Исследование измененного почерка




 

Проблема исследования измененного почерка давно интересовала ученых-криминалистов. Ряд зарубежных авторов вплотную занимались ею еще в начале ХХ в.

Так, в 1916 г. Ганс Шнейкерт, считая, что первоочередной задачей почерковедческих исследований является установление факта «измененности» почерка, проводил экспериментальные исследования с целью изучения способов маскировки почерка, факторов, влияющих на возможность его изменения, а также признаков, характеризующих намеренно измененный почерк. К последним он относил «искусственные письменные формы, броское и необычное их украшательство, искажение письменных форм вследствие нарушения движений, последовательное применение различных форм одних и тех же букв, броское различие в высоте, разгоне и силе нажима, а также в наклоне в пределах одной рукописи».[46]

В 1925 году Г. Мюллер проделал аналогичные эксперименты и предпринял попытку дать частотные характеристики различным способам изменения.

в результате экспериментальных исследований по установлению возможности намеренного изменения почерка Г. Мейер пришел к следующим выводам[47]:

¾ изменения достигаются легче в том случае, если искажению подвергаются общие признаки, труднее — если частные признаки и их соотношение;

¾ легче изменяются начальные и отдельно стоящие буквы, так как они выполняются с большим вниманием и менее автоматизировано;

¾ могут облегчить изменения вспомогательные приемы, например, изменение положения листа.

Касаясь проблемы исследования измененного почерка, нельзя не отметить исторические работы Р. Майера и Э. Локара.

В Советском Союзе первые экспериментальные исследования намеренно измененного почерка проводились в середине 40-х годов в Киевском НИИСЭ. В результате трехлетнего изучения почерков 100 испытуемых были получены данные об устойчивости и изменяемости общих и частных признаков при произвольном скорописном изменении почерка с целью маскировки[48].

В дальнейшем были изучены и другие способы изменений почерка: С. А. Ципенюк исследовала рукописей, выполненные с подражанием буквам печатной формы[49], М. С. Еливанова — непривычной левой рукой [50], В. Г. Грузкова исследовала проблему изменения почерка применительно к цифровому письму [51].

Во ВНИИСЭ МЮ СССР в конце 60-х годов была предпринята попытка оценить с использованием электромиографической методики субъективные возможности лица изменять свой почерк [52].

В середине 70-х годов во ВНИИ МВД СССР в серии «Библиотечка эксперта» был выпущен ряд пособий по исследованию измененных почерков: А. И. Колонутовой (письмо левой рукой) [53], А. П. Моисеева (письмо буквами печатной формы [54] и скорописью)[55]. В это же время во ВНИИСЭ МЮ СССР разрабатывались количественные методики диагностического и идентификационного характера по исследованию намеренно измененного почерка путем скорописной маскировки [56].

В начале 80-х годов были опубликованы комплексные методики исследования рукописей большого и среднего объема, выполненных как в необычных условиях без намеренного изменения почерка [57], так и намеренно измененным почерком скорописным способом [58].

В последние два десятилетия большое внимание уделяется исследованию изменений почерка, обусловленных необычным внутренним состоянием пишущего или непривычной внешней обстановкой письма.

На современном этапе развития судебного почерковедения выделяют два главных направления исследований измененного почерка:

1) установление факта необычного выполнения рукописи;

2) идентификация исполнителя по измененному почерку.


Виды изменения почерка

 

Задачи, связанные с исследованием измененного почерка, относятся к наиболее сложным в судебно-почерковедческой экспертизе. Это, в первую очередь, обусловлено огромным количеством так называемых «сбивающих» факторов, влияющих в той или иной степени на изменение почерка.

Все изменения почерка можно подразделить на две большие группы:

- естественные (объективные);

- умышленные (субъективные).

Естественные (объективные) — это изменения, происходящие в почерке без участия сознания человека.

Естественные изменения возникают в почерке под воздействием трех групп «сбивающих» факторов:

1) изменений внешней обстановки письма;

2) изменений внутреннего состояния пишущего;

3) непривычной установки пишущего на письмо, не связанной с желанием изменить свой почерк.

К первой группе факторов — изменениям внешней обстановки письма относятся:

а) необычная поза пишущего;

б) необычный материал письма;

в) непривычный пишущий прибор;

г) недостаточное освещение;

д) письмо в движущемся транспорте;

е) пребывание в космическом полете и др.

Изменениями внутреннего состояния пишущего могут быть:

а) возрастные изменения;

б) патологические изменения, связанные с различными заболеваниями;

в) непривычные функциональные состояния пишущего — возбуждение, заторможенность, утомление, опьянение и т. п.

Третья группа «сбивающих» факторов — непривычная установка пишущего — представляет собой установку:

а) на старательное письмо;

б) быстрое письмо.

Умышленные (субъективные) — это изменения, сознательно внесенные в почерк самим исполнителем рукописи.

Видами умышленного изменения почерка являются:

¾ скорописная маскировка почерка;

¾ перемена привычной пишущей руки;

¾ письмо буквами по типу печатных знаков;

¾ подражание почерку другого лица;

¾ другие изменения почерка (например, путем необычного способа удержания пишущего прибора, с помощью трафаретов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: