Аудиторские доказательства




Оценка аудитором системы внутреннего контроля экон-го субъекта.

Под системой внутреннего контроля в аудите (СВК) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством клиента в качестве средств для эффективного ведения хоз деят-ти, к-ая включает организованные внутри данного экон субъекта надзор и проверку: соблюдения требований законодательства; точности и полноты документации БУ; своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; недопущения ошибок и искажений; исполнения приказов и распоряжений; обеспечения сохранности имущества организации.

Оценка эффективности и надежности системы средств контроля должна проводиться количественно (высокая, средняя и низкая)

Данная оценка необходима для аргументирования своего подхода к аудиту в конкретной организации.

Система внутреннего контроля включает 3 составляющие:надлежащая система Б/Учета (ЭВМ, журнально-орд, мемор-орд);контрольная среда;отдельные средства контроля.

Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы бухгалтерского учета.Знакомство с системой бухучета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности клиента:а) учетная политика и основные принципы ведения БУ;

б) организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухучета и подготовку бух отчетности;в) распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности;г) организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хоз операции;д) порядок отражения хоз операций в регистрах бух учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;е) порядок подготовки периодической бух отчетности на основе данных бух учета;ж) роль и место средств ВТ в ведении учета и подготовки отчетности;з) критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бух отчетности особенно высок;

и) средства контроля.

Аудит орг-ия в ходе проверки обязана проверить соответствие организации системы Б/У проверяемого экон субъекта действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи отмеченных нарушений.Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы внутреннего контроля.

Контрольная среда – общее отношение руководителей или собственников клиента к созданию и поддержанию на своем предприятии СВК, их конкретные действия и процедуры, направленные на это. (стиль и основные принципы управления; орг-ая структуру; распределение ответ-ти и полномочий; кадровая политика; порядок подготовки бух отчетности; соответствие хоз деят-ти требованиям действующего законодательства.)

Аудитору следует убедиться в применении на проверяемом им экон субъекте таких процедур внутреннего контроля, как: а) арифметическая проверка правильности бух-их записей; б) проведение сверок расчетов; в) проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала;г) проведение периодических плановых и внезапных инвентаризаций на предмет выяснения соответствия данных бух учета фактическому наличию;д) использование для целей контроля информации из источников, вне экон субъекта;е) осуществление мер, направленных на ограничение доступа несанкционированных лиц к активам предприятия, к системе ведения документации и записей по бух-им счетам;

Средства контроля – составные части системы контроля, установленные руководством на отдельных участках хоз деят-ти для надежного и эффективного управления предприятием.Оценка СВК может осуществляться различными способами:Наблюдение. Опрос. Тестирование.

Аудиторские доказательства

Виды ауд. доказательств (АД):1) детальная проверка верности отражения в БУ оборотов и сальдо по сч;2) аналитическая процедура;3) проверка (тест) средств внутреннего контроля.

АД могут быть Внутренние АД включают в себя инф-ю, полученную от ЭкСуб в письм. или устном виде. Внешние включ в себя инф-ию, полученную от 3 стороны в письм. виде. Смешанные АД включ. в себя инф-ю, полученную от ЭкСуб в письм. или устн. виде и подтвержд-ую 3 стороной в письм. виде.Наибольшую ценность внешние, затем смешанные.Доказ-ва, полученные самой аудиторской орг-ей, обычно являются более достоверными, чем Док-ва, предост-ые ЭкСуб.Доказ-ва в форме докум-ов и письм. более достоверн., чем устные.

Методы получения АДПриемы 1-ой группы-осмотр, пересчет, измерение,запрос, документальная проверка.(инвентаризация)1. Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет). Пересчет, как правило, осуществляется выборочно2. Инвентаризация. подлежит имущ-во клиента и его фин. Обяз-ва.3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.. позволяет осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией. Полученная инф-ия считается достоверной только в том случае, если она получена непосредствен Подтверждение. Для получения инф-ии о реальности остатков на счетах учета ден. средств, счетов расчетов, счетов деб-ой и кред-ой задолженности (подтверждение в письм. форме от независимой стороны)5 Устный опрос персонала, руководства ЭкСуб и 3 стороны (в виде протокола или краткого конспекта)6. Проверка документов - реальности определенного документа. 7. Прослеживание - проверяет отражение данных первич. Док-ов в регистрах синт и аналит учета, находит заключительную корр-ию счетов и убеждается в том, что соотв-ие хоз. операции правильно или неправильно отражены в БУ.

Аналитич.процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации.Используют такие анал.роцедуры:а) сравнение факт показателей БухО с плановыми (определенными эк. субъектом)б) сравнение фак показателей БухО с прогнозными показ-ями (определенных аудитором);в) сравнение показателей в виде коэф-ов. с нормативамиг) сравнение показателей БухО со среднеотраслевыми данными;д) сравнение показателей БухО с данными, не входящими в состав бухО;е) анализ изменений с течением времени показателей БухО и относ-ых коэфф-ов, связанных с ними; и дрПриемы 3-ей группы-это оценка прошлого,настоящего и будущего состояния объектов аудита., логическое завершение процесса сопоставления.Оцениваются состояние ресурсов, целесообразность и законность хоз-х операций, достоверность экономической информ.

но в момент исследования этих операций.4

15 Аудиторская выборка. Аудиторский выборочный метод – это применение процедур аудиторской проверки по отношению к менее чем 100% счетов или операций.Это даст возможность аудитору получить и оценить доказательства о выбранных элементах и таким образом сформировать мнение о генеральной совокупности в целом.К выборочной проверке прибегают, если:характер и данные счетов или видов операций не требуют 100% проверки;должны быть сделаны выводы о сальдо счета или классе операций;время и стоимость полной проверки всей генеральной совокупности были бы слишком большими.Выборочный метод не применяется:по отношению к процедурам, выполняемым с целью уточнения структуры контроля;если аудитор разделяет генсовокупность на 2 группы по определенному критерию и исследует сплошным методом все статьи по первой группе, а данные второй группы проверяет с помощью других средств или не проверяет совсем;к отдельным оценкам эффективности контроля. Для построения выборки аудитор должен определить:порядок проверки;объем проверяемой совокупности, из к-ой будет сделана выборка; размер выборки.При определении размера выборки определяются риск выборки, допустимые и ожидаемые ошибки. Риск выборки – вероятность составления неверного мнения о всей генеральной совокупности на основе данных выборки.Выделяют следующие методы выборочной проверки:статистический (случайный)нестатистический (неслучайный, произвольный) статистический – выборочный контроль, использующий теорию вероятности для построения выборки и ее оценки с целью сделать заключение о совокупности в целом. Преимуществом - позволяет определить мин-ый размер выборки, необходимый для достижения цели. Риск может быть измерен в количественном выражении и оценен. Уровень надежности устанавливается обычно 95%.Недостатки: использование методов случайной выборки и более продолжительные и более дорогие, чем в нестатистическом методе. Нестатистический метод - выборочный контроль, где отбор элементов осуществляется произвольно или с помощью метода, не основанного на матем-их приемах. Ранее при проверке эффективности функционирования внутреннего контроля определялся мин объем выборки. Кроме того, могут учитываться такие факторы, как оценка контрольного риска, число аналитических процедур. Объем нестатистической выборочной совокупности ограничивают 260 элементами, больший объем требует уже статистических методов. В любом случае, основным требованием, предъявляемым к элементам выборки является репрезентативность.Ошибки и искажения, обнаруженные в определяемой выборке должны быть отражены в рабочих документах 16. Разъяснения руководства предоставленные в ходе аудита Перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения официального разъяснен аудитор должен иметь письменное доказательство, подтверждающее понимание руководством экономического субъекта того факта, что оно несет ответственность за предоставление бухгалтерской отчетности Разъяснения, получаемые аудитором от руководства проверяемого э. субъекта, могут быть запрошены на любом этапе проверки.а) на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения могут быть использованы для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для оценки систем б/ учета и внутреннего контроля;б)на этапе подготовки общего плана и прогр. -могут способствовать пониманию деятельности э.с. и особенностей системы контроля, а также получению оценок а. рисков:в) на этапе тестирования средств контроля и а. процедур по такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности средств контроля, а также предоставить а. док-ва в тех случаях, когда такие доказательства сложно получить г) на этапе составления ауд. заключения такие разъяснения могут служнтъ источником свидетельста наличии существенных искажений,о возможном существовании неопред-х обязательств. Порядок обращения аудитора к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку или в письме- обязательстве.Если не оговорено могут быть как устное, письменное обращение к руководителю или руководителям низовых подразделений.При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить. Аудитор должен убедиться, что его запрос правильно понят. Свидетельством тому могут служить уточнение вопроса в устной беседе, а также анализ полученного ответа. Форма обращения аудитора за уточнением может быть устной или письменной и выбирается самим аудитором. Отказ руководства экономического субъекта предоставить ин­формацию по запросу аудитора может непосредственным образом повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. 17.Методика налогового аудита. Н. аудит- это независимая проверка состояния б/ч и н/ч, а также расчетов орган-ии по налогам. Он проводится впередверии налоговой проверки пред-я. В соответст-ии с НК РФ налоговые органы проводят документальную проверку деят-ти пред. Не реже 1 раза в 3 года. Целью н.а. явл.подготовка к предстоящей налог.проверки. В ходе н.а.специалисты проводят проверку налоговой базы и декларации организ-ии по методике налоговых органов, выявляют допущенные ошибки и дают рекоменд.по устранению. Спец. Изучают б/у и н/у за весь п-д.,подлежащий налоговой проверки и дадут реком. По исправ-ю допущенных ошибок и внесение изменений в н/отч-ть, если гарантируется подлинность всех предъявленных документов и своевременно вносятся исправления в соот-ии с рекомнд. Спец-ов, то в случае обнаружения проверяющими МНС ошибок и предъяв-е пред-ю штрафа по вине спец-ов погасить сумму штрафа.Результаты н.а. явл-ся минимиза-ция налоговых рисков пред-я, выдается заключение по вопорсам прав-ти исчисления нал.базы. Виды н.а: а. расчетов по ЕСН, по налогу на прибыль, НДС, на имущество, комплексный н.а. Н.а.-это а. налог.обязательств пред-я и разработке мер по его защите от привлечения к нал.ответ-ти. Задачи: соот-ие исчисляемых и уплачиваемых налогов нормам налог.законод., оптимизация проблем н/о, анализ методики исчисления нал.платежей и использ.нал.льгот, проверка прав-ти состав-я деклараций. По итогам: ауд.заключение, рекоменд по порядку, прав-ти исчислении и уплаты налог., краткая аналит.записка руко-ву. К налог.органам относ: Мин-во Рф по н и с, Госуд. Таможен.ком РФ, Госуд органы исполнит-ой власти и исп.орг.местн. самоуправ-я, Мин. Финансов, орг. Гос внебюдж.фондов. 18. Документирование аудита К рабочей документации (РД) аудита относятся: а) планы и программы проведения аудита; б) описания использ-ых ауд-ой орг-ей процедур и их рез-ов; в) объяснения, пояснения и заявления ЭкСуб; г) копии, в том числе фотокопии, док-ов ЭкСуб; д) описания системы внутр. контроля и орг-ии БУ ЭкСуб; е) аналитические док-ты ауд. орг-ии; др.РД находится в собств-ти ауд. орг-ии, проводившей аудит. Копии, док-ов ЭкСуб м.б. включены в состав РД ауд. орг-ии с согласия этого ЭкСуб.Сведения, содерж-ся в РД, явл-ся Конфиденц-ми и не подлежат разгл-ию ауд. орг-ей. Требования к содержанию РДРД должна содержать все сведения, необх-ые и дост-ые для:а) сост-ия ауд. закл-ия по рез-там аудита, провед-ого ауд. орг-ей;б) подтвержд-ия того, что аудит проведен ауд. орг-ей в соотв-ии с актами, регул-ими ауд. деят-ть в РФ; в) осуществления ауд. орг-ей контроля за ходом аудита;г) планирования аудита ауд. орг-ей. РД должна содержать: а) записи о планировании аудита; б) записи о характере, времени провед-ия и объеме выполн-ых ауд. процедур; в) выводы, сдел-ые на основе получ-ых в ходе аудита сведений. Требования к оформлению РД РД должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представл-ия ауд. заключ-ия ЭкСуб-у вся РД д.б. создана (получена) и завершена оформлением. Документы, входящие в РД аудита, должны, как правило, содержать ссылку на источник сведений, включенных в них. Порядок хранения РД - По окончании аудита РД подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации не менее 5 лет. Изъятие РД у ауд. орг-ии может производиться только уполн-ми на то органами в случаях и порядке, прямо уст-ых зак-ом РФ. Документы, которые м.б. включены в состав РД ауд. орг-ии1. Инф-ия относ-но орг.-прав. формы и орг-ой структуры ЭкСуб.2. Извлечения или копии учр-ых док-ов ЭкСуб3. Материалы, свидет-ие о планир-ии аудита, и прогр. аудита.4. Записи об изучении и оценке систем БУ учета и внутр. 5. Анализ хозяйственных операций и остатков по счетам БУ.6. Анализ существ-ых показ-ей и тенденций деят-ти ЭкСуб.7. Записи о характере, дате проведения и объеме проведенных ауд. процедур и результатах таких процедур.8. Материалы, свидет-ие о том, что работа, выполненная не аудиторами, контролировалась аудиторами.9. Сведения о том, кем и когда выполнялись ауд-ие процедуры.10. Копии переписки с другими ауд. орг-ми, экспертами и прочими лицами в связи с проводимым аудитом ЭкСуб.11. Копии переписки или записи обсуждений во время встреч с ЭкСуб по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита.12. Письма-подтвержд-ия, получ-ые от ЭкСуб.13. Выводы, сделанные ауд. орг-ей по результатам аудита.14. Копии бухг. и иной фин. документации ЭкСуб. 19. Действие аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности Искажение БухО, т.е. неверное отражение и представление данных БУ из-за нарушения установл-ых правил его организ-ии и ведения, м.б. 2 видов: преднамер-ое и непредн-о е. Преднамеренное искажение БухО является рез-ом преднамер-ых действий (или бездействия) персонала проверяемого ЭкСуб. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение польз-ей БухО. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамер-ых действиях (или бездействии) персонала ЭкСуб, м.б. сделан только уполн-ым на то органом. Непреднамеренное искажение БухО - непреднамер-ых действий -. Оно м.б. следствием арифмет-их или логич-их ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправ-го отражения в учете фактов хоз. Деят-и, наличия и состояния имущ-ва. Как преднам-ое, так и непредн-ое искажение БухО м.б. у проверяемого ЭкСуб существ-ым (т.е. влияющим на достов-ть его БухО в настолько сильной степени, что квалифиц-ый польз-ль его БухО может сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественным. Факторы, влияющие на увеличение риска искажений БухОВ процессе аудита аудиторской организации следует оценить риск появления искажений БухО и риск необнаружения искажений БухО. При этом ауд. орг-ии следует учитывать наличие определенных факторов, способствующих повышению риска.К факторам внутрихоз-ой деятельности ЭкСуб, способст-им появлению искажений, относятся такие, как:а) наличие значит. фин. Влож-ий в криз-ые отрасли эк-ки;б) несоотв-ие величины обор-ых средств быстрому росту объемов продаж ЭкСуб или значит-му сниж-ию прибыли;в) наличие завис-ти ЭкСуб в опред-ый период от одного или небольшого числа заказчиков или пост-ов; г) изменения в практике договорных отнош-ий или в учет. политике, которые ведут к значит-му измен-ию величины прибыли;д) нетипичные сделки ЭкСуб особенно в период оконч-ия годае) наличие платежей за услуги, которые явно не соотв-ют предоставленным услугам;и) наличие отклонений от уст-ых правил в ведении БУ Факторы, отражающим особенности состояния конкретной отрасли фин.-хоз. Деят-и ЭкСуб способств-им появлению искажений, относятся а) состояние отрасли и эк-ки страны в целом - кризис, депрессия или подъем;б) возрастные возможн-ти возн-ия банкр-ва ЭкСуб в связи с кризисн. Сост-ем отрасли; в) особен-ти произв-ой деят-ти ЭкСуб, техн-ие особ-ти пр-ва. Особ-ти действий аудитора при выявл. искаж-ий БухОПри проведении ауд. проверки, в т.ч. при планир-ии аудита, ауд. орг-ия должна учитыватьвозможное наличиеискажений БухО проверяемого ЭкСуб. В то же время ауд. орг-ии не следует в процессе аудита специально вести поиск фактов, указ-их на наличие искажений БухО. виды нарушений, ведущие к появлению искажений, такие, как:а) отклонения от устан-ых зак-ом правил ведения БУ; б) отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики;в) нарушения гражданского, налогового и валютного зак-ва;г) прочие виды нарушений, влияющих на искажение БухО.Ауд. орг-ия должна включить сведения о выявл-ых искаж-ях БухО в ауд. заключение Ответст-ть сторон в связи с выявлением искажений БухО.Аудитор несет отвественнность: за правильность и полноту данных, отраж-ых в заключении аудитора, о выявл-ых им существ. Искаж-ях БухО;за несоблюдение конфиденц-ти коммерч. Инф-ии ЭкСуб, выразившееся в разглашении сведений о выявленных искажениях БухО третьим лицам (за исключ-ем случаев, прямо предусмотренных действующим зак-ом). Персонал провер-ого ЭкСуб, в т.ч. его руков-во, несет отв-ть:а) за возн-ие непреднамер-ых и преднамер-ых искаж-ий БухО;б) за непринятие мер по предупрежд-ию возн-ия подобных искаж-ий; в) за неустранение или несвоевременное устранение их. 20.Аудиторское заключение. По результатам проведенного аудита бух. отчетности клиента аудитор должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудит. заключении от выражения своего мнения. Аудит. заключение составляется по результатам аудита бух. отч-ти клиента, проведенного аудитором. При составлении аудит. заключения аудитор должен принимать во внимание все сущ. обстоятельства, установленные в результате аудита. Сущ. признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бух. отчетности клиента. Если в результате аудита клиент произвел необходимые поправки в бух. отчетность, то аудит. заключение не должно содержать указаний на эти поправки. В аудит. заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все сущ. обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудит. заключения, отличного от безусловно положительного. Аудит. заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. К аудит. заключению должна быть приложена бух. отчетность клиента, в отношении которой проводился аудит. Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторе. Аналитическая часть должна включать: общие результаты проверки состояния СВК у клиента; общие результаты проверки состояния бух. учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения зак-тва при совершении фин. – хоз. операций. (в произвольной форме) Итоговая часть представляет собой мнение аудитора о достоверности бух. отч-ти клиента. Если в результате аудита выявлены какие-либо сущ. искажения бух. отч-ти, то в прилагаемой к аудит. заключению бух. отч-ти клиент должен устранить эти искажения, т.е. бух. отч-ть должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудит. фирмой. Если аудит. заключение составляется после представления клиентом бух. отч-ти пользователям (учредителям (участникам), налоговым органам и др.), то итоговая часть аудит. заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отч-ти. Аудитор должен представить клиенту два первых экземпляров аудит. заключения: один экземпляр в составе вводной, аналитической и итоговой частей с приложением бух. отч-ти, явившейся объектом аудита; другой экземпляр в составе вводной и итоговой частей с приложением бух. отч-ти - для предоставления заинтересованным пользователям, включая налоговые органы. Каждый экземпляр аудит. заключения вместе с приложенной к нему бух. отч-стью является единым целым и должен быть сброшюрован. Аудитор должен представить аудит. заключение клиенту в сроки, согласованные с этим субъектом. 21. Проверка соблюдения аудируемым лицом допущения непрерывности деят-ти Признаками, на основании которых может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности, являются следующие:а) финансовые признаки:отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов; привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продления срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов.изменение схемы оплаты товара поставщикам на условиях коммерческого кредита;существенное отклонение значений характеризующих финансовое положение; неспособность погать кредиторскую задолж-ть всрок; значительные убытки от основной деят.т; признаки банкротства. Б) производственные признаки: увольнение основного управление персонала без должной замены; потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика; проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства; существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;з) прочие признаки: несоблюдение требований в отношении формирования УК аудируемого лица, судебные иски. В ходе аудита аудитор должен внимательно следить за тем, имеются ли доказательства существования факторов, которые обусловливают значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно. Должен запросить информацию относительно деятельности в будущем планов получения доходов, заемных средств и реструктуризации долга, снижения или отсрочки расходов или увеличения размера УК. а. процедуры: анализ и обсуждение с руков-ом в отношении движения фин. потоков, доходов, анализ и обсуждение промежуточной отчет-ти,условия получения и возврата займа,изучение планов, анализ событий после отчетной даты. На основе полученных аудиторских доказательств аудитор должен определить, существует ли существенная неопределенность, связанная с условиями и событиями, которые по отдельности или в совокупности обусловливают значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно. 22.Аудит учета НМА Основные нормативные документы:ГК РФ,закон о товарных знаках,знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров№3520 от33.09.92,закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных,закон об авторском праве и смежных правах от19.07.95,ФЗ о Б/у№129-ФЗ21.11.96,ПБУ учетная политика организации ПБУ, ПБУ 14/2000 учет НМАИсточники инф: ф1НМА-карточка учета НМА,акт(накладная) приемкиНМА, акт на списание, ведомость учета №17 п Д-ту и К-ту счета 04, ж/о№10 по К-ту сч 05(износ),ж/о 13 поК-ту сч04(НМА),расчет износа НМА (при ж/о форме),Главная книга,,баланс ф1, ф2,ф5 прилож к бух.балансу. План и программа 4 направления: операция учета поступления и создания НМА, учет амортизации, учет выбытия, прав-ть налогооблож-я. Цель: Установление соответствия применяемой на пр-ии методики учета норм-м актам Задачи: 1. Оценка состояния орг-ии бухучета НМА, сверив единство ситетического и аналитического учета 2. Оценка системы внутренненго контороля при операциях с НМА. 3. Проверка правильности оценки НМА и отражениииих ст-ти в учете и отчетности 4. Проверка правильности начисления амортизации НМА 5. Проверка соблюдения налогового зак-ва по опер-ям, связ-м с движением НМА, их арендой 6. Анализ использования НМА Поступившие НМА В УК по Д-ту 04 К-ту 75 (расчеты с учред); На предприятии делается запись по Д-ту 75 и К-ту 80. Б/учет ведется на счете 08 (вложения во внеоб.активы) ст-ть приобретенных НМА отражается согласно принятым к оплате счетам после их оприходования и постановки на учет, поД-ту 08 К-ту 60,76. Существуют3 варианта установления срока использования:1. срок полезного использования совпадает со сроком их действия, который предусмотрен договором 2. предприятие самост-но уста-ет срок полезного использ. Который должен быть не менее 1 года 3. по НМА,по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются 20 лет. Амортизационные отчисления включаются себ-ть и в итоге это влияет на прибыль. Контроль за правильностью начисления амортизации. Начисление амор. Отражается по д счетов 20,23,25опр,26,44 расходы на продажу К-ту сч.05 аморт НМА. Выбытие НМА отражается на сч.91 пр. дох и расх. Перечень ауд процед:1.Инвентаризация 2. Проверка арифм-х расчетов 3. Подтверждение 4. Аналитические процедуры Типичные ошибки оприходование не по цене приобретения, направильное определение срока эксплуатации,неправ. Отнесение на сч 04, отсутствие докум., подтверждающих отнесение объектов к НМА,хищение средств. 23 Аудит финансовых вложений. Основная цель аудита финансовых вложений – получение подтверждения законности деятельности аудируемого лица за проверяемый период. Задачи аудита финансовых вложений Подтвердить правильность ведения учета долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, Подтвердить правильность и своевременность получения доходов от финансовых вложений,Подтвердить правильность документального оформления вложений в уставные капиталы других организаций и совместную деятельностьАудиторская проверка финансовых вложений проводится на основании общего плана и программы аудита финансовых вложений. Общий план аудита финансовых вложений содержит следующие элементы проверки, приведенные в таблице Основ:ГК РФ; НК РФ; ФЗ "О бухгалтерском учете"; ФЗ "Об акционерных обществах"; ФЗ "О рынке ценных бумаг"; План счетов и инструкция по его применению Источники информации для проверки:Документы приема-передачи ценных бумаг; платежные поручения и выписки банка, приходные и расходные ордера, учредительные документы, сертификаты акций и другие ценные бумаги, книга учета ценных бумаг Основные направления аудита:аудит вложений в уставные капиталы других организаций; аудит вложений в совместную деятельностьаудит учета вложений в займы на срок более и менее 12 мес. Аудиторские процедуры:Проверка арифметических расчетов, инспектирование; наблюдение; подтверждение; аналитические процедуры. Типичные ошибки:Отсутствуют документы, подтверждающие фактические финансовые вложения; документы оформляются с нарушениями; фиктивные документы и операции; не отражаются в учете свершившиеся операции. К краткосрочным финан.вложениям можно отнести займы, предоставленные другим э.суббъектам на срок до 12 мес., долгосрочные на срок более 12 мес. Понимают вклады в уставный капитал и совместную деятельность, затраты на приобретение акций других е.суб-ов,паи, а также займы, предоставленные другим э.с. Входе проверке нужно проверить: 1. насколько полно и своевременно оформлены все необх. Докум. (оценки,учету и инвентаризации финан.вложений, сохранности, выбытию (погашению) и реализации цен.бумаг, учет рез-ов фин.вложений. 2.Соблюдены ли требования налогового законодательства. Направления см в табл. Задачи:1. подтвердить прав-ть ведения учета долгосрочных и краткосрочных фин.вложений 2.подтв.прав-ть докум-го оформления вложений в уставнык кап. других организаций и совместную деят-ть3. установить прав-ть и своеврем.получения дохода от ФВ 4. подтвердить достоверность бухг-ой (фин) отчетности в части величины:долгоср и краткоср.ФВ ФВ могут осуществляться вУК: денежными средствами(сч.50,51,52), ценными бумагами58, имуществом или гототовой продукцией (01,10,43),НМА04. 24.Аудит учета расчетов по налогам и сборам. Основные законод и нормат документы: Конституция РФ,НК РФ, ч. 1 и 2.ФЗ РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. №2118-1:ФЗ «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.91 г. № 2030-1 План счетов Источники инф:Первичные документы бухгалтерского учета.Регистры бухгалтерского учета. Баланс.Расчеты, справки, сведения.Договоры с контрагентами Протоколы решений общего собрания учредителей, акцио­неров.Протоколы решений совета директоров. Общий план должен учитывать направления аудита: проверка начислении и уплаты налогов, начисления и уплаты регион-х налогов, местных налогов. НДС Д90/3,60 субсчет авансы выданные, 91/2,К68; Акцизы Д40/4,К68; Налог на прибыль (доход) Д 99; К 68; на доходы физических лиц Д 70, 75; К 68; Единый социальный налог Д 20... 44; К 69; Государственная пошлина Д91-2; К 68; Таможенная пошлина и таможенные сборы Д 08, 10,41,44; К 68; Налог на добычу полезных ископаемых, лесной, водный Д 26; К 68 к региональным налогам и сборам относятся: Налог на имущество организаций Д 91-2; К 68; Налог с продаж Д 90-5; К 68;Налог на игорный бизнес Д 26; К 68: к местным налогам и сборам относятся: Земельный налог Д 20; К 68; Налог на рекламу Д 91-2; К 68; Перечень а. процедур: инспектирование;наблюдение;пересчет аналитические процедуры.Инспектирование представляет собой проверку записей и доку­ментов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором про­цесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами. Пересчет представляет собой проверку точности арифметич. расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами. Типичные ошибки: Не определен ответственный за ведение учета по налог, Отсутствует утвержденная приказом учетная политика налогообложения.Не определено подразделение, которое отвечает за расчет, налогам и сборам. Отсутствует утвержденный перечень федеральных, регио-ных и местных налогов. Не соблюдается порядок исчисления и уплаты налогов Не соблюдаются сроки уплаты налога и сбора. Использование налоговых льгот безосновательно. 25. Аудит собственного капитала Уставный капитал отражается на сч 80на котором учитываются только состояние и движение УК (складочного капитала, уставного фонда) предприятия. При проверке следует иметь в виду, что величина УК соответствует размеру, зарегистрированному в учредительных документах. Полнота внесения вкладов учредителей контролируется, путем сопоставления его размера с величиной задолженности по счету 75 "Расчеты с учредителями". Изменение величины УК разрешается только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы предприятия. Основные законодательные и нормативные документы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ФЗ "О бухгалтерском учете" № 129 ФЗ, ФЗ " Об аудиторской деятельности" № 119 ФЗ, ПБУ 1/98 "учетная политика организации" Источники информации для проверки:Устав, Учредительный договор, свидетельства о государственной регистрации, договор на банковское обслуживание, отчетность. Основные направления:Аудит учредительных документов;Аудит формирования уставного капитала;Аудит расчетов с учредителями;Аудит налогообложения и формирования уставного капитала и при расчетах с учредителями. Перечень аудиторских процедур:Проверка арифметических расчетов аудируемого субъекта (пересчет); инспектирование; наблюдение; запрос; подтверждение; аналитические процедуры. Типичные ошибки:Несоответствие кредитового остатка по сч. 80 заявленному в учредительных документах; несвоевременное внесение долей в уставный капитал учредителями; невыплата дивидендов. При проверке необходимо установить:Своевременно ли учредители внесли свою долю, в каком виде, оценкеПравильность начисления доходов учредителям и налогов, связанных с этимСвоевременно ли внесены изменения в учредительные документы (если они были).Размер уставного капитала и доли каждого учредителя.Правильность оформления документов по взносам в ус­тавный капитал.Счета, которые имеет право открывать экономический субъект в учреждениях банков.Предусмотрено ли в уставе создание резервного и других фондовИмеет ли право экономический субъект создавать на территории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс.Наличие лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством.Порядок распределения чистой прибыли, оставшейся в распоряжении экономического субъекта по итогам года после уплаты обязательных платежей.Правильность исчисления доходов учредителей и акционеров и удержания налога на доходы.Правильность оформления бухгалтерской документации и составления бухгалтерских проводок по формированию уставного капитала (Д75 К80 Д01, 50, 51, 52,10 К75) Аудитору необходимо обратить внимание на следующие моменты:1При учреждении АО все его акции должны быть размещены среди учредителей. Акции могут быть обыкновенными, а также привилегированными. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% УК. Все акции общества явля­ются именными. 2Мин-ый УК ОАО должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленного ФЗ на дату регистрации общества, а закры­того — не менее 100 МРОТ.3Акции общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного уставом общества, при этом не менее 50% УК общества должно быть оплачено к моменту регистрации общества, а оставшаяся часть —- в течение года с момента его регистрации. Дополнительные акции общества должны быть оплачены в течение срока, определенного в соо


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: