовать запах свежескошенной тра­вы. Широкими размашистыми дви­жениями имитировать работу коса­ря, занося то влево, то вправо во­ображаемую косу со звуком «ж-у-х» (5-8 раз).

4. «Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на вообра­жаемые клавиши и произносить звуки «ту-ту-ту» (15—20 се­кунд).

5. «Будильник». И. п. — сидя на полу, скрестить ноги, обхватить го­лову руками. Ритмично, с одним и тем же выражением лица раскачи­вать туловище из стороны в сторо­ну со звуком «тик-так». Через 3—4 движения вытягиваем голову впе­ред, имитируя появление «кукуш­ки», и произносим «ку-ку, ку-ку».

6. «Петушок». И. п. — основная стойка. На вдохе под­няться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад.

На выдохе, хлопая себя руками по бедрам, прокричать «ку-ка-ре-ку» (5—6 раз).

7. «Насос». И. п. — основная стойка. Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге двумя руками, произносить звук «с-с-с» (по 6—8 раз в каждую сторону).

8. «Покоритель космоса». Дети садятся на пол, расслаб­ляются, готовятся к полету, «заправляются горючим» (дела­ют глубокий вдох).

а) «Полет на Луну» — на выдо­хе дети тянут звук «а-а-а», медлен­но поднимая левую руку вверх, «до­стигают Луны» и так же медленно возвращаются.

б) «Полет на Солнце» — после «заправки горючим» на выдохе дети тянут звук «а-а-а» громче и длин­нее, поднимая правую руку вверх: Достигнув воображаемого Солнца, возвращаются в и. п.

в) «Полет в космос» — на выдо­хе громкий звук «а-а-а», словно всплеск, достигает предела по мощ­ности выброса (2—3 раза), появля­ется ощущение радости и легкости.

Длительная задержка дыхания во время выдоха укрепляет голосовые связки.

 

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ

общая характеристика биологически активных зон кожи'

Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и отку­да получает информацию о всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуля­торами жизнедеятельности организма.

При возникновении нарушений в области кожи и регуля­торов могут ухудшаться защитные свойства связанного с ними

' Излагается по кн.: Уманская А. А. Что такое вирус гриппа, как сберечься от бронхита. М., 1995.

участка слизистой верхних дыхательных путей. И наоборот, при возникновении воспалительных процессов или дегенера­тивных изменений в слизистой появляются нарушения в об­ласти кожи и регуляторов.

Вот почему у людей с хроническими риносинуситами, тонзиллитами, отитами и другими заболеваниями лор-орга­нов рано или поздно возникают вегетососудистые, нейроэндокринные, иммунные дисфункции, приводящие к тяжелым заболеваниям сердечно-сосудистой системы, желудочно-ки­шечного тракта, опорно-двигательного аппарата и др.

Насморк — одна из ступеней развития разнообразных за­болеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, горта­ни, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действи­ем массажа организм начинает вырабатывать свои собствен­ные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым и затем научить им детей. Выполнять их надо по массируя точку за точкой'.

ЗОНА 1. Связана с костным мозгом грудины, сердцем, со слизистой обо­лочкой трахеи. При массаже этой зоны уменьшаются кашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение.

ЗОНА 2. Связана с вилочковой же­лезой (тимусом), слизистой оболочкой трахеи, глотки. При массаже ее повы­шается сопротивляемость инфекцион­ным заболеваниям.

ЗОНА 3. Связана со щитовидной железой, слизистой оболочкой гортани. При воздействии на нее нормализуется химический состав крови, голос стано­вится чистым и звонким.

ЗОНЫ4 и 5. Зоны шеи связаны с важнейшими ганглиями — регулятора­ми деятельности всех сосудов головы и тела, а также со слизистой оболочкой задней стенки гортани, которая под влиянием дыма, пыли и вирусов наи­более часто воспаляется. Фарингит — очень коварное заболевание. Массаж зон шеи ведет к нормализации вегето- сосудистого тонуса, исчезают голо­вокружения, головные боли в затылке и шее, уменьшаются явления фаринги­та. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз.

ЗОНА 6. Связана с вестибулярным аппаратом, со слизистой оболочкой среднего уха и миндалинами. При воз­действии на эти зоны исчезает шум в ушах, улучшается слух, уменьшается боль в глотке при ангине (тонзиллите), в ухе — при отите, а главное — норма­лизуется деятельность вестибулярного аппарата.

ЗОНА 7. Связана с лобным отделом мозга, лобными и решетчатыми па­зухами носа. Массаж этих зон приводит к улучшению умственного развития, уменьшению косоглазия и исчезновению болей в лобных отделах головы и глаз­ных яблоках.

ЗОНА 8. Связана с гипофизом, слизистыми оболочками носа и гаймо­ровых пазух. Дыхание через нос стано­вится свободным, проходит насморк, уменьшается слабость, нормализуется деятельность эндокринных желез.

ЗОНА 9. Руки — это манипуляторы мозга. Руки связаны со всеми орга­нами. За зонами рук необходимо осо­бенно тщательно следить, устранять сво­евременно все возникшие нарушения, и тогда благополучие вашего организма будет всегда в ваших руках.


 

ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОДШЕБНИКОВ

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоцио­нальный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру «Скульптор». В ней, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, можно дать возможность ребенку творчески подойти к процессу и почувствовать внут­ренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только «руками люб­ви», так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дош­кольника. У него появляется доверие к создателю образа — внутреннему Я.

Данная игра является фрагментом авторского комплекса «Гимнастика маленьких волшебников», включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомас­сажем.

Точечный самомассаж — это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нер­вов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормо­зящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошйе результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «об­щением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоцио­нального напряжения. Применяется чаше всего с целью улуч­шения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж ак­тивных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали — от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а за­тем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали — от себя влево.

При проведении «Гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологичес­ки активные точки. Но в отличие от лечебното применения известного метода Шиацу, ребенок здесь не просто «работа­ет» — он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.

Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, -что он действительно тво­рит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное цен­ностное отношению к собственному телу.

 

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (проводятся во всех группах)

I. Потягивание

И. п.— из позиции лежа на спине.

1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука — вдоль туловища вверх. Дыхание задерживает­ся, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, рас­слабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а».


 

Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц ле­вой стороны тела (происходит прочистка левого энергетичес­кого канала).

2. Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а пра­вая рука — вверх, вдоль туловища — вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».


 

Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц пра­вой стороны тела (происходит прочистка правого энергети­ческого канала).

3. Обе нош тянутся пяточками вперед по полу, обе руки — вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе мед­ленно произнести «су-шум-м-м-на».


 

Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, перехо­дящего в расслабление (прочистка центрального энергетичес­кого канала).

II. Массаж живота

И. п. — лежа на животе.

1. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похло­пывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощи­пывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего те­сто, снова поглаживает.


 

Цель: улучшить работу кишечника.

2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

Цель: воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула.


.

III. Массаж грудной области

И. п — сидя по-турецки.

1. Поглаживание области груд­ной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».

Цель: воспитывать бережное от­ношение к своему телу, учить лю­бить себя.

2. «Заводим машину». Ребенок ставит пальчики на середину груди­ны от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения-5—6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». За­тем 5—6 раз вращательные движе­ния против часовой стрелки.

3. Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал — «машина завелась»).

Цель: воздействовать на биоак­тивные точки грудного отдела, почувствовать радость от звукового сопровождения

 

IV Массаж шеи

И. п. — сидя по-турецки.

1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.

2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытяну­той шее.

3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.

4. Представив, что у него красивая лебединая шея, лю­буется ею, как будто она отражается в зеркале.

Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения кра­соты и гибкости прекрасной лебединой шеи.

 

V. Массаж ушных раковин

И. п. — сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебу­рашки или для доброго, милого слона.

1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бо­роздкам внутри раковин, за ушами.

2. Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5—6 раз в каждую сторону).

3. Нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»).

4. Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины дела­ет 7—8 вращательных движений по часовой, затем против ча­совой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).

5. С усилием «примазывает глину» вокруг ушных рако­вин — проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1—1,5 см.

Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишеч­ника, выходящие на ушные раковины.

VI. Массаж головы

1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье голо­вы.

2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.

4. «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Паль­цы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно рас­ческой, волосы и представляет, что его «прическа самая кра­сивая на конкурсе причесок».

Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

 

VII. Массаж лица

Лепит красивое лицо.

1. Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вис­кам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, что­бы она была упругой.

2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против ча­совой стрелки по 5—6 раз.

3. С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от пере­носицы к вискам.

4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.

5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от пере­носицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и пред­ставляет, какой красивый нос для Буратино у него полу­чился.

Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воз­действия на активные точки лица. Выработка умения управ­лять мимикой.

 

VIII. Массаж шейных позвонков

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует сол­нышко, морковку, дерево.

1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрел­ке, затем против часовой стрелки.

2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медлен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: