Как правило, более 50 процентов контингента санаторных детских садов составляют дошкольники из социально и психологически дезадаптированных семей. Это обстоятельство : усиливает негативное влияние болезни на развивающуюся психику ослабленного ребенка, тогда как именно она представляет один из важнейших факторов оздоровления.
В ОРР санаторного детского сада особое значение имеет изучение личности каждого воспитанника, поскольку индивидуальные различия среди ослабленных детей выражены резче, чем среди здоровых. При этом нужно выявить факторы, которые могут стать причиной предневротических и невротических состояний, и создать условия, когда положительные эмоции будут преобладать в ежедневной жизнедеятельности ребенка.
Отсюда — необходимость широкого внедрения психогигиенических и психопрофилактических методов и средств в практику ОРР с ослабленными детьми. В традиционной деятельности учреждений такого типа эти средства и методы представлены узко и фрагментарно; специалисты чаще всего обращаются к ним стихийно и далеко не всегда квалифицированно. Становится актуальной задача разработки специфической системы психогигиенической и психопрофилактической работы с ослабленными детьми, встроенной в общую систему ОРР санаторного детского сада.
Разбирая этот вопрос, Ю. Ф. Змановский рекомендовал применение психолого-педагогических средств, направленных на купирование и предупреждение у детей негативных аффективных проявлений. К таким средствам он относил: индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, подвижные, сюжетно-ролевые и особенно режиссерские игры, музыкотерапию, соответствующим образом организованные продуктивные виды деятельности, а также отдельные приемы рациональной психотерапии и технику мышечной релаксации как базовый компонент аутогенной тренировки.
Ю. Ф. Змановский писал и о необходимости использования в оздоровительной работе различных психогимнастических упражнений. Следуя этому, мы включили в систему ОРР с ослабленными детьми элементы психогимнастики, имеющие полифункциональное предназначение.
Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных не только на коррекцию, но и на развитие различных сторон психики ребенка.
В настоящее время разработаны различные варианты психогимнастических комплексов (Дж. Морено, Д. Джекобсон, А. Верной, Г. Юнова, А. И. Захаров, М. И. Чистякова и др.) для детей и подростков. Их широко применяют на практике педагоги, психологи, психотерапевты. Эти комплексы служат эффективным средством для развития эмоциональной сферы и формирования межличностных взаимодействий. Результат достигается путем мышечной релаксации и специально организованной продуктивной деятельности дошкольников.
Все это может быть использовано и в работе с ослабленными детьми. Тем не менее, отбирая те или иные психогимнастические упражнения и игры, мы исходили из присущих ослабленным детям индивидуальных особенностей (психических и психофизиологических свойств и состояний): неуверенности, замкнутости, заторможенности, быстрой утомляем<э- сти, повышенной тревожности. Отбираемые средства должны обеспечивать коррекцию именно этих особенностей.
В то же время приоритет в ОРР с ослабленными детьми должен быть отдан развивающим психотерапевтическим техникам, ориентированным на формирование творческих способностей, и прежде всего — воображения ребенка как условия достижения терапевтического эффекта.
ЛИТЕРАТУРА
Алиев М. Н. Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем. Ашхабад, 1984.
Антипкин Ю. IМассаж и физкультура для детей с различными заболеваниями и нарушениями развития. Киев, 1993.
Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948.
АркинЕ.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
АрямовИ.А. Особенности детского возраста. М., 1955.
Бернштейн Н. А. Ловкость и ее развитие. М., 1991.
Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., 1974.
Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.
Васильева И. В. Сам себе целитель. Новосибирск, 1992.
Воробьев?. И. Исцеление пищей. М., 1996.
Воропаева И. Я Коррекция эмоциональной сферы младших школьников.
Вопросы психологии, психогигиены, психофизиологии, социологии и психоэнергетики в угольной промышленности. М., 1980.
Выгодская И. Г., Пеллингер Е. А., Успенская Л. П. Устранение заикания у детей в игре. М., 1984.
ГурвичА.Г. Теория биологического поля. ML; Л., 1930.
ГуревичМ., Озерецкий Н. Психомоторика. М.; Л., 1930.
Давыдов В. В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. 1996. № 4.
Деметр Р. Бегай, ползай, прыгай. М., 1972.
Детские народные подвижные игры / Сост. А В. Кенеман, Т. И. Осо- кина. М., 1995.
Динейка К. В. Десять уроков психофизической тренировки. М., 1987.
Егоров Б. Б. Ю. Ф. Змановский: система эффективного закаливания // Начальная школа: плюс — минус. 2000. № 7.
Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.,-1999.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1, 2. Развитие произвольных движений. М., 1986.
Зинченко В. П., Моргунов Е: Б. Человек развивается: очерки псй- хологии. М., 1995.
Зинченко В. П. Интуиция Н. А. Бернштейна: движение — это живое существо // Вопросы психологии. 1996. № 6.
Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М., 1989.
Змановский Ю. Ф., ЛукояновЮ. Е. С аттестатом здоровья. М, 1981.
Игры -- обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусииско- го. М., 1994.
Ильенков Э. В. Диалектическая этика. М., 1984.
Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.
Кириллов И. Л. Сюжетная игра и психологическое здоровье дошкольников // Начальная школа: плюс — минус. 2000. № 7.
Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997-1999.
Кудрявцев В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками // Начальная школа: плюс — минус. 2000. № 7.
Короткое И. М. Подвижные игры детей. М, 1987.
Крючков В. В., Зубов В. Н. Методические рекомендации по формированию школьной зрелости у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания. Орехово-Зуево, 1992.
Лисицкая Т. Ритмическая гимнастика. М., 1995.
Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М., 2000.
Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. М., 1993.
Пономарев С. А. Для самых маленьких. М., 1988.
Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В. Т. Кудрявцева и Н. А. Смирновой. Дубна, 1995.
Рампа Т. Лобсанг. Ты вечен. Киев, 1993.
Роговин А. Хочу сделать сам. М., 1984.
Русские народные игры «Березовая карусель» / Сост. Г. Науменко. М., 1980.
Сагайдачная Е. А., Яковлева Т. С. Научные основы проектирования творчески развивающих технологий физического воспитания дошкольников // Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В. Т. Кудрявцева и Н. А. Смирновой. Дубна, 1995.
Спирина В. П. Закаливание детей. М., 1978.
Ткаченко Т. Использование физминуток для развития пальцевой моторики // Дошкольное воспитание. 1989. № 3.
УманскаяА. Что такое вирус гриппа, как сберечься от бронхита. М., 1995.
Физкультура в школе. 1987. № 2, 4; 1988. № 4, 10, 11; 1989. № 1,
: 7, 9.
Хейзинга И. Homo Iudens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.
Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
Швалева Т. А. Комплексы утренней и ритмической гимнастики. Абакан, 1992.
Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Штефанюк И. В. Музыкально-эстетическая деятельность как средство оздоровления детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс — минус. 2000. № 7.
Яэдовецкий В. С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем. Киев, 1991.
[1] ХейзингаЙ. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.,1992.
[2] Зинченко В. П. Интуиция Н. А. Бернштейна: движение — это живое существо // Вопросы психологии. 1996. № 6.-
[3] «Неизвестная земля» — лат.
[4] В данном случае под рефлексией понимается сознательная ентация ребенка на основания своих действий /В. В. Давыдов). Ц- ходимость в такой ориентации обнаруживается, в частности, тай, г ребенок сталкивается с задачей придания собственным движения»' разно-символического выражения.
[5] Кудрявцев В. Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. М., 1998.
[6] Кудрявцев В. Т., НестерюкТ. В. Организация двигательно-оздо- ровительных моментов на занятиях дошкольников в группе. М., 1998.
г Кудрявцеве.Т., НестерюкТ. В. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4—7 лет. Ч. I, И. М., 1999.
[8] Формулируются применительно ко всем возрастным группам, так как для каждой из них сохраняют свое непреходящее значение.
[9] Излагается по кн.: АркинЕ.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
[10] Эти характеристики применительно к данной й последующим возрастным группам приводятся по кн.: Запорожец А. В. Избр. психол. труды. Т. 2. Развитие произвольных движений.
[11] Работа в этой и других возрастных группах проводится как на сп< циальных занятиях, так и вне их.
[12] Рекомендуется преимущественно для использования в рамках двигательно-оздоровительных моментов на занятиях.
[XIII] Музыкальное сопровождение подбирается по усмотрению педагога и может варьироваться.
[XIV] При выполнении данных упражнений не следует стремиться к тому, чтобы дети точно схватывали и передавали через движения экспрессию музыкальных произведений. Эти упражнения, во-первых, носят характер пробных заданий, которые позволяют детям предварительно сориентироваться в новой ситуации, самостоятельно поэкспериментировать с возможными способами действия в ней. Во-вторых, они способствуют активизации уже накопленного ребенком опыта выполнения музыкально-ритмических^движений.
1 Излагается по кн.: Арямов И. А. Особенности детского возраста. М., 1953.
[XV]Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны заниматься в специальных кабинетах лечебной физкультуры.
[XVI] См.также подраздел «Приобщение к физической культуре», п. «Упражнения для разных групп мышц».
[17] Для укрепления свода стопы и мелких мышц папьцев ног рекомендуется использовать все упражнения, предназначенные для работы в предшествующей группе.
[18] Музыкальное сопровождение подбирается по усмотрению педагога и может варьироваться.
[19] См. также подраздел «Приобщение к физической культуре», п, «Упражнения для разных групп мышц».
[20] Наряду с новыми упражнениями на занятиях используются в* упражнения, предназначенные для работы в предшествующих группу
[21] Излагается по кн.: Антипкин Ю. Г. Массаж и физкультура для детей с различными заболеваниями и нарушениями развития осанки. Киев, 1993.
[22] Излагается по кн.: Антипкин Ю. Г. Массаж и физкультура для де- II-и с различными заболеваниями и нарушениями развития осанки. К пси, 1993.
N.464
[23] Подробнее см.: Кармаева О. А., Кудрявцев В. Т. Методолого-тео- ретические основы системы дошкольного образования (К концепции дошкольной ступени негосударственного образования). М., 1996; Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В. Т. Кудрявцева и Н. А. Смирновой. М:, 1995.
[24] Некоторые упражнения, аналогичные данным, приводились л предыдущих разделах. Здесь мы их рассматриваем несколько подробнее.
[25] РоговинА. Хочу сделать сам. М., 1984.
[26] Толбанова А. Комплекс пальчиковой гимнастики для детей общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. 1981. № 9.
[27] Крючков В. В., Зуев В. Н. Методические рекомендации по форми- ршшнию школьной зрелости у детей дошкольного возраста средствами фшического воспитания. Орехово-Зуево, 1992.
[28] См. разделы, посвященные дыхательной и звуковой гимнастике^ в вышеуказанной Программе развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми и в пособии по этой Программе.
[29] Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
[30] При выполнении ряда упражнений используется демонстрационный и раздаточный счетный материал, имеющийся в группе. В этих случаях количество упражнений указывается воспитателем с опорой на данный материал.
[31] Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре. М., 1984.