Применение психогигиенических и психопрофилакгических методов и средств




Как правило, более 50 процентов контингента санаторных детских садов составляют дошкольники из социально и психологически дезадаптированных семей. Это обстоятельство : усиливает негативное влияние болезни на развивающуюся пси­хику ослабленного ребенка, тогда как именно она представляет один из важнейших факторов оздоровления.

В ОРР санаторного детского сада особое значение имеет изучение личности каждого воспитанника, поскольку инди­видуальные различия среди ослабленных детей выражены резче, чем среди здоровых. При этом нужно выявить факторы, которые могут стать причиной предневротических и невротических состояний, и создать условия, когда положительные эмоции будут преобладать в ежедневной жизнедеятельности ребенка.

Отсюда — необходимость широкого внедрения психогиги­енических и психопрофилактических методов и средств в прак­тику ОРР с ослабленными детьми. В традиционной деятельности учреждений такого типа эти средства и методы пред­ставлены узко и фрагментарно; специалисты чаще всего об­ращаются к ним стихийно и далеко не всегда квалифициро­ванно. Становится актуальной задача разработки специфичес­кой системы психогигиенической и психопрофилактической работы с ослабленными детьми, встроенной в общую систе­му ОРР санаторного детского сада.

Разбирая этот вопрос, Ю. Ф. Змановский рекомендовал применение психолого-педагогических средств, направленных на купирование и предупреждение у детей негативных аффек­тивных проявлений. К таким средствам он относил: индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, подвижные, сюжетно-ролевые и особенно ре­жиссерские игры, музыкотерапию, соответствующим образом организованные продуктивные виды деятельности, а так­же отдельные приемы рациональной психотерапии и технику мышечной релаксации как базовый компонент аутогенной тренировки.

Ю. Ф. Змановский писал и о необходимости использования в оздоровительной работе различных психогимнастичес­ких упражнений. Следуя этому, мы включили в систему ОРР с ослабленными детьми элементы психогимнастики, имею­щие полифункциональное предназначение.

Психогимнастика — это курс специальных занятий (этю­дов, упражнений и игр), направленных не только на коррек­цию, но и на развитие различных сторон психики ребенка.

В настоящее время разработаны различные варианты пси­хогимнастических комплексов (Дж. Морено, Д. Джекобсон, А. Верной, Г. Юнова, А. И. Захаров, М. И. Чистякова и др.) для детей и подростков. Их широко применяют на практике педагоги, психологи, психотерапевты. Эти комплексы слу­жат эффективным средством для развития эмоциональной сферы и формирования межличностных взаимодействий. Результат достигается путем мышечной релаксации и специ­ально организованной продуктивной деятельности дошколь­ников.

Все это может быть использовано и в работе с ослаблен­ными детьми. Тем не менее, отбирая те или иные психогим­настические упражнения и игры, мы исходили из присущих ослабленным детям индивидуальных особенностей (психичес­ких и психофизиологических свойств и состояний): неуверен­ности, замкнутости, заторможенности, быстрой утомляем<э- сти, повышенной тревожности. Отбираемые средства долж­ны обеспечивать коррекцию именно этих особенностей.

В то же время приоритет в ОРР с ослабленными детьми должен быть отдан развивающим психотерапевтическим тех­никам, ориентированным на формирование творческих спо­собностей, и прежде всего — воображения ребенка как усло­вия достижения терапевтического эффекта.


ЛИТЕРАТУРА

Алиев М. Н. Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем. Ашхабад, 1984.

Антипкин Ю. IМассаж и физкультура для детей с различными заболеваниями и нарушениями развития. Киев, 1993.

Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948.

АркинЕ.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.

АрямовИ.А. Особенности детского возраста. М., 1955.

Бернштейн Н. А. Ловкость и ее развитие. М., 1991.

Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., 1974.

Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.

Васильева И. В. Сам себе целитель. Новосибирск, 1992.

Воробьев?. И. Исцеление пищей. М., 1996.

Воропаева И. Я Коррекция эмоциональной сферы младших школь­ников.

Вопросы психологии, психогигиены, психофизиологии, социо­логии и психоэнергетики в угольной промышленности. М., 1980.

Выгодская И. Г., Пеллингер Е. А., Успенская Л. П. Устранение заи­кания у детей в игре. М., 1984.

ГурвичА.Г. Теория биологического поля. ML; Л., 1930.

ГуревичМ., Озерецкий Н. Психомоторика. М.; Л., 1930.

Давыдов В. В. Теория деятельности и социальная практика // Воп­росы философии. 1996. № 4.

Деметр Р. Бегай, ползай, прыгай. М., 1972.

Детские народные подвижные игры / Сост. А В. Кенеман, Т. И. Осо- кина. М., 1995.

Динейка К. В. Десять уроков психофизической тренировки. М., 1987.

Егоров Б. Б. Ю. Ф. Змановский: система эффективного закалива­ния // Начальная школа: плюс — минус. 2000. № 7.

Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления де­тей дошкольного и младшего школьного возраста. М.,-1999.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1, 2. Раз­витие произвольных движений. М., 1986.

Зинченко В. П., Моргунов Е: Б. Человек развивается: очерки псй- хологии. М., 1995.

Зинченко В. П. Интуиция Н. А. Бернштейна: движение — это жи­вое существо // Вопросы психологии. 1996. № 6.

Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М., 1989.

Змановский Ю. Ф., ЛукояновЮ. Е. С аттестатом здоровья. М, 1981.

Игры -- обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусииско- го. М., 1994.

Ильенков Э. В. Диалектическая этика. М., 1984.

Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен челове­ка. Новосибирск, 1991.

Кириллов И. Л. Сюжетная игра и психологическое здоровье дош­кольников // Начальная школа: плюс — минус. 2000. № 7.

Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997-1999.

Кудрявцев В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками // Начальная шко­ла: плюс — минус. 2000. № 7.

Короткое И. М. Подвижные игры детей. М, 1987.

Крючков В. В., Зубов В. Н. Методические рекомендации по фор­мированию школьной зрелости у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания. Орехово-Зуево, 1992.

Лисицкая Т. Ритмическая гимнастика. М., 1995.

Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в шко­ле. М., 2000.

Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. М., 1993.

Пономарев С. А. Для самых маленьких. М., 1988.

Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В. Т. Кудрявцева и Н. А. Смирновой. Дубна, 1995.

Рампа Т. Лобсанг. Ты вечен. Киев, 1993.

Роговин А. Хочу сделать сам. М., 1984.

Русские народные игры «Березовая карусель» / Сост. Г. Наумен­ко. М., 1980.

Сагайдачная Е. А., Яковлева Т. С. Научные основы проектирова­ния творчески развивающих технологий физического воспита­ния дошкольников // Развивающее образование в систе­ме дошкольного воспитания / Под ред. В. Т. Кудрявцева и Н. А. Смирновой. Дубна, 1995.

Спирина В. П. Закаливание детей. М., 1978.

Ткаченко Т. Использование физминуток для развития пальцевой моторики // Дошкольное воспитание. 1989. № 3.

УманскаяА. Что такое вирус гриппа, как сберечься от бронхита. М., 1995.

Физкультура в школе. 1987. № 2, 4; 1988. № 4, 10, 11; 1989. № 1,

: 7, 9.

Хейзинга И. Homo Iudens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.

Швалева Т. А. Комплексы утренней и ритмической гимнастики. Абакан, 1992.

Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.


Штефанюк И. В. Музыкально-эстетическая деятельность как сред­ство оздоровления детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс — минус. 2000. № 7.

Яэдовецкий В. С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем. Киев, 1991.


[1] ХейзингаЙ. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.,1992.

[2] Зинченко В. П. Интуиция Н. А. Бернштейна: движение — это жи­вое существо // Вопросы психологии. 1996. № 6.-

[3] «Неизвестная земля» — лат.

[4] В данном случае под рефлексией понимается сознательная ентация ребенка на основания своих действий /В. В. Давыдов). Ц- ходимость в такой ориентации обнаруживается, в частности, тай, г ребенок сталкивается с задачей придания собственным движения»' разно-символического выражения.

[5] Кудрявцев В. Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. М., 1998.

[6] Кудрявцев В. Т., НестерюкТ. В. Организация двигательно-оздо- ровительных моментов на занятиях дошкольников в группе. М., 1998.

г Кудрявцеве.Т., НестерюкТ. В. Развитие двигательной активно­сти и оздоровительная работа с детьми 4—7 лет. Ч. I, И. М., 1999.

[8] Формулируются применительно ко всем возрастным группам, так как для каждой из них сохраняют свое непреходящее значение.

[9] Излагается по кн.: АркинЕ.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.

[10] Эти характеристики применительно к данной й последующим воз­растным группам приводятся по кн.: Запорожец А. В. Избр. психол. труды. Т. 2. Развитие произвольных движений.

[11] Работа в этой и других возрастных группах проводится как на сп< циальных занятиях, так и вне их.

[12] Рекомендуется преимущественно для использования в рамках двигательно-оздоровительных моментов на занятиях.

[XIII] Музыкальное сопровождение подбирается по усмотрению педаго­га и может варьироваться.

[XIV] При выполнении данных упражнений не следует стремиться к тому, чтобы дети точно схватывали и передавали через движения экспрес­сию музыкальных произведений. Эти упражнения, во-первых, носят характер пробных заданий, которые позволяют детям предварительно сориентироваться в новой ситуации, самостоятельно поэксперименти­ровать с возможными способами действия в ней. Во-вторых, они способствуют активизации уже накопленного ребенком опыта вы­полнения музыкально-ритмических^движений.

1 Излагается по кн.: Арямов И. А. Особенности детского возраста. М., 1953.

[XV]Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны заниматься в специальных кабинетах лечебной физкультуры.

[XVI] См.также подраздел «Приобщение к физической культуре», п. «Упражнения для разных групп мышц».

[17] Для укрепления свода стопы и мелких мышц папьцев ног реко­мендуется использовать все упражнения, предназначенные для работы в предшествующей группе.

[18] Музыкальное сопровождение подбирается по усмотрению педаго­га и может варьироваться.

[19] См. также подраздел «Приобщение к физической культуре», п, «Упражнения для разных групп мышц».

[20] Наряду с новыми упражнениями на занятиях используются в* упражнения, предназначенные для работы в предшествующих группу

[21] Излагается по кн.: Антипкин Ю. Г. Массаж и физкультура для де­тей с различными заболеваниями и нарушениями развития осанки. Киев, 1993.

[22] Излагается по кн.: Антипкин Ю. Г. Массаж и физкультура для де- II-и с различными заболеваниями и нарушениями развития осанки. К пси, 1993.

N.464

[23] Подробнее см.: Кармаева О. А., Кудрявцев В. Т. Методолого-тео- ретические основы системы дошкольного образования (К концепции дошкольной ступени негосударственного образования). М., 1996; Раз­вивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В. Т. Кудрявцева и Н. А. Смирновой. М:, 1995.

[24] Некоторые упражнения, аналогичные данным, приводились л предыдущих разделах. Здесь мы их рассматриваем несколько подробнее.

[25] РоговинА. Хочу сделать сам. М., 1984.

[26] Толбанова А. Комплекс пальчиковой гимнастики для детей общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. 1981. № 9.

[27] Крючков В. В., Зуев В. Н. Методические рекомендации по форми- ршшнию школьной зрелости у детей дошкольного возраста средствами фшического воспитания. Орехово-Зуево, 1992.

[28] См. разделы, посвященные дыхательной и звуковой гимнастике^ в вышеуказанной Программе развития двигательной активности и оз­доровительной работы с детьми и в пособии по этой Программе.

[29] Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.

[30] При выполнении ряда упражнений используется демонстрацион­ный и раздаточный счетный материал, имеющийся в группе. В этих случаях количество упражнений указывается воспитателем с опорой на данный материал.

[31] Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение за­икания у дошкольников в игре. М., 1984.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: