МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Донской государственный технический университет»
В г. Волгодонске Ростовской области
(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)
«Экономика сферы услуг»
Методические рекомендации
к самостоятельному изучению дисциплины и проведению практических занятий
для студентов направления 38.03.01 «Экономика»
2016г.
Составитель:
к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление»
Гладкова Ю.В.
Рецензент:
к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление»
Диканов М.Ю.
Методические рекомендации включают требования к знаниям, умениям и навыкам, содержание дисциплины, вопросы к зачету, темы письменных индивидуальных заданий, список рекомендуемой литературы и разработаны для студентов направления 38.03.01 «Экономика»
содержание
Введение................................................................................................... 4
1 Требования к знаниям, умениям и навыкам........................................ 5
2 Содержание дисциплины...................................................................... 6
3 Темы семинарских занятий...……………………………………………. 7
4 Требования к оформлению и тематика письменных индивидуальных заданий 8
5 Вопросы к зачету…………………………………………………………..10
Список рекомендуемой литературы....................................................... 11
Введение
Дисциплина «Экономика сферы услуг» предназначена для студентов направления 38.03.01 «Экономика». В курсе рассматриваются теоретические основы рынка услуг в условиях глобализации, классификация услуг, их эволюция, особенности услуг.
Методические указания содержит требования к знаниям и умениям по дисциплине «Экономика сферы услуг», содержание дисциплины и перечень изучаемых тем, вопросы к зачету, требования к оформлению и тематика письменных индивидуальных заданий, библиографический список.
Методологической основой для выполнения индивидуальных заданий являются законодательные акты Российской Федерации, учебная и специальная литература, монографии, статьи и другая информация, публикуемая в периодических изданиях.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
Целью курса «Экономика сферы услуг» является формирование у студентов теоретических знаний в области сферы услуг. Главной целью курса является формирование представления о текущих тенденциях и проблемах в сфере услуг.
Данная дисциплина относиться к циклу профессиональных дисциплин направления «Экономика» и предполагает знание основ экономической теории и основ теории управления. Имеет тесные взаимосвязи с такими дисциплинами как «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономика фирмы».
В результате изучения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать следующие умения:
- определять особенности поведения потребителей на рынке услуг;
- формировать ресурсы производства конкретных видов услуг;
- использовать данные статистики в целях оценки деятельности предприятий сферы услуг;
- выявлять тенденции изменения экономических показателей предприятий сферы услуг;
- разрабатывать комплекс продвижения конкретной услуги.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. Экономические основы развития сферы услуг
Природа и сущность услуги. Классификация услуг. Особенности процесса обслуживания потребителя. Прогрессивные формы обслуживания. Исторический и цивилизационный феномен сферы услуг. Экономические и социальные функции сферы услуг. Российский рынок сферы платных услуг и его особенности.
Модуль 2. Предпринимательство в сфере услуг
Принципы и факторы размещения предприятий сферы услуг. Современные тенденции развития малого бизнеса в сфере услуг. Государственная поддержка развития малого бизнеса. Инновационное развитие предприятий сферы услуг на основе интеграционных форм бизнеса. Специфика маркетинга в сфере услуг. Ценообразование в сфере услуг.
Модуль 3. Особенности и тенденции развития рынка услуг в России
Проблемы и перспективы развития социально-значимых услуг: здравоохранение, образование, социальная защита, услуги государственного управления. Деловые услуги, их сущность, специфика и классификация: аудиторские и консалтинговые услуги, информационные услуги, услуги по связям с общественностью, услуги на рынке недвижимости. Функционирование рынка досуговых услуг: услуги культуры и искусства, услуги туризма и гостиничного бизнеса, услуги физкультуры и спорта. Рынок материально-бытовых услуг: услуги ЖКХ, транспортные услуги, бытовые услуги. Услуги торговли и ресторанный бизнес.
ТЕМЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Проблемы и перспективы развития социально-значимых услуг: здравоохранение, образование, социальная защита, услуги государственного управления.
2. Деловые услуги, их сущность, специфика и классификация: аудиторские и консалтинговые услуги, информационные услуги, услуги по связям с общественностью, услуги на рынке недвижимости.
3. Функционирование рынка досуговых услуг: услуги культуры и искусства, услуги туризма и гостиничного бизнеса, услуги физкультуры и спорта.
4. Рынок материально-бытовых услуг: услуги ЖКХ, транспортные услуги, бытовые услуги. Услуги торговли и ресторанный бизнес.