Содержание и формы работы
ЗАКАЛИВАНИЕ.
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма инфекцконщш заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка.
При закаливании следует неукоснительно придерживаться определенных правил, первое из которых — постепенность. Необходимо также учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности ребенка.
Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны доставлять ему радость.
К закаливанию детей, часто болеющих, ослабленных надо подходить очень осторожно, внимательно наблюдать за характером их ответных реакций, постоянно консультироваться с педиатром. Но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно оно необходимо ему для здоровья. Выбирая закаливающие процедуры для дошкольника, воспитывающегося в детском саду, необходимо учитывать и домашние условия, в которых он живет, температуру воздуха, режим проветривания комнаты и т. д. Не каждому поступающему в дошкольное учреждение можно назначать весь комплекс закаливания. Если дома температура воздуха в комнате чрезмерно высокая (24—25 °С), помещение редко проветривается, а ребенка слишком тепло одевают, то в первые дни пребывания в дошкольном учреждении правильный режим проветривания уже сам по себе будет оказывать закаливающее воздействие.
Любое закаливание может принести положительный результат лишь в том случае, если сила воздействия применяющегося фактора (воздуха, воды, солнечной радиации) будет увеличиваться, как уже говорилось, постепенно.
В начале закаливания каждая процедура сопровождается ответными реакциями со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем (увеличиваются частота пульса и глубина дыхания). По мере повторения одних и тех же воздействий, например обливания водой одинаковой температуры, эта реакция ослабевает и через несколько дней совсем угасает. При повышении силы раздражения, например при обливании более холодной водой, та же реакция возникает вновь. Чтобы избежать переохлаждения, не рекомендуется очень резко снижать температуру воды или воздуха, но в то же время следует учитывать, что слишком малое ее снижение не сопровождается выработкой закаливания. В каждом случае нужно выбирать среднее между чрезмерно сильным и чрезмерно слабым воздействием.
Рефлекторная сущность закаливания объясняет необходимость систематического и постоянного повторения соответствующих воздействий. Систематическое повторение закаливающих процедур должно проводиться в одних и тех же условиях окружающей обстановки. Сохранение однотипности условий и времени необходимо потому, что уже через несколько ежедневных повторений у ребенка вырабатывается условный рефлекс на обстановку. Прекращение закаливающих юз- действий на несколько дней значительно уменьшает выработанную ранее живость реакции (сужение и расширение кровеносных сосудов, изменение вегетативных функций). Если же перерыв увеличивается до 2 недель и более, то закаливание надо начинать вновь с исходных температур, так как образованные прежде взаимосвязи между закаливанием и организмом за такой продолжительный период полностью угасают.
Закаливающие процедуры нельзя отменять даже в случае легких заболеваний детей, не сопровождающихся значительным ухудшением общего состояния. Тогда применяют слабо действующую процедуру, меньшей силы раздражители: обливание заменяют обтиранием, вместо общей процедуры проводят местную, используют воду на два-три градуса теплее той, которой обливали, когда малыш был здоров. После выздоровления ребенка температуру воды вновь снижают до нужной.
В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: вода, воздух и солнечная радиация. Влияние закаливающих факторов будет положительным только в том случае, если они отвечают определенным гигиеническим требованиям. Воздух и вода должны быть чистыми и иметь определенную температуру.
Использовать воздух в качестве закаливающего средства необходимо постоянно, во все времена года. Действие воздуха должно оказывать благотворное влияние, стимулирующее правильный рост и развитие ребенка.
При закаливании воздухом во время прогулки важно, чтобы ребенок не был пассивным. Положительная эмоциональная настроенность, двигательная активность, речевые и звуковые реакции — все это повышает общий тонус его нервной системы, а вместе с тем и весь уровень жизненных процессов, обмена веществ.
Но при организации активной деятельности детей нельзя забывать, что перевозбуждение вызывает преждевременное утомление, потерю аппетита, расстройство сна. Перевозбуждение отрицательно влияет на функцию центральной нервной системы и ведет к снижению способности сосредоточить внимание, усваивать приобретенные навыки, т.е. ухудшает те качества, которые необходимы для успешного воспитания и обучения дошкольника.
Вода по сравнению с воздухом является более сильным средством закаливания, так как обладает большей теплопроводностью и теплоемкостью. Водные процедуры должны быть короче по времени.
Закаливание водой проводится с учетом индивидуальных возрастных особенностей ребенка. В качестве закаливающих процедур могут быть использованы умывание, растирание до пояса, мытье рук, обливание их водой, игра с водой, влажное обтирание всего тела, обливание водой под душем.
При закаливании солнечными лучами необходимо помнить, что солнце действует на организм гораздо сильнее, чем вода и воздух. Лучшим периодом для пребывания детей под лучами солнца является время от 10 до 12 часов дня. Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через полтора часа после еды и заканчивать не позднее чем за 30— 40 минут до еды. Закаливание солнцем может проходить на прогулках в весенне-летнее время при обычной деятельности детей. Летом на них должны быть облегченная одежда и светлый головной убор. Если на улице жарко, детишек можно раздеть, оставив только в трусиках и панамках. Очень полезно дать ребятам возможность походить босиком.
Закаливающие процедуры
(проводятся во всех группах)
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ВОЗДУШНЫЕ ВАННОЧКИ ДЛЯ ТЕЛА
Закаливание проводится в помещении при температуре воздуха 18-20 °С.
Основные средства закаливания:
1. Дети ежедневно в любое время года 15—20 минут играют босиком в одних плавочках в простые игры типа «Я на солнышке лежу», «Загораю».
2. Ребенок сам растирает сухой салфеткой или специальной рукавичкой руки, ноги, плечи, грудь до возникновения ощущения радости.
3. Воспитатель растирает раздетого ребенка сухой салфеткой, слегка пощипывает кожу и похлопывает, позволяет малышу расслабленно повисеть у себя на вытянутых руках.
4. Игра «Я — массажист». Дети попарно делают друг другу массаж спинки, «рисуя» на ней контуры железнодорожного пути и приговаривая: «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, поезд-поезд».
5. Влажное растирание. Раздетого ребенка взрослые быстро обтирают влажным теплым полотенцем, после чего ему предлагается 5—10 минут быстро побегать («Догонялки», «06- гонялки»). Через 10 минут процедура повторяется, а затем ребенка растирают сухим полотенцем и вытирают насухо.
При этом фиксируется эмоциональное состояние малыша. Хорошо, когда во время этой процедуры дети от восторга визжат, кричат, смеются.
Во время приема воздушных ванночек весьма эффективен особый поглаживающий массаж. (Его можно делать и одетому в легкую одежду ребенку.) Массаж делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу:
1. Вдоль позвоночника легко поглаживается спинка двумя пальцами от шеи до копчика, 3 раза сверху вниз.
2. То же самое снизу вверх, 3 раза.
3. Поглаживание от плеч к позвоночнику растопыренными пальцами — 3 раза.
4. Поглаживание от подмышек по спине к позвоночнику — 3 раза.
5. Поглаживание от бедер к позвоночнику — 3 раза.
6. Поглаживание от позвоночника к бедрам — 3 раза.
7. Поглаживание от позвоночника к подмышечным впадинам — 3 раза.
8. Поглаживание от позвоночника к плечам — 3 раза.
9. Затем поочередно поглаживаются руки и ноги сверху вниз — по 3 раза.
контрастные ванночки ДЛЯ РУК и ног
Основные средства закаливания:
I. Температура воды в ванночках 18 и 36 °С. Ребенку предлагается постоять в горячей воде (36 °С) 7—8 секунд. Потом он переходит на 3—4 секунды в ванночку с прохладной водой (18 °С). Затем процедура повторяется, после чего ноги протираются досуха и делается индивидуальный массаж пальчиков ног и стоп самим ребенком или воспитателем. В массаж стопы входят растирание, пощипывание и похлопывание их с пожеланиями: «Будь здоровым, крепким, сильным».
Постепенно температура воды в холодной ванночке понижается.
II. В группу в ведерке вносится снег (зимой) или охлажденная вода (летом). Дети снегом растирают руки до ощущения сильного тепла, после чего ополаскивают их и протирают сухим полотенцем.
III. Дети садятся на скамеечки, растирают стопы ног снегом до такого состояния, чтобы они стали горячими. Первую неделю растирание снегом проводит воспитатель. После растирания ноги ополаскиваются, вытираются насухо и делается массаж стоп.
Дополнительный эффект закаливанию придают наблюдения детей за тем, как сам воспитатель у них на глазах проводит закаливающие процедуры: ходит босой по снегу, расти-, рает ноги или обливается холодной водой.
СОЛЕВЫЕ ДОРОЖКИ
Эффективным средством закаливания в дошкольном учреждении является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.
Процедура состоит в следующем.
Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 л воды 90 г соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т. д. в течение 4—5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо.
Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна бьггь предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки, упражнения для стопы: покачивание вперед-назад на стопе, ходьба на носках, прыжки и т. д.
ЗАКАЛИВАНИЕ НОСОГЛОТКИ. ПОЛОСКАНИЕ РТА И ГОРЛА
Игра «Волшебный напиток»
Дети садятся на ковер в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах температурой 36—38 °С.
Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова:
Я хороший, добрый ребенок,
Всем детям в группе я желаю здоровья,
Пусть все будут добрыми и красивыми,
Милыми и счастливыми, а...у...м...»
Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные — такие, какие подсказывает собственное воображение.
Водичка вкусная и приятная.
Я никогда не буду болеть. Я — здоров.
Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а...а...а», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду. Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода. Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить?
Постепенно температура воды снижается до 8—10 °С с целью достижения закаливающегося эффекта.
Игра «Левушка»
Входя в образ льва, дети садятся на пятки ягодичками, кисти рук свободно лежат на коленях.
а) «Левушка ищет добычу». Дети поворачиваются чудовищем в левую сторону, не убирая рук с колен и не отрывая ягодичек от пяток. Одновременно двигают языком по верхним зубам от передних к коренным в сторону поворота. Затем — поворот в правую сторону (повторить по 3—4 раза в каждую сторону).
б) «Лев нашел добычу». Дети встают на колени, растопыривают напряженные пальцы рук, высовывают до предела язык, поднимают взгляд вверх и рычат. То тихо — ночью, то громко — днем тянется рычащий звук «а..а..а...».
КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА
1. «Лошадка». Вспомните, как звучит по мостовой цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки также показываем, то снижая, то увеличивая темп повтора (20—30 секунд).
2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно.
Дети произносят протяжно звук «ка-а-а-аар» (5—6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (5—6 раз). ^^^^
3. «Змеиный язычок». Представ- ляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).
4. «Зевота». Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «о-о-хо-хо-о-о-о», позевать (5—6 раз).
5. «Веселые плакальщики». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30— 40 секунд).
6. «Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались «хохотальные» звуки «ха-ха-ха, хи- хи-хи, гы-гы-гы», а нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
Цель: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5—6 раз).
2. Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
4. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо- бу» и «г-м-м-м».
6. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раза).
7. Во время вьщоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5—6 раз).
8. Полоскание горла 1,5%-ным раствором морской соли.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (проводятся во всех группах)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИИ
1. «Трактор». Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).
2. «Стрельба». Представить, что мы на стрельбище, стреляем из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г» (укрепляются мышцы полости глотки).
3. «Фейерверк». Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и фейерверк разноцветных огней рассыпается в добавление к праздничному салюту. Энергично произнести «п-б-п-б» (произнесение этих звуков укрепляет мышцы губ).
4. Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовые состояния).
5. «Гудок парохода». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).
6. «Упрямый ослик». Выбираются «ослики» и «погонщики». Ослики весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти дальше. Погонщики уговаривают осликов, но те начинают кричать «й-а, й-а».
«Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепешек или молока?» — обращается погонщик к ослику. Ослик, получив желаемое, прекращает кричать. (Звук «й» укрепляет связки гортани, упражнение очень эффективно для взрослых людей, страдающих храпом.)
7. «Плакса». Ребенок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы». Другой ребенок обращается к нему со словами:
Что ты плачешь — «ы» да «ы»?
Слезы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать.
После этого плакса перестает плакать, и дети пляшут (звук «ы» снимает усталость головного мозга).
КОМПЛЕКСЫДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС I (средняя группа)
1. «Большой и маленький». И. п. — основная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько-секунд это положение («Какой я большой»). На выдохе опуститься в и. п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какой я маленький»).
2. «Паровоз». Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза, и произносить «чух-чух»; двигаясь с разной скоростью, менять громкость и частоту произнесения.
3. «Гуси летят». Медленная ходьба, имитирующая полет. На вдохе руки-крылья поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у» (8—10 раз). —
4. «Аист». И. п. — основная §fy - стойка. На выдохе поднять руки в
стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперед, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш» (6—7 раз).
5. «Дровосек». И. п. — основная стойка. На выдохе руки складываются топориком и поднимаются вверх. Резко, словно под тяжестью, вытянутые руки быстро опускаются, туловище наклоняется, позволяя рукам прорезать пространство между ног. Дровосек произносит «б-а-х» (5—8 раз).
6. «Гуси». И. п. — стоя, ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки слегка расставлены и отведены назад. На выдохе наклониться вперед; глядя вперед и вытягивая шею, произнести «ш-ш-ш» (3—4 раза).
7. «Часы». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со звуком «тик» наклон в левую сторону до предела, чтобы правый бок растянулся как резиновый. Со звуком «так» возвращение в и. п. Глубокий вдох. После этого наклон в правую сторону.
8. «Часы». И. п. — сидя по-турецки. Положив руки на затылок, со звуком «тик» выдохнуть и наклониться в левую сторону. Выпрямиться, сделать вдох и произнести «так». Затем сделать наклон в правую сторону.
КОМПЛЕКС II (старшая группа)
1. «Погреемся». И. п. — стоя, ноги вместе, руки в стороны. Ребенок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося «у-х-х! у-х-х!» Возвращается в И. п. (8—10 раз).
2. «Мельница». И. п. — стоя, ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно начинать вращать прямыми руками со звуком «ж-р-р». С увеличением темпа Движения звук ускоряется. Возвращение в и. п. (6—7 раз).
3. «Конькобежец». И. п. — стоя, ноги вместе, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперед.
Подражая движениям конькобежца, сгибается то левая, то правая нога, при этом все тело поворачивается в сторону согнутой ноги. Произносится звук движущихся коньков «к-р-р» (5—6 раз).
4. «Сердитый ежик». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время опасности сворачивается в клубочек.
Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф», затем «ф-ф-р» (3—5 раз).
5. «Лягушонок». И. п. — стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок делает быстрые, резкие прыжки, в перерыве квакая.
Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «к-в- а-а-к».
6. «В лесу». И. п. — основная стойка. Представить, что заблудился в густом лесу и пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох, на выдохе с различными интонациями прокричать «а-у-у».
7. «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представить, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. (Учить детей направлять внимание на определенный участок тела.)
8. «Великан и карлик».
а) Встать прямо, поднять руки вверх, потянуться насколько возможно, сделать глубокий вдох. Опустить корпус впе- ред-вниз, согнув ноги в коленях, расслабленно опустить руки до самого пола, сделать глубокий выдох.
б) Сесть, скрестив ноги по-турецки, положить руки на затылок, спину выпрямить. Откинув голову назад, сделатьглубокий вдох, затем наклонить верхнюю часть тела вперед, сделать выдох.
в) Сесть, сложив ноги ступня к ступне, руки на коленях. Раздвинутые колени прижаты к полу. На вдохе набрать полную грудь воздуха, гордо выпрямить плечи, высоко поднять голову. На выдохе опуститься вниз, головой касаясь ступней ног.
КОМПЛЕКС III (подготовительная группа)
1. «Часы». И. п. — основная стойка. Представить, что становишься часами с двумя маятниками. Размахивая прямыми руками вперед-назад, в одном темпе и с одной интонацией произносить: «тик-так» (10—12 раз).
2. «Ловим комара». Представить состояние, которое испытываешь, когда вокруг летает комар. Направлять звук «з- з-з» в разные стороны, регулируя громкость, темп.. Пытаясь поймать насекомое, хлопать руками в местах, где предполагается его местонахождение.
3. «Косарь». Представить, что вышли на луг косить траву, почувствовать запах свежескошенной травы. Широкими размашистыми движениями имитировать работу косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком «ж-у-х» (5-8 раз).
4. «Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши и произносить звуки «ту-ту-ту» (15—20 секунд).
5. «Будильник». И. п. — сидя на полу, скрестить ноги, обхватить голову руками. Ритмично, с одним и тем же выражением лица раскачивать туловище из стороны в сторону со звуком «тик-так». Через 3—4 движения вытягиваем голову вперед, имитируя появление «кукушки», и произносим «ку-ку, ку-ку».
6. «Петушок». И. п. — основная стойка. На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад.
На выдохе, хлопая себя руками по бедрам, прокричать «ку-ка-ре-ку» (5—6 раз).
7. «Насос». И. п. — основная стойка. Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге двумя руками, произносить звук «с-с-с» (по 6—8 раз в каждую сторону).
8. «Покоритель космоса». Дети садятся на пол, расслабляются, готовятся к полету, «заправляются горючим» (делают глубокий вдох).
а) «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а-а-а», медленно поднимая левую руку вверх, «достигают Луны» и так же медленно возвращаются.
б) «Полет на Солнце» — после «заправки горючим» на выдохе дети тянут звук «а-а-а» громче и длиннее, поднимая правую руку вверх: Достигнув воображаемого Солнца, возвращаются в и. п.
в) «Полет в космос» — на выдохе громкий звук «а-а-а», словно всплеск, достигает предела по мощности выброса (2—3 раза), появляется ощущение радости и легкости.
Длительная задержка дыхания во время выдоха укрепляет голосовые связки.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
общая характеристика биологически активных зон кожи'
Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию о всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.
При возникновении нарушений в области кожи и регуляторов могут ухудшаться защитные свойства связанного с ними
' Излагается по кн.: Уманская А. А. Что такое вирус гриппа, как сберечься от бронхита. М., 1995.
участка слизистой верхних дыхательных путей. И наоборот, при возникновении воспалительных процессов или дегенеративных изменений в слизистой появляются нарушения в области кожи и регуляторов.
Вот почему у людей с хроническими риносинуситами, тонзиллитами, отитами и другими заболеваниями лор-органов рано или поздно возникают вегетососудистые, нейроэндокринные, иммунные дисфункции, приводящие к тяжелым заболеваниям сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и др.
Насморк — одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым и затем научить им детей. Выполнять их надо по массируя точку за точкой'.
ЗОНА 1. Связана с костным мозгом грудины, сердцем, со слизистой оболочкой трахеи. При массаже этой зоны уменьшаются кашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение.
ЗОНА 2. Связана с вилочковой железой (тимусом), слизистой оболочкой трахеи, глотки. При массаже ее повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
ЗОНА 3. Связана со щитовидной железой, слизистой оболочкой гортани. При воздействии на нее нормализуется химический состав крови, голос становится чистым и звонким.
ЗОНЫ4 и 5. Зоны шеи связаны с важнейшими ганглиями — регуляторами деятельности всех сосудов головы и тела, а также со слизистой оболочкой задней стенки гортани, которая под влиянием дыма, пыли и вирусов наиболее часто воспаляется. Фарингит — очень коварное заболевание. Массаж зон шеи ведет к нормализации вегето- сосудистого тонуса, исчезают головокружения, головные боли в затылке и шее, уменьшаются явления фарингита. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз.
ЗОНА 6. Связана с вестибулярным аппаратом, со слизистой оболочкой среднего уха и миндалинами. При воздействии на эти зоны исчезает шум в ушах, улучшается слух, уменьшается боль в глотке при ангине (тонзиллите), в ухе — при отите, а главное — нормализуется деятельность вестибулярного аппарата.
ЗОНА 7. Связана с лобным отделом мозга, лобными и решетчатыми пазухами носа. Массаж этих зон приводит к улучшению умственного развития, уменьшению косоглазия и исчезновению болей в лобных отделах головы и глазных яблоках.
ЗОНА 8. Связана с гипофизом, слизистыми оболочками носа и гайморовых пазух. Дыхание через нос становится свободным, проходит насморк, уменьшается слабость, нормализуется деятельность эндокринных желез.
ЗОНА 9. Руки — это манипуляторы мозга. Руки связаны со всеми органами. За зонами рук необходимо особенно тщательно следить, устранять своевременно все возникшие нарушения, и тогда благополучие вашего организма будет всегда в ваших руках.
ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОДШЕБНИКОВ
Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру «Скульптор». В ней, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, можно дать возможность ребенку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только «руками любви», так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дошкольника. У него появляется доверие к создателю образа — внутреннему Я.
Данная игра является фрагментом авторского комплекса «Гимнастика маленьких волшебников», включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем.
Точечный самомассаж — это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошйе результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаше всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.
Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали — от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали — от себя влево.
При проведении «Гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебното применения известного метода Шиацу, ребенок здесь не просто «работает» — он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.
Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, -что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (проводятся во всех группах)
I. Потягивание
И. п.— из позиции лежа на спине.
1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука — вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а».
Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела (происходит прочистка левого энергетического канала).
2. Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука — вверх, вдоль туловища — вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».
Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц правой стороны тела (происходит прочистка правого энергетического канала).
3. Обе нош тянутся пяточками вперед по полу, обе руки — вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».
Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление (прочистка центрального энергетического канала).
II. Массаж живота
И. п. — лежа на животе.
1. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.
Цель: улучшить работу кишечника.
2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.
Цель: воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула.
.
III. Массаж грудной области
И. п — сидя по-турецки.
1. Поглаживание области грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».
Цель: воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя.
2. «Заводим машину». Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения-5—6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5—6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
3. Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал — «машина завелась»).
Цель: воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, почувствовать радость от звукового сопровождения
IV Массаж шеи
И. п. — сидя по-турецки.
1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
4. Представив, что у него красивая лебединая шея, любуется ею, как будто она отражается в зеркале.
Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной лебединой шеи.
V. Массаж ушных раковин
И. п. — сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона.
1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
2. Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5—6 раз в каждую сторону).
3. Нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»).
4. Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7—8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).
5. С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин — проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1—1,5 см.
Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.
VI. Массаж головы
1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».
Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
VII. Массаж лица
Лепит красивое лицо.
1. Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5—6 раз.
3. С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.
Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой.
VIII. Массаж шейных позвонков
Игра «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево.
1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.
Цель: почувствовать приятное ощущение от медлен