Визит Далай-ламы V в Пекин




 

Как полагает А.С. Мартынов, уже у Нурхаци «четко определилось утилитарное отношение к буддизму. Он совершенно осознанно видел в нем эффективное средство воздействия на мон­голов» [Мартынов, 1978, с. 77]. В 1634 г. некий монах привез в Мук­ден статую Будды, которую, по преданию, Пагпа-лама подарил монахам храмов в горах Утайшань при Хубилае. Статуя находилась у чахаров, а после их разгрома маньчжурами оказалась в Мукдене. Для нее выстроили специальный храм. В письмах к Цанпа-хану и Гуши-хану, направленных с Илагугсан-хутухтой, Хуантайцзи обна­ружил свою осведомленность в тибетских делах. Цанпа-хану он со­общал, что «ойратский бэйлэ Гуши-хан нанес тебе поражение. [Я еще] не разобрался в этом деле». Гуши-хану он писал, что в Тибете были «нарушившие путь-дао и шедшие против учения... и ты их пока­рал». В то же время цинский император заверял всех буддистов в том, что он готов «оказать почести монахам Тибета... без разли­чия цвета их облачения, будь оно красным или желтым», т.е. опо­вещал Тибет о том, что он не принимает сторону ни Цанпа-хана, ни Гуши-хана [там же, с. 85-86]. В 1644 г. Гуши-хан отправляет в Пекин письмо с советом преемнику Абахая Фу-линю (Шунь-чжи) пригласить Далай-ламу V в Пекин. Приглашение было получено в 1648 г. и принято в надежде, что тибетский буддизм приобретет в Китае то же положение, которое он занимал при династии Юань, а школа Гэлугпа займет в Тибете такое же положение, какое в свое время было у школы Сакья. Со своей стороны, цинский двор надеял­ся с помощью великих лам привести в покорность монголов Халхи.

Посольство Далай-ламы состояло из трех тысяч человек. Далай-лама обратился к цинскому императору с неожиданной прось­бой — встретить его за пределами Китайской империи, чем сразу создал затруднения для цинского двора. Ритуал встречи и приема имел решающее значение для определения отношений сторон, {120} именно поэтому из-за него сразу же началась глухая и вежливая борьба. Далай-лама желал «наставлять», тем более что Фу-линю во время визита было 13-14 лет. Фу-линь, точнее его окружение, дол­жен был дать понять Далай-ламе, не причиняя ему большой оби­ды, что отношений как во времена Юань не будет. Далай-лама обя­зан был почувствовать свое более низкое положение по сравнению с цинским императором. Не могло быть и речи о том, чтобы по­следний поехал на границу лично встречать Далай-ламу. Предпо­лагалось прислать для встречи сановника — этого было бы доста­точно и для соблюдения правил приличия, и для успокоения мон­голов. Далай-лама доехал до г. Нинся. Здесь его встретил министр двора. После этой встречи Далай-ламу везли в желтом паланкине. Предполагалось, что император встретит Далай-ламу. Они в г. Хух-Хото или в г. Дайгэ. Однако император уклонился от личной встре­чи, прислав вместо себя одного из князей императорской фамилии. Где и как император встретил первоиерарха, остается неясным. Это случилось где-то в окрестностях Пекина — император охотился и якобы случайно оказался на пути Далай-ламы. Они обменялись рукопожатиями. Резиденцией Далай-ламы стал храм Хуансы, спе­циально выстроенный к его приезду. Тибетский иерарх первым нанес визит императору. Весной 1652 г. в храме Хуансы он устроил прием по случаю наступления тибетского Нового года. С наступле­нием лета Далай-лама объявил, что из-за жаркого пекинского кли­мата он хотел бы вернуться обратно. Император сказал, что он то­же первое время страдал от жаркого и влажного пекинского клима­та, но теперь привык. Маньчжурский двор вынашивал идею созыва съезда монгольских князей с участием Далай-ламы — это в боль­шей мере гарантировало успех съезду, но тот от участия в съезде отказался. Все исследователи сходятся на том, что желание Далай-ламы поскорее возвратиться обратно было связано с его разочаро­ванием итогами визита. Юаньский вариант не повторялся. Цин­ский двор мягко, но настойчиво старался представить Далай-ламу приехавшим издалека данником.

Весной 1653 г. Далай-лама покинул Пекин. Цинский император пожаловал ему титул «Наиблагой самосуществующий будда Запад­ного края, управляющий делами буддийского учения в Подне­бесной, всепроникающий, несущий громовой скипетр, подобный океану лама». В свою очередь, Далай-лама пожаловал маньчжур­скому императору титул «Наивысший, великий властитель, владыка Неба, бодхисаттва». Гуши-хану было пожаловано звание «Почти­тельный в действиях, просвещенный, верный долгу и мудрый {121} Гуши-хан» [там же, с. 116, 123, 126]. И Далай-лама, и Гуши-хан по­лучили писанные золотом дипломы и золотые печати.

Оценки визита Далай-ламы V в Пекин в современной китай­ской историографии однозначны: Далай-лама получил титул, в ко­тором фраза лин Тянься шицзя — «управляющий делами буддий­ского учения во всей Поднебесной» — это пожалование централь­ного правительства, которое установило связь с Далай-ламой, связь, которая обозначала, что «цинская династия — это чжу цюанъ — главная власть» [Цзанцзу цзяныпи, 1985, с. 196]. А.С. Мартынов ис­следовал китайские документы, появившиеся после визита Далай-ламы в Пекин. Его вывод таков: для этих документов характерна полная победа традиционного подхода — после визита и получе­ния титула Далай-лама «посылал посольства и подносил дань без перерыва» [Мартынов, 1978, с. 135]. Такая оценка китайской сторо­ны, безусловно, не отражала реалии события и была попросту одно­сторонней, в духе «традиционного подхода» — статус целой стра­ны был определен через персональный статус лица, которое в тот момент даже не являлось главой политической власти. С современ­ной точки зрения такая трактовка взаимоотношений кажется до­вольно странной, но «эта форма статуса Тибета оказалась весьма долговечной» [там же, с. 139].

В 1653 г. на пути из Китая Далай-лама посетил монастыри Амдо. В семи днях пути от Лхасы он был встречен Гуши-ханом и офи­циальными лицами своего правительства. Гуши-хан в последние годы своей жизни зиму проводил в Лхасе, а летом кочевал в доли­не Дам. Он умер в возрасте 74 лет в 1655 г. (по другим данным, в 1654 г.). Вся полнота власти над Тибетом оказалась в руках Далай-ламы, хотя, по мнению В.Д. Шакабпы, и при жизни Гуши-хан не вмешивался в административные дела и «вся власть без остатка была в руках Далай-ламы V до самой его смерти» [Shakabpa, 1967, р. 124].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: