МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНЫХ МАТЕРИАЛОВ




СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА УРОКА (протокол)

 

1. Анализ целей урока.

Постановка учебной, развивающей и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение целей урока до учащихся, степень достижения целей урока.

 

2. Анализ структуры и организации урока.

Соответствие структуры урока его целям. Выбор типа урока, его структуры. Логическая последовательность, взаимосвязь этапов урока, целесообразность распределения времени между ними. Рациональность выбора формы обучения. Наличие плана урока и организация выполнения его учащимися. Оборудование урока. Рациональная организация труда учащихся и учителя.

 

3. Анализ содержания урока.

Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Связь урока с жизнью, трудовым воспитанием, профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в формировании активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых знаний. Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы учащихся. Характер анализируемых произведений или отрывков литературных произведений, вид самостоятельной работы, степень сложности, учет уровня подготовленности класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность урока), связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем, систематичность).

 

4. Анализ методики проведения урока.

Определение методов, приемов, средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствия методического аппарата урока каждому его этапу и задача активизации учащихся. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО. Оценка методической вооруженности педагогической техники учителя.

 

5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке.

Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание, интерес к предмету. Активность класса, работоспособность на разных этапах урока. Организация самостоятельной работы, выработка рациональных приемов труда учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение учащимися единых требований. Индивидуальная работа со слабыми учащимися. Сочетание коллективной и индивидуальной форм работы, дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.

 

6. Культура общения учителя с учащимися. Соблюдение норм педагогической этики и такта, оценка морально-психологического климата в данном детском коллективе. Качество знаний, умений, навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения приемами, навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопление оценок. Объективность выставления оценок. Мотивировка оценок, их воспитывающий и стимулирующий характер.

7. Анализ домашнего задания, полученного учащимися, цель, объем, соотношение между объемом работы на уроке и заданием на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность, комментарий и инструктаж учителя по д/з.

 

8. Анализ санитарно-гигиенических условий урока.

Обеспечение чистого воздуха, соответственного температурного режима, надлежащих норм освещения, правильности осанки.

 


СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

 

1. Какими принципами обучения, требованиями учебной программы вы руководствовались при разработке урока.

2. Какую методическую либо другую литературу использовали при подготовке к уроку.

3. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Как он связан с предыдущими и последующими уроками. В чем специфика данного урока, каков его тип.

4. Дайте характеристику реальных учебных возможностей учащихся. Какие особенности были учтены при планировании данного урока.

5. Какие цели и задачи решались на уроке (образовательные, воспитательные и развивающие). Были ли обеспечена их комплексность.

6. Была ли выбранная структура урока целесообразной для решения этих задач. Рационально ли определено место в уроке для опроса, изучение нового материала, его закрепления, домашнего задания и т.д. была ли выдержана логическая последовательность всех этапов урока.

7. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент и почему. Выделено ли было главное, существенное.

8. Обоснуйте выбор использованных вами методов и приемов обучения.

9. Какие формы организации учебной работы вы использовали и почему. Необходим был дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Как он осуществлялся.

10. Как был организован контроль за уровнем знаний, умений и навыков учащихся. В каких формах и какими методами осуществлялся и почему.

11. Как использовался на уроке учебно-методический комплекс кабинета. Какие средства обучения применяли.

12. Какова была психологическая атмосфера урока. Каково воспитывающее влияние личности учителя. Какие приемы педагогического воздействия и методы мотивации учебной деятельности учащихся вы использовали.

13. Как обеспечивалась работоспособность школьников в течение всего урока.

14. Как и за счет чего обеспечивалась на уроке рациональное использование времени.

15. Не было ли перегрузки учащихся.

16. Были ли продуманы запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

17. Каков характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий), его посильность. Были ли даны инструктаж или комментарии по домашнему заданию.

18. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, если не удалось, то какие и почему. Какие пути преодоления недостатков вы видите.

19. Оцените результаты своей деятельности и деятельности учащихся на уроке


ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

ТЕМА:

 

ЦЕЛЬ:

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

 

ХОД УРОКА

 

Время Основной материал Применяемый метод
5-10 мин. (ввод в тему) Слово учителя
12 мин (система вопросов) Беседа по личным впечатлениям
- - -
5 мин (подведение итогов) Слово учителя
3 мин Домашнее задание:  

 

Наглядный материал и раздаточные пособия прилагаются.


ЛИТЕРАТУРА

1. Активные формы преподавания литературы. / Сост. Р. И. Альбеткова. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.

2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 классы: Учебник. – М., 1999, 2000.

3. Базанова А. Е., Рыжова Н. В. Русская литература ХІХ – ХХ веков. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Юристъ, 1997. – 344с.

4. Богомолова Т. И. Обучение анализу поэтического произведения. – Калуга: Из-тель Бочкарева Н. Ф., 1997. – 240с.

5. Гин А. Приемы педагогической техники – М.: ЧеРо, 2001

6. Доманский В. А. Факультативные занятия по русской литературе в 11 классе: Пособие для учителя. – К.: Рад. Шк., 1990. – 159 с.

7. Дробот В. Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. – К.: Рад. Шк., 1988, - 192 с.

8. Есин А. Б. Русская литература ХІХ в. Задачи, тесты, полезные игры. – М.: Флинта, 1998. – 144 с.

9. Кан-Калик В. А., Хазан В. И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. – М.: Просвещение, 1988. – 255 с.

10.Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков: Научно-методическое пособие для вуза – М.: ВДАДОС, 2004

11.Кубасова О.В. Выразительное чтение – М.: Академия, 1999

12.Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы – М.: Флинта, Наука, 2000

13.Масалков, И. К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов / И. К. Масалков, М. В. Семина. ‑ М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. ‑ 443 с.

14.Методика преподавания литературы./ Под ред. Богдановой О. Ю., Марацмана В. Г. – В 2 ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

15.Методика преподавания русского языка/ Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Школа, 2000.

16.Методика преподавания русской литературы: Курс лекций / https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=309

17.Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»: Пособие для учителя. / Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М.: Просвещение, 1990. – 126 с.

18.Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. ‑ 4-е изд., стер. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 2008. ‑ 176 с.

19.Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие / А. П. Панфилова. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 2009. ‑ 192 с.

20.Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. 5 класс / Сост. А.Ю.Купалова; Науч. редактор В.В.Бабайцева. – М., 1999, 2000.

21.Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. 6-7 классы / Сост. Г.К. Лидман-Орлова, С.Н.Пименова; Науч. Редактор В.В.Бабайцева. – М., 1999, 2000.

22.Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. ‑ Киев: Центр инноваций и развития, 2002. ‑ 286 с.

23.Снежневская М. А. Теория литературы в 4-6 классах средней школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1978. – 176 с.

24.Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. ‑ 2-е изд., стер. ‑ М.: КНОРУС, 2011. ‑ 432 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: