Великий Тибет. Правление Сонцэн Гампо




 

В VII в. Тибетское государство вышло на мировую аре­ну, всего за несколько десятилетий став одной из решающих сил в Центральной Азии. Завершался процесс консолидации тибетских племен. Тибетское нагорье было в основном освоено. Развивались и укреплялись, взаимно дополняя друг друга, две основные отрас­ли хозяйства Тибета — земледелие и скотоводство. Районы Конпо, Ньянгпо и Дагпо, в которых выкристаллизовалась тибетская циви­лизация в ее ранних формах, были особенно удобны для земледе­лия. В долинах раскинулись поля, в горах зеленели альпийские луга и шумели девственные леса. С глубокой древности земледе­лие поддерживалось водами тающих снегов, потоками, стекающи­ми с ледников. Чтобы сильные весенние ветры не сдували плодо­родный слой почвы, тибетские крестьяне с осени поливали поля и тем самым как бы «цементировали» землю. В Конпо, Ньянгпо и Дагпо в лесных районах издревле разводили большие стада свиней. У тибетских божеств дома и очага была голова свиньи. Главный злак Тибета — ячмень происходил из этих же районов Юго-Восточ­ного Тибета.

Борьбу за объединение Тибета начал еще дед Сонцэн Гампо — Тагри Ньенсиг и продолжал его отец — Намри Сонцэн (570-620). К 607 г. Намри Сонцэн покорил тибетцев, живших по южному бе­регу р. Цанпо. По преданию, численность его армии достигала ста тысяч человек и он совершал походы на север, до владений тюрок, и на юг, до пределов Центральной Индии.

К 613 г., вероятному году рождения Сонцэн Гампо (есть и другая дата — 617 г.), пределы Тибетского государства на севере достигли хребта Ньэнчентанглха, на юге — Гималаев, на востоке — верховь­ев р. Дричу (Янцзы) и на западе — горы Кайлас. {33}

Завоевательные походы Намри Сонцэна, может быть, жесткое управление покоренными вызвали восстания. В Дуньхуанской хро­нике сообщается, что «подданные его (отца Сонцэн Гампо. — Е.К.) возмутились, подданные его матери восстали» [Васоt, Thomas, Toussaint, 1940-1946, р. 111]. Возможно, что Намри был убит вос­ставшими. Престол унаследовал юный Сонцэн Гампо. Если он ро­дился в 613 г., то ему было 16 лет (он принял правление в 629 г.). Намри покинул долину Ярлун и перенес ставку и столицу в доли­ну р. Кьичу, в поселение, которое именовалось Раса (Огороженное место). Здесь на горе Марпори, возможно уже при Сонцэн Гампо, был выстроен замок-дворец, а поселение переименовано в Лхаса (Земля богов).

Сонцэн Гампо подавил восстания и получил в наследство, как пишет Э. Хаар, «не крошечное государство, а империю, протянув­шуюся на 2000 км с востока на запад». Э. Хаар полагает, что в те времена население Тибета было «гораздо большим» и что «матери­альная и экономическая мощь центрального Тибетского государст­ва, которая оказалась способной поднять его до великой державы Центральной Азии, ни в коей мере не может быть измерена на­стоящим состоянием материального богатства или бедности тибет­ского народа» [Haart, 1969, р. 12].

Внутренняя политика Сонцэн Гампо бьша направлена на даль­нейшее формирование и укрепление тибетской государственно­сти. К сожалению, сведения о ней достаточно скудны. Бьша разра­ботана (или упорядочена) система землевладения и землепользо­вания. Во всех областях Тибета были созданы фонды государевых (государственных) земель (джешин). Земли жаловали служилой зна­ти за службу вместе с прикрепленными к ним крепостными кре­стьянами (трэн), такие земли именовались кхол-юл. Вся терри­тория страны бьша поделена на шесть провинций, во главе каж­дой провинции был поставлен губернатор (кхонпон). Кхонпоны про­изводили переделы земли среди подчиненного им населения. За административную единицу была принята тысяча семей, каждую такую тысячу возглавлял начальник-тысячник. Это была военно-административная организация, каждый кхонпон одно­временно являлся губернатором провинции и командующим армией. Каждая из шести армий (крыльев, знамен) имела свою форменную одежду, отличавшуюся цветом, знамя и кавалерий­ские корпуса, различавшиеся мастью коней. Основной армей­ской единицей также была тысяча. Центральное правительство состояло из: {34}

— великого государственного канцлера (чабсиги лото ченпо, или лончен, тиб. Сhab srid kyi blon chen po; bkon chen),

— государственного канцлера — заместителя командующего армией (кунлон, тиб. Gung blon),

— министра внутренних дел (наклон, тиб. Nang blon),

— канцлера-администратора (гогэл, или гогэл чоппа),

— инспектора-надзирателя (чанченпо, тиб. Spyang chen ро),

— министра внешних (иностранных) дел (чилон, тиб. Phui blоп),

— министра по налогам и доходам (нгэнпён, тиб. Mngan blon),

— военного министра — главнокомандующего войсками (мачоги лон, тиб. Dmag go chog gi blon),

— секретаря (каритинлон, тиб. Bkari phrin blon),

— министра наказаний (юстиции) (шэлчепа ченпо, тиб. Zhal ce pa chen ро).

 

Министры и приближенные лица образовывали Государствен­ный совет, состоявший из советников (тогпа), которые подразделя­лись на советников, участвовавших в решении внутренних дел, внешних дел и просто советников [Wang, Chen, 1996, с. 82-85].

В составе местной администрации в текстах упоминаются: управ­ляющий земледелием, управляющий орошением земель, налого­вый инспектор, надзиратель за пастбищами, ответственный за обо­рону региона, комендант города (крепости), снабженец армии, на­чальник гарнизона, переводчик и т.д. [ibid., р. 86-89].

Бьша разработана система уголовных наказаний. За преступле­ния против личности были определены композиции (откуп). Откуп за убийство составлял от 15 до 1000 лан золота в зависимости от со­циального положения как убитого, так и убийцы. На низком уров­не откуп производился скотом.

Штраф золотом брался за прелюбодеяние, если неверную жену или неверного мужа заставали на месте преступления. За причи­нение ранения также бьша установлена композиция в зависимости от тяжести ранения и того, чем это ранение причинено (ножом, мечом, камнем, палкой и т.п.), и социального статуса лица, причи­нившего ранение, и того лица, которому ранение было причинено [Сицзан гудай фадянь сяньпянь, 1994, с. 77].

В судопроизводстве и установлении виновности большое место отводилось ордалиям — вытаскиванию белого (невиновен) или чер­ного (виновен) камня из мутной воды, молока, кипящего молока или кипящего масла. По преданию, первые тибетские законы были заимствованы от тюрков и уйгуров [Stein, 1981, р. 31]. {35}

Функционирование органов государственной власти было связа­но с делопроизводством, а оно требовало создания письма. Создание и введение в употребление письма наряду с социально-админи­стративными преобразованиями в обществе, может быть, являются наиболее знаковыми событиями перехода общества к состоянию государственности. Дуньхуанские хроники сообщают: «Прежде в Тибете никогда не было письма. Но оно было изобретено в царст­вование этого цэнпо, и с тех пор со времен цэнпо Тхисонгцэна (Сонцэн Гампо) появились все блестящие тексты об обычаях тибет­цев, науках и великих законах, иерархии министров, власти над старшими и младшими, наградах за добрые дела и наказаниях за дурные дела и злоупотребления, переписи коней для пастбищ и упряжек для полей, уравнивании в праве использования вод, взи­мании податей фиксированными объемами» [Васоt, Thomas, Toussaint, 1940-1946, р. 161].

Согласно «Голубым анналам», в 632 г. в Кашмир был отправлен Тонми Самбхота, который и создал тибетское письмо на основе письма нагари.

В «Красных анналах» сообщается: «Тонми был послан в Индию. Он учился в школе брахманов... и у пандита Лхариг Сенге письму, грамматике, а также гимнам. Когда он вернулся в Тибет, он пере­работал пятьдесят букв индийского алфавита в тридцать тибетских и представил это письмо королю, а также научил его министров....Он написал много книг, таких, как сутра по грамматике» [Тucci, 1976, р. 145-146].

В другом источнике говорится: «Был министр в Ньял, звавший­ся Самбхота, сын Тонми Ану... ему король сделал подарки и при­казал идти в Индию и изучать письмо....Он изучил 364 вида пись­ма... грамматику Панини:

 

Все, что мы сказали министру Тонми,

Он запомнил,

Он отправился в Индию

И встретил вас, пандита.

 

Он вернулся в Тибет. Король и министр заточили себя на три года во дворце Мару, и король предпринял усилия для изучения письма и грамматики....Он зафиксировал тибетский алфавит в че­тырех гласных и тридцати согласных» [Аhmad, 1995, р. 18-19].

Таким образом, сам Сонцэн Гампо участвовал в создании пись­ма. Вместе с Тонми Самбхота он заперся в замке Мару, и там они изобрели письмо и написали грамматику тибетского языка. Эта{36} версия скорее отражает признательность цэнпо за заботу о созда­нии письма, чем его реальное участие в этом непростом деле. Более того, считается, что попытки создания письма предпринимались и ранее. По заключению Ю.Н. Рериха, «письмо, выработанное Тонми Самбхотой и его школой, не было единственным письмом, создан­ным в Тибете. Тибет знал несколько других писем, не получивших, однако, распространения. Традиция сохранила названия пяти та­ких систем письма, ставших известными по именам изобретателей» [Рерих, 19586, с. 109].

Одновременно с проведением важнейших преобразований, свя­занных с формированием тибетской государственности, происхо­дило расширение пределов Тибетского государства и укрепление внешнеполитического могущества Тибета. Завоевательная актив­ность Сонцэн Гампо была направлена на север, на подчинение ти­бетских кочевых и полукочевых племен, и на юго-восток, восток и северо-восток, на подчинение и включение в состав Тибетского го­сударства родственных тибетцам тибето-бирманских по языку на­родов. Центральная власть привела в покорность тибетцев-кочев­ников докпа, предков нынешних голоков, обитающих в верховьях р. Хуанхэ и к югу от этого региона, в современной Западной Сычуани; панака, живущих у оз. Кукунор и в восточной части Цайдама; хорпа, обитающих к северу от хребта Ньэнчентанглха. С первой половины VII в. началась ассимиляция тибетцами цянов сумпа, аша и других племен Северо-Восточного Тибета.

В современной Северо-Западной Сычуани, в районе Сунпань, расселялись дансяны, предки будущих тангутов государства Си Ся. Часть их еще с конца VI в. была в контакте с властями китайской династии Суй. Позднее, при династии Тан, их отдельные правите­ли признавали свою зависимость от Тан или от сяньбийского госу­дарства Тугухунь (основано в 313 г.), которое в пору расцвета зани­мало юг современной пров. Ганьсу, северо-западные районы совре­менной Сычуани-и большинство областей современной Цинхай. На западе владения Тугухунь достигали пределов пров. Синьцзян, на севере — гор Циляньшань и района Хэси. Тугухунь стал первым внешнеполитическим соперником Тибетского государства до его контактов с Китаем и тюрками. В 634 г. тибетцы впервые атаковали дансянов, часть которых была зависима от Тугухунь. В момент воз­вышения Тибета могущество Тугухунь было уже на излете. Еще в 608 г. тугухуни потерпели сильное поражение от тюрков, а затем их ослабили войны с Китаем. После смены в Китае власти династии Суй на власть династии Тан (618 г.) тугухуни стали еще большим {37} препятствием для продвижения китайских войск по Ганьсуйскому коридору в Западный край. В 627 г. в Тугухунь прибыло китайское посольство с целью предостеречь Тугухунь от нападений на погра­ничные области Тан. Тугухуньский каган Фу Юнь был приглашен к танскому двору. Фу Юнь не доверял китайцам, поехать в Чанъань он отказался и выдвинул встречную просьбу: заключить мир и дать в жены его сыну танскую принцессу, т.е. заключить договор хэ цинъ — «о мире и родстве», хорошо известный в практике между­народных связей Китая с внешним миром со II в. до н.э., во времена сношений Хань с сюнну.

Как раз в это время в 634 г. к танскому двору прибыло первое тибетское посольство. За ним последовало ответное китайское по­сольство в Лхасу во главе с Фэн Дэ-цзя. Танский двор мог рассчиты­вать на использование тибетцев против Тугухунь. Это позволило тибетцам, уже достаточно осведомленным о состоянии дел танско-го Китая с Тугухунь и тюрками, также просить у танского двора в жены Сонцэн Гампо принцессу. По сведениям «Красных анналов», «король, когда ему исполнилось 16, послал своих министров про­сить в жены Тицун, дочь короля Непала... Это было начало карми-ческой связи, благодаря которой буддийское учение появилось в Тибете. Когда ему исполнилось 18, он послал своего министра Тара и прочих с сотней всадников привезти ему в жены Лхачиг уншин Конджо, дочь китайского короля Сенге-цэнпо. Когда они достигли места Зимшин, они поднесли дары, посланные королем, и объяс­нили причины, по которым Лхачиг должна быть отдана в жены ко­ролю. Китайский император не хотел отдавать дочь. Тогда король сказал: „Я пошлю армию в пятьсот тысяч человек... убью тебя, си­лой возьму принцессу и покорю целую страну"» [Тucci, 1976, р. 146-147]. В 637г. танский двор принял решение заключить договор хэ цинъ с тугухунями и тюрками. Китайская принцесса Хун-хуа бы­ла отправлена в Тугухунь, а принцесса Хэ-нян — в жены тюркскому кагану. Однако тибетцам отказали. Можно думать, что отказ был обусловлен не столько тем, что тибетцы воспринимались как менее сильный и значительный противник в делах с западными и юго-западными соседями Китая, а тем, что принцессу отдавали замуж по договору «о мире и родстве». А предмета для заключения такого договора между танским Китаем и Тибетом не было: между двумя государствами отсутствовало состояние войны, после которого за­ключался мир (хэ). Мир венчал брак (цинъ). Не было состояния войны — не было и переговоров о заключении мира. Не имело ме­сто заключение мира — отсутствовало и важнейшее условие для {38} получения иноземным правителем в жены принцессы из китайско­го правящего дома.

Отказ послужил причиной начала войны. 12 сентября 638 г. ти­бетские войска вторглись в населенный дансянами округ Сунчжоу (совр. г. Сунпань, пров. Сычуань). Военный демарш был подкреп­лен дипломатическим. Прибывший в Чанъань тибетский посол от имени своего господина без обиняков заявил: «Если Великое государство не даст мне в жены принцессу, то я буду вынужден вторгаться в его пределы и разорять его земли!» [Цзю Тан шу, с. 1629].

Условия заключения мира хэ цинъ к этому времени были выполнены. Стороны обменялись военными экспедициями. Ни та ни другая не добились военного перевеса, и следовало заклю­чить мир. 12 декабря 640 г. в Чанъань прибыл тибетский санов­ник Гар с пятью тысячами лянов золота и несколькими сотнями драгоценных вещей. Соглашение было достигнуто. 2 марта 641 г. китайская принцесса Вэньчэн и сановник Гар отбыли из Чанъани в Лхасу.

К сожалению, мало известно о политической ситуации внут­ри Тибета во второй половине 30-х — начале 40-х годов VII в. В окружении цэнпо находились влиятельные сановники, пред­ставители сильных и, очевидно, на каких-то этапах союзных ему кланов. Хорошо известна семья Гар, представитель которой Тонцэн Юлсун только что упоминался как посол Тибета в Ки­тай. Тонцэн Юлсун и китайская принцесса не спешили в Лхасу, где, кажется, происходили важные события. По разным сведени­ям, путь от Чанъани до Лхасы занял не то два, не то три года. За это время Вэньчэн родила от Тонцэн Юлсуна ребенка, который умер около Цзонги, близ современного Гартока. Ребенка сочли демоном и похоронили под черным чортенем, который стоит и поныне [Маrion, 1964, р. 251]. Возможно, принцесса Вэньчэн не была женой Сонцэн Гампо еще более долгий срок, до шести лет.

Известна точная дата смерти Сонцэн Гампо — 649 год. Дуньхуан-ские хроники сообщают, что Вэньчэн была женой тибетского цэнпо три года, т.е. стала таковой в 646 г. [Васоt, Thomas, Toussaint, 1940-1946, р. 29]. В течение примерно пяти лет Сонцэн Гампо был от­странен от власти. По данным Шакабпы, сын Сонцэн Гампо от его тибетской жены Монса Тичам по имени Гунсонг Гунг усилиями его сторонников по достижении 13-летнего возраста по старому обы­чаю сел на отцовский престол. Он правил пять лет и скончался {39} в 18-летнем возрасте, после чего трон был возвращен Сонцэн Гампо[3] [Shakabpa, 1967, р. 28]. Отстранение Сонцэн Гампо от власти, воз­можно, было связано с борьбой цэнпо против его советника Тунсе Зуце из клана Кьюнпо. Сонцэн Гампо советника одолел, но трона на время лишился. Вернув себе власть, цэнпо жестоко расправил­ся со своими противниками: «выколотые глаза, отрезанные голо­вы, конечности и другие части тел людей беспрерывно появлялись у подножия Железного холма в Лхасе» [Богословский, 1962, с. 41].

Последние год-полтора жизни Сонцэн Гампо связаны с походом в Индию в союзе с непальцами. В 648 г. китайское посольство во главе с Ван Сюань-цэ прибыло к правителю Индии Канауджа Харша Шильдитье. К моменту прибытия посольства Харша умер, а власть захватил некий Арджуна, который китайское посольство полностью истребил. Один Ван Сюань-цэ бежал, и именно он побудил непаль­ские и тибетские войска вторгнуться в Индию и разграбить север­ные районы страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: