Вторая стадия — стадия детального исследования




 

Сущность этой стадии состоит в последовательном раздельном изучении всех идентификационных признаков письма в спорной рукописи и в образцах письма лиц, подозреваемых в ее написании, дальнейшим сравнительном исследовании выявленных в результате раздельного анализа определенной совокупности идентификационных признаков и предварительной оценки этих признаков.

В процессе раздельного исследования эксперт обязан не только выявить все идентификационные признаки в изучаемых объектах, но и суметь выделить из всей их массы наиболее существенные, определить степень их устойчивости, вариационности. При раздельном исследовании изучают всю совокупность идентификационных признаков письменной речи. Его начинают с общих признаков[43], которые анализируют в определенной последовательности.

Количество орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок дает эксперту информацию о степени развития грамматических навыков письма исполнителя спорной рукописи и проверяемого лица.

О развитии лексических навыков эксперт может судить по степени владения автором рукописи общенародными словами и словами ограниченного использования.

При изучении общих признаков письменной речи эксперт должен так же определить функциональный стиль языка, которым выполнены спорная рукопись и образцы письма проверяемого лица, и особенности, придающие индивидуальность стилю; архитектонику, преобладающие типы предложений, признаки символики и сокращений, акцентирование и др.

Общие признаки позволяют эксперту только установить уровень владения письменной речью, отнести выявленные признаки к конкретной группе согласно рассмотренной выше классификации. Анализ частных признаков позволяет исследователю выявить особенности, присущие конкретному автору (исполнителю) рукописи.

Результаты исследования признаков письменной речи фиксируются в специальной таблице-разработке (см. табл. 1).

Таблица 1

Таблица-разработка общих и частных признаков письменной речи

№ пп. Наименование признаков Конкретное выражение признака Результаты сравнения
В исследуемом документе В образцах письма Иванова И. И.
         
Уровень владения письменной речью ниже среднего
1. Степень развития грамматического навыка Ниже средней: имеются ошибки — орфографические («рестаран»; «уволин»; «увидить» и др.), пунктуационные (отсутствуют запятые), синтаксические («приборы столовые, реквизировали (стащили)») Ниже средней: имеются ошибки — орфографические («рестаран»; «уволин»), пунктуационные (отсутствуют запятые), синтаксические («… складывается представление на гр-на Сальникова»)  
             

Продолжение табл. 1

 

         
  Степень развития лексического навыка: а) общий запас слов,   б) особенности лексики: профессионализмсы, арготизмы, вульгаризмы, фразеологические обороты     Высокий словарный запас «столовые приборы» «ханыга» «шляется» «пьет на троих», «систематическую пьянку», «в один голос».     Высокий словарный запас «столовые приборы» «систематическую пьянку»  
  Степень развития стилистического навыка: а) язык   а) общее построение письменной речи (архитектоника)   в) наличие абзацев, их размер, способы выделения     г) длина предложений   д) тип предложений     е) способы сокращения и исправлений, наличие символов ж) способы акцентирования     Разговорно-бытовой   Есть вступление, изложение фактических данных, заключение отсутствует. Мысли изложены последовательно   Абзацы отсутствуют. Мысли абзацами не выделяет   Средняя   Сложные (сложно-сочиненные и сложно-подчиненные предложения)   «С\г» (сего года)   параграфы. Подчеркивание слов двумя параллельными линиями; дугообразные скобки     Разговорно-бытовой   Есть вступление, изложение фактических данных, заключение отсутствует. Мысли изложены последовательно     Абзацы отсутствуют. Мысли абзацами не выделяет.   Средняя   Сложные (сложно-сочиненные и сложно-подчиненные предложения)   «С\г» (сего года)   параграфы. Подчеркивание слов двумя параллельными линиями  

 

Аналогично фиксируются частные признаки письменной речи.

Раздельное исследование общих признаков почерка начинается с анализа особенностей, характеризующих пространственную ориентацию (размещение) движений в рукописи. Эксперт в состоянии выявить эти признаки и оценить их устойчивость только при наличии значительного по объему почеркового материала, выполненного на листе нелинованной или линованной бумаги.

Затем эксперт изучает признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка. Анализ этой группы признаков начинается с определения степени выработанности почерка, которым выполнена спорная рукопись и образцы почерка проверяемого лица. В случае значительно более низкой степени выработанности в спорной рукописи при отсутствии признаков умышленного ее снижения в ней дальнейшее исследование при определенных условиях проводить не целесообразно. Завершается анализ общих признаков почерка, изучением признаков отражающих структуру движений по их траектории.

Результаты раздельного исследования общих признаков почерка в спорной рукописи и образцах почерка фиксируется аналогично, как в разработке признаков письменной речи (см. табл. 2).

Таблица 2

Таблица-разработка общих признаков почерка

  № пп.   Наименование признаков Конкретное выражение признаков Результаты сравнения
В исследуемом почерке В почерке Иванова И. И.
         
Признаки, отражающие пространственную ориентацию и размещение движений в рукописи
  Размещение самостоятельных фрагментов а) заголовок;   б) дата;     Расположен в правой части листа. Слева внизу     Расположен в правой части листа. Слева внизу  
    Поля (расположение, форма, размер, конфигурация линии поля) Левые, трапецевидные, средние (3 см), прямолинейная Левые, трапецевидные, средние (3 см), прямолинейная  
  Направление линий письма относительно нижнего среза листа бумаги параллельное Параллельное  
  Форма линии письма Прямолинейная Прямолинейная  
  Размещение знаков препинания ¾ относительно предшествующего слова ¾ относительно линии письма   Ближе к предшествующему слову. На линии   Ближе к предшествующему слову. На линии  
Признаки, характеризующие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
  Степень выработанности почерка: ¾ координация ¾ темп движений   Высокая Высокая быстрый   Высокая Высокая быстрый  
  Степень сложности почерка Простой с элементами упрощения Простой с элементами упрощения  
Признаки, отражающие структуру движений по их траектории:
  Преобладающая форма движений Прямолинейно-дугообразная Прямолинейно-дугообразная  
  Преобладающее направление движений   Смешанное   Смешанное  
  Наклон Правый Правый  
  Размер Средний Средний  
  Разгон средний Средний  
  Степень связности Выше средней Выше средней  

 

Изучив и зафиксировав в специальных таблицах-разработкаах признаки письменной речи и общие признаки почерка, эксперт переходит к наиболее сложной, трудоемкой и ответственной работе — изучению частных признаков почерка, проявляющихся в письменных знаках, их элементах и сочетаниях букв.

Частные признаки фиксируются в специальных таблицах-разработках: алфавитных и текстовых.

Алфавитная таблица-разработка с оставляют, когда текст объемный, и в нем имеются все буквы алфавита. При этом графитным карандашом зарисовывают все буквы алфавита и каждый вариант начертания букв, встречающийся в рукописи в точном соответствии с его отображением в оригинале. При зарисовке они могут подправляться с помощью стиральной резинки. Увеличение при зарисовке должно быть: раз при среднем размере почерка — в 3—5, при большом — в 2—3 раза, при малом — в 5—6 раз. Над каждым зарисованным вариантом буквы ставится точка или черточка для обозначения частоты встречаемости данного варианта буквы. После зарисовки первого варианта буквы эксперт отмечает в нем красным красителем все имеющиеся признаки и только после этого переходит к зарисовке следующего отличающегося варианта данной буквы.

Если в рукописи встречается вариант буквы, который уже зарисован ранее, то его не повторяют в таблице, а над уже имеющимся ставят точку или черточку.

Каждая буква может иметь четыре варианта по связям с предыдущими и последующими буквами, а по исполнению — столько вариантов, сколько имеется в почерке данного лица.

Таким образом обрабатывают все буквы алфавита в исследуемой рукописи, а затем во всех сравнительных образцах.

 

Таблица 3

 

Алфавитная таблица-разработка частных признаков почерка

К заключению эксперта № … от …

 

Бук- ва алфа- вита Конкретное выражение признаков Результаты сравнения и оценки
В исследуемом почерке В почерке Иванова И. И.
       

 

Текстовую таблицу-разработку составляют, когда исследуемый текст является ратким по объему. Отличие от алфавитной разработки заключается в том, что зарисовку букв в разработке осуществляют не в алфавитном порядке, а по порядку размещения букв в рукописи.

Для очень малых по объему текстов (2—5 слов) используют другой вид текстовой разработки. В ней исследуемую запись переносят полностью в разработку-зарисовку со всеми связями букв.

Разметку признаков в буквах исследуемой рукописи осуществляют так же, как и в алфавитной разработке, а в сравнительных образцах признаки размечают только в тех буквах, которые имеются в исследуемой рукописи.

В результате раздельного изучения исследуемых записей и сравнительных материалов, эксперт получает полное представление как о почерке лица, выполнившего спорную рукопись, так и о почерке предполагаемого ее исполнителя.

Следующим этапом детальной стадии является сравнительное исследование письменной речи и почерка, которым исполнена спорная рукопись, с образцами письменной речи и почерка проверяемого лица по признакам, которые были зафиксированы в процессе раздельного изучения.

Сравнение признаков осуществляют по таблицам-разработкам с обязательным сопоставлением со спорной рукописью и сравнительными образцами, для уточнения и проверки признаков, выявленных и зафиксированных в таблицах-разработках. Сравнение признаков осуществляют методом визуального сопоставления. При этом эксперт должен уметь:

— находить совпадающие признаки в почерках, различающихся на первый взгляд;

— устанавливать различающиеся признаки в относительно сходных почерках;

— сравнивать почерки не в состоянии покоя, а в динамике, с точки зрения их развития.

Сравнение признаков производят следующим образом: от наиболее общих — к наиболее частным (общие и частные признаки письменной речи, общие признаки почерка, где в первую очередь сравнивают степень выработанности почерка; затем — частные признаки почерка в каждом из вариантов всех письменных знаков).

При сравнении общих и частных признаков письменной речи, общих признаков почерка в таблицах-разработках совпадающие признаки отмечают знаком (+) красителем красного цвета, различающиеся — знаком минус (-) красителем синего цвета.

Частные признаки сравнивают в каждом варианте каждой буквы и по каждому отмеченному признаку с определенной характеристикой. При сравнении частных признаков почерка сопоставляют одноименные признаки во всех вариантах букв исследуемого почерка и почерка предполагаемого исполнителя. Совпадающие признаки отмечают знаком (+) красителем красного цвета непосредственно у отмеченного признака, различающиеся — знаком (-) красителем синего цвета. Затем осуществляют сравнение письменного знака в целом, и знак плюс или минус, относящийся к букве в целом, ставят в четвертой колонке таблицы-разработки.

Если между сравниваемыми почерками выявлено незначительное количество различающихся признаков или наблюдается внешнее сходство по некоторым наиболее общим признакам, то для решения вопроса о наличии или отсутствия тождества прибегают к так называемому возвратному сравнению. При этом для более глубокого и детального изучения признаков почерка в сопоставляемых рукописях эксперт должен неоднократно возвращаться к их исследованию. Многократное изучение признаков почерка в спорной рукописи после восприятия таких признаков в образцах проверяемого лица и, наоборот, образует весьма распространенный вид сравнения, основные цели которого сводятся к установлению взаимосвязи и взаимозависимости сопоставляемых объектов.

При возвратном сравнении эксперт, возвращаясь к исследованию сопоставляемых почерков, все глубже познает их связи и взаимосвязь, обнаруживает и воспринимает существенные признаки, необходимые для решения поставленного перед ним идентификационного вопроса. При таком сопоставлении сравниваемые почерки не рассматриваются экспертом как нечто целое. Их расчленяют, затем их части тщательно изучают.

Сравнительное исследование должно быть полным и объективным. Эксперт в процессе детального исследования объектов идентификации обязан выявить всю совокупность признаков письма, а не акцентировать внимание только на отдельных совпадающих или различающихся признаках.

Сравнение признаков письменной речи начинается с сопоставления общих признаков — грамматических, лексических и стилистических. Благодаря сравнительному исследованию этих групп общих признаков, эксперт имеет возможность установить совпадение или различие в навыке владения письменной речью автора спорной рукописи и предполагаемого автоа. Установление более высокого уровня владения письменной речью автором спорной рукописи по сравнению с предполагаемым исполнителем и наоборот (за исключением случаев его умышленного изменения автором спорной рукописи путем снижения грамотности, упрощения стиля изложения и т. д.) дает возможность эксперту исключить проверяемое лицо из числа предполагаемых авторов исследуемого текста.

Совпадение же по этим общим признакам позволяет эксперту сделать вывод, что уровень владения письменной речью автора спорной рукописи и проверяемого лица одинаков (установление групповой принадлежности). В рассматриваемом примере сравнительное исследование общих признаков (грамматических, лексических и стилистических) позволяет эксперту выявить совпадение уровня владения письменной речью автора спорной рукописи и проверяемого лица.

Если общие признаки имеют групповое значение, то, благодаря сравнению частных признаков письменной речи, исследователь в зависимости от значимости выявленных совпадающих или различающихся признаков (совокупности признаков) с большей или меньшей степенью вероятности (в некоторых случаях и категорически) может решить вопрос о конкретном авторе спорной рукописи.

Важное значение для установления автора спорной рукописи имеют выявленные на этапе сравнительного исследования совпадающие или различающиеся частные признаки письменной речи в виде однотипных грамматических и лексических ошибок, встречающихся на протяжении всей рукописи, а также такие частные признаки, как: «авторская лексика», то есть устойчивое употребление определенных фразеологизмов, профессионализмов, арготизмов, архаизмов, неологизмов, и т. д., навыки акцентирования определенных мыслей автора, способы выполнения вставок, исправлений, символов, сокращений и т. д.

В случае решения вопроса об исполнителе спорной рукописи признаки письменной речи (как общие, так и частные), не имеют самостоятельного значения. В совокупности с общими и частными признаками почерка они дают возможность эксперту прийти к достоверному категорическому или вероятному выводу о наличии или отсутствии тождества исполнителя.

Сравнительное исследование общих признаков почерка начинается с сопоставления особенностей, отражающих пространственную ориентацию (размещение) движений. Уже отмечалось, что эта группа признаков проявляется в больших по объему рукописях. Навык человека в размещении определенных частей и фрагментов текста устойчиво сохраняется на протяжении многих лет, и поэтому данная группа общих признаков почерка имеет идентификационное значение при установлении исполнителя спорной рукописи. Сопоставление общих признаков почерка, отражающих пространственную ориентацию (размещение) движений, проводится в той последовательности, в которой они зафиксированы в таблице-разработке. Сравнение общих признаков, отражающих степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, начинается с сопоставления степени выработанности почерка в спорной рукописи и почерка проверяемого лица. Явное различие в степени сформированности письменно-двигательного навыка позволяют еще на предварительной стадии исследования (во время осмотра материалов, поступивших на исследование) решить вопрос об отсутствии тождества. О степени сформированности письменно-двигательного навыка (почерка) эксперт судит по таким признакам, как темп и координация движений. Поэтому в процессе сравнения они подлежат сопоставлению в первую очередь.

При детальном исследовании другого общего признака почерка, отражающего характер сформированности письменно-двигательного навыка, — степени сложности почерка,— эксперту необходимо учитывать, что этот признак больше всего изменяется под действием различных обстоятельств субъективного и объективного характера. Он всегда должен помнить, что строение почерка может трансформироваться даже при исполнении рукописи в обычных условиях. Поэтому установление в сравниваемых рукописях на подготовительной стадии идентификации различия в строении не дает оснований эксперту решать вопрос об отсутствии тождества. Общие признаки почерка, отражающие структуру движений по их траектории, экспертом сопоставляются в той последовательности, в которой они зарисованы в таблице-разработке.

Сопоставление общих признаков при исследовании большого по объему рукописного текста, выполненного в обычных для пишущего условиях (когда в рукописи нет признаков, указывающих на необычные условия ее выполнения) для эксперта не вызывает особых затруднений.

Общие признаки почерка, как правило, имеют групповое значение. При проведении почерковедческих экспертиз, благодаря сравнению этих групп признаков, можно только дифференцировать рукописи на определенные, уже известные группы, виды, разновидности п (по степени выработанности, строению, размеру, разгону, и др.).

Наиболее сложная и ответственная работа эксперта — это сравнение частных признаков почерка, выявленных на этапе раздельного анализа объектов идентификации. В конечном итоге эксперт решает вопрос о конкретном исполнителе, только благодаря частным признакам почерка (наряду с общими), выявленными в сравниваемых документах на стадии детального исследования,. Сопоставление частных признаков проводится экспертом по характеристикам, выявленным на этапе раздельного исследования и зафиксированным в таблицах-разработках. В этом случае обязательна их проверка по оригиналам, так как в разработках не исключены пропуски некоторых особенностей и неточности в фиксации. Подлежит сравнению и частота встречаемости отдельных вариантов письменных знаков.

Сопоставление признаков почерка рекомендуется начинать с наиболее «общего» из всех частных — со сложности движений. Сложность движений при выполнении букв — признак собирательный (синтетический): его показателями являются все остальные группы частных признаков. Если в результате сравнения одноименных письменных знаков эксперт установит различия в сложности движений, то отпадает необходимость дальнейшего сопоставления в этих буквах других частных признаков почерка. Другими словами, сопоставлению подлежат только сравниваемые признаки письма (в том числе и частные признаки почерка).

Затем в однотипных (сопоставимых) по строению письменных знаках сравнение производят по всем содержащимся в них и отмеченным в разработке частным признакам. Сопоставляют все зафиксированные при раздельном исследовании частные признаки в спорной рукописи и образце почерка проверяемого лица.

В разработке совпадающие признаки отмечаются знаком «плюс» (+) красителем красного цвета; различающиеся — знаком «минус» (-) красителем синего цвета.

На стадии детального исследования предварительная оценка признаков, выявленных в процессе раздельного и сравнительного исследования почерка, заключается прежде всего в установлении устойчивости признаков. Выясняется также, не являются ли они случайными, вызванными различными факторами субъективного и объективного характера. При оценке степени устойчивости признаков учитывается частота их встречаемости. На этой стадии эксперт дает предварительную оценку совокупности всех выявленных признаков и решает вопрос об их достаточности для вывода о наличии или отсутствии тождества.

Затем эксперт переходит к заключительному этапу работы — к итоговой оценке признаков и формированию вывода по экспертизе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: