Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.2.3.




 

 

  РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА (фрагмент)   Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям; Записав своё имя и званье, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь – в том их призванье! А в обычные дни этот пышный подъезд Осаждают убогие лица: Прожектёры, искатели мест, И преклонный старик, и вдовица. От него и к нему то и знай по утрам Всё курьеры с бумагами скачут. Возвращаясь, иной напевает «трам-трам», А иные просители плачут. Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди; Показался швейцар. «Допусти», – говорят С выраженьем надежды и муки. Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний). Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы, Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв, И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «Суди его Бог!», Разводя безнадёжно руками, И, покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами… А владелец роскошных палат Ещё сном был глубоким объят… Ты, считающий жизнью завидною Упоение лестью бесстыдною, Волокитство, обжорство, игру, Пробудись! Есть ещё наслаждение: Вороти их! в тебе их спасение! Но счастливые глухи к добру…

(Н. А. Некрасов, 1868)

 

****

 

 

  ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ   Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья. Обдают дождём дела бумажные, чуть войдёшь в здание: отобрав с полсотни – самые важные! – служащие расходятся на заседания. Заявишься: «Не могут ли аудиенцию дать? Хожу со времени она». – «Товарищ Иван Ваныч ушли заседать – объединение Тео и Гукона». Исколесишь сто лестниц. Свет не мил. Опять: «Через час велели прийти вам. Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом». Через час: ни секретаря, ни секретарши нет – голо! Все до 22-х лет на заседании комсомола. Снова взбираюсь, глядя на ночь, на верхний этаж семиэтажного дома. «Пришёл товарищ Иван Ваныч?! – «На заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». Взъярённый, на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? «Зарезали! Убили!» Мечусь, оря. От страшной картины свихнулся разум. И слышу спокойнейший голосок секретаря: «Оне на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там». С волнением не уснёшь. Утро раннее. Мечтой встречаю рассвет ранний: «О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний!»

(В. В. Маяковский, 1922)

4. Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

 

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

2.1. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твар­дов­ско­го иг­ра­ет изоб­ра­же­ние во­ен­ных будней?

 

2.2. Как в «Оде на день вос­ше­ствия на Все­рос­сий­ский пре­стол Её Ве­ли­че­ства го­су­да­ры­ни им­пе­ра­три­цы Ели­са­ве­ты Петровны, 1747 года» во­пло­ще­но пред­став­ле­ние М. В. Ло­мо­но­со­ва об иде­аль­ном ис­то­ри­че­ском деятеле?

 

2.3. В чем про­яв­ля­ет­ся про­ти­во­по­лож­ность натур Оне­ги­на и Ленского? (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин».)

 

2.4. Какие об­ще­ствен­ные и нрав­ствен­ные по­ро­ки об­ли­ча­ет Н. В. Го­голь в ко­ме­дии «Ревизор»

 

Пояснение.

1.1.1. Первый взвод оказался на передовой, выполняя задачу переправиться на тот берег, попал под прицельный огонь врага. Чем проще, сдержаннее говорит поэт о гибели «наших стриженых нас», тем сильнее потрясает создаваемая им картина:

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Невыразимо горька утрата, но она не расслабляет оставшихся в живых, не парализует их волю, не рождает чувства безнадежности. «Переправа, переправа…»,— мотивы трагизма противоборствуют и пере-плетаются с мотивами утверждения жизни и веры в победу.

 

1.2.1. Центральные темы оды Ломоносова — тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению - призывает молодых посвятить себя служению науке:

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. Молодые должны прославлять Россию упорным трудом.

2. 1.1.2. Как в дан­ном фраг­мен­те пе­ре­да­но чув­ство тре­во­ги и от­вет­ствен­но­сти осталь­ных сол­дат за судь­бу пер­во­го взвода?

 

1.2.2. Какие ху­до­же­ствен­ные сред­ства при­да­ют оде М. В. Ло­мо­но­со­ва тор­же­ствен­ное звучание?

 

Пояснение.

1.1.2. Война изоб­ра­же­на Твардовским в крови, труде и лишениях. Бес­ко­неч­ная ночь, мороз. Но чуток сол­дат­ский сон, даже не сон, а тя­же­лое забвение, при­чуд­ли­во перемешанное с явью. В со­зна­нии тех, кто остал­ся на этом, левом берегу, воз­ни­ка­ют картины ги­бе­ли товарищей. Их воз­мож­ная смерть ри­су­ет­ся в обы­ден­ных — но тем более страш­ных — деталях. Поэт на мгно­ве­ние изменяет стро­фи­ку (опоясанная рифма) и раз­мер стиха (перебивы че­ты­рех­стоп­но­го хорея трехстопным)—и стро­ки начинают зву­чать неизбывной грустью, пе­чаль­ной песней. Раз­ду­мья о солдатах, по­гиб­ших на переправе, да и не толь­ко об этих солдатах,— поэт за­вер­ша­ет патетическими строками. Умер­шие — бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», ста­но­вит­ся монументом сол­дат­ской славы.

 

1.2.2. Ода пред­став­ля­ет собой вдох­но­вен­ный монолог поэта, об­ле­чен­ный в сти­хо­твор­ную форму. Свое­об­ра­зие нового по­э­ти­че­ско­го жанра, ко­то­рым написано произведение, ста­но­вит­ся заметным уже с пер­вой строфы. Автор обиль­но вводит в свою речь ти­пич­но ораторские при­е­мы — вос­тор­жен­ные фразы, восклицания, старославянизмы, мно­го­чис­лен­ные обращения:

…О вы, ко­то­рых ожидает

Отечество от недр своих

И ви­деть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Можно на­блю­дать обилие усечённых форм прилагательных: благословенны, ободренны, сладки. Ис­поль­зу­ют­ся различные виды тропов: эпи­те­ты (быстрых ра­з­умом Невтонов), развёрнутые метафоры:

...может соб­ствен­ных Платонов

И быст­рых разумом Невтонов

Российская земля рождать...

Всё эти сред­ства и при­да­ют оде тор­же­ствен­ное звучание.

3. 1.1.3. Со­по­ставь­те приведённый фраг­мент рас­ска­за И.А. Бу­ни­на «Косцы» с эпи­зо­дом из рас­ска­за И. С. Тур­ге­не­ва «Певцы». В чём со­сто­ит раз­ли­чие в пении героев?

 

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние В.В. Ма­я­ков­ско­го «Прозаседавшиеся» с приведённым ниже фраг­мен­том сти­хо­тво­ре­ния Н. А. Не­кра­со­ва «Размышления у па­рад­но­го подъезда». В чём схожи эти произведения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: