Важность веры в ангелов.




Вера в ангелов – один из столпов веры в исламской религии, и человек не станет верующим, пока он не уверует в ангелов. Об этом упоминается в писании Аллаха, и об этом сообщил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своей Сунне.

 

Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Его посланников» (аль-Бакъара, 285).

 

Таким образом, Аллах сообщил, что вера в ангелов и остальные столпы веры – это часть откровения, ниспосланного Посланнику. Аллах приказал ему и его последователям верить в них, и они покорились этому приказу.

 

В другом аяте говорится: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в писание, в пророков» (аль-Бакъара, 177).

 

Аллах подчеркнул, что вера в эти столпы является свидетельством благочестия. Благочестие же – это понятие, объединяющее в себе все хорошее, и это значит, что перечисленные воззрения лежат в основе всех праведных деяний и являются столпами веры, от которых берут начало все ее ответвления.

 

Наряду с этим Великий и Могучий Аллах сообщил, что всякий, кто не верует в эти столпы, является неверующим в Аллаха: «А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (ан-Ниса, 136).

 

Аллах назвал тех, кто отрицает упомянутые столпы веры, неверующими и глубоко заблудшими людьми. Все это означает, что вера в ангелов является важным столпом веры, и что неверие в них выводит раба из лона Ислама.

 

Об этом же свидетельствует Сунна. Ясным подтверждением этого является известный хадис о Джибриле, переданный имамом Муслимом в «ас-Сахихе» со слов Умара бин аль-Хаттаба: «Как-то мы сидели около посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) и тут к нам подошел человек в совершенно белой одежде и с жгучими черными волосами. На нем не было следов путешествия, но никто из нас его не знал. Он уселся прямо напротив Пророка, уперся коленями в его колени и, положив ладони на бедра, сказал: «О Мухаммад! Расскажи мне об исламе». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам – это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершаешь намаз, выплачиваешь закят, постишься в рамадане и совершаешь хадж к Дому, если можешь добраться до него». «Правильно», – сказал мужчина. Мы же удивились тому, что он сначала спросил его, а затем сам же подтвердил его правдивость. Затем он сказал: «Расскажи мне о вере». Пророк сказал: «Это когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и Последний день, а также веришь в предопределение с его добром и злом». «И это правильно», – сказал мужчина. Затем он сказал: «Расскажи мне об ихсане». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, словно ты видишь Его, и хотя ты не видишь Его, Он видит тебя». «Расскажи мне о Часе», – попросил человек. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Спрашиваемый сведущ не более спрашивающего». «Тогда расскажи мне о его признаках», – попросил мужчина. «Рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и обездоленные пастухи овец будут соперничать в постройке домов», – ответил он. После этого человек удалился, а я еще долго сидел рядом с Пророком. Затем он спросил меня: «Умар, знаешь ли ты, кто спрашивал меня?». Я ответил: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». Он сказал: «Поистине, сам Джибрил пришел к вам, чтобы научить вас вашей религии». [«Сахих Муслим» (8)].

 

В этом важном хадисе упоминаются все основы и ступени религии. Это – уникальный метод обучения исламу дошел до нас в форме диалога между лучшим среди ангелов – Джибрилом и Пророком Мухаммадом, лучшим из людей и посланником из рода человеческого. Поэтому мусульманам следует уделять должное внимание этому важному хадису и опираться на него в процессе обучения и преподавания религии, как поступали ранние мусульмане, да будет доволен ими Аллах. Наряду с другими вещами в хадисе упомянуты ангелы и отмечено, что вера в них является одним из столпов веры. С этой целью он процитирован в этой главе. А лучше всего об этом известно Аллаху!

 

Суть веры в ангелов.

Вера в ангелов содержит несколько постулатов, признание которых необходимо для того, чтобы раб по-настоящему уверовал в ангелов.

1. Необходимо признавать их существование и реальность, что подтверждается упомянутыми ранее текстами о том, что вера в ангелов является одним из столпов веры. Без убежденности в этом вера не может быть правильной.

2. Необходимо верить в то, что ангелов очень много, и что их точное количество не известно никому, кроме Всевышнего Аллаха, о чем также свидетельствуют священные тексты: «Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него» (аль-Муддассир, 31).

Смысл этого аята в том, что воинство Аллаха, состоящее из ангелов, настолько велико, что знает его только Господь. Об этом говорили некоторые ранние толкователи.

 

А в длинном хадисе о ночном путешествии, переданном аль-Бухари и Муслимом со слов Малика бин Саасы, сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Затем передо мной возник Дом наполненный, и я спросил: «Что это такое, Джибрил?». Он ответил: «Это – Дом наполненный. Каждый день в него заходят семьдесят тысяч ангелов, которые никогда уже не вернутся в него после того, как выйдут оттуда». [«Сахих аль-Бухари» (3207), «Сахих Муслим» (164). Текст хадиса приведен по версии Муслима].

 

В «ас-Сахихе» Муслима также приводится хадис Абдуллаха бин Мас’уда о том, что посланник Аллаха Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В тот день приведут Геенну, у которой будет семьдесят тысяч поводьев, за каждое из которых будут тянуть семьдесят тысяч ангелов». («Сахих Муслим» 2842). Эти два хадиса указывают на многочисленность ангелов, и если каждый день в Дом наполненный («аль-Бейт аль-Мамур»)[Храм на седьмом небе, расположенный непосредственно над Каабой] входят семьдесят тысяч ангелов, которые уже не возвращаются туда после того, как выйдут оттуда, и если Геенну в День воскресения будут волочить столько ангелов, то что можно подумать обо всех остальных ангелах, которым поручено заниматься другими делами. Воистину, их количество не известно никому, кроме Всевышнего и Всеблагого Аллаха.

3. Необходимо признавать их высокое и славное положение перед Господом и ту милость, которую Аллах оказал им. Всевышний сказал: «Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Пречист Он! Они же (ангелы) – почитаемые рабы. Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям» (аль-Анбийа, 26-27);

«…в руках посланцев благородных и покорных» (Абаса, 15-16).

Великий и Могучий Аллах в этих аятах сообщил, что Он оказал ангелам милость и почтение. Он также сказал о них: «…находящиеся возле твоего Господа прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (Фуссылат, 38).

Аллах отметил, что ангелы находятся возле Него, и это великая честь для них. Кроме того, они занимают положение рабов, которым не наскучивает поклонение их Господу.

Помимо этого, Всевышний неоднократно клялся ангелами, и это тоже свидетельствует об их славном положении перед Ним: «Клянусь выстроившимися в ряды, гонящими упорно, читающими напоминание!» (ас-Саффат, 1-3);

«Клянусь различающими твердо и передающими Напоминание» (аль-Мурсалат, 4-5).

В писании Аллаха очень много примеров того, как Аллах выразил почтение ангелам разными способами и в разных контекстах. Они ясны каждому размышляющему человеку, и признание этого является категоричным требованием шариата. А лучше всего об этом известно Аллаху!

4. Необходимо верить в то, что одни ангелы превосходят других, и что не все они занимают одинаковое положение перед Аллахом, поскольку на это указывают священные тексты. Всевышний сказал: «Аллах избирает среди ангелов и людей посланников. Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (аль-Хадж, 75);

«Ни Мессия, ни приближенные ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха» (ан-Ниса, 172).

Аллах сообщил, что среди ангелов есть избранные посланцы и приближенные, и это указывает на их превосходство над остальными ангелами. Лучшими среди ангелов являются приближенные ангелы и ангелы, несущие Трон, а самыми достойными среди приближенных ангелов являются трое, имена которых упомянуты в мольбе Пророка Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) которой он открывал ночную молитву: «О Аллах, Господь Джибрила, Микаила и Исрафила, Творец небес и земли, Ведающий сокровенное и явное…». [«Муснад Ахмад» (6/156), «Сунан ан-Насаи» (3/173). Похожий хадис также передали Муслим (770) и Ибн Маджа (1357)].

Самый достойный среди этих трех ангелов – ангел Джибрил, в обязанности которого входит донесение откровения. Его слава и достоинство тоже определяются его обязанностями. Аллах отметил его в Своем писании так, как не отмечал других ангелов, нарек его самыми славными именами и описал его самыми прекрасными качествами. Дух – одно из его имен, о котором упомянул Всевышний: «Верный Дух (Джибрил) сошел с ним (Кораном) » (аш-Шуара, 193);

«В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа» (аль-Кадр, 4).

Это имя упомянуто и в сочетании с именем Всевышнего Аллаха, что также является честью для ангела. Всевышний сказал: «Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибрил), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека» (Марьям, 17).

Оно же упомянуто в сочетании со словом «святой»: «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа» (ан-Нахль, 102).

Согласно наиболее достоверному толкованию, арабское слово «аль-кудус», означающее «святость», относится к эпитетам Аллаха.

Описывая качества этого ангела, Всевышний также сказал: «Это – слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, могущественного, которому там (на небесах) повинуются, доверенного» (ат-Такуир, 19-21);

«Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или выпрямился) на наивысшем горизонте» (ан-Наджм, 5-7).

Аллах назвал его благородным посланцем, обладающим силой и прекрасным сложением, занимающим высокое положение перед своим Господом, которому повинуются на небесах и которому доверено откровение.

5. Необходимо любить ангелов и избегать враждебности по отношению к ним, поскольку Всевышний сказал: «Верующие мужчины и жен­щины являются помощниками и друзьями друг другу» (ат-Тауба, 71).

Этот аят распространяется и на ангелов, потому что они тоже являются верующими и постоянно повинуются своему Господу, как об этом сообщил нам Аллах: «Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (ат-Тахрим, 6).

 

Великий и Могучий Господь поведал и о том, что ангелы любят Его посланника и верующих: «Если же вы станете поддерживать друг друга против него (Пророка), то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибрил (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями» (ат-Тахрим, 4).

Он также сказал: «Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету» (аль-Ахзаб, 43);

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь…» (Фуссылат, 30).

 

Следовательно, ангелы любят верующих, помогают им, поддерживают их и молят для них прощения, и поэтому верующие тоже должны любить их. Всевышний Аллах предостерег от враждебности по отношению к ангелам и сказал: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом (Гавриилом) и Микаилом (Михаилом), то ведь Аллах является врагом неверующих» (аль-Бакъара, 98).

Аллах сообщил, что враждебность по отношению к ангелам вызывает гнев Аллаха и Его враждебное отношение к рабу. Причина же этого в том, что они действуют только в соответствии с Его приказами и повелениями, и если кто-либо враждует с ними, то он фактически враждует со своим Господом.

6. Необходимо верить в то, что ангелы являются всего лишь одними из творений Аллаха, что они не способны создавать, управлять вселенной или распоряжаться судьбами. Ангелы – одни из воинов Аллаха, они поступают согласно Его велениям. А управление всем происходящим во вселенной находится в Руках одного Аллаха, и никто не разделяет с Ним этой власти.

Кроме того, ангелам нельзя посвящать обряды поклонения, потому что поклонение должно быть всецело посвящено только их Творцу, Творцу всех творений. Никто не разделяет с Ним господства и божественности, и нет подобных Ему в прекрасных именах и качествах. Разъясняя все это, Всевышний сказал: «Ему также не подобает приказывать вам признавать анге­лов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?» (Аль Имран, 80); «Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Пречист Он! Они же (ангелы) – почитаемые рабы. Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям. Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним. А тому из них, кто скажет: «Я являюсь богом наряду с Ним», – воздаянием будет Геенна. Так Мы воздаем беззаконникам» (аль-Анбийа, 26-29).

Пречистый Господь сообщил, что людям не было приказано поклоняться ангелам. Да и как им может быть приказано такое, если это является неверием в Великого Аллаха?! Затем Всевышний изобличил порочность заявлений о том, что ангелы – это дочери Аллаха. Он бесконечно далек от этого, они же – почтенные рабы, которые стали такими благодаря тому, что Аллах оказал им милость. Они выполняют Его приказы и трепещут от страха перед Ним, они не могут даже заступиться за кого-либо, если он не является приверженцем единобожия, которым доволен Аллах. А завершается этот отрывок разъяснением того, что воздаянием за обожествление ангелов является Геенна, и из этого становится ясно, что они – всего лишь зависимые рабы, вся мощь и сила которых зависит от их Господа и Создателя.

7. Необходимо верить в каждого из ангелов, имена которых упомянуты в Коране и Сунне. Речь идет о Джибриле, Микаиле, Исрафиле, Малике, Харуте, Маруте, Ридване, Мункаре, Накире и других ангелах, имена которых встречаются в священных текстах. Сюда же относятся ангелы, которые названы по своим качествам, например, готовый наблюдатель, и ангелы, которые названы по своим обязанностям, например, ангел смерти и ангел гор. Иногда в священных текстах упоминаются обязанности целых групп ангелов. Это касается ангелов, несущих Трон; благородных писцов; тех ангелов, которым поручено оберегать творения; и тех, кому поручено оберегать зародыши и материнские утробы; и тех, кто совершает обход вокруг Дома наполненного; и тех, которые странствуют по свету; и многих других, о которых сообщили Аллах и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует).

 

В каждого из этих ангелов необходимо верить в отдельности, в соответствии с тем, что говорится в священных текстах об их именах, качествах, обязанностях и судьбах. Более подробно об этом, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим в следующем исследовании. Здесь же мы в общем коснулись убеждений, которые необходимо иметь в отношении благородных ангелов в свете шариатских текстов. А лучше всего об этом известно Аллаху Всевышнему!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: